Конспект урока ОРКСЭ Праздники народов мира, учитель высшей квалификационной категории Черкасова Татьяна Борисовна МАОУ СОШ№30 г.Березники Пермский край
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Черкасова Татьяна Борисовна

Конспект урока ОРКСЭ Праздники народов мира, отражающий деятельность учителя и учеников на уроке, прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

Региональный институт непрерывного образования

Педагогический факультет

Выпускная работа слушателя

курсов повышения квалификация

(«Основы религиозных культур и светской этики»

19. 08. 13 – 30. 08. 13)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по теме: Праздники народов России

Автор выпускной работы,
учитель начальных классов

МАОУ СОШ №30 г. Березники        Т.Б.Черкасова

Пермь 2013

Модуль: Основы Светской этики  (Автор: Студеникин М.Т.)

Тема: Праздники народов России

Цели: 

  1. Дать представление о понятиях: праздники, традиции, праздники разных народов России. Учить получать информацию через общение со старшим поколением, словари, справочники, интернет, учебник.
  2. Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы, память, логическое мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.
  3. Воспитывать интерес к изучению истории страны, чувство гордости за свою Родину, уважения к разным народам; воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения.

Механизмы создания мотивационного поля:

  • использование современных цифровых технологий – «Презентация»;
  • использование  частично-поискового и дискуссионного методов обучения;
  • раскрытие темы через интеллектуально-поисковую деятельность;
  • использование эмоционально-чувственных средств обучения: рефлексия урока – праздник Масленицы

Проблемная задача:

  • в ходе  рассуждений и поиска информации  учениками и наводящих вопросов учителя найти толкование понятиям Сабантуй, праздник, традиции;
  • формулирование учениками вопросов по изучаемому материалу.

Формы организации работы:

  • технология проблемно-диалогического обучения;
  • технология формирования правильной читательской деятельности;
  • метод учебной дискуссии;
  • индивидуальные творческие задания;
  • использование ИКТ.

Рефлексия: Формирование у учащихся желания участвовать в школьном народном празднике Масленица.

Домашнее задание: Формулируют учащиеся, учитель дополняет, даёт образец выполнения, ученики выбирают из многих вариантов. Задания в т.ч. творческие (проинсценировать один из дней Масленицы).

Результат урока (УУД):

Личностные:

  1. Осознание себя частью народов России.
  2. Воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к традициям своей страны.

Регулятивные:

  1. Умение определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
  2. Принимать и сохранять учебную цель и задачу
  3. Умение корректировать выполненные задания на уроке  под руководством учителя и одноклассников.

           Познавательные:

  1. Умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
  2. Умение отвечать на простые вопросы учителя и сверстников, находить нужную информацию в учебнике.
  3. Умение перерабатывать полученную информацию: задавать вопросы и делать выводы в результате совместной работы класса.
  4. Умение организовывать информацию в таблицу.

       Коммуникативные:

  1. Умение участвовать в дискуссии на уроке.
  2. Умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной   речи
  3. Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.
  4. Умение слушать и понимать речь других.
  5. Умение работать в группе и в коллективе.

Оборудование: 

  1. Учебник М.Т.Студеникин. Основы Светской этики 4кл. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.;
  2. ПК, проектор, экран;
  3. Атрибуты национальной одежды.
  4. Маски для Масленицы (как оценка-поощрение)

План урока:

Этапы урока

Учитель

Ученики

1

Тема урока. Создание мотивационного поля.

Задаёт проблему расшифровки слов

Расшифровывают слова  МАСЛЕНИЦА  и САБАНТУЙ. Формулируют тему урока.

2

Постановка цели

Подводит к формулировке.

Озадачены поиском  ответа на вопрос «Что такое «Сабантуй»?

3

Изучение нового

Выступления учеников

Готовит текстовый материал для раздачи ученикам, готовит зрительный ряд (Сабантуй, Масленица)

Готовят выступление по тексту, предложенному учителем. Задают друг другу вопросы по изученному.

