ОРКСЭ 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Бокарева Ирина Дмитриевна

Рабочая программа по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_orkse.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Истра

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ № 2» г. Истра____________

И. И. Власов

      01.09.2015 г.  Приказ № 263

Рабочая программа курса

«ОРКСЭ»

Базовый уровень

4 класс

Учитель: Бокарева Ирина Дмитриевна

2015-2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы

" Основы религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я.. – М.: Просвещение, 2014.

              Учебный  курс  ОРКСЭ  является  единой  комплексной  учебно-воспитательной  системой. Все  его модули  согласуются между  собой по педагогическим целям,  задачам,  требованиям  к  результатам  освоения  учебного  содержания,  достижение  которых  обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а  также  в  системе  содержательных,  понятийных,  ценностно-смысловых  связей  учебного  предмета  с  другими  гуманитарными  предметами  начальной  и  основной  школы.   Учебный  курс  ОРКСЭ  является  культурологическим  и  направлен  на  развитие  у школьников  10-11  лет  представлений  о  нравственных  идеалах  и  ценностях,  составляющих  основу  религиозных  и  светских  традиций  многонациональной  культуры  России,  на  понимание  их  значения  в  жизни  современного  общества,  а  также  своей  сопричастности к ним.

В  учебном  плане  на  изучения  курса «Основы  религиозных  культур  и  светской  этики» отводится 34 часа   (1 раз в неделю).

Цель и задачи комплексного учебного курса «ОРКСЭ»

Преподавание знаний об основах  светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ:

-формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской  этики»

в  программе обучения и учебном плане

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать  на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И  по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между  двумя  этапами  гуманитарного образования и  воспитания школьников. С одной  стороны,  учебный  курс ОРКСЭ  дополняет  обществоведческие  аспекты  предмета «Окружающий  мир»,  с  которым  знакомятся  учащиеся  основной  школы.  С  другой  стороны,  этот  курс предваряет  начинающееся  в 5  классе  изучение  предмета «История».  Таким  образом,  ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных  традиций  России  происходит  в  контексте,  отражающем  глубинную  связь  прошлого  и  настоящего.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.  Основы православной культуры;

2.  Основы исламской культуры;

3.  Основы буддийской культуры;

4.  Основы иудейской культуры;

5.  Основы мировых религиозных культур;

6.  Основы светской этики.

Обучающимся  изучается  один  из  модулей  с  его  согласия  и   по  выбору  его  родителей (законных представителей).

На  протяжении  всего  периода  изучения  выбранного  модуля  занятия  проводятся  одним педагогом в 4 классе.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,

должно обеспечить:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление веры в Россию;
  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Планируемые результаты изучения учебного предмета«ОРКСЭ»

•  Формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  чувства  гордости  за свою  Родину,  российский  народ  и  историю  России,  осознание  своей  этнической  и национальной  принадлежности;  формирование  ценностей  многонационального российского  общества;  Формирование  целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

•  Формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре других народов;

Освоение  учащимися  универсальных  способов  деятельности,  применяемых  как  в  рамках образовательного  процесса,  так  и  в  реальных  жизненных  ситуациях:   умение  выделять признаки  и  свойства,  особенности  объектов,  процессов  и  явлений  действительности (в  т.ч. социальных  и  культурных)  в  соответствии  с  содержанием  учебного  предмета «Основы религиозных  культур  и  светской  этики»,  высказывать  суждения  на  основе  сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений  действительности;  осуществлять  поиск  и  обработку  информации (в  том  числе  с использованием компьютера).

•  Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

•  Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

•  Понимание  значения  нравственности,  веры  и  религии  в  жизни  человека  и общества;

•  Формирование первоначальных представлений  о  светской  этике,  о  традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

•  Первоначальные  представления  об  исторической  роли  традиционных  религий  в становлении российской государственности;

•  Становление  внутренней  установки  личности  поступать  согласно  своей  совести; воспитание  нравственности,  основанной  на  свободе  совести  и  вероисповедания, духовных традициях народов России;

•  Осознание ценности человеческой жизни.

