« Конспект урока по ОРКСЭ (модуль Основы светской этики)».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Снежинская Лариса Алексеевна

Конспект  урока по ОРКСЭ

                              (модуль Основы светской этики)

                                                      4 класс

Тема: «Совесть».

 

Цель и задачи урока:

помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по программе «Содержание и методика преподавания курса ОРКСЭ»

 « Конспект  урока по ОРКСЭ   (модуль Основы светской этики)».

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 01.06. по 11.06.2015 года

           

                                         

                                                                               Выполнил(а):

                                                                        Снежинская Лариса Алексеевна

                                                                 учитель начальных классов

                                                                        МБОУ СОШ № 156 г.о.Самары

Самара

2015г.

                                   Конспект  урока по ОРКСЭ

                              (модуль Основы светской этики)

                                                      4 класс

Тема: «Совесть».

Цель и задачи урока:

помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе.

Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Познавательные УУД:

понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность)выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии «чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи

Оборудование:

(интерактивная доска, учебник, раздаточный материал – задания для ситуаций, конверты с пословицами).

Ход урока

  1. Орг. момент.

Здравствуйте ребята, посмотрите на своего соседа и улыбнитесь ему, пусть на протяжении урока у вас будет позитивный настрой.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала: актуализация знаний.

Групповая работа:

1 группа:

Придумайте и запишите слова с приставкой СО (сорадование, сопереживание, сострадание, сочувствие, сожаление)

2 группа:

Придумайте и запишите слова с приставкой БЕС (бессовестный, безжалостный, бесчувственный, бесчеловечный, бессердечный, безнравственный, бескультурный)

Беседа:

 Какие чувства отображают ваши слова? (Добрые - злые)

С каким человеком вы бы хотели дружить? Почему?

Что мы испытываем,  когда совершаем недоброе? (Стыд)

Комментарий учителя:

 Приставка Со означает близость к чему – либо в жизни человека: беде – радости, горю – счастью.

Приставка Бес, Без означает отсутствие чего – либо в человеке: жалости, воспитанности.

Как вы думаете, кто или что нам подсказывает, что мы совершаем хорошее или плохое?

Давайте вместе разберёмся.

  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

       Послушайте рассказ Аркадия Гайдара.

Аркадий ГАЙДАР

Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

  1. Этап первичной проверки понимания изученного

Аналитическая беседа по содержанию рассказа.

 вопросы учителя:

- Почему Нина решила не идти в школу?

- Зачем же она пошла в рощу украдкой?

- Прочитайте, как автор назвал время учебы в школе? Почему именно так?

- О чем подумала Нина, когда встретила малыша?

- Прочитайте, какие слова она сказала мальчику? Каким тоном?

- Почему Нине не удалось подшутить над малышом?

- Давайте понаблюдаем за настроением девочки.

 Прочитайте, чем занималась Нина до встречи с малышом. Что вы можете сказать об ее настроении?

- Докажите словами из текста, что настроение у Нины изменилось.

- Совершила ли Нина хотя бы один хороший поступок? Какой?

- Попробуйте объяснить, почему она не взяла книги и завтрак, когда провожала маленького мальчика через рощу. Докажите словами из текста.

- Почему Нине было стыдно?

- Будет ли Нина когда-нибудь прогуливать уроки?

Обмен мнениями о главном герое произведения. Развитие монологической речи.

Выяснение имеющихся у учащихся представлений о совести.

- Рассказ называется «Совесть». Как вы думаете, что такое совесть?

- Какие чувства вы испытали, когда слушали рассказ?

- Чему вас научил этот рассказ?

- Какой стала девочка в конце рассказа? Что повлияло на эти изменения?

Вывод: Нине стало стыдно от плохого поступка, у неё проснулась совесть.

- В конце рассказа Нина плакала? Почему?

- Она раскаялась.

Учитель подводит учащихся к пониманию того, что Нина не плохая девочка, она совершила недостойный поступок, осознала это. Нина поняла свою ошибку и постарается ее исправить.