Называем праздничные традиции Масленицы

Предлагает зрительный ряд для расширения знаний о Масленице

Опираясь на личный опыт, рассказывают о традициях Масленицы

Работа по учебнику, самостоятельно дополняем знания

Нацеливает на поиск информации

Читают материал учебника, расширяют свой кругозор по темам «Масленица, другие народные праздники (Рамадан-байрам, Курбан-байрам).

Проверка знаний

Определяют к какому празднику соответствует каждая иллюстрация

5

Рефлексия

Приглашает на школьную Масленицу

Готовят костюмы, учат заклички, участвуют в празднике.

6

Домашнее задание

(в т.ч. творческое)

Дополняет варианты Д.з.

Формулируют и выбирают задания

7

Оценивание

Вручение отличившимся масок к празднику

Выражают своё мнение о лучших рассказчиках

Ход урока

1. Определение темы урока. Мотивация

- Расшифруйте слово.

- Составьте из карточек его на доске. (МАСЛЕНИЦА)

ле

мас

ца

ни

2

1

4

3

- Что такое Масленица? (Это праздник)

- По аналогии с первой шифровкой, разгадайте второе слово.

бан

са

туй

2

1

3

- Как вы думаете что может означать это незнакомое слово? (Наверное, тоже праздник)

Определите тему урока. (Праздники…)

- Чьи праздники? (…)

- Мы не будем изучать День Святой Жанны Д,Арк, который празднуют во Франции. Мы не будем говорить об английском празднике Дне Святого Валентина.

- (Рассуждения учеников:  Наверное праздники нашей страны…  Но Сабантуй – это, наверное, праздник не нашей страны…  Этот праздник отмечают в нашей семье!)

- Я скажу вам, что праздник Масленицы отмечают Иван, Пётр, Данила, …  А праздник Сабантуй у Дамира, Марата, Рауфа, … (Наверное, Масленица – у русских, а праздник Сабантуй …)

  1. Постановка цели и задач:

- Сформулируйте цель урока. (Узнать, что это за праздник Сабантуй и кто его празднует).

- Может кто-то из ребят в классе знает ответ на этот вопрос? (Моя семья – татары, это праздник моего народа).

- Также мы рассмотрим традиции праздника Масленица и других праздников народов России.

  1. Изучение нового

«Сабантуй» 

Зрительный ряд – презентация (слайд №№2-3)

Рассказ о празднике могут подготовить ребята, которым этот праздник близок. (Текст ниже в Приложении). Элементы национального костюма на учениках.

После выступления учащиеся задают друг другу вопросы по изученному материалу. Например:

- Какие народы нашей страны празднуют Сабантуй? (татары и башкиры)

- Какое национальное татарское блюдо можно купить в магазине? (чак-чак)

- Чему посвящён этот праздник? (окончание весенних полевых работ)

- Какое развлечение на Сабантуе главное? (состязания)

Какие вопросы у вас возникли после знакомства с этой темой?

- Есть  ли у татар праздник, посвященный урожаю?

- Что такое кумыс?

  «Масленица»

Рассказ о празднике могут подготовить ребята, которым этот праздник близок. (Текст в Приложении)

После выступления учащиеся задают друг другу вопросы по изученному материалу. Например:

- Чем похожи Сабантуй и Масленица?

- Сколько времени длится Масленица?

- Какое блюдо главное на этом празднике?

- Символом чего являются блины?

- Почему Масленицу называют «целовальницей»?

Какие вопросы у вас возникли после знакомства с этой темой?

-  Кто такая золовка?  (учебник с.136)

- Что значит слово «ясочка»?  (толковый словарь)

Рассматриваем в Презентации кадры масленичных гуляний и комментируем изображённые традиции (слайды №№4-5)

Работа по учебнику.

Традиции праздника Масленица описывается в учебнике (с.136-139)

Читаем самостоятельно текст, с целью поиска ответа на вопрос: Что нового вы узнали?

