ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Истра
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 2» г. Истра____________
И. И. Власов
01.09.2015 г. Приказ № 263
Рабочая программа курса
«ОРКСЭ»
Базовый уровень
4 класс
Учитель: Бокарева Ирина Дмитриевна
2015-2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: Программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы
" Основы религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я.. – М.: Просвещение, 2014.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 34 часа (1 раз в неделю).
Цель и задачи комплексного учебного курса «ОРКСЭ»
Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ:
-формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
в программе обучения и учебном плане
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом в 4 классе.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,
должно обеспечить:
- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Планируемые результаты изучения учебного предмета«ОРКСЭ»
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
• Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• Осознание ценности человеческой жизни.
Программно-методическое обеспечение
- УМК
1. "Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы" (учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Данилюк А.Я. , М. : Просвещение, 2014);
2. "Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы" ( электронное приложение. )
3." Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы" (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2014) ;
4. "Основы религиозных культур и светской этики. (Данилюк А.Я.) Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы" ( М.: Просвещение, 2014 г. )
2. Электронные пособия:
1. электронное приложение к учебнику.
3. Интернет-ресурсы:
http://www.gmir.ru/expo/obzor/.
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson
4. Материально-техническое обеспечение:
1. комплект учебно-наглядных пособий
2. компьютер с лицензионным программным обеспечением;
3. телевизор;
4. DVD проигрыватель;
5. принтер;
Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата | |||||
Понятия | Предметные результаты | УУД: Познавательные; Регулятивные; Коммуникативные. | Личностные результаты | Дата проведения | Дата проведения факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | Россия – наша Родина. | 1 | Знакомство с общественными нормами нравственности и морали | Отечество. Родина. Малая родина. Культурные традиции. Духовный мир человека. Нравственные ценности. | Усвоение понятий «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности». | П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции. Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции. К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде. | Формирование у детей образа родной страны как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории. | 1нед. 1.09-4.09 | |
2 | Что такое светская этика. | 1 | Знакомство с общественными нормами нравственности и морали | Философия, Аристотель, этика, мораль, светская этика. | Понимание этики, ее роли в жизни общества, истории возникновения как науки | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Определять практическое значение светской этики, морали Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | Принятие значимости морали и этики в жизни общества, необходимости строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами | 2нед. 7.09-11.09 | |
3 | Культура и мораль. | 1 | Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности | Культура, материальная культура, духовная культура, мораль | Понимание культуры в целом и морали как особого вида духовной культуры | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Соотносить понятия культуры, материальной и духовной культуры, морали. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. | Понимание роли культуры в формировании личности каждого человека, осознание себя как творения и творца культуры. Формирование ценностного отношения к культурному наследию, в том числе, к морали. | 3нед. 14.09-18.09 | |
4 | Особенности морали. | 1 | Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности | Закон, Конституция РФ, моральные нормы. | Понимание отличий морали от юридических норм – законов. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Сравнивать закон, мораль, нравственность. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | Формирование личностного отношения к морали и принятие нравственных норм. Понимание своей ответственности за адекватное поведение. | 4нед. 21.09-25.09 | |
5 | Добро и зло. | 1 | Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали | Добро, зло, насилие, зависимость, свобода | Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Сравнивать этические понятия добра и зла. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение определять общую цель и достигать ее. | Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека. Формирование ценностного отношения к доброте. Развитие ответственности за свое поведение и слова. Способность к адекватной оценки своего поведения. | 5нед. 28.09-2.10 | |
6 | Добро и зло. | 1 | Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали | Добро, зло, норма поведения | Понимание добра и зла как способа восприятия мира. Умение дифференцировать нравственную оценку и осуждение. Понимание добра как духовно-нравственной ценности. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Анализировать явления жизни как служащие добру или злу. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Овладение навыками смыслового чтения, умение высказывать свое мнение | Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека. Формирование ценностного отношения к доброте. Развитие мотивации к добрым поступкам. | 6нед. 12.10-16.10 | |
