Конспект урока ОРКСЭ Праздники народов мира, учитель высшей квалификационной категории Черкасова Татьяна Борисовна МАОУ СОШ№30 г.Березники Пермский край
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока ОРКСЭ Праздники народов мира, отражающий деятельность учителя и учеников на уроке, прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_konspekt_prazdniki_nar_mira_chtb.zip | 2.69 МБ |
orkse_konspekt_prazdniki_nar_mira_chtb.zip | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Региональный институт непрерывного образования
Педагогический факультет
Выпускная работа слушателя
курсов повышения квалификация
(«Основы религиозных культур и светской этики»
19. 08. 13 – 30. 08. 13)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме: Праздники народов России
Автор выпускной работы,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №30 г. Березники Т.Б.Черкасова
Пермь 2013
Модуль: Основы Светской этики (Автор: Студеникин М.Т.)
Тема: Праздники народов России
Цели:
- Дать представление о понятиях: праздники, традиции, праздники разных народов России. Учить получать информацию через общение со старшим поколением, словари, справочники, интернет, учебник.
- Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы, память, логическое мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.
- Воспитывать интерес к изучению истории страны, чувство гордости за свою Родину, уважения к разным народам; воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения.
Механизмы создания мотивационного поля:
- использование современных цифровых технологий – «Презентация»;
- использование частично-поискового и дискуссионного методов обучения;
- раскрытие темы через интеллектуально-поисковую деятельность;
- использование эмоционально-чувственных средств обучения: рефлексия урока – праздник Масленицы
Проблемная задача:
- в ходе рассуждений и поиска информации учениками и наводящих вопросов учителя найти толкование понятиям Сабантуй, праздник, традиции;
- формулирование учениками вопросов по изучаемому материалу.
Формы организации работы:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- технология формирования правильной читательской деятельности;
- метод учебной дискуссии;
- индивидуальные творческие задания;
- использование ИКТ.
Рефлексия: Формирование у учащихся желания участвовать в школьном народном празднике Масленица.
Домашнее задание: Формулируют учащиеся, учитель дополняет, даёт образец выполнения, ученики выбирают из многих вариантов. Задания в т.ч. творческие (проинсценировать один из дней Масленицы).
Результат урока (УУД):
Личностные:
- Осознание себя частью народов России.
- Воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к традициям своей страны.
Регулятивные:
- Умение определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
- Принимать и сохранять учебную цель и задачу
- Умение корректировать выполненные задания на уроке под руководством учителя и одноклассников.
Познавательные:
- Умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
- Умение отвечать на простые вопросы учителя и сверстников, находить нужную информацию в учебнике.
- Умение перерабатывать полученную информацию: задавать вопросы и делать выводы в результате совместной работы класса.
- Умение организовывать информацию в таблицу.
Коммуникативные:
- Умение участвовать в дискуссии на уроке.
- Умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
- Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.
- Умение слушать и понимать речь других.
- Умение работать в группе и в коллективе.
Оборудование:
- Учебник М.Т.Студеникин. Основы Светской этики 4кл. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.;
- ПК, проектор, экран;
- Атрибуты национальной одежды.
- Маски для Масленицы (как оценка-поощрение)
План урока:
Этапы урока | Учитель | Ученики | |
1 | Тема урока. Создание мотивационного поля. | Задаёт проблему расшифровки слов | Расшифровывают слова МАСЛЕНИЦА и САБАНТУЙ. Формулируют тему урока. |
2 | Постановка цели | Подводит к формулировке. | Озадачены поиском ответа на вопрос «Что такое «Сабантуй»? |
3 | Изучение нового Выступления учеников | Готовит текстовый материал для раздачи ученикам, готовит зрительный ряд (Сабантуй, Масленица) | Готовят выступление по тексту, предложенному учителем. Задают друг другу вопросы по изученному. |
Называем праздничные традиции Масленицы | Предлагает зрительный ряд для расширения знаний о Масленице | Опираясь на личный опыт, рассказывают о традициях Масленицы | |
Работа по учебнику, самостоятельно дополняем знания | Нацеливает на поиск информации | Читают материал учебника, расширяют свой кругозор по темам «Масленица, другие народные праздники (Рамадан-байрам, Курбан-байрам). | |
Проверка знаний | Определяют к какому празднику соответствует каждая иллюстрация | ||
5 | Рефлексия | Приглашает на школьную Масленицу | Готовят костюмы, учат заклички, участвуют в празднике. |
6 | Домашнее задание (в т.ч. творческое) | Дополняет варианты Д.з. | Формулируют и выбирают задания |
7 | Оценивание | Вручение отличившимся масок к празднику | Выражают своё мнение о лучших рассказчиках |
Ход урока
1. Определение темы урока. Мотивация
- Расшифруйте слово.