Закрепление знаний  (Слайд №6)

6. Домашнее задание:

- Какое задание предложите выполнить дома?

Ученики:

  1. Подготовить рассказ об одном из праздников – Рождество, Крещение, Пасха, Благовещение, Рамадан-байрам, Курбан-байрам. Источники информации: учебник, родители, интернет, энциклопедии. (учитель предлагает план (Презентация слайд №7)
  2. Подготовить  костюм ряженого к школьной «Масленице».
  3. Организовать одноклассников и выучить заклички к празднику.

Учитель:

  1. Узнать из учебника какие бывают виды праздников. Составить таблицу в тетради (слайд №8).
  2. Узнать как праздники связаны с религиями (слайд №9). Составить таблицу в тетради.
  3. Проинсценировать с друзьями один из дней Масленицы.

Приложение

САБАНТУЙ

Иногда при виде шумной веселой толпы люди говорят: «настоящий сабантуй»! Почему же они так говорят? И что такое сабантуй

Сабантуй - это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке - плуг и туй - праздник).

Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других.

Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили.

Перед сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили красивые расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и, окруженная шумной веселой толпой, процессия с шутками и смехом обходила аул, создавая у всех праздничное настроение.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную еду, кумыс, медовку и рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев или на солнечных полянках.

Торжество длится целый день, но главное в сабантуе - состязания.

Главное состязание - это, конечно же, национальная борьба"көрәш".Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу в этом состязании переставали выходить на полевые работы  и ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меда, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни.

Для победы в "көрәш" требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники  обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель борьбы "көрәш" – абсолютный батыр - получает в награду живого  барана и с ним на плечах совершает круг почета. Правда, в последнее время барана часто заменяют каким-нибудь другим ценным призом – телевизором,  холодильником, стиральной машиной, а то и автомобилем. Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе "көрәш".

И какой же праздник без угощения! Там и тут можно отведать шашлыка, плова домашней лапшы (лякшя) и традиционных татарских угощений:

 "өчпочмак", "бишбармак", "чәк-чәк", "бәлеш", "пәрәмәч".

Значение русского слова “праздник”  по Толковому словарю В. Даля  

Это слово происходит от древнерусского порозденъ, то есть порожний. Получается, что праздник — это время пустое, незанятое, то есть свободное от труда и других обычных занятий. Конечно, так оно и есть — не зря же говорят: есть праздники, и есть будни, обыденные, обычные дни. Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».    «Делу время – и потехе час.»

МАСЛЕНИЦА

Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост".

Самый веселый   праздник русского народа – это Масленица. Длится праздник  целую неделю. Масленица -  это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», " объедуха», «ясочка».

Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года

Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

          На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».

  В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.

К уроку русского языка.

Родственные однокоренные слова:  масло, маслята, маслёнка, масляный, маслобойка, масличная (культура), умаслить, …  Кашу маслом не испортишь. Значение масла в каше.  

К уроку математики.

Для каши необходимо: 200г крупы, воды на 100 г больше, масла в 10 раз меньше, чем крупы; соли в 100 раз меньше, чем крупы; сахара – сколько душа пожелает. Д.З.: запиши в граммах, сколько сахара пожелала твоя душа. Обратись за помощью к родителям.

        Для блинов… Сколько варенья или сгущёнки ты съедаешь с 1 блином?

К уроку физкультуры 

Традиционные соревнования сабантуя: 

- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».

- Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.

- Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера – и бегом к финишу!

- Поход за призом по наклонному качающемуся бревну.

- Выжимание двухпудовой гири.

- Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок.

- Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.

- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.

- Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет. Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним.

Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно!

- Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.



Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

Региональный институт непрерывного образования

Педагогический факультет

Выпускная работа слушателя

курсов повышения квалификация

(«Основы религиозных культур и светской этики»

19. 08. 13 – 30. 08. 13)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по теме: Праздники народов России

Автор выпускной работы,
учитель начальных классов

МАОУ СОШ №30 г. Березники        Т.Б.Черкасова

Пермь 2013

Модуль: Основы Светской этики  (Автор: Студеникин М.Т.)