Программно-методическое обеспечение

  1. УМК

1. "Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы" (учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Данилюк А.Я. , М. : Просвещение, 2014);

2. "Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы" ( электронное приложение. )

3." Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы" (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2014) ;

4. "Основы религиозных культур и светской этики. (Данилюк А.Я.) Программы общеобразовательных учреждений     4-5 классы" ( М.: Просвещение, 2014 г. )

2. Электронные пособия:

              1. электронное приложение к учебнику.

3. Интернет-ресурсы:

       http://www.gmir.ru/expo/obzor/.

       http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson

             http://ccel.wheaton.edu/wwsb/

             http://ccel.wheaton.edu/wwsb/

             http://www.religio.ru/

4. Материально-техническое обеспечение:

1. комплект учебно-наглядных пособий

        2. компьютер с лицензионным программным обеспечением;

        3. телевизор;

        4. DVD проигрыватель;

        5. принтер;

        

                                                                           Календарно -тематическое планирование

п/п

Название раздела,

тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Дата

Понятия

Предметные

 результаты

УУД:

Познавательные;

Регулятивные;

Коммуникативные.

Личностные

результаты

Дата проведения

Дата  проведения факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Россия – наша Родина.

1

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали

Отечество. Родина.

Малая родина.

Культурные

традиции.

Духовный мир человека. Нравственные ценности.

Усвоение понятий «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности».

 П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде.

Формирование у детей образа родной страны  как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории.

1нед.

1.09-4.09

2

Что такое светская этика.

1

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали

Философия, Аристотель, этика,

мораль,

светская этика.

Понимание этики, ее роли в жизни общества, истории возникновения как науки

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Определять практическое значение светской этики, морали

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми.

Принятие значимости морали и этики в жизни общества, необходимости строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами

2нед.

7.09-11.09

3

Культура и мораль.

1

Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности

Культура, материальная культура, духовная культура,

мораль

Понимание культуры в целом и морали как особого вида духовной культуры

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Соотносить понятия культуры, материальной и духовной культуры, морали.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Понимание роли культуры в формировании личности каждого человека, осознание себя как творения и творца культуры.

Формирование ценностного отношения к культурному наследию, в том числе, к морали.

3нед.

14.09-18.09

4

Особенности морали.

1

Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности

Закон, Конституция РФ,

моральные нормы.

Понимание отличий морали от  юридических норм – законов.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Сравнивать закон, мораль,  нравственность.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми.

Формирование личностного отношения к морали и принятие нравственных норм. Понимание своей ответственности за адекватное поведение.

4нед. 21.09-25.09

5

Добро и зло.

1

Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали

Добро, зло, насилие, зависимость, свобода

Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Сравнивать этические понятия добра и зла.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение определять общую цель и достигать ее.

Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека.

Формирование ценностного отношения к доброте.

Развитие ответственности за свое поведение и слова.

Способность к адекватной оценки своего поведения.

5нед. 28.09-2.10

6

Добро и зло.

1

Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали

Добро,

зло,

норма поведения

Понимание добра и зла как способа восприятия мира. Умение дифференцировать нравственную оценку и осуждение. Понимание добра как   духовно-нравственной ценности.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Анализировать явления жизни как служащие добру или злу.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Овладение навыками смыслового чтения, умение высказывать свое мнение

Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека.

Формирование ценностного отношения к доброте.

Развитие мотивации к добрым поступкам.

6нед.

12.10-16.10

7

Добродетель и порок.

1

Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали

Добро,

 зло,

 добродетель, порок.

Понимание добродетелей как  сплава нравственных качеств личности  и её противоположной стороны пороков  как проявления аморальных качеств души.

П. Смысловое чтение, структурирование знаний курса ОРКСЭ. Выбор способов решения этических задач. Способность анализировать этические понятия:  добродетель и порок с целью выделения их  существенных и несущественных признаков.

Р. Способность к прогнозированию и оценке своего  поведения на основе этических категорий добродетель и порок.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее. Умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию.

Формирование  внутренней установки на добродетель как элемента самосознания.

Формирование ценностного отношения к

добродетели как способу мышления и поведения.

7нед. 19.10-23.10

8

Добродетель и порок.

1

Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали

Добродетель, порок;  дружелюбие, щедрость, мужество, расточительность скупость, вредность, угодничество, трусость.

Понимание добродетели и порока  как важнейших качеств человека, определяющих степень  нравственности.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия добродетель и порок.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми.

Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя как человека, с развитым чувством самоконтроля.

8нед.

26.10-30.10

9

Свобода и моральный выбор человека.

1

Знакомство со взаимоотношениями между культурой, моральными традициями и поведением людей

Традиция

Свобода, моральный выбор

Понимание свободы как возможности выбирать, морального выбора как результата сознательной деятельности человека.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, собирать, анализировать и систематизировать информацию.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми.

Формирование способности к осознанному и ответственному выбору своего поведения.

Развитие ответственности за свое поведение и слова.

9нед.

2.11-6.11

10

Свобода и ответственность

1

Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе религиозных традициях

Свобода ответственность

Понимание взаимосвязи свободы и ответственности, форм ответственности и осознанного выбора.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Устанавливать причинно-следственные связи между свободой человека и ответственностью за свободный выбор.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми.

Формирование ценностного отношения к свободе, свободе выбора.

Развитие ответственности за свое поведение и слова.

Способность к адекватной оценке своего поведения.

10нед

9.11-13.11

11

Моральный долг.

1

Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах.

Моральный долг

Культура

Благодарность

Уважение,

моральная обязанность.

Усвоение понятий «моральный долг», «моральная обязанность»,

 «благодарность», «уважение»

П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции, развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, воображение, познавательный интерес и познавательную активность,  аналитические способности.

Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Формирование личностного  отношения к  патриотическому, профессиональному, родительскому долгу как моральным обязанностям, обогащение духовно-нравственного мира школьников, воспитание моральной ответственности, чувства патриотизма, толерантного отношения к людям, нуждающимся в нашей помощи.

11нед.

23.11-27.11

12

Справедливость

1

Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе религиозных традициях

Справедливость справедливый поступок, признаки справедливости.

Усвоение понятий «справедливость»,

«справедливый поступок», «признаки справедливости».

П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции

Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде  

Формирование ценностного отношения к моральным и этическим требованиям, предъявляемым человеку в светской культуре (личностное отношение к справедливости, эмоциональное переживание несправедливости,  нравственно- этическая самооценка поступков и их рефлексия, развитие самосознания).

12нед.

30.11-4.12

13

Альтруизм и эгоизм.

1

Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре

Альтруизм, эгоизм, состояние альтруизма, состояние эгоизма, поведение альтруиста, поведение эгоиста, настроение

Понимание альтруизма как  нравственного ориентира для подражания и, напротив, понимание эгоизма  как антинормы поведения и личностных ориентиров.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия  альтруизм и эгоизм.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее. Понимание своих эмоциональных проявлений.

Формирование  альтруизма как элемента позитивной «Я-концепции».

Формирование ценностного отношения к

альтруизму как способу мышления и поведения.

13нед.

7.12-11.12

14

Дружба.

1

Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре и различных культурах, в том числе религиозных традициях

Дружба,

друг,

друзья,

доверие, доверительные отношения, обида,

прощение

Понимание дружбы как ценностной ориентации.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Р. Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.

Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.

К. Умение работать в команде.

Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого.

Формирование  ответственности за поддержание дружеских отношений. Знакомство с идеей прощения другого как мировоззренческой ценностью.

14нед.

14.12-18.12

15

Что значит быть моральным.

1

Анализируются моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре

Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.

Понимание морали как системы норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

П. Способность к анализу и синтезу информации.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний и созданию работоспособного состояния сознания.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде и поднимать свое эмоциональное состояние с целью эффективности в работе.

Формирование ценностного отношения к

морали как особому виду духовной культуры.

15нед.

21.12-25.12

16

17

Подведение итогов.

2

Анализируется важность соблюдений человеком нравственных и моральных норм

Моральный выбор. Моральные нормы

Доверительные отношения

Понимание морали как системы норм и ценностей.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Осмысление значения семьи в жизни человека.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Согласовывать свои действия с другими людьми.

Развитие восприятия себя как члена семьи, осознание своего место в семейной системе.

Формирование ценностного отношения к семье.

Осознание своих обязанностей по отношению к близким людям.

16 нед.

17 нед

18

Род и семья-исток нравственных отношений.

1

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различных религиозных традиций.

Семья, отношения в семье, род, геносоциограмма, генеалогическое древо, родословная, фамилия.

Понимание семьи, семейных отношений, рода, родственных отношений как духовно-нравственных ценностей.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Осмысление значения семьи в жизни человека.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Согласовывать свои действия с другими людьми.

Развитие восприятия себя как члена семьи, осознание своего место в семейной системе.

Формирование ценностного отношения к семье.

Осознание своих обязанностей по отношению к близким людям.

18 нед.

19

Нравственный поступок.

1

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различных религиозных традиций.

Поступок, нравственный поступок,

мотив,

цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.

Понимание нравственного поступка как  сплава нравственных качеств личности.

П. Смысловое чтение, структурирование знаний курса ОРКСЭ. Выбор способов решения этических задач. Способность анализировать основные признаки нравственного поступка.

Р. Способность к прогнозированию и оценке своего  поведения на основе этических категорий, таких как нравственность и нравственный поступок.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее. Умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию.

Формирование  внутренней установки на нравственный поступок как элемента самосознания.

19 нед.

20

Золотое правило нравственности.

1

Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества

Нравственность, золотой, поступок, привычка, характер,  бумеранг.

Понимание золотого правила нравственности как нравственной ценности.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, находить средства её осуществления.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе Золотого правила нравственности.

20нед.

21

Стыд, вина и извинение.

1

Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества

Стыд

«Ложный стыд» Вина

Раскаяние

Понимание стыда и вины  как нравственного регулятора поведения. Понимание значения извинений и прощения.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Сравнивать этические понятия стыда и вины.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Согласовывать свои действия с другими людьми.

Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как человека, способного признавать вину и исправлять ее.

Развитие ответственности за свое поведение и слова.

21нед.

22

Честь и достоинство.

1

Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества

Честь. Достоинство. Кодекс чести.

Репутация.

Понимание чести и достоинства как важнейших качеств человека, как нравственных ценностей.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Сравнивать этические понятия чести и достоинства.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Согласовывать свои действия с другими людьми.

Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя как человека, с развитым чувством собственного достоинства.

Формирование ценностного отношения к своему достоинству и достоинству другого человека.

22нед.

23

Совесть.

1

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни.

Совесть

 Стыд

Размышления Чувства

Воля

Понимание совести как нравственного регулятора поведения, «чистой совести» как духовно-нравственной ценности, значения совести для жизни в обществе.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Сравнивать этические понятия совесть, стыд, вина.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Согласовывать свои действия с другими людьми.

Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя как человека, руководствующегося совестью.

Формирование ценностного отношения к «чистой совести» как к жизненной ценности.

Развитие ответственности за свое поведение и слова.

23нед.

24

Нравственные идеалы.

1

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства

Образец нравственности, богатырь, былина,

правила честного поединка.

Усвоение понятий «образец нравственности», «богатырь», «былина», «правила честного поединка».

П. Умение ставить задачи, овладение учебными навыками, выполнение логических операций,  развитие аналитических способностей,

развитие наглядно-образного мышления, памяти, воображения, творческих способностей

Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, развитие речи, коммуникативных навыков, умение работать в группе.

Формирование ценностного отношения к моральным и этическим требованиям, предъявляемым человеку в светской культуре (личностное отношение к нравственным качествам людей на примере образов русских богатырей, которые являются образцом нравственности); воспитание чувства патриотизма, развитие интереса к истории  родной страны, обогащение духовно-нравственного мира школьников.

24нед.

25

Нравственные идеалы.

1

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории.

Нравственность

проявление нравственности, образцы нравственности.

Освоение понятий «Нравственность», «проявление нравственности».

П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками (формулирование и закрепление понятий).

Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.

К. Навык публичного выступления, умение работать в команде, выражение собственного мнения.

Формирование личностного отношения к нравственному поступку как ценности.

25нед.

26

Образцы нравственности  в культуре  Отечества.

1

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории

Нравственность. Культура. Культура России. Патриот.  Защитник Отечества. Коллективист.  

 труженик,

 воин.

Знание эпизодов истории России, свидетельствующие о высокой нравственности людей, культуры страны.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Организовывать поиск информации на заданную тему.

Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат. Давать нравственную оценку людским поступкам.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми.

Формирование чувства гордости за свою страну, причастности к ее истории, способности действовать нравственно, следовать примерам значимых людей

26нед.

27

Этикет.

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами различных культурных традиций.

Этикет, мораль, поведение, внимательность, предупредительность, воспитанность.

Понимание этикета как системы норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

П. Способность к анализу и синтезу информации.

Р. Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека.

Умение контролировать поведение окружающих людей, своих одноклассников и свои поступки и оценивать их с точки зрения норм и правил хорошего тона.

К. Умение работать в команде и поднимать свое эмоциональное состояние с целью эффективности в работе.

Формирование ценностного отношения к

нормам  поведения, принятым в обществе.

27нед.

28

Семейные праздники.

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами различных культурных традиций.

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

Понимание исторической преемственности культурных традиций как  источника  нравственных основ семьи  и нравственного воспитательного потенциала.

П. Смысловое чтение, структурирование знаний курса ОРКСЭ. Выбор способов решения этических задач.

Р. Способность к прогнозированию и оценке своего  поведения на основе этических категорий.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Повышение  личной культуры через  осознание роли и значения семейных праздников, заботы о близких людях.

Формирование ценностного отношения к

семейным праздникам  как семейным традициям.

28нед.

29

Жизнь человека -высшая нравственная ценность.

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами различных культурных традиций.

Ценности. Жизнь человека. Синергия. Ответственность. Жизнь. Синергия. Уникальность, неповторимость жизни. Смысл жизни. Предназначение

Понимание жизни человека как высшей нравственной ценности и источника счастья и успеха.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, сравнивать этические понятия смысл жизни, нравственность, ценность.

Р. Способность к осознанию нравственных категорий.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

К. Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми.

Формирование представления о себе как части вселенной.

Формирование осознанного отношения к своей жизни.

29нед.

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Учатся толерантному отношению к представителям различных мировоззрений и культурных  традиций.

Государство. Гражданин. Мораль.

Народ.

Отечество, патриотизм,

 долг,

 подвиг.

Овладение понятиями

Отечество, патриотизм,

долг, подвиг.

П Способность объяснить смысл предложенных  понятий и отвечать на вопросы к  художественному тексту.

Р Возможность удерживать внимание на речи учителя, выполнять за учителем упражнения по саморегуляции.

К Способность эффективно взаимодействовать в малой группе;

Принятие учащимся ценностей:

Отечество,

патриотизм, долг, подвиг.

30нед.

31-

34

Подведение итогов.

4

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Учатся участвовать в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. Готовят сообщения на выбранные темы.

Ценности.

Жизнь человека. Ответственность. Жизнь.

Смысл жизни. Предназначение

Овладение понятиями

Р. овладение навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану; составление плана решения действий на уроке

П. прогнозирование содержания урока по его названию и с опорой на предыдущий опыт.

К. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

- формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений. Смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

31нед.

32нед.

33нед.

34нед.

Согласовано                                                                                                                                                                                                 Согласовано

на заседании ШМО                                                                                                                                                                              Замдиректора по УМР

учителей начальных классов                                                                                                                                         ______________ Стадник Т.В.

____________ Салычева Л.В.                                                                                                                                           «___» _____________ 2015 г.

Протокол № 1 от 26.08.2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...