- Составьте из карточек его на доске. (МАСЛЕНИЦА)
ле | мас | ца | ни |
2 | 1 | 4 | 3 |
- Что такое Масленица? (Это праздник)
- По аналогии с первой шифровкой, разгадайте второе слово.
бан | са | туй |
2 | 1 | 3 |
- Как вы думаете что может означать это незнакомое слово? (Наверное, тоже праздник)
Определите тему урока. (Праздники…)
- Чьи праздники? (…)
- Мы не будем изучать День Святой Жанны Д,Арк, который празднуют во Франции. Мы не будем говорить об английском празднике Дне Святого Валентина.
- (Рассуждения учеников: Наверное праздники нашей страны… Но Сабантуй – это, наверное, праздник не нашей страны… Этот праздник отмечают в нашей семье!)
- Я скажу вам, что праздник Масленицы отмечают Иван, Пётр, Данила, … А праздник Сабантуй у Дамира, Марата, Рауфа, … (Наверное, Масленица – у русских, а праздник Сабантуй …)
- Постановка цели и задач:
- Сформулируйте цель урока. (Узнать, что это за праздник Сабантуй и кто его празднует).
- Может кто-то из ребят в классе знает ответ на этот вопрос? (Моя семья – татары, это праздник моего народа).
- Также мы рассмотрим традиции праздника Масленица и других праздников народов России.
- Изучение нового
«Сабантуй»
Зрительный ряд – презентация (слайд №№2-3)
Рассказ о празднике могут подготовить ребята, которым этот праздник близок. (Текст ниже в Приложении). Элементы национального костюма на учениках.
После выступления учащиеся задают друг другу вопросы по изученному материалу. Например:
- Какие народы нашей страны празднуют Сабантуй? (татары и башкиры)
- Какое национальное татарское блюдо можно купить в магазине? (чак-чак)
- Чему посвящён этот праздник? (окончание весенних полевых работ)
- Какое развлечение на Сабантуе главное? (состязания)
…
Какие вопросы у вас возникли после знакомства с этой темой?
- Есть ли у татар праздник, посвященный урожаю?
- Что такое кумыс?
…
«Масленица»
Рассказ о празднике могут подготовить ребята, которым этот праздник близок. (Текст в Приложении)
После выступления учащиеся задают друг другу вопросы по изученному материалу. Например:
- Чем похожи Сабантуй и Масленица?
- Сколько времени длится Масленица?
- Какое блюдо главное на этом празднике?
- Символом чего являются блины?
- Почему Масленицу называют «целовальницей»?
…
Какие вопросы у вас возникли после знакомства с этой темой?
- Кто такая золовка? (учебник с.136)
- Что значит слово «ясочка»? (толковый словарь)
…
Рассматриваем в Презентации кадры масленичных гуляний и комментируем изображённые традиции (слайды №№4-5)
Работа по учебнику.
Традиции праздника Масленица описывается в учебнике (с.136-139)
Читаем самостоятельно текст, с целью поиска ответа на вопрос: Что нового вы узнали?
Закрепление знаний (Слайд №6)
6. Домашнее задание:
- Какое задание предложите выполнить дома?
Ученики:
- Подготовить рассказ об одном из праздников – Рождество, Крещение, Пасха, Благовещение, Рамадан-байрам, Курбан-байрам. Источники информации: учебник, родители, интернет, энциклопедии. (учитель предлагает план (Презентация слайд №7)
- Подготовить костюм ряженого к школьной «Масленице».
- Организовать одноклассников и выучить заклички к празднику.
Учитель:
- Узнать из учебника какие бывают виды праздников. Составить таблицу в тетради (слайд №8).
- Узнать как праздники связаны с религиями (слайд №9). Составить таблицу в тетради.
- Проинсценировать с друзьями один из дней Масленицы.
Приложение
САБАНТУЙ
Иногда при виде шумной веселой толпы люди говорят: «настоящий сабантуй»! Почему же они так говорят? И что такое сабантуй
Сабантуй - это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке - плуг и туй - праздник).
Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других.
Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили.
Перед сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили красивые расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и, окруженная шумной веселой толпой, процессия с шутками и смехом обходила аул, создавая у всех праздничное настроение.
Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную еду, кумыс, медовку и рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев или на солнечных полянках.
