Из опыта работы учителя МБОУ СОШ № 1 г.Сургута Ярмак Натальи Викторовны
опыты и эксперименты по орксэ на тему

Ярмак Наталья Викторовна

 

Возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) при преподавании модуля «Основы светской этики» в комплексном курсе ОРКСЭ

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_yarmak_n.v.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней  общеобразовательной школы  № 1 г.Сургута

 Ярмак Натальи Викторовны

 

   "Всеми возможными способами

нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению.

Ученик будет сгорать от нетерпения учиться,

не боясь никаких трудов,

если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению".

В.А.Сухомлинский

                

Возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) при преподавании модуля «Основы светской этики» в комплексном курсе ОРКСЭ

Когда рождается ребёнок, Бог вкладывает в его ладонь песчинку, из которой вырастает впоследствии  камень жизни. И каждый человек по-своему растит этот камень. Так и учитель на каждом уроке вкладывает в души детей крупинки знаний, которые

впоследствии  превращаются в драгоценные камни.  Чем ярче будет урок, тем лучше он запомнится детям. Это простая и далеко не новая истина известна, пожалуй, каждому учителю.

        Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции  создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Модуль «Основы светской этики» создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры, так и  понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение данного модуля, являющегося одной из составляющих  КУК ОРКСЭ, обеспечивает:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • знание религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий в России;
  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России.

    Работаю по учебнику для общеобразовательных школ «Основы светской этики Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И.. М., Баласс, 2015г.. На мой взгляд, учебное пособие позволяет просто и доступно изучать данный предмет. За время своей педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с различными технологиями, способами обучения. Воспитать ученика, отвечающего требованиям времени, на мой взгляд, помогает ТРКМ. Она развивает творческое мышление, повышает мотивацию к обучению и активность на уроках, развивает умение анализировать, делать выводы.

Данная технология нацелена на процесс формирования универсальных учебных действий, которые являются одной из составляющих  системы современного образования, в рамках перехода на  обучение по стандартам второго поколения (ФГОС)

Критическое мышление - это открытое мышление, развивающее путём наложения новой информации на жизненный опыт, это отправная точка для развития творческого мышления,  они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

      Критическое мышление, т.е. творческое. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них.

Главное для меня в этой методике – свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся, возможность дать детям высказывать свое личное мнение.

На современном этапе преподавания возникает ряд противоречий:

- между наличием пассивного отношения к предмету и необходимостью осознания значимости занятий;

- между системой знаний, умений и навыков, полученных учащимися, и неспособностью  применить их в нестандартной ситуации;

- между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами, ориентированными на передачу готовых знаний.

Данные противоречия определяют актуальность выбранной темы

      Цель моей работы - заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, представить условия для осмысления нового материала и помочь творчески переработать и обобщить полученные знания.

     Модель технологии критического мышления включает следующие стадии (этапы): вызов- осмысление содержания - размышление.

Первая стадия – «Стадия вызов» позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной  работе как  на уроке, так и дома.

На данной стадии использую следующие методические приѐмы: корзина идей, кластеры,  верные и неверные утверждения.

         Более подробно остановлюсь на приёме кластер. Прием «Кластер» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев).  Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления.

  Вторая стадия технологии критического мышления – «Стадия осмысления содержания». Она позволяет получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идѐт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приѐмы, как чтение текста методом ИНСЕРТ, чтение с остановками, таблица "тонких" и "толстых" вопросов. Таблица ЗУХ

          Инсерт – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Предлагаю  проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста и затем всё вносят в таблицу.      Таблица "знаю-хочу узнать -узнал" делают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы становится обсуждение записей, внесенных в таблицу

Многие приѐмы, использованные на стадиях вызова и осмысления, логически переходят в стадию «Размышление». Эта стадия позволяет: осмыслить всю полученную информацию на уроках ОРКСЭ, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. На данной стадии использую следующие приёмы: мозговой штурм,  эссе, сочинений - миниатюр, создание синквейна, диаманты, приём "Пирамида" – всѐ это даѐт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.

Хотелось бы более подробнее остановиться на нескольких  приемах развития критического мышления на данном этапе урока

        Создание  Синквейна – это возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, выбрав точные слова, обучающиеся описывают суть понятия, или, по–другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. 

И если сначала они вызывают трудность в своем создании, то впоследствии - огромный интерес.

В качестве домашнего задания часто предлагаю ученикам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Никогда  не ограничиваю учеников в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе, рассказ, стихотворение, письмо. При обсуждении написанных эссе на уроке стараюсь давать положительную оценку творчеству учащихся, обращать особое внимание на логическую завершенность размышления.

Приемов ТРКМ очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными,    непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение. Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся  метапредметные умения, такие как:

  • умение работать в группе;
  • умение графически оформлять текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  • умение распределять информацию по степени новизны и значимости; умение обобщать полученные знания;  
  • формируется  культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Что является составляющим коммуникативной компетенции  обучающихся. Апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках ОРКСЭ, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний. Моя задача как учителя показать учащимся способы действия, положить в копилку их жизненного опыта хотя бы минимальный набор алгоритмов действий, помогающих самостоятельно мыслить и принимать решения, получать новую информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Как организовать проектную деятельность учащихся начальных классов во внеурочное время (из опыта работы учителя МБОУ «Лицей №41» города Костромы)

АннотацияВ государственных образовательных стандартах второго поколения законодательно закреплён системно-деятельностный подход как базовый принцип образования на всех ступенях обучения школьников. В ...

Статья из опыта работы учителя начальных классов Вамбольд Натальи Анатольевны

laquo;Воспитание – великое дело: им решается участь человека».В.Г. Белинский...

Проектирование урока в системно - деятельностном подходе. Из опыта работы учителя начальных классов Горбачёвой Светланы Викторовны

Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Предметы науки и культуры – это особые предметы, с которыми надо научить...