Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»
статья по теме
Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40
Тема «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»
Использованы материалы Емелиной Г.В., Остроумовой И.В., Прохоровой Н.А.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Рефлексия деятельности
- Рефлексия содержания учебного материала
Классификация | Этап урока | Задачи | Приемы | Вопросы |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния | в начале урока | установления эмоционального контакта с группой | Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). |
|
в конце деятельности. | Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы | |||
Рефлексия деятельности | на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ | осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных | прием «лестницы успеха». графического организатора «рыбья кость» |
|
в конце урока | оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) | |||
Рефлексия содержания учебного материала | Этап изучения учебного материала | выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. | прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта, прием синквейна |
|
Мы предлагаем рассмотреть конкретные способы применения рефлексии на примере урока русского языка в 4 класс
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Виды рефлексии |
- Ребята, сегодня нам на уроке предстоит серьезная работа. Какие слова вам помогут настроиться ? - Вы мне поможете сделать урок интересным? Закройте глаза и мысленно ответьте. 2. Организация диалога с детьми. - Преступим к работе. Согласны ли вы с мнением автора? Есть ли в мире наиболее волшебная и удивительная пора года, чем зима? Укрывает она белым одеялом землю, которая терпеливо ждала такой мягкой шубы. А как очаровательно выглядят деревья в своих пушистых платках, их ласково подарила им чудесница-зима. Она, как добрая волшебница, украсила все вокруг. - Какой это текст? (Текст-описание) - Какие средства выразительности использует автор для описания природы? - Каково отношение автора к зиме? - Какие части речи использованы в тексте для передачи красоты зимней природы? 3. Формулирование темы урока. - Предположите, чем мы будем заниматься на уроке? -Я вам хочу предложить попробовать свои силы в написании текста-описания зимней природы. - Давайте поставим перед собой задачи на урок. 4. Словарная работа. Задание №1. (На доске написан текст, прилагательные закрыты). -Вставьте пропущенные слова. Какая это часть речи? Вот зима пришла (серебристая), (Белым ) снегом замела поле (чистое). (Светлым ) днем на коньках Все катается, Ночью в (снежном) огне Рассыпается. (Р.А.Кудашева) - Какие средства выразительности использовал автор? - Выполните по выбору разборы: по составу, морфологический, разбор по частям и членам предложения. - Перед выполнением следующего задания вам необходимо объединиться в пары. Давайте повторим правила дружной работы ( На доску вывешиваются смайлики. Приложение 2). 1. Общайся вежливо и доброжелательно. 2. Говори спокойно и ясно. 3. Не мешай другой группе, не вторгайся в их работу. Игра «СУЕТА» - У вас на цветных листочках даны слова с пропущенными буквами. Ваша задача – вставить букву, выделить графически орфограмму. (Приложение 3). | Хором: -У нас все получится! Дети мысленно повторяют за учителем: «Учитель, я помогу тебе сделать урок интересным». Дети вступают в диалог с учителем. Ответы детей: работать с именами прилагательными, наблюдать за ролью прилагательных в речи. Дети формулируют учебные задачи, опираясь на слова: анализировать, различать, обосновывать. Самостоятельная работа детей. Дети по своему желанию выбирают вид разбора и выполняют его. Взаимопроверка. Дети повторяют правила работы в группе. Самостоятельная работа детей. | Коммуникативные: вступление в сочетательный диалог. Познавательные: формирование умения работать с информацией. Коммуникативные: формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения. Коммуникативные: вступление в сочетательный диалог, умение четко выражать свою точку зрения, умение слушать и слышать других. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебные задачи, планировать свою деятельность. Познавательные: формирование интеллектуальной автономности; умение работать с информацией. Коммуникативные: формирование умения осуществлять выбор. Коммуникативные: формирование умения работать в парах. Познавательные: развитие операций мышления. | Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия содержания учебного материала Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала Рефлексия деятельности Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия содержания учебного материала |
З.ма сне. В холод. Около ледян. дворца Сн.жинка ле. На пол. К зимн. лесу К.ток моро. В царств. В зимн. наряде Сн.говик сугро. На север. В снежн. царство Д.ревья холо. На мороз. Колюч. снегом Л.дышка наря. В сугроб. В серебрист. инее | |||
- Найдите пару по одинаковой орфограмме. Проверь правильность написания. | Дети объединяются в пары по одинаковым орфограммам. Взаимопроверка. | Коммуникативные: формирование умения работать в группах, умение слушать и слышать. | |
Задание №2. - Чтобы собрать словосочетания, вам нужно поделиться в паре друг с другом словами. В серебристом снег По искристому ковер К зимнему сугроб Пушистого пушок Свирепым холод В сказочный мороз «Задание для друга» - Передайте свои листы сопровождения ребятам, сидящим напротив вас. Укажите падеж прилагательных в словосочетании. - Верните листы. Проверьте. - Кто доволен работой друга? Кто исправил ошибки, допущенные другом?
