Музей истории крестьянского быта села как ресурс преподавания предметной области ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс)

Морозова Татьяна Борисовна

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, предметы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Устьинская СОШ Мутасьевский филиал

Моршанский район Тамбовской области

C:\Users\МОРОЗОФФ\Desktop\для семинара по музею 2019\фото 2019 батюшка\IMG_5908.JPG

Музей

истории крестьянского быта села

как ресурс преподавания

предметной области ОРКСЭ

Автор: Морозова Татьяна Борисовна

учитель начальных классов,

 ответственная за ВР филиала

с. Алкужи

2019 г.

1. Введение

         В нашей школе имеется «Музей истории крестьянского быта села», который  является одним из средств духовно-нравственного воспитания школьников.

В современных условиях  роль  школьного музея стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы музея достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс. На сегодняшний день проблема духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе. Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, предметы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

Одно из направлений нашего музея: духовно-нравственное воспитание учащихся, целью которого является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.

2.  Музей истории крестьянского быта села как ресурс преподавания предметной области ОРКСЭ

       

«Музей истории крестьянского быта села»   Мутасьевского филиала существует с  декабря 2010 г. Он насчитывает более 380 подлинных экспонатов основного фонда. Наш музей оформлен в виде русской избы конца 19 – начала 20 века. Большим потенциалом обладает школьный музей при изучении программных школьных дисциплин.

Проанализировав опыт сочетания музейных возможностей и особенностей курса ОРКСЭ, можно отметить, что  возможно применение на уроках характерных для музея форм работы:                                                                                                                                                                             - урок – экскурсия в музей;                                                                                                                                                                     - учебная экскурсия;

- исследовательская деятельность;        

- путешествие (реальное или виртуальное);

- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке и внеурочной деятельности.                                                                                                            Это помогает удивлять, увлекать учеников предметом, выходить за привычные рамки стандартного урока. Школьный Музей и курс ОРКСЭ призваны воспитывать схожие ценности, отношения, навыки общественно одобряемой деятельности. Среди них добро, трудолюбие, взаимовыручка, понять и прочувствовать которые помогают яркие экспонаты, которые изучаются  в живом восприятии.                                                                                            

Цель урока в музее — получение учащимися знаний по определенным предметам или закрепление и углубление уже полученных. При этом музейная экспозиция выступает не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знания. Урок в музее активизирует восприятие ребят, т.к.:                                                                       - музейная информация конкретна, музейный экспонат  обладает предметной наглядностью, воздействует на чувства человека, влияет на развитие образно – эмоционального мышления ученика;                                                                   - в музее, в необычной обстановке, разрушается стереотип проведения урока в классе, создаются благоприятные педагогические условия для реализации комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся.                            Все это помогает формировать у ребят конкретные представления, обеспечивает прочность запоминаний, развивает логическое мышление.

Составляя тематическое планирование курса ОРКСЭ  я запланировала проведение в музее таких уроков:

1. «Россия – наша Родина» (урок № 1 по плану). Мир, окружающий нас, многообразен. Материальный мир – предметы, среди которых живёт человек, явления природы. Духовный мир – это знания  информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми. Этот мир ещё называют миром культуры. На этом уроке рассказать о культурных  традициях нашего края, которые основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

2. «Культура и религия» (урок № 2 по плану). Сегодня слово «культура» понимается как все, что создал человек. То, что человек меняет в мире, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). Истоки русской культуры – в православной религии. Например, слово «спасибо» - это сокращенное пожелание: «Спаси, Бог!». Каждый раз, когда человек произносит это слово, он, порой сам этого не понимая, обращается к Богу.

3. «Пасха» (урок № 8 по учебнику). На этом уроке музейная экспозиция наглядно помогает представить себе, как наши прадеды праздновали этот один из главных праздников. На уроке целесообразно продемонстрировать видео, подготовленное и снятое руководителем кружка «Родничок» в нашем музее.

4. «Икона» (урок № 15 по плану). В каждой православной семье обязательно был красный угол, в котором располагались иконы, висела лампада. На иконы вешали полоницы,  с любовью вышитые. На угольнике можно было увидеть церковные книги: «Евангелие», «Псалтирь», «Молитвослов», «Библию». Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осеняя себя  крестным знамением и низко кланялся  образам, а уж потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. В этом году ребятам о традиции оформления в избе красного угла рассказал настоятель Покровского храма села Темяшево отец Илья. Рассказ священнослужителя вызвал огромный интерес и множество вопросов, на которые отец Илья с удовольствием ответил.