Тема: Праздники народов России

Цели: 

  1. Дать представление о понятиях: праздники, традиции, праздники разных народов России. Учить получать информацию через общение со старшим поколением, словари, справочники, интернет, учебник.
  2. Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы, память, логическое мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.
  3. Воспитывать интерес к изучению истории страны, чувство гордости за свою Родину, уважения к разным народам; воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения.

Механизмы создания мотивационного поля:

  • использование современных цифровых технологий – «Презентация»;
  • использование  частично-поискового и дискуссионного методов обучения;
  • раскрытие темы через интеллектуально-поисковую деятельность;
  • использование эмоционально-чувственных средств обучения: рефлексия урока – праздник Масленицы

Проблемная задача:

  • в ходе  рассуждений и поиска информации  учениками и наводящих вопросов учителя найти толкование понятиям Сабантуй, праздник, традиции;
  • формулирование учениками вопросов по изучаемому материалу.

Формы организации работы:

  • технология проблемно-диалогического обучения;
  • технология формирования правильной читательской деятельности;
  • метод учебной дискуссии;
  • индивидуальные творческие задания;
  • использование ИКТ.

Рефлексия: Формирование у учащихся желания участвовать в школьном народном празднике Масленица.

Домашнее задание: Формулируют учащиеся, учитель дополняет, даёт образец выполнения, ученики выбирают из многих вариантов. Задания в т.ч. творческие (проинсценировать один из дней Масленицы).

Результат урока (УУД):

Личностные:

  1. Осознание себя частью народов России.
  2. Воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к традициям своей страны.

Регулятивные:

  1. Умение определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
  2. Принимать и сохранять учебную цель и задачу
  3. Умение корректировать выполненные задания на уроке  под руководством учителя и одноклассников.

           Познавательные:

  1. Умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
  2. Умение отвечать на простые вопросы учителя и сверстников, находить нужную информацию в учебнике.
  3. Умение перерабатывать полученную информацию: задавать вопросы и делать выводы в результате совместной работы класса.
  4. Умение организовывать информацию в таблицу.

       Коммуникативные:

  1. Умение участвовать в дискуссии на уроке.
  2. Умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной   речи
  3. Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.
  4. Умение слушать и понимать речь других.
  5. Умение работать в группе и в коллективе.

Оборудование: 

  1. Учебник М.Т.Студеникин. Основы Светской этики 4кл. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.;
  2. ПК, проектор, экран;
  3. Атрибуты национальной одежды.
  4. Маски для Масленицы (как оценка-поощрение)

План урока:

Этапы урока

Учитель

Ученики

1

Тема урока. Создание мотивационного поля.

Задаёт проблему расшифровки слов

Расшифровывают слова  МАСЛЕНИЦА  и САБАНТУЙ. Формулируют тему урока.

2

Постановка цели

Подводит к формулировке.

Озадачены поиском  ответа на вопрос «Что такое «Сабантуй»?

3

Изучение нового

Выступления учеников

Готовит текстовый материал для раздачи ученикам, готовит зрительный ряд (Сабантуй, Масленица)

Готовят выступление по тексту, предложенному учителем. Задают друг другу вопросы по изученному.

Называем праздничные традиции Масленицы

Предлагает зрительный ряд для расширения знаний о Масленице

Опираясь на личный опыт, рассказывают о традициях Масленицы

Работа по учебнику, самостоятельно дополняем знания

Нацеливает на поиск информации

Читают материал учебника, расширяют свой кругозор по темам «Масленица, другие народные праздники (Рамадан-байрам, Курбан-байрам).

Проверка знаний

Определяют к какому празднику соответствует каждая иллюстрация

5

Рефлексия

Приглашает на школьную Масленицу

Готовят костюмы, учат заклички, участвуют в празднике.

6

Домашнее задание

(в т.ч. творческое)

Дополняет варианты Д.з.