Торжество длится целый день, но главное в сабантуе - состязания.
Главное состязание - это, конечно же, национальная борьба"көрәш".Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу в этом состязании переставали выходить на полевые работы и ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меда, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни.
Для победы в "көрәш" требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель борьбы "көрәш" – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета. Правда, в последнее время барана часто заменяют каким-нибудь другим ценным призом – телевизором, холодильником, стиральной машиной, а то и автомобилем. Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе "көрәш".
И какой же праздник без угощения! Там и тут можно отведать шашлыка, плова домашней лапшы (лякшя) и традиционных татарских угощений:
"өчпочмак", "бишбармак", "чәк-чәк", "бәлеш", "пәрәмәч".
Значение русского слова “праздник” по Толковому словарю В. Даля
Это слово происходит от древнерусского порозденъ, то есть порожний. Получается, что праздник — это время пустое, незанятое, то есть свободное от труда и других обычных занятий. Конечно, так оно и есть — не зря же говорят: есть праздники, и есть будни, обыденные, обычные дни. Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». «Делу время – и потехе час.»
МАСЛЕНИЦА
Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост".
Самый веселый праздник русского народа – это Масленица. Длится праздник целую неделю. Масленица - это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», " объедуха», «ясочка».
Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года
Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».
В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.
К уроку русского языка.
Родственные однокоренные слова: масло, маслята, маслёнка, масляный, маслобойка, масличная (культура), умаслить, … Кашу маслом не испортишь. Значение масла в каше.
К уроку математики.
Для каши необходимо: 200г крупы, воды на 100 г больше, масла в 10 раз меньше, чем крупы; соли в 100 раз меньше, чем крупы; сахара – сколько душа пожелает. Д.З.: запиши в граммах, сколько сахара пожелала твоя душа. Обратись за помощью к родителям.
Для блинов… Сколько варенья или сгущёнки ты съедаешь с 1 блином?
К уроку физкультуры
Традиционные соревнования сабантуя:
- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».
- Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.
- Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера – и бегом к финишу!
- Поход за призом по наклонному качающемуся бревну.
- Выжимание двухпудовой гири.
- Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок.
- Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.
- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.
- Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет. Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним.
Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно!
- Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Региональный институт непрерывного образования
Педагогический факультет
Выпускная работа слушателя
курсов повышения квалификация
(«Основы религиозных культур и светской этики»
19. 08. 13 – 30. 08. 13)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме: Праздники народов России
Автор выпускной работы,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №30 г. Березники Т.Б.Черкасова
Пермь 2013
Модуль: Основы Светской этики (Автор: Студеникин М.Т.)
Тема: Праздники народов России
Цели:
- Дать представление о понятиях: праздники, традиции, праздники разных народов России. Учить получать информацию через общение со старшим поколением, словари, справочники, интернет, учебник.
- Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы, память, логическое мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.
- Воспитывать интерес к изучению истории страны, чувство гордости за свою Родину, уважения к разным народам; воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения.
Механизмы создания мотивационного поля:
- использование современных цифровых технологий – «Презентация»;
- использование частично-поискового и дискуссионного методов обучения;
- раскрытие темы через интеллектуально-поисковую деятельность;
- использование эмоционально-чувственных средств обучения: рефлексия урока – праздник Масленицы
Проблемная задача:
- в ходе рассуждений и поиска информации учениками и наводящих вопросов учителя найти толкование понятиям Сабантуй, праздник, традиции;
- формулирование учениками вопросов по изучаемому материалу.
Формы организации работы:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- технология формирования правильной читательской деятельности;
- метод учебной дискуссии;
- индивидуальные творческие задания;
- использование ИКТ.
Рефлексия: Формирование у учащихся желания участвовать в школьном народном празднике Масленица.
Домашнее задание: Формулируют учащиеся, учитель дополняет, даёт образец выполнения, ученики выбирают из многих вариантов. Задания в т.ч. творческие (проинсценировать один из дней Масленицы).
Результат урока (УУД):
Личностные:
- Осознание себя частью народов России.
- Воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к традициям своей страны.
Регулятивные:
- Умение определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
- Принимать и сохранять учебную цель и задачу
- Умение корректировать выполненные задания на уроке под руководством учителя и одноклассников.
Познавательные:
- Умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
- Умение отвечать на простые вопросы учителя и сверстников, находить нужную информацию в учебнике.
- Умение перерабатывать полученную информацию: задавать вопросы и делать выводы в результате совместной работы класса.
- Умение организовывать информацию в таблицу.