- В продолжение разговора о зиме я хочу вам предложить прослушать стихотворение, из которого вы узнаете, кто помогает этой волшебнице украшать природу. -Вам понравилось, как поэт изобразил зиму? Что он для этого использовал? - А как еще можно передать красоту природы? ( На доске – картины известных русских художников и Владимирских художников.) Краткий рассказ учителя о выставленных картинах . 5. Работа над сочинением. - Настало время и вам попробовать выразить свои мысли о красоте зимы. - Вначале составим план сочинения «Волшебница Зима». 1. Вступление. 2. Зимний лес. 3. Суровая пора. 4. Узоры на окнах. 5. Снежинки. 6. Заключение. -Какие пункты плана вы бы хотели заменить? Игра «СУЕТА» - Объединитесь в группы по цвету ваших листов сопровождения.
- Распределите роли в группе. Задание №3 -Напишите 2 предложения о волшебстве Зимы по данному пункту плана. Определяем критерии, по которым будем оценивать результат работы: объем, красота предложений, употребление прилагательных. - Проверяем работу групп. - Оцените работу каждой группы. 6. Итоги урока. - Справились ли мы с задачами урока? - Сможете вы теперь самостоятельно написать сочинение-описание о зиме? - Оцените работу своей группы. - Кому вы благодарны? - Заполните лист самооценки. Домашнее задание: написать сочинение на рисунках, которые мы подготовили на уроке ИЗО. - Спасибо за работу. | Дети работают в парах, составляя словосочетания. Дети работают в листах своих соседей напротив. Взаимопроверка. Ответы детей. Стихотворение М.Пожарова «Разукрасилась зима» читает ученица. Разукрасилась зима. (М.Пожаров) Разукрасилась зима: На уборе бахрома Из прозрачных льдинок, звездочек – снежинок. Вся в алмазах, жемчугах, В разноцветных огоньках, Льет вокруг сиянье, шепчет заклинанья: - Лягте, мягкие снега, На леса и на луга, Тропы застелите, Ветви опушите! На окошках, Дед Мороз, Разбросай хрустальных роз Легкие виденья, Хитрые сплетенья. Ты, метелица, чуди, Хороводы заводи, Взвейся вихрем белым В поле поседелом! Спи, земля моя, усни, Сны волшебные храни: Жди, в парчу одета, Нового рассвета. (Языковые средства выразительности.) (Рисунками, музыкой, фотографиями, фильмами и т. д.) Дети по своему усмотрению в ходе обсуждения вносят коррективы в план. Дети образовали четверки. Каждая из 6 групп получила номер определенного пункта плана. (Организатор, докладчик, хронометрист, секретарь). Дети работают в группах. Дети в ходе обсуждения вносят свои предложения. Докладчики читают по два своих предложения. Итог работы – коллективное сочинение. Дети дают оценку. Высказывания детей. Дети самостоятельно заполняют листы самооценки. (Приложение 1.) - Спасибо за урок. | Коммуникативные: формирование умения осуществлять выбор. Регулятивные: умение оценивать свою деятельность. Познавательные: формировать умение работать с информацией. Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать. Коммуникативные: формировать умения связно выражать свои мысли. Познавательные: формировать умение работать с информацией. Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебные задачи, планировать работу. Познавательные: развитие операций мышления. Коммуникативные: выполнение этапов сочетательного диалога, умение работать в группах, формировать умение работать в подготовленной среде. Познавательные: умение создавать собственный текст. Регулятивные: умение оценивать и контролировать свою деятельность. Коммуникативные: формирование умения связно выражать свои мысли, четко излагать свою точку зрения. | Рефлексия деятельности Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала Рефлексия содержания учебного материала Рефлексия деятельности Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...
Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе (из опыта работы)
Актуальность использования Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап...
Мастер-класс по теме "Использование рефлексии на уроках в начальных классах"
В матриале приводится классификация приемов рефлексии, способы их реализации....
Выступление на педсовете (из опыта работы) «Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках в начальной школе как совершенствование компетенции учителя»
Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках является одним из механизмов реализации системно–деятельностного подхода. Вместо усвоения готовых знаний, у...
Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...
«Использование методических приемов для проведения рефлексии на уроках в начальной школе».
Слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на ...