Формулируют и выбирают задания

7

Оценивание

Вручение отличившимся масок к празднику

Выражают своё мнение о лучших рассказчиках

Ход урока

1. Определение темы урока. Мотивация

- Расшифруйте слово.

- Составьте из карточек его на доске. (МАСЛЕНИЦА)

ле

мас

ца

ни

2

1

4

3

- Что такое Масленица? (Это праздник)

- По аналогии с первой шифровкой, разгадайте второе слово.

бан

са

туй

2

1

3

- Как вы думаете что может означать это незнакомое слово? (Наверное, тоже праздник)

Определите тему урока. (Праздники…)

- Чьи праздники? (…)

- Мы не будем изучать День Святой Жанны Д,Арк, который празднуют во Франции. Мы не будем говорить об английском празднике Дне Святого Валентина.

- (Рассуждения учеников:  Наверное праздники нашей страны…  Но Сабантуй – это, наверное, праздник не нашей страны…  Этот праздник отмечают в нашей семье!)

- Я скажу вам, что праздник Масленицы отмечают Иван, Пётр, Данила, …  А праздник Сабантуй у Дамира, Марата, Рауфа, … (Наверное, Масленица – у русских, а праздник Сабантуй …)

  1. Постановка цели и задач:

- Сформулируйте цель урока. (Узнать, что это за праздник Сабантуй и кто его празднует).

- Может кто-то из ребят в классе знает ответ на этот вопрос? (Моя семья – татары, это праздник моего народа).

- Также мы рассмотрим традиции праздника Масленица и других праздников народов России.

  1. Изучение нового

«Сабантуй» 

Зрительный ряд – презентация (слайд №№2-3)

Рассказ о празднике могут подготовить ребята, которым этот праздник близок. (Текст ниже в Приложении). Элементы национального костюма на учениках.

После выступления учащиеся задают друг другу вопросы по изученному материалу. Например:

- Какие народы нашей страны празднуют Сабантуй? (татары и башкиры)

- Какое национальное татарское блюдо можно купить в магазине? (чак-чак)

- Чему посвящён этот праздник? (окончание весенних полевых работ)

- Какое развлечение на Сабантуе главное? (состязания)

Какие вопросы у вас возникли после знакомства с этой темой?

- Есть  ли у татар праздник, посвященный урожаю?

- Что такое кумыс?

  «Масленица»

Рассказ о празднике могут подготовить ребята, которым этот праздник близок. (Текст в Приложении)

После выступления учащиеся задают друг другу вопросы по изученному материалу. Например:

- Чем похожи Сабантуй и Масленица?

- Сколько времени длится Масленица?

- Какое блюдо главное на этом празднике?

- Символом чего являются блины?

- Почему Масленицу называют «целовальницей»?

Какие вопросы у вас возникли после знакомства с этой темой?

-  Кто такая золовка?  (учебник с.136)

- Что значит слово «ясочка»?  (толковый словарь)

Рассматриваем в Презентации кадры масленичных гуляний и комментируем изображённые традиции (слайды №№4-5)

Работа по учебнику.

Традиции праздника Масленица описывается в учебнике (с.136-139)

Читаем самостоятельно текст, с целью поиска ответа на вопрос: Что нового вы узнали?

Закрепление знаний  (Слайд №6)

6. Домашнее задание:

- Какое задание предложите выполнить дома?

Ученики:

  1. Подготовить рассказ об одном из праздников – Рождество, Крещение, Пасха, Благовещение, Рамадан-байрам, Курбан-байрам. Источники информации: учебник, родители, интернет, энциклопедии. (учитель предлагает план (Презентация слайд №7)
  2. Подготовить  костюм ряженого к школьной «Масленице».
  3. Организовать одноклассников и выучить заклички к празднику.

Учитель:

  1. Узнать из учебника какие бывают виды праздников. Составить таблицу в тетради (слайд №8).
  2. Узнать как праздники связаны с религиями (слайд №9). Составить таблицу в тетради.
  3. Проинсценировать с друзьями один из дней Масленицы.

