Урок ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Основы мировых религиозных культур
Урок № 27: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
(дети 9-10 лет).
Красноярский край,
г. Ачинск,
МБОУ « СОШ № 4 »
Луговик А.В.
Учитель начальных классов
2014 г.
АННОТАЦИЯ.
Урока по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК, разработан для учащихся 4 классов (9 – 10 лет). Урок построен таким образом, чтобы осуществлялся деятельностный подход, дети были включены в деятельность. На уроке используются различные формы работы и смена видов деятельности. Используются презентации с диска ОМРК, так и составленные учителем.
1. Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа.
2. Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь, сострадание, закят, бодхисатва.
3. Задачи урока
1) Формирование понимания, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности.
2) Дать знания о том, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.
3) Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания.
4) Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении.
4. Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие.
II. Актуализация знаний к теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.
На доске листы со словами по темам прошлых уроков и 3 слова из новой темы. Дети по очереди выходят к доске, берут один лист и распределяют понятие к одной из религий (объясняя если нужно – если возникнут разногласия) почему именно к этой религии. Слова: причащение, Кааба, Стена Плача, нирвана, троица, мечеть, хала, трипитака, кулич, хадж, коран, Синагога, лама,закят, коран, шабат, песах, Гаутама, бодхисатва.
Слова новой темы: закят, бодхисатва.
Если дети не смогут определить куда отнести новые слова, то оставляем их в другой стороне доски. Если определят, то затем вернуться и проверить, после изучения темы (правильно ли определили).
Переход к новой теме осуществляется с диска ОМРК 4 иллюстрации. Дети обсуждают увиденное и приходят к теме урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»- презентация слайд № 1.
Что узнаем? Если не скажут прочитать с. 72 учебника.
А) Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь.
– Что такое милосердие?
– К кому мы проявляем милосердие?
– Кому нужна наша забота?
– Как вы понимаете взаимопомощь?
Слайд 2
- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
- Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину
IV. Совместное «открытие» знаний.
Б) Милосердие в религиях
Христианство
Диск ОМРК притча о добром самарянине (слушают и смотрят).
Слайд 3
Что такое милосердие в христианстве?
Можно ли научиться милосердию?
А надо ли учиться милосердию? Зачем?
Как стать милосердным?
Как же другие религии учат милосердию? Где это узнать?
Дети работают с учебником в парах находят информацию и представляют её на обсуждение классу. По ходу представления учитель добавляет используя презентацию.
Ислам
- Очень часто люди, произнося слово «взаимопомощь», обращают внимание на его первую часть и ждут, когда сделанное ими добро к ним вернётся.
- Однако пророк Мухаммад призывал помогать людям бескорыстно:
- «Почему вы совершаете добро только тем, кто делает вам добро, и относитесь хорошо только к тем, кто относится к вам хорошо? Почему вы разговариваете только с теми, кто разговаривает с вами? Почему вы почитаете только тех, кто оказывает вам почёт? Ни одному из вас не дано преимущества над другим. Поистине, уверовавшие – это те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил».
В) Притча «Стакан молока»
Слайды 5-10
– Как выдумаете, как могла закончиться эта история?
Слайд 11 (Концовка притчи)
Делимся впечатлениями.
Г) Милосердие мусульманина (обсуждение)
Слайд 12
- Закят
- Милостыня
Что значит каждое из понятий?
В чём их отличие?
Слайд 13 (комментированное чтение)
Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований — это закят.
Эта сумма варьируется в зависимости от благосостояния мусульманина.
Закят – это материальная помощь ближнему.
Но каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия.
Вот хадис об этом:
«Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню, каждый день с восхода солнца;
справедливо рассудить двух людей – это милостыня;
доброе слово – это милостыня;
каждый шаг по направлению к мечети – это тоже милостыня».
Иудаизм
- Однажды рабби Буним услышал о благочестивом и начитанном человеке, который жил в великой бедности, и устроил так, чтобы провести субботу в доме этого человека. Он приобрёл посуду, заказал еду и даже уговорил хозяина дома принять в подарок новую одежду. Прощаясь, рабби Буним дал ему значительную сумму денег, но тот отказался, пояснив, что и так уже получил от рабби более чем достаточно.
