Урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Методическая разработка по ОРКСЭ на тему: Итоговый урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры".Защита проектов "Основы православной культуры."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Першина Галина Федоровна
МБОУ «СОШ №1» г.Тарко-Сале, Пуровский район
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4-й класс
Тема: « Итоговый урок по курсу ОРКСЭ « Основы православной культуры».
Цели урока:
Обучающий аспект:
-систематизировать знания учащихся по курсу ОРКСЭ -способствовать расширению читательского диапазона
-познакомить с понятием «проект» и алгоритмом работы над проектом; осуществлять поиск необходимой информации
Развивающий аспект:
-содействовать формированию коммуникативной и информационной компетентности
-содействовать развитию читательского воображения
Воспитательный аспект:
-способствовать формированию необходимых нравственных ценностных установок -способствовать формированию волевых качеств: стремления понять то, что кажется непонятным и сложным
Задачи урока: Повторить темы «Христос и его крест», «Заповеди» ( 1,5,6,8,9); «Защита Отечества», «Икона».
- Познакомить учащихся со стихотворениями Елены Екимовой «Грех», «Зло», «Обида», «Жалость», «Щедрый человек», «Душа», «Крестик»; с рассказами «Как купец сам себя обманул»; «Перед иконою святого Георгия», с мультфильмом «Пересвет и Ослябля».
- Работать над развитием устной речи учащихся.
- Развивать творческие способности учащихся.
6. Представить свой проект – отчёт об изученном курсе ОПК.
Оборудование:
- Тексты со стихотворениями Елены Екимовой.
- Иллюстрации к «Заповедям», рисунки детей .
Тип урока: обобщающий
Форма урока: защита проекта
Методы урока: словесные, наглядные, творческие, объяснительно-иллюстрированный, репродуктивные
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1.Организационный момент 2.Актуализация знаний. Создание эмоционального настроя на урок. | -Сегодня мы проводим итоговый урок по курсу ОРКСЭ « Основы православной культуры». В названии курса есть слово основа. -Что означает слово основа? Основа — это корень, то, из чего растет все остальное. -Как вы думаете, что является основами православной культуры? -Основы православной культуры – это: вера в Бога, вера в учение Христа, вера в Его жертву и воскресение, Библия и Евангелие, стремление жить по заповедям, забота о чистоте своей души и о пользе ближнего. - Изучение предмета «Основы православной культуры» мы с вами закончили. На уроках вы узнали много интересного из истории православной культуры, истории России. -А чему научились вы, что нового и полезного узнали? Зачитываются ответы учащихся, которые они дали на предыдущем уроке. (Перестала обижаться на людей; думала, что урок скучный, но поняла, что нужный; стал редко обижать сестру; узнала, что икона – это не картинка; хочу покреститься; узнал о Боге, храме и молитве; не унижать людей – ведь мы все одинаковые; хороший , правильный урок; узнал заповеди, и мне стало легче жить). | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из разных источников. 2. Строить речевое высказывание в устной форме. 3. Делать выводы на основе анализа объектов. 4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. 5. Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий. Регулятивные УУД 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Оценивать соответствие своей работы заданной тематике. 5. Оценивать уровень технического исполнения. 6. Принимать самостоятельные решения. |
II. Определение целей урока. | - Итак, 10 дней назад мы начали подготовку к сегодняшнему уроку, выбрали 4 темы, чтобы поделиться знаниями с гостями урока (представить гостей) . – Какие разные вопросы затрагивают темы ваших проектов? (Будем рассказывать о «Богоявлении» и «Голгофе», о «Символике креста», о «Заповедях» и о том, чему они учат, о православной иконе, о защите Отечества, и о том, что Русская православная церковь всегда считала защиту Отечества делом святым). – Какая тема объединяет все ваши проекты? (Тема «Что является основой православной культуры») – Предположите, с какой целью мы будем представлять друг другу результаты своих проектов. -Обсудите в классе. (Показать знания, полученные на уроках ОРКСЭ. Показать, что стремиться делать добро, с любовью относиться к родителям, уметь прощать, помогать людям должен каждый человек). | Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Отстаивать своё мнение. 3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 5. Договариваться о правилах общения и поведения. 6. Выступать перед аудиторией, представляя результат своей работы. 7. Передавать содержание текста по плану. |
III. Алгоритм работы над проектом (5 «П») | 1.Работа с понятием «Проект» -Какие бывают проекты? Приведите примеры. (Проекты зданий, шоу-проекты, проекты уроков и т.п.) - Кто (люди каких профессий) делает проекты? (Архитекторы, продюсеры, учителя и т.п.) -Зачем нужно разрабатывать проекты? (Разработать проект, значит чётко представить результат своей работы, порядок её выполнения. Выполнить проект – получить желаемый результат) Проект – это способ организации учебной деятельности, направленный на решение проблемы и имеющий конкретный результат Метод проектов - это способ решить Проблему вместе и получить Что-то новое и интересное, То, что было нам неизвестно.
