Как оценивать учащихся при преподавании курса ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему

Соушева Татьяна Анатольевна

Выступление из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Как оценивать учащихся при   преподавании курса ОРКСЭ ( из опыта работы).

 ( Подготовила Соушева Т.А., учитель начальных классов высшей квалификационной   категории)

  Духовно – нравственное развитие учеников начальной школы осуществляется на  всех предметах. Но особенно при изучении курса ОРКСЭ, который  является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов, представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. В нашей школе выбран один из модулей этого курса - «Основы православных культур и светской этики», который даёт педагогу огромные возможности для духовно – нравственного развития учащихся.

     При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

   Безотметочная система обучения с одной стороны обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет значимым ввиду безотметочного обучения.

   Следовательно, перед преподавателем появляется серьезная проблема снижения мотивации обучающихся к изучению курса. Таким образом, возникает необходимость в поиске разнообразных подходов к оцениванию результатов обучения на уроках ОРКСЭ

  Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления

       В безотметочном курсе ОРКСЭ составление портфолио обучающегося может стать основой оценки его образовательных достижений.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

     Для решения этих целей и задач в курсе ОРКСЭ желательно создавать портфолио творческих работ ученика, а не документов, что я  и предложила сделать ребятам.

   В течении всего учебного года учащиеся оформляли свои творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы на вопросы, планы путешествий, экскурсий и т. д.) таким образом, чтобы была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяло  учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать.  А на итоговом уроке мы провели презентацию творческих работ детей. Каждый ученик демонстрировал лучшее из портфолио, то, что по его мнению ему больше всего удалось: презентацию, сочинение, буклет, исследовательскую работу, рисунок, поделку. А в самом конце урока  я предложила детям творческое задание.  На большом листе бумаги был нарисован ствол дерева, но не было кроны.  Дети должны были вырезать листочки любого цвета и написать на них чему научились  на уроках ОРКСЭ. А потом мы прикрепили наша листочки к кроне дерева , и получилось дерево нашего видения окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе " Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ"

В данном эссе я постаралась выразить свое мнение о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4-х классах. Прослушав курс лекций на курсах, пообщавшись с родителями, познакомившись...

Преподавание курса ОРКСЭ (модуль Светская этика)

Все больше и больше людей приходят ныне к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в со...

Использование активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКСЭ

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методик. Какие же их них можно применять в ходе изучения курса ОРКСЭ?...

Преподавание курса ОРКСЭ

Можно использовать на родительских собраниях....

Организация проектной деятельности в преподавании курса ОРКСЭ

Презентация поможет педагогам-тьюторам в проведении занятия по данной теме....

Проектная деятельность учащихся в рамках преподавания курса ОРКСЭ

Выступление на городсом образовательном форуме 2015 (г. Красноярск)...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...