7 | Добродетель и порок. | 1 | Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали | Добро, зло, добродетель, порок. | Понимание добродетелей как сплава нравственных качеств личности и её противоположной стороны пороков как проявления аморальных качеств души. | П. Смысловое чтение, структурирование знаний курса ОРКСЭ. Выбор способов решения этических задач. Способность анализировать этические понятия: добродетель и порок с целью выделения их существенных и несущественных признаков. Р. Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий добродетель и порок. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию. | Формирование внутренней установки на добродетель как элемента самосознания. Формирование ценностного отношения к добродетели как способу мышления и поведения. | 7нед. 19.10-23.10 | |
8 | Добродетель и порок. | 1 | Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали | Добродетель, порок; дружелюбие, щедрость, мужество, расточительность скупость, вредность, угодничество, трусость. | Понимание добродетели и порока как важнейших качеств человека, определяющих степень нравственности. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя как человека, с развитым чувством самоконтроля. | 8нед. 26.10-30.10 | |
9 | Свобода и моральный выбор человека. | 1 | Знакомство со взаимоотношениями между культурой, моральными традициями и поведением людей | Традиция Свобода, моральный выбор | Понимание свободы как возможности выбирать, морального выбора как результата сознательной деятельности человека. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, собирать, анализировать и систематизировать информацию. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | Формирование способности к осознанному и ответственному выбору своего поведения. Развитие ответственности за свое поведение и слова. | 9нед. 2.11-6.11 | |
10 | Свобода и ответственность | 1 | Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе религиозных традициях | Свобода ответственность | Понимание взаимосвязи свободы и ответственности, форм ответственности и осознанного выбора. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Устанавливать причинно-следственные связи между свободой человека и ответственностью за свободный выбор. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | Формирование ценностного отношения к свободе, свободе выбора. Развитие ответственности за свое поведение и слова. Способность к адекватной оценке своего поведения. | 10нед 9.11-13.11 | |
11 | Моральный долг. | 1 | Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах. | Моральный долг Культура Благодарность Уважение, моральная обязанность. | Усвоение понятий «моральный долг», «моральная обязанность», «благодарность», «уважение» | П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции, развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, воображение, познавательный интерес и познавательную активность, аналитические способности. Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции. К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения. | Формирование личностного отношения к патриотическому, профессиональному, родительскому долгу как моральным обязанностям, обогащение духовно-нравственного мира школьников, воспитание моральной ответственности, чувства патриотизма, толерантного отношения к людям, нуждающимся в нашей помощи. | 11нед. 23.11-27.11 | |
12 | Справедливость | 1 | Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе религиозных традициях | Справедливость справедливый поступок, признаки справедливости. | Усвоение понятий «справедливость», «справедливый поступок», «признаки справедливости». | П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции. К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде | Формирование ценностного отношения к моральным и этическим требованиям, предъявляемым человеку в светской культуре (личностное отношение к справедливости, эмоциональное переживание несправедливости, нравственно- этическая самооценка поступков и их рефлексия, развитие самосознания). | 12нед. 30.11-4.12 | |
13 | Альтруизм и эгоизм. | 1 | Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре | Альтруизм, эгоизм, состояние альтруизма, состояние эгоизма, поведение альтруиста, поведение эгоиста, настроение | Понимание альтруизма как нравственного ориентира для подражания и, напротив, понимание эгоизма как антинормы поведения и личностных ориентиров. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия альтруизм и эгоизм. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Понимание своих эмоциональных проявлений. | Формирование альтруизма как элемента позитивной «Я-концепции». Формирование ценностного отношения к альтруизму как способу мышления и поведения. | 13нед. 7.12-11.12 | |
14 | Дружба. | 1 | Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе религиозных традициях | Дружба, друг, друзья, доверие, доверительные отношения, обида, прощение | Понимание дружбы как ценностной ориентации. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Р. Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке. Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение. К. Умение работать в команде. Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого. | Формирование ответственности за поддержание дружеских отношений. Знакомство с идеей прощения другого как мировоззренческой ценностью. | 14нед. 14.12-18.12 | |
