Статья из опыта работы учителя начальных классов Вамбольд Натальи Анатольевны
статья
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека».
В.Г. Белинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья из опыта работы учителя начальных классов Вамбольд Натальи Анатольевны
Разделы: Внеклассная работа
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека».
В.Г. Белинский
Формирование традиций в детском коллективе, где я являюсь классным руководителем.
Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: « Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». Школа, класс состоятся тогда, когда существует детская культура.
Культура класса – это традиции и обычаи детского коллектива. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.
Принципы формирования традиций.
- Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
- Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
- Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
- Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.
- Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
- Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
- Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.
Традиции, положительно влияющие на мироощущения и мировоззрение ребёнка:
- знакомство с традициями, которые есть в школе. Экскурсия по школе, знакомство с символикой школы, с людьми, которые в ней работают.
- разъяснение правил поведения в различных ситуациях.
- совместная с учащимися выработка законов жизни в классе. Например,
- Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
- Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.
- Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение.
- Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
- Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
- Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Традиции моего класса.
В классе, учитель в тесном сотрудничестве с родителями может формировать самые различные традиции. Например,
- традиция работы с дневниками учащихся;
- презентация книги классных достижений;
- поддержка ребят, которые часто болеют;
- традиция «тёплых писем»;
- традиция классных сочинений о запоминающихся событиях в классе;
- сменная выставка лучших творческих работ учащихся, проектов.
Традиционными могут быть различные мероприятия:
- Праздник рождения класса;
- День именинника и т. д.
Список традиций можно продолжить. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.
Проект «ТРАДИЦИЯ».
Базовые ценности:
- Традиционные праздники на Руси.(Масленица, Рождество и т.д.)
- Школьные традиции (традиционные мероприятия).
- Традиционное поведение
Цели проекта:
- На основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства, национальной истории сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.
- Знакомство и возрождение народных традиций, обычаев, ремёсел, изучение духовных ценностей народа.
- Сформировать умение выступать в качестве носителя особенностей и лучших образцов.
Задачи проекта:
- Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.
- Социализация учащихся, подготовка их к жизни.
- Развитие познавательных интересов, развитие творческой активности.
- Воспитание ценностно-нравственного отношения к себе, другим, природе, Родине, культуре, человечеству.
- Формирование социально-нормативных навыков поведения;
- Формирование валеологической культуры, здорового образа жизни;
- Развитие потребности трудиться, способности к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности.
В результате осуществления проекта предлагаются следующие изменения:
1. В школе как в образовательной системе:
- разработка системы традиционных общешкольных мероприятий;
- приобщение учащихся к школьным традициям и передача их подрастающему поколению;
- вовлечение в систему общешкольных мероприятий представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе ученика:
- Способность к самореализации. Формирование созидательной нравственной позиции
Деятельность по реализации проекта:
- Система «Тематические классные часы».
- Учебная деятельность через предметы.
- Работа внеурочных занятий.
- Концерты и народные праздники (игры, посиделки) с приглашением родителей.
- Конференции и семинары, посвященные направлениям работы школы.
- Система мероприятий через школьную библиотеку.
- Традиционные школьные мероприятия.
- Тематические недели начальной школы.
- Выставки творческих работ.
- Создание видеороликов.
- Экскурсии.
- Творческие конкурсы (рисунков, плакатов, песен, стихов.)
- Участие в сельских мероприятиях – Дом Культуры.
Система классных часов.
Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии имеют множество вариантов.
Формы проведения классных часов
Выбор формы зависит от поставленной цели, возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса и школьных условий.
В начальной школе я использую следующие формы классных часов:
- беседа (этическая, нравственная);
- дискуссия (в 4 классе);
- инсценированный час;
- литературный час (по творчеству писателя, поэта);
- музыкальный час;
- литературно – музыкальный час;
- игровой час (экономическая игра, интерактивная игра);
- музыкально – спортивный час;
- театрализованный классный час;
- час развлечения на прогулке;
- встречи с интересными людьми;
- викторины по различным областям знаний;
- КВНы;
- час – тренинг;
- читательские конференции;
- устный журнал;
- час вопросов и ответов;
- час – сказка;
- час – путешествие;
- час – практикум.
Система мероприятий класса через школьную библиотеку.
- Экскурсия в библиотеку: «Этот волшебный книжный мир».
- Литературные праздники, посвящённые писателям и поэтам.
- Викторины, КВНы, конкурсные, игровые программы, беседы краеведческого, экологического, этическо-нравственного направления.
- Знакомство с Амурскими поэтами.
- Привлечение старшеклассников для проведения читательских дней в школе.( мои бывшие выпускники)
- Литературно – музыкальные композиции, посвящённые главным праздникам
Тематические недели начальной школы.
Уже много лет тематические недели являются традиционными.
Много лет я готовлю тематические недели, посвящённые осени:
«Здравствуй, золотая осень!», «Чудеса из лукошка».
В рамках недели провожу:
- конкурс стихов по параллелям;
- конкурс сочинений на тему: «Прекрасная пора, очей очарованье»;
- выставка творческих работ учащихся из природного материала;
- открытые мероприятия на параллель (утренники, праздники, осенины)
- конкурс газет на осеннюю тему;
- заключительный отчётный концерт, подведение итогов, награждения ребят.
Экскурсии.
Тыгда- моё родное село
- Экскурсия в пожарную часть
- Экскурсия на тему: «Хлеб- всему голова» (Пекарня ИП «Колесникова»)
- Экскурсия на Почту
- Экскурсия «Моё родное село»
- Мемориальный комлекс (памятники)
- фабрика ёлочных игрушек
- музей школьный
Традиции моего класса.
1. Культурно-исторические традиции.
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей и этнокультурного сознания: Рождество Христово, Святки, Масленица.
Историко-патриотические: встречи с ветеранами ВОВ и труда, с воинами-интернационалистами, концерты для ветеранов и пожилых людей в «День пожилого человека», Вахта Памяти (возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату), и ко Дню Защитника Отечества» (февраль), конкурс военной песни, конкурс «А ну – ка мальчики», «Салют, Победа!» (май), создание проектов.
Семейные: круг семейного чтения, деревенские посиделки, участие родителей в классных и школьных мероприятиях.
(см. Приложение )
2. Учебные традиции класса и проектная деятельность.
Цель: повышение мотивации учебной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей, создание проектов.
День Знаний, посвящение в первоклассники, осенний праздник, тематические недели начальной школы, прощание с Азбукой, интеллектуальные марафоны, конкурсы и игры, конкурс «Класс года», библиотечные часы, участие в школьных и Всероссийских олимпиадах, бал «Прощание с начальной школой».
(см. Приложение )
3. Традиции преемственности (детский сад – начальная школа – выпускники школы).
Цель: построение модели непрерывного образования.
Концерты, посвящённые «Дню Учителя», « Посвящение в первоклассники»,«Международному женскому дню», новогодний утренник, участие в летнем оздоровительном школьном лагере, дни открытых дверей для детей и педагогов детских садов)
(см. Приложение )
4. Спортивно-оздоровительные традиции класса.
Цель: формирование физической культуры и потребности в здоровом образе жизни.
Проведение Дней Здоровья, смотра строя и песни, участие в военно – спортивной игре «Зарничка», проведение зимних игр и забав на празднике «Проводы Зимы» (село), походы, летний оздоровительный лагерь.
Заключение.
Очень здорово, если классный руководитель младших школьников может рассказать своим ученикам о своих бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе ранее.
Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.
Идут годы, мои первые ученики уже сами давно стали папами и мамами, но до сих пор они обращаются ко мне за советом, помощью и всегда с благодарностью вспоминают всё, что я для них сделала. А это, пожалуй, самое главное для учителя: благодарность его учеников!!!! Значит всё, чему я их учила, правильно. Правильно ещё и потому, что все они выросли добрыми и порядочными, отзывчивыми и неравнодушными к людям. Вот она моя самая главная награда, ради которой стоит идти дальше и продолжать жить!!! А я в свою очередь всегда говорю им спасибо за то, что они есть, за то, что они такие, какие они есть. Ведь без детей я ничего не значу, и не значила бы никогда.
Я без детей не значу ничего.
Я без детей не значу ничего!
Когда смеюсь, когда грущу и плачу.
Живу для них я видно оттого,
Что без детей я ничего не значу.
Кручусь, вращаюсь в собственных делах,
Встречаю за удачей неудачу...
Но каждый день мой полон мыслями о них -
ведь без детей я ничего не значу!
Моё педагогическое кредо я бы сформулировала так: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». И это самое важное в моей работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя начальных классов Истоминой Натальи Анатольевны
В данном портфолио подведены итоги моей работы за 4 года ( с 2008 по 2011 года) как учителя и классного руководителя, так и достижения моих учеников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-314594-1382445754.jpg)
Статья. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В. "Детский фольклор в духовно-нравственном воспитании учащихся"
Вопитание и социолизация в первую очередь формируют уклад школьной жизни. В данной статье рассматривается фольклорное творчество, театрализация, как средство духовно-нравственного развития и воспитани...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/14/picture-457131-1402775812.jpg)
"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-211310-1385556983.jpg)
Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов Карповой Елены Анатольевны
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подгото...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/08/picture-1055241-1536405478.jpg)
Статья. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ школа №375 Коротеевой О.Ф. "Игротерапия как здоровьесберегающая технология во внеурочной деятельности"
Игротерапия является уникальным способом взаимодействия с ребёнком, это путь к раскрытию его "Я" и познания мира. В процессе игры у ребёнка есть возможность переработать внутренние конфликты...
Сценарий праздника посвященного Дню Семьи (с отчетным концертом) Автор: Учитель начальных классов- Вамбольд Наталья Анатольевна
Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках. Это мероприятие способствует более близкому общению членов св...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/19/picture-1386654-1671456511.jpg)
Статья " Из опыта работы учителя начальных классов"
Интервью с учителем начальных классов Анной Александровной Логиновой...