5. «Христианская семья» (урок № 27 по плану). Экспозиция школьного музея поможет учащимся представить себе быт крестьянской семьи. Рассматривая экспонаты музея, можно наглядно представить, чем занимались члены семьи долгими зимними вечерами: плели лапти, корзины, пряли, вязали, ткали, шили, вышивали, мастерили разную утварь, делали мебель. Члены Совета музея проведут с учащимися экскурсию «Приготовление пищи». О христианской семье, о том, как должны относиться друг к другу члены семьи,  ребятам рассказывал отец Илья в своих беседах. На этих беседах ребята были не пассивными слушателями, а активными участниками диалога. Все вместе записали на доске главные слова, которые составляют любые семейные отношения.

6.  «Христианин в труде» (урок № 29 по плану).  С христианской точки зрения труд – это не просто средство пропитания. Труд  дает человеку опыт, знания, закаляет его характер. Труд – это еще и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Если человек работает, принося пользу людям, его труд радует Бога. Здесь можно нашими экскурсоводами  провести тематическую экскурсию «Путь хлеба на стол. Орудия труда крестьян».            

Экскурсия – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох. Методика проведения экскурсии должна исходить из ее специфики как небольшого путешествия. Экскурсии проводятся экскурсоводами – ребятами из старших классов, руководителем музея, учителем для воспитанников детского сада, учащихся нашей школы, школ района, гостей и жителей нашего села.  

Тематические экскурсии, которые проводили члены Совета нашего школьного музея для учащихся и гостей школы:                                                                                                                    - «Хлеб да каша – пища наша»;                                                                - «Путь хлеба на стол. Орудия труда крестьян»;                                        - «Традиции наших прадедов. Повседневный быт крестьян»;                        - «Одежда и обувь наших предков»;                                                          - «Пасха. Как отмечался этот праздник в нашем крае»;                                - «Образование на Тамбовщине».

Поисково-исследовательской деятельностью музей занимается с самого начала своего существования. Тогда в качестве главной задачи была поставлена цель – сбор воспоминаний старожилов наших сел, пополнение экспозиции музея. Ребята очень любят это направление, так как именно выполняя поисково-исследовательскую работу, они могут почувствовать себя в роли исследователей, историков. И, конечно же, именно поисково-исследовательская деятельность формирует чувство патриотизма у ребят, чувство гордости за свою страну, за свой народ. Занимаясь исследовательской работой, мы подготовили несколько проектов, с которыми выступали на различных конференциях и семинарах нашего района:                                - «И зазвонят в душе колокола…»;                                                                - «Утраченные святыни моей малой Родины»;                                                - «Икона в нашем доме»;

                                         - «Именные иконы»;                                                                                   - «История одной иконы»;                                                                        - «Дорогие мои земляки».        

        3. Заключение

«Суть духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания состоит в том, чтобы утвердить добро как прекрасное»                                                        (Б.М. Неменский).

Музей в современном обществе – это окно в прошлое и окружающий мир. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействия на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Посещение музея является уроком обобщения полученных знаний, итогом изученного. Ученик начинает понимать, насколько важны чувства дружбы, уважения, взаимопонимания, любви к Родине, природе, истории и героям.

Музей – это уникальное историческое, культурное, нравственное, природное, художественное пространство. Каждый человек должен знать историю своего народа, его традиции, передающиеся из поколения в поколение, его корни, ведь жить без своих корней просто невозможно. Пройдет время. Вырастут сегодняшние ученики, станут гражданами нашей страны. Но все наши беседы, экскурсии, уроки, проведенные на базе школьного музея, останутся в их памяти навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Водные ресурсы Иркутской области

Презентация. Водные ресурсы Иркутской области...

Презентация для внеклассного занятия "Предметы крестьянского быта"

Презентация для внеклассного занятия "Предметы крестьянского быта"...

«Возможности, ресурсы, практика преподавания ОРКСЭ в начальной школе МОУ Гимназии № 3»

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ...

Перечень интернет ресурсов для уроков ОРКСЭ и ОДНКНР

Ссылки  на дополнительные материалы по вопросам преподавания ОРКСЭ  и ОДНКНР....

Презентация к докладу "Музей истории быта села – ресурс преподавания предметной области ОРКСЭ"

В современных условиях  роль  школьного музея стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы музея достаточно обширны, что позволяет активно включать его в...