  1. Этап закрепления изученного

 Совесть – это голос, звучащий внутри нас.

Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть. Совесть в человеке работает, работает его душа.

  1. Перед выбором совесть подсказывает – можно – нельзя;
  2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Я же говорила, что нельзя! Исправься!»

Учитель: Стыд оставляют зарубки, раны на душе, которые никогда не забываются.  Как нужно жить с совестью?

Вывод: Жить с совестью нужно в ладу.

Учитель: Что нужно делать, чтобы не болеть, не стыдиться?

Давайте выработаем правило. Ваши предложения.

Надо:

  1. Слышать совесть;
  2. Слушать совесть;
  3. Поступать по её подсказкам.

Физминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Работа в двух группах над афоризмами и пословицами.

Дети разбирают пословицы и поговорки, написанные  на карточках, объясняют, почему им понравилась именно эта пословица или афоризм: 

Карточка № 1

Самое главное украшение — чистая совесть. Цицерон

Чистая совесть есть постоянный праздник. Сенека

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. Пушкин А. С.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. Пушкин А. С.

Совесть — лучшая нравоучительная книга…, в нее следует чаще всего заглядывать. Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Никогда не поступайте против совести… Эйнштейн А.

Совесть — это наш внутренний судья…Гольбах П.

Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее. Бальзак О.

Задание к карточке. Продолжите предложение словами из афоризмов.

Совесть бывает … чистой

Совесть – это…. Судья, когтистый зверь, закон,  нравоучительная книга.

Почему нельзя поступать против совести? Будет плохо, совесть будет мучить, кошки на душе скрести.

Когда совесть молчит?  Когда мы убиваем её.

Карточка № 2

  • Говори по делу, живи по совести (русская пословица)
  • От человека утаишь, от совести не утаишь.
  • Совесть без зубов, а грызет.  
  • Совесть мучит, снедает, томит и убивает.
  • Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет.
  • Ни бога не боится, ни людей не стыдится.
  • От человека утаишь, а от совести не утаишь.

Задание к карточке. Продолжите предложение словами из афоризмов.

Совесть бывает … доброй

Почему нельзя поступать против совести? Будет плохо, совесть будет мучить, не давать спать, грызть, томить, убивать,

Что сопровождает совесть?  Стыд.

Проблемный вопрос: Что общего в пословицах и афоризмах о совести и раскаянии?

  1. Этап применения новых знаний.

Учитель: обратимся к словарям.

Как же в них объясняется слово «Совесть».

Группа «учёных» (заранее подготовленные дети) поработала над разными словарями и сейчас нам выскажет свою точку зрения.

(Формирование критического мышления)

   Толковый словарь Владимира Даля: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.


  
Словарь по общественным наукам: Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом.
  
Словарь Ушакова: Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.

Учитель: Что общее есть в этих определениях? Давайте выведем свое определение, используя эти определения.

(Совесть – моральное осознание добра и зла, внутренняя оценка своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение, чувство, побуждающее к истине и добру.)

  1. Этап контроля и самоконтроля.

Задание «В подъезде»

Строители сделали в нашем подъезде ремонт. Вова изрисовал маркером все стены. Соседи возмутились. А бабушка, соседка Вовы, вышла и с трудом отмыла стены.

Что вы можете сказать о Вове? А о соседке? Как бы вы поступили на месте Вовы?

 Задание «Ручка»

У Олег на уроке балуясь сломал ручку. Таня дала ему свою. После уроков Олег не отдал Тане ручку, сказав, что она ему тоже нужна. Таня очень расстроилась.

Почему Таня дала ручку Олегу? Какая Таня девочка? Что можете сказать об Олеге? Как должен был поступить Олег?

Беседа:

 Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Что дает человеку чистая совесть?

Чистая совесть обеспечивает уважение

Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.

Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.

Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.

 Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

Не берите чужого без разрешения.