Вместе учиться, работать, искать, Что-то полезное людям создать, Чтобы сказать: «Я могу! Я умею! Я в своих силах теперь уверен!» 2. Алгоритм работы над проектом ПРОЕКТ – это 5 «П»: 5. «П» -презентация (защита) 4. «П» - продукт (результат) 3. «П» - поиск информации 2. «П» - планирование работы (этапы) 1. «П» - проблема (задача, которую надо решить) 1. ПРОБЛЕМА Как показать взрослым, что мы не зря изучали ОПК, многое знаем и умеем. 2. ПЛАНИРОВАНИЕ — Цель: показать знания, полученные на уроках ОПК. Выполнить свой проект – отчёт об изученном курсе ОПК. — Собрать информацию . — Оформление готового продукта. — Презентация. 3. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ 4. ПРОДУКТ 5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ (защита своей работы) | Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. |
III. Представление проектов. | Представление проектов. Учащиеся по очереди представляют свои работы. Потом одноклассники задают вопросы и дают советы по содержанию и оформлению работы. Темы проектов: 1-я тема – «Христос и его крест». Содержание:( Дети рассказывают о «Богоявлении» и «Голгофе», «Символике креста» Чтение стихотворений «Душа». 2-я тема – « Заповеди». Содержание: (Рассказать о 4-х заповедях.) Для иллюстрации Первой заповеди - чтение стихотворения «Душа»; 5-я заповедь - «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» -О чём эта заповедь? (не только уважения и покорности по отношению к родителям, но любви, нежности, заботы о родителях; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.) Звучит стихотворение «Обида»; 6-я заповедь – « Не убивай». -Почему человек не имеет права отнимать жизнь у другого человека, то есть убивать? ( Жизнь, данная Творцом, благо, её нельзя бездумно проживать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью). Чтение стихотворений «Крестик», «Жалость»; 8-я заповедь – «Не кради». -Чего требует эта заповедь? ( жить честно). Чтение рассказа «Как купец сам себя обманул» и стихотворения «Щедрый человек»; 9-я заповедь – « Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». -Чему учит эта заповедь? ( не обманывать). Чтение стихотворений «Грех» и «Зло». 3-я тема - «Православная икона» Содержание: Что мы называем иконой? ( Икона (греч.) – образ, изображение. Это священное изображение Господа, Матери Божией, Ангелов, Святых) -Как пишутся иконы? -Какая икона лежит на аналое в центре храма? - Как прикладываться к иконе? Чтение рассказ «Пред иконою Святого Георгия». 4-я тема - «Защита Отечества» Содержание: Русская православная церковь всегда считала защиту Отечества делом святым. Просмотр мультфильма «Пересвет и Ослябля». | |
Критерии оценки выступления | Пункты выступления учащегося с защитой проекта: 1. Назвать тему проекта и его цель. 2. Если проект коллективный, назвать всех участников, рассказать о ролях, которые они выполняли, о вкладе каждого в общее дело. 3. Объяснить актуальность и пользу выполненной работы. 4. Рассказать о возникавших проблемах и их решениях; об идеях, которые были и не были реализованы; о возможных изменениях в теме, идее, цели проекта в ходе работы и о причинах этих изменений. 5. Рассказать об источниках информации и о том, как она была преобразована в ходе работы. 6. Сообщить, какие технические средства были использованы и почему они понадобились. Критерии оценки. 1. Практическая значимость и актуальность работы. 2. Элементы творчества, оригинальность исполнения. 3. Степень самостоятельности автора (авторов). 4. Качество оформления. 5. Процесс работы над проектом: – интеллектуальная активность; – умение работать в команде (для коллективного проекта). 6. Защита проекта: – умение ясно, логично, коротко пояснить суть проекта при его представлении; – полнота ответов на вопросы учителя и класса.