Приложение

САБАНТУЙ

Иногда при виде шумной веселой толпы люди говорят: «настоящий сабантуй»! Почему же они так говорят? И что такое сабантуй

Сабантуй - это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке - плуг и туй - праздник).

Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других.

Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили.

Перед сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили красивые расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и, окруженная шумной веселой толпой, процессия с шутками и смехом обходила аул, создавая у всех праздничное настроение.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную еду, кумыс, медовку и рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев или на солнечных полянках.

Торжество длится целый день, но главное в сабантуе - состязания.

Главное состязание - это, конечно же, национальная борьба"көрәш".Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу в этом состязании переставали выходить на полевые работы  и ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меда, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни.

Для победы в "көрәш" требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники  обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель борьбы "көрәш" – абсолютный батыр - получает в награду живого  барана и с ним на плечах совершает круг почета. Правда, в последнее время барана часто заменяют каким-нибудь другим ценным призом – телевизором,  холодильником, стиральной машиной, а то и автомобилем. Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе "көрәш".

И какой же праздник без угощения! Там и тут можно отведать шашлыка, плова домашней лапшы (лякшя) и традиционных татарских угощений:

 "өчпочмак", "бишбармак", "чәк-чәк", "бәлеш", "пәрәмәч".

Значение русского слова “праздник”  по Толковому словарю В. Даля  

Это слово происходит от древнерусского порозденъ, то есть порожний. Получается, что праздник — это время пустое, незанятое, то есть свободное от труда и других обычных занятий. Конечно, так оно и есть — не зря же говорят: есть праздники, и есть будни, обыденные, обычные дни. Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».    «Делу время – и потехе час.»

МАСЛЕНИЦА

Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост".

Самый веселый   праздник русского народа – это Масленица. Длится праздник  целую неделю. Масленица -  это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», " объедуха», «ясочка».

Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года

Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

          На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».

  В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.

К уроку русского языка.

Родственные однокоренные слова:  масло, маслята, маслёнка, масляный, маслобойка, масличная (культура), умаслить, …  Кашу маслом не испортишь. Значение масла в каше.  

К уроку математики.

Для каши необходимо: 200г крупы, воды на 100 г больше, масла в 10 раз меньше, чем крупы; соли в 100 раз меньше, чем крупы; сахара – сколько душа пожелает. Д.З.: запиши в граммах, сколько сахара пожелала твоя душа. Обратись за помощью к родителям.

        Для блинов… Сколько варенья или сгущёнки ты съедаешь с 1 блином?

К уроку физкультуры 

Традиционные соревнования сабантуя: 

- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».

- Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.

- Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера – и бегом к финишу!

- Поход за призом по наклонному качающемуся бревну.

- Выжимание двухпудовой гири.

- Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок.

- Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.

- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.

- Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет. Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним.

Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно!

- Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сравнение и счет предметов" 1 класс (сентябрь). Разработала учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС № 624 Красник Светлана Анатольевна.

Урок математики "Сравнение и счет предметов" в первом классе (сентябрь). Прилагается презентация в PowerPoint. Цель урока - закрепить представление детей о форме, величине предмета; развивать умение с...

Урок – проект по литературному чтению для 4 класса, УМК «Школа России». Автор:Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт - Петербург

Урок - проект по литературному чтению для 4 класса, УМК "Школа России". Тема: "Том Сойер - положительный или отрицательный герой?". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Конспект урока по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"....

Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса. Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280.

Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса, УМК " Школа России". Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Пвловна, учитель НБОУ СОШ №280 г. Санкт Петербурга....

Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса. Тема: Родственные слова. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга

Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса, УМК "Школа России" по теме: "Родственные слова. Выделение корня в родственных словах". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №208 ...

Отчет об инновационной деятельности Бочковой Марины Николаевны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ» Верхнеуслонского района РТ за 2016 год

отчет об инновационной деятельности Бочковой Марины Николаевны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ " Татарско- Бурнашевская СОШ" Верхнеуслонского района РТ за 2016 год...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...