- «Этот дар, – сказал рабби Буним, — предназначен не тебе, а мне. Именно так я могу выполнить заповедь милосердия. Тот, кто не в состоянии выносить зрелище бедности, должен облегчить своё душевное беспокойство, помогая ближнему своему, и тогда печаль покинет его сердце».
Слайд 14-15 (комментированное чтение)
Рут собирает колосья на поле Боаза, Боаз приказывает жнецам не обижать её и оставлять ей больше колосьев
- Известный русско-еврейский писатель и политический деятель Владимир Жаботинский (1880 – 1940) считал, что в Торе содержится конкретный и мудрый план создания справедливого общества. Он верил, что современное общество должно строиться на принципах справедливости, содержащихся в Торе. В качестве одного из основных принципов В. Жаботинский выделял принцип «колоска»:
- «Идея колоска относится к сбору урожая. Нельзя убрать с поля весь урожай, часть его нужно оставить на поле или на винограднике для бедного пришельца, сироты и вдовы. И это не акт благотворительности, это приказ «сделать», нечто вроде налога на класс собственников в пользу неимущих…
- Вся сфера социальных схем в наши дни, от налогов на доходы до налогов на наследство, исходит из законов «колоска»…
- Я верю, что суть этого плана, каким утопичным он ни выглядит сейчас, станет когда-нибудь реальной… Голод и холод, отсутствие крова исчезнут, как исчезли в некоторых культурных странах безграмотные люди, что считалось утопией сто лет тому назад».
Буддизм
- Авалокитешвара (Владыка, Взирающий на Мир) — воплощение милосердия и сострадания в буддизме. Его часто изображают с одиннадцатью лицами.
- Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на 10 частей.
- Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы — девять мирных и одну гневную, для решительных действий. Сверху он скрепил их своей собственной головой.
- Каждая из голов имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все сферы мироздания. Кроме того, у Авалокитешвары — тысяча рук, а в ладони каждой из них есть глаз. Благодаря этому он обладает даром всеведения и всегда готов прийти на помощь.
Слайд 16-21 (комментированное чтение)
Бодхисатва
(«cущество, стремящееся к просветлению»)
- Существо, принявшее решение стать буддой, чтобы достичь нирваны и помочь другим выйти из цепи перерождений.
- Будущий бодхисатва, которым может быть не только человек, но и любое другое существо, даёт однажды великий обет достичь Просветления и избавить все существа от круговорота сансары.
- В поэме буддийского поэта и философа Шантидэвы (8 в.) бодхисатва обещает использовать накопленные им заслуги для облегчения страданий живых существ и служить лекарством, врачом и сиделкой всем, кто ещё не избавился от болезней сансары;
- он хочет быть защитником нуждающихся в защите, проводником блуждающих в пустыне, кораблём, пристанью и мостом для ищущих берега в море сансары, светильником слепых, ложем уставших и слугой всех нуждающихся.
Танка с изображением Тары – женщины-бодхисатвы сострадания, родившейся, согласно легенде, из слезы бодхисатвы Авалокитешвары.
Рефлексия: вернемся к словам – закят и бодхисатва, куда же они всё-таки относятся и что обозначают?
Если останется время «Игра – собери пословицы». На пары даётся карточка с пословицами, необходимо найти пары, зачитать и объяснить одну из них.
Слайд 22 домашнее задание
Профессии милосердия
Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?
Примечание.
1) Используемый учебный материал
– Список учебной литературы для учителя:
- «Основы мировых религиозных культур» под ред. Е.С.Токаревой
- «Основы православной культуры» А.В.Кураев
- «Основы буддийской культуры» В.Л.Чимитдоржиев
- «Основы иудейской культуры» М.А.Членов, Г.А.Миндрина, А.В.Глоцер
- «Основы исламской культуры» Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин
– Учебные пособия для учеников:
- «Основы мировых религиозных культур» под ред. Е.С.Токаревой
– Видео- и аудиоматериалы:
- Диски к различным модулям - при подготовке учителем презентации
- Диск «Основы мировых религиозных культур» при подготовке домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»
Данный материал адресован учителям, ведущим в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...
Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...
Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе
Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...
Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103 Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...