15 | Что значит быть моральным. | 1 | Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. | Понимание морали как системы норм и ценностей, регулирующих поведение людей. | П. Способность к анализу и синтезу информации. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний и созданию работоспособного состояния сознания. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде и поднимать свое эмоциональное состояние с целью эффективности в работе. | Формирование ценностного отношения к морали как особому виду духовной культуры. | 15нед. 21.12-25.12 | |
16 17 | Подведение итогов. | 2 | Анализируется важность соблюдений человеком нравственных и моральных норм | Моральный выбор. Моральные нормы Доверительные отношения | Понимание морали как системы норм и ценностей. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Осмысление значения семьи в жизни человека. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми. | Развитие восприятия себя как члена семьи, осознание своего место в семейной системе. Формирование ценностного отношения к семье. Осознание своих обязанностей по отношению к близким людям. | 16 нед. 17 нед | |
18 | Род и семья-исток нравственных отношений. | 1 | Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различных религиозных традиций. | Семья, отношения в семье, род, геносоциограмма, генеалогическое древо, родословная, фамилия. | Понимание семьи, семейных отношений, рода, родственных отношений как духовно-нравственных ценностей. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Осмысление значения семьи в жизни человека. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми. | Развитие восприятия себя как члена семьи, осознание своего место в семейной системе. Формирование ценностного отношения к семье. Осознание своих обязанностей по отношению к близким людям. | 18 нед. | |
19 | Нравственный поступок. | 1 | Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различных религиозных традиций. | Поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат. | Понимание нравственного поступка как сплава нравственных качеств личности. | П. Смысловое чтение, структурирование знаний курса ОРКСЭ. Выбор способов решения этических задач. Способность анализировать основные признаки нравственного поступка. Р. Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий, таких как нравственность и нравственный поступок. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию. | Формирование внутренней установки на нравственный поступок как элемента самосознания. | 19 нед. | |
20 | Золотое правило нравственности. | 1 | Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества | Нравственность, золотой, поступок, привычка, характер, бумеранг. | Понимание золотого правила нравственности как нравственной ценности. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, находить средства её осуществления. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе Золотого правила нравственности. | 20нед. | |
21 | Стыд, вина и извинение. | 1 | Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества | Стыд «Ложный стыд» Вина Раскаяние | Понимание стыда и вины как нравственного регулятора поведения. Понимание значения извинений и прощения. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Сравнивать этические понятия стыда и вины. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми. | Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как человека, способного признавать вину и исправлять ее. Развитие ответственности за свое поведение и слова. | 21нед. | |
22 | Честь и достоинство. | 1 | Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества | Честь. Достоинство. Кодекс чести. Репутация. | Понимание чести и достоинства как важнейших качеств человека, как нравственных ценностей. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Сравнивать этические понятия чести и достоинства. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми. | Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя как человека, с развитым чувством собственного достоинства. Формирование ценностного отношения к своему достоинству и достоинству другого человека. | 22нед. | |
23 | Совесть. | 1 | Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни. | Совесть Стыд Размышления Чувства Воля | Понимание совести как нравственного регулятора поведения, «чистой совести» как духовно-нравственной ценности, значения совести для жизни в обществе. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Сравнивать этические понятия совесть, стыд, вина. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми. | Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя как человека, руководствующегося совестью. Формирование ценностного отношения к «чистой совести» как к жизненной ценности. Развитие ответственности за свое поведение и слова. | 23нед. | |
24 | Нравственные идеалы. | 1 | Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства | Образец нравственности, богатырь, былина, правила честного поединка. | Усвоение понятий «образец нравственности», «богатырь», «былина», «правила честного поединка». | П. Умение ставить задачи, овладение учебными навыками, выполнение логических операций, развитие аналитических способностей, развитие наглядно-образного мышления, памяти, воображения, творческих способностей Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции. К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, развитие речи, коммуникативных навыков, умение работать в группе. | Формирование ценностного отношения к моральным и этическим требованиям, предъявляемым человеку в светской культуре (личностное отношение к нравственным качествам людей на примере образов русских богатырей, которые являются образцом нравственности); воспитание чувства патриотизма, развитие интереса к истории родной страны, обогащение духовно-нравственного мира школьников. | 24нед. | |
25 | Нравственные идеалы. | 1 | Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории. | Нравственность проявление нравственности, образцы нравственности. | Освоение понятий «Нравственность», «проявление нравственности». | П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками (формулирование и закрепление понятий). Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции. К. Навык публичного выступления, умение работать в команде, выражение собственного мнения. | Формирование личностного отношения к нравственному поступку как ценности. | 25нед. | |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 | Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории | Нравственность. Культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. труженик, воин. | Знание эпизодов истории России, свидетельствующие о высокой нравственности людей, культуры страны. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Организовывать поиск информации на заданную тему. Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. Давать нравственную оценку людским поступкам. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | Формирование чувства гордости за свою страну, причастности к ее истории, способности действовать нравственно, следовать примерам значимых людей | 26нед. | |
27 | Этикет. | 1 | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами различных культурных традиций. | Этикет, мораль, поведение, внимательность, предупредительность, воспитанность. | Понимание этикета как системы норм и ценностей, регулирующих поведение людей. | П. Способность к анализу и синтезу информации. Р. Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека. Умение контролировать поведение окружающих людей, своих одноклассников и свои поступки и оценивать их с точки зрения норм и правил хорошего тона. К. Умение работать в команде и поднимать свое эмоциональное состояние с целью эффективности в работе. | Формирование ценностного отношения к нормам поведения, принятым в обществе. | 27нед. | |
28 | Семейные праздники. | 1 | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами различных культурных традиций. | Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. | Понимание исторической преемственности культурных традиций как источника нравственных основ семьи и нравственного воспитательного потенциала. | П. Смысловое чтение, структурирование знаний курса ОРКСЭ. Выбор способов решения этических задач. Р. Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. | Повышение личной культуры через осознание роли и значения семейных праздников, заботы о близких людях. Формирование ценностного отношения к семейным праздникам как семейным традициям. | 28нед. | |
29 | Жизнь человека -высшая нравственная ценность. | 1 | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами различных культурных традиций. | Ценности. Жизнь человека. Синергия. Ответственность. Жизнь. Синергия. Уникальность, неповторимость жизни. Смысл жизни. Предназначение | Понимание жизни человека как высшей нравственной ценности и источника счастья и успеха. | П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия смысл жизни, нравственность, ценность. Р. Способность к осознанию нравственных категорий. Умение планировать, контролировать и оценивать результат. К. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. | Формирование представления о себе как части вселенной. Формирование осознанного отношения к своей жизни. | 29нед. | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Учатся толерантному отношению к представителям различных мировоззрений и культурных традиций. | Государство. Гражданин. Мораль. Народ. Отечество, патриотизм, долг, подвиг. | Овладение понятиями Отечество, патриотизм, долг, подвиг. | П Способность объяснить смысл предложенных понятий и отвечать на вопросы к художественному тексту. Р Возможность удерживать внимание на речи учителя, выполнять за учителем упражнения по саморегуляции. К Способность эффективно взаимодействовать в малой группе; | Принятие учащимся ценностей: Отечество, патриотизм, долг, подвиг. | 30нед. | |
31- 34 | Подведение итогов. | 4 | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Учатся участвовать в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. Готовят сообщения на выбранные темы. | Ценности. Жизнь человека. Ответственность. Жизнь. Смысл жизни. Предназначение | Овладение понятиями | Р. овладение навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану; составление плана решения действий на уроке П. прогнозирование содержания урока по его названию и с опорой на предыдущий опыт. К. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | - формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений. Смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; | 31нед. 32нед. 33нед. 34нед. |
Согласовано Согласовано
на заседании ШМО Замдиректора по УМР
учителей начальных классов ______________ Стадник Т.В.
____________ Салычева Л.В. «___» _____________ 2015 г.
Протокол № 1 от 26.08.2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в дружеских отнош...
Курс ОРКСЭ модуль« Основы светской этики »(4 класс, урок 14) Автор Партыко Е.А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ №949 Разработка урока.
Разработка урока по ОРКСЭ 4 класс,урок 14 "Дружба"(конспект урока+презентация к уроку)...
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...