Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Тема урока: Христианские праздники и таинства.
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Цели: формирование у учащихся первоначальных представлений о роли и значении богослужения, церковных праздников и таинств, заключенных в них духовно-нравственных ценностях, знакомство с наиболее важными из них: Рождество, Крещение, Пасха, формирование толерантности, как неотъемлемой части российской гражданской идентичности, основные термины и понятия, используемые во время урока для описания церковных праздников и таинств расширяют словарный запас школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы мировых религиозных культур. 4 класс
Тема урока: Христианские праздники и таинства.
Цели: формирование у учащихся первоначальных представлений о роли и значении богослужения, церковных праздников и таинств, заключенных в них духовно-нравственных ценностях, знакомство с наиболее важными из них: Рождество, Крещение, Пасха, формирование толерантности, как неотъемлемой части российской гражданской идентичности, основные термины и понятия, используемые во время урока для описания церковных праздников и таинств расширяют словарный запас школьников.
- Орг. момент.
Добрый день, ребята. Рада вас видеть сегодня на уроке. Желаю вам хорошего настроения, удачной работы, узнать много нового и интересного.
- Актуализация знаний. Проверка знаний в режиме тестового задания.
На прошлом уроке мы с вами говорили о православном храме. И мне очень бы хотелось сейчас узнать, что же вы запомнили из нашего прошлого урока. Поэтому я вам приготовила тесты. Возьмите тест. Я вам даю минуту подумать и выбрать правильные ответы. Будьте внимательны, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке.
Проверка работы по слайду
- Православные храмы строятся в виде креста, круга, восьмиугольника
- Купола православных храмов по цвету бывают золотистыми, синие со звездами и зеленые.
- Двери в храме для прохода в алтарь называются царскими вратами.
- Вход в храм расположен на западе, а алтарь на востоке.
- Фреска – это роспись красками по сырой штукатурке.
- Основную часть храма и алтарь разделяет иконостас.
Молодцы, ребята!
Ну что ж, основное внутренне устройство храма мы с вами уже представляем, это мы вспомнили поработав с тестом.
- Проверка Д/З с использованием приема «Говорю-слушаю»
Домашним заданием у вас было найти храмы, церкви, которые есть в нашем районе, если не нашли в нашем районе, но в нашей республике.
Проверка задания выполняется в парах. Ребята делятся информацией о церкви, храме, о котором нашли сообщение, со своим собеседником.
В конце работы несколько ребят проговаривают вслух свои сообщения.
- Изучение нового материала.
- Вступительное слово учителя.
Храм по представлению христиан – это главное место, где верующие могут общаться с богом. В храме регулярно проводятся богослужения.
- А что понимается под богослужением? Что это такое, подумайте сейчас, повернитесь к своему партнеру по плечу и выскажите свое мнение.
После того как несколько человек выкажут свое мнение, учитель подводит итог, что под богослужением понимается совокупность обрядов и культовых действий: молитвы, песнопения, поклоны, поцелуи святых предметов, чтение священных текстов.
Важен и скрытый смысл назначения этих обрядов и культовых действий. Считается, что по средствам них у верующих возникает чувство состоявшегося таинства общения с Богом, таким образом богослужение выражает религиозную веру, ее содержание и религиозные чувства в молитвах и других религиозных ритуалах.
Существует особый распорядок богослужений, который связан с событиями земной жизни Иисуса Христа. Например, каждую пятницу в церкви вспоминают распятие Иисуса, а в субботу молятся за души умерших христиан. И в церквах, и храмах проводятся в эти дни специальные богослужения. В дни церковных торжеств вспоминаются значительные религиозные события или чествуются наиболее почитаемые религиозные персонажи.
Ребята, мы уже с вами знаем, что все в церкви служит напоминанием. Храм – это священное божественное место. Сейчас мы узнали, что напоминанием о событиях христианской истории земной жизни Иисуса Христа является и богослужение.
2) Постановка проблемы.
- Как у каждого человека важное событие в жизни его рождение, так и у бога человека, которым представляется Иисус Христос, его рождение будет главным событием, причем для всех верующих в него и отсюда великий христианский праздник
После многодневного поста
Ждем, когда взойдет звезда Христа.
Всем желаем помнить этот день
Пусть двадцать столетий уж прошло,
Как Христос всем людям помогал,
Блага, как мы вам сейчас, желал!
Проблемный вопрос:
-Как вы думаете, ребята, о каком христианском празднике говорится в этом стихотворении? (обсуждение в группах, могут воспользоваться учебником)
Проверка: Праздник Рождества Христова.
-Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о христианских праздниках и таинствах. Об одном празднике мы и узнаем.
3) Знакомство с Христианскими праздниками. Праздник Рождества Христова.
Рождество Христово – это воспоминания христиан о рождении Христа в Вифлееме.
В восточной церкви этот праздник считается вторым по значимости после Пасхи.
Учитель обращает внимание на то, что католики и православные празднуют Рождество Христово в разные дни. Вспоминают, что церковь христианская была поделена на католическую (западную) и православную (восточную). Поэтому католики отмечают этот день 25 декабря (по старому стилю), а православные - 7 января (по новому стилю).
Рождество – это единственный православный праздник в России, который стал государственным праздником, т.е. этот день у нас объявлен официальным праздничным выходным днем и празднуется на государственном уровне.
4) Работа с учебником. Обсуждение полученной информации в паре. Об этом празднике вы можете прочитать на стр.55 учебника, узнаете, что такое Рождественский пост, а потом обсудите это сто свои партнером по плечу.
- Что вы узнали про Рождественский пост? (длится 40 дней, христиане не едят мясное, постятся)
Презентация
Рождественские службы и песнопения проводятся во всех православных храмах России, служба начинается вечером, а заканчивается рано утром торжественной литургией, после этого начинаются колядования. Коляда состоит в том, что парни и девушки, молодежь собирались в группы, рядились в разные одежды и ходили по дворам с песнопениями. На второй день Рождества начиналась самая таинственная пора – Святки, которые продолжались до Крещения, т.е. до 19 января.
Физминутка.
5) Знакомство с праздником Крещения Господня.
А) Рассказ учителя.
Это один из важнейших моментов земной жизни Иисуса Христа, знаменующий начало его проповедей. Христос принял крещение в реке Иордан. В этот день православные священники совершают особый обряд освещения воды. Существует обычай, что во время крещения верующие купаются в проруби, тем самым смывая с себя все грехи. Обычно в эти дни стоят крещенские морозы, и верующие едут к храмам и монастырям. В проруби, которые вырубаются в виде креста, вода считается святой, потому что священники освятили эту воду на Крещение.
Б) Работа с иконой «Крещение Господня»
Посмотрите, перед вами икона «Крещения Господня». Рассмотрите ее. Иоанн Креститель крестит Иисуса Христа в реке Иордан. С неба на Иисуса Христа нисходит святой дух божий в виде голубя. Голубь - это символ чистоты и святости. Вот о таком празднике Крещении мы с вами поговорили.
-А что вы слышали об этом праздники?
6) Праздник «Пасха»
А) знакомство с праздником Пасха.
Следующий праздник считается самым главным. Праздник над праздниками, торжество из торжеств. В этот день христиане отмечают Воскресение Христа после распятия на кресте.
- А вот почему этот праздник считается самым главным? Подумайте и поделитесь своими предположениями со своим партнером по плечу. Заслушиваются несколько человек.
Итог: главным этот праздник является потому, что идея воскрешения является главной в христианстве. В церкви совершаются праздничные службы и крестный ход – торжественная процессия верующих с иконами.
По всюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит
Заря глядит уже с небес
Христос Воскрес, Христос Воскрес!
Работа в группах: -Что вы уже знаете об этом празднике?
Б) работа с учебником стр. 57-58. Знакомство учащихся с подвижными и неподвижными христианскими праздниками.
Прочитайте об этом празднике в учебнике. Как отмечают этот праздник, что делают на этот праздник, какие символы этого праздника можете назвать?
7) Обряды таинства.
А) знакомство с обрядами таинства. Христианские праздники служат напоминанием о наиболее значимых для христиан библейских и исторических событиях и персонажах, а сама память о том с чем связано появление этих праздников, что значат эти события, таинства и персонажи в жизни любого верующего христианина является одной из ценностей христианства. Важную роль в жизни христиан кроме праздников играют и специальные обряды таинства.
- Как вы понимаете смысл этого слова таинства?
Вывод: Таинства – это особые обряды, по средствам которых верующим сообщается божественная благодать как чудодейственная сила. Всего 7 таинств.
Б) Работа с учебником с.59-61.
Беседа по прочитанному о таинствах крещения, венчания, покаяния и причастие.
В) просмотр видеоролика о таинствах крещения и венчания.
-Вы сейчас посмотрели небольшой видеофрагмент обряда крещения. Что он символизирует?
V. Подведение итогов.
-Вспомните сейчас, о чем мы говорили сегодня на уроке, с какими христианскими праздниками и таинствами познакомились? Какой праздник считается главным. Поделитесь мнением со своим соседом по плечу.
Христианские праздники и таинства считаются значимыми в жизни верующих, они приобщают их к миру высоких нравственных ценностей, напоминают верующим о необходимости следовать им.
VI. Домашнее задание. Собрать материал по теме «Христианство» для работы с интеллект-картой в группе (фото, картинки, заметки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс: 4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....
Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)
Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с празднованием Нового года в разных мировых религиях....
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...
Модуль "Основы мировых религиозных культур" технологическая карта урока "Россия - наша Родина"
Курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Технологическая карта урока. Тема: "Россия - наша Родина". Цель: формирование целостного образа России,...
разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"
Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основ...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...