Не желайте никому зла.

Не допускайте грубости.

Во всём помогайте ближним.

Будьте добрым человеком.

  1. Рефлексия. Оценка.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке.

Не забывайте использовать слова….

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

  1. Домашнее задание.

Дома вы продолжите работу по данной теме.

  1. расспросите родителей о значении совести в их жизни.
  2. найдите и запишите пословицы и поговорки о совести.

Расставаясь, я хочу пожелать:

 А на последок мне хочется вам сказать: Будьте честными, добрыми и порядочными людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль Основы светской этики) 4 класс Снежинская Лариса Алексеевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 156 г.о.Самары

Слайд 2

Тема: «Совесть». Цель и задачи урока : помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе.

Слайд 3

Приставка Со означает близость к чему – либо в жизни человека: беде – радости, горю – счастью . Приставка Бес, Без означает отсутствие чего – либо в человеке: жалости, воспитанности. 1 группа: Придумайте и запишите слова с приставкой СО 2 группа: Придумайте и запишите слова с приставкой БЕС

Слайд 4

СЛОВА сорадование , сопереживание , сострадание , сочувствие , сожаление бессовестный , безжалостный, бесчувственный , бесчеловечный , бессердечный , безнравственный , бескультурный

Слайд 5

Аркадий ГАЙДАР Совесть Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? — Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Слайд 6

АФОРИЗМЫ Самое главное украшение — чистая совесть. Цицерон Чистая совесть есть постоянный праздник. Сенека Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. Пушкин А. С. Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. Пушкин А. С. Совесть — лучшая нравоучительная книга …, в нее следует чаще всего заглядывать. Паскаль Блез Закон, живущий в нас, называется совестью. Никогда не поступайте против совести… Эйнштейн А. Совесть — это наш внутренний судья… Гольбах П. Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее. Бальзак О.

Слайд 7

ПОСЛОВИЦЫ Говори по делу, живи по совести (русская пословица) От человека утаишь, от совести не утаишь. Совесть без зубов, а грызет. Совесть мучит, снедает, томит и убивает. Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет. Ни бога не боится, ни людей не стыдится. От человека утаишь, а от совести не утаишь.

Слайд 8

Продолжите предложение словами из афоризмов. Совесть бывает … чистой Совесть – это…. Судья, когтистый зверь, закон, нравоучительная книга. Почему нельзя поступать против совести? Будет плохо, совесть будет мучить, кошки на душе скрести. Когда совесть молчит? Когда мы убиваем её.

Слайд 9

Продолжите предложение словами из пословиц Совесть бывает … доброй Почему нельзя поступать против совести? Будет плохо, совесть будет мучить, не давать спать, грызть, томить, убивать, Что сопровождает совесть? Стыд.

Слайд 10

Определение слова совесть Толковый словарь Владимира Дал я: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Слайд 11

Определение слова совесть Словарь по общественным наукам : Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом. Словарь Ушакова : Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.

Слайд 12

Что дает человеку чистая совесть? Чистая совесть обеспечивает уважение Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений. Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке. Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.

Слайд 13

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны: Не берите чужого без разрешения. Не желайте никому зла. Не допускайте грубости. Во всём помогайте ближним. Будьте добрым человеком.

Слайд 14

Будьте честными, добрыми и порядочными людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс

На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Курс ОРКСЭ Модуль "Основы светской этики".

Тематическое  планирование - 4 класс.Курс  ОРКСЭМодуль "Основы  светской  этики"....

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. Тема: "Дружба"

Цель урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба": раскрытие сущности понятия "дружба", формирование представлений о качествах, которыми должен обладать настоящий друг. Формы ...

Анализы текстов в рамках курса ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики.

Данный материал предлагается для работы с 4  классом по курсу ОРКСЭ, модуль Основы светской этики. Он поможет учащимся понять глубину нравственных поступков и предлагает вопросы для дискуссии по ...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса на 2012-13 уч.год....