| |
IV. Итог урока. Рефлексия. | – Какой была тема нашего итогового урока? («Каковы основы православной культуры ?») – Вам интересно было работать? – В чём, по-вашему, заключается главное, что вы узнали из курса «Основы православной культуры »? (Знания, полученные на уроках ОРКСЭ , нужны не только православному человеку. Делать добро, с любовью относиться к родителям, уметь прощать, стремиться помогать людям должен каждый человек). – Что вас удивило сегодня на уроке? – За кого из ребят вы порадовались? – Какие выводы вы сделали для себя? Задание: нарисовать или написать на стикере то, что, по вашему мнению, является для вас самым важным из изученного в ходе этого курса. (Стикеры приклеиваются на лист ватмана, прикреплённый на доску.) |
Приложение.
Стихотворения Елены Екимовой.
Грех.
Если ты бываешь дерзким,
Думаешь, что лучше всех,
Обижаешь тех, кто младше,-
Знай, что совершаешь грех.
Призадумайся об этом:
Стоит ли со злом дружить?
Лучше жить со всеми в мире
И стараться не грешить.
Ну а если сделал плохо,
Очень долго не грусти:
Потому что есть на свете
Слово светлое – «прости».
Жалость.
Покормил щенка в сторонке –
Он от голода страдал,
С дерева достал котёнка –
Кто-то злой его загнал.
Немощной, больной старушке
Молоко и хлеб принёс.
И любимые игрушки
С мамой в детский сад отнёс.
Пусть живёт в твоём сердечке
Жалость к тем кто одинок,-
Утешенья ждёт сердечко, -
Этому нас учит Бог.
Щедрый человек.
Человек бывает вредным,
Неприветливым, скупым,
А бывает очень щедрым
Добрым, радостным, простым.
Он конфеты и печенье
Сам не съест и всем раздаст,
Дарит всё без сожаленья
И последнее отдаст.
А ещё он кормит птичек-
Воробьишек, голубей,
Галок, маленьких синичек, Чтоб жилось им веселей.
Литература.
- Н. Смоленский « Драгоценные камни веры» ( рассказы из жизни святых).
- Монах Лазарь «На реке Рузе» ( рассказы для детей).
- «Золотая чашка» ( сборник рассказов ( Теплова «Два яблока»).
- Леонид Нечаев « Повесть о преподобном Сергии Радонежском».
- Книги Бориса Ганаго ( «Будем как дети», «Готово ли сердце»).
- Лидия Чарская. Рассказ «Христосославы»
- Елена Екимова «Православная азбука».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа для 4 класса по «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...
Программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс
Предлагаемый материал нацелен на формирование у учущихся представления о культурном наследии народов нашей страны, о общечеловеческих ценностях предшествующих поколений (религиозное верование, фолькле...
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». "Праздники мусульман"
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы исламской культуры»....
Программа Основы Духовно-нравственной культуры народов России Основы православной культуры. Автор учебника Людмила Леонидовна Шевченко. 4 класс
Программа соответсвует ФГОС...
Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга
Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры ...