Проектирование урока в системно - деятельностном подходе. Из опыта работы учителя начальных классов Горбачёвой Светланы Викторовны
опыты и эксперименты
- Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Предметы науки и культуры – это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.
Учебная деятельность не дается человеку от рождения, ее надо сформировать. Поэтому задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 19.8 КБ |
Презентация к сообщению | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ярцевская средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза О.А. Лосика»
Проектирование урока
в системно - деятельностном подходе
Из опыта работы
учителя начальных классов
Горбачёвой Светланы Викторовны
2021 г.
1. Учебная деятельность.
- Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Предметы науки и культуры – это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.
Учебная деятельность не дается человеку от рождения, ее надо сформировать. Поэтому задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка учиться.
- Главным в учебной деятельности является то, чтобы человек посмотрел на себя и оценил собственные изменения. Собственная оценка и есть предмет учебной деятельности.
- Г.А. Цукерман выделила две характеристики учебной деятельности.
1. Независимость от взрослого. Роль взрослого состоит в организации работы и ее «запуске», а затем дети работают самостоятельно. К учителю они обращаются очень редко, но взаимодействуют со сверстниками. Это обеспечивает учет позиции партнера, его точки зрения, способствует децентрации, что ведет к развитию рефлексии.
2. Обращенность не столько на результат, сколько на способ своих и партнера действий. Работа строилась в форме «ситуации педсовета»: дети выполняли роль учителей разных классов и обсуждали, на какие правила надо дать задания тому или иному классу. В ходе обсуждения отмечался высокий мотивационный уровень учащихся.
2. Требования к современному уроку
1. Движение учеников Вашего класса в любом предмете строится на принципах теории учебной деятельности и предполагает решение учащимися системы учебных задач. Эти задачи разворачиваются для детей в форме урока.
Ваши ученики на каждом уроке самостоятельно добывают знания. Их нельзя давать в готовом виде!
2. Учебная задача – это не любое задание, выполняемое детьми на уроке.
Учебная задача – такая задача, решая которую дети самостоятельно открывают общий способ действия для целого класса задач.
3. Таких задач немного! Не следует искать в каждом уроке учебную задачу!
4. Проектируя каждый урок и анализируя учебный процесс, Вам важно видеть период (а не отдельный урок), включающий этапы:
- постановки учебной (или учебно-практической) задачи;
- решения задачи;
- применения открытого способа действия.
При проектировании учебной темы необходимо точно ответить для себя лично на вопрос: что должно произойти с ребенком в ходе изучения этой темы? Иными словами: следует определить изменение (приращение) в детских действиях и результате изучения темы (урока).
По месту в цикле постановки и решения учебной задачи уроки делятся на:
- вводные (или постановочные);
- уроки решения учебной задачи;
- уроки конкретизации открытого способа действия (уроки решения частных задач).
3. Урок решения частных задач
1. Первоначальные задачи, предлагаемые ребенку, являются учебно-практическими.
2. Когда ученик принимает задачу? Только тогда, когда урок насыщен предметными действиями каждого ребенка. Это процесс в своем роде «думанья руками».
3. Затем учащиеся, с успехом применявшие освоенный ранее способ, вдруг оказываются в ситуации, где внешне похожая задача не решается, старый способ не срабатывает. Возникают вопросы: «Что произошло? Почему? Что изменилось?» Эти вопросы являются шагами на пути постановки новой задачи.
4. Поскольку цель такого урока – выделить задачу, организовать предметные действия и диалог детей так, чтобы они сами «увидели» задачи, то формулирование задачи (детьми!) оказывается логическим итогом данного типа урока.
4. Какие условия Вам необходимо соблюдать на таком уроке?
Условия успешного урока:
- Организация общеклассной дискуссии.
- Создание условий для свободного высказывания детьми своих версий.
- Желание услышать детей, внимание к их предложениям.
- Фиксация всех гипотез детей.
- Совместный поиск решения учебной задачи предполагает опробование версий, предложенных учениками.
Структура урока
I. Формулирование целей урока, направленных на достижение результатов: предметных; метапредметных (УУД).
II. Создание ситуации успеха
III. Знакомство с произведением.
IV. В центре внимания автора:___________________________________________
V. Конкретизация задач, которые будут решаться на данном уроке. Определение временных рамок.
VI. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия
VII. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...
Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...
Статья реализация системно-деятельностного подхода(из опыта работы)
Статья реализация системно-деятельностного подхода(из опыта работы)...
Системно-деятельностный подход из опыта работы
Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизн...
Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)
Групповая работа как средство системно-деятельностного подхода( из опыта работы)...
Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)
Групповая работа как средство реализации системно-деятельностного подхода (из опыта работы)...