Коммуникативные:
- Умение участвовать в дискуссии на уроке.
- Умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
- Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.
- Умение слушать и понимать речь других.
- Умение работать в группе и в коллективе.
Оборудование:
- Учебник М.Т.Студеникин. Основы Светской этики 4кл. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.;
- ПК, проектор, экран;
- Атрибуты национальной одежды.
- Маски для Масленицы (как оценка-поощрение)
План урока:
Этапы урока | Учитель | Ученики | |
1 | Тема урока. Создание мотивационного поля. | Задаёт проблему расшифровки слов | Расшифровывают слова МАСЛЕНИЦА и САБАНТУЙ. Формулируют тему урока. |
2 | Постановка цели | Подводит к формулировке. | Озадачены поиском ответа на вопрос «Что такое «Сабантуй»? |
3 | Изучение нового Выступления учеников | Готовит текстовый материал для раздачи ученикам, готовит зрительный ряд (Сабантуй, Масленица) | Готовят выступление по тексту, предложенному учителем. Задают друг другу вопросы по изученному. |
Называем праздничные традиции Масленицы | Предлагает зрительный ряд для расширения знаний о Масленице | Опираясь на личный опыт, рассказывают о традициях Масленицы | |
Работа по учебнику, самостоятельно дополняем знания | Нацеливает на поиск информации | Читают материал учебника, расширяют свой кругозор по темам «Масленица, другие народные праздники (Рамадан-байрам, Курбан-байрам). | |
Проверка знаний | Определяют к какому празднику соответствует каждая иллюстрация | ||
5 | Рефлексия | Приглашает на школьную Масленицу | Готовят костюмы, учат заклички, участвуют в празднике. |
6 | Домашнее задание (в т.ч. творческое) | Дополняет варианты Д.з. | Формулируют и выбирают задания |
7 | Оценивание | Вручение отличившимся масок к празднику | Выражают своё мнение о лучших рассказчиках |
Ход урока
1. Определение темы урока. Мотивация
- Расшифруйте слово.
- Составьте из карточек его на доске. (МАСЛЕНИЦА)
ле | мас | ца | ни |
2 | 1 | 4 | 3 |
- Что такое Масленица? (Это праздник)
- По аналогии с первой шифровкой, разгадайте второе слово.
бан | са | туй |
2 | 1 | 3 |
- Как вы думаете что может означать это незнакомое слово? (Наверное, тоже праздник)
Определите тему урока. (Праздники…)
- Чьи праздники? (…)
- Мы не будем изучать День Святой Жанны Д,Арк, который празднуют во Франции. Мы не будем говорить об английском празднике Дне Святого Валентина.
- (Рассуждения учеников: Наверное праздники нашей страны… Но Сабантуй – это, наверное, праздник не нашей страны… Этот праздник отмечают в нашей семье!)
- Я скажу вам, что праздник Масленицы отмечают Иван, Пётр, Данила, … А праздник Сабантуй у Дамира, Марата, Рауфа, … (Наверное, Масленица – у русских, а праздник Сабантуй …)
- Постановка цели и задач:
- Сформулируйте цель урока. (Узнать, что это за праздник Сабантуй и кто его празднует).
- Может кто-то из ребят в классе знает ответ на этот вопрос? (Моя семья – татары, это праздник моего народа).
- Также мы рассмотрим традиции праздника Масленица и других праздников народов России.
- Изучение нового
«Сабантуй»
Зрительный ряд – презентация (слайд №№2-3)
Рассказ о празднике могут подготовить ребята, которым этот праздник близок. (Текст ниже в Приложении). Элементы национального костюма на учениках.
После выступления учащиеся задают друг другу вопросы по изученному материалу. Например:
- Какие народы нашей страны празднуют Сабантуй? (татары и башкиры)
- Какое национальное татарское блюдо можно купить в магазине? (чак-чак)
- Чему посвящён этот праздник? (окончание весенних полевых работ)
- Какое развлечение на Сабантуе главное? (состязания)
…
Какие вопросы у вас возникли после знакомства с этой темой?
- Есть ли у татар праздник, посвященный урожаю?
- Что такое кумыс?
…
«Масленица»
Рассказ о празднике могут подготовить ребята, которым этот праздник близок. (Текст в Приложении)
После выступления учащиеся задают друг другу вопросы по изученному материалу. Например:
- Чем похожи Сабантуй и Масленица?
- Сколько времени длится Масленица?
- Какое блюдо главное на этом празднике?
- Символом чего являются блины?
- Почему Масленицу называют «целовальницей»?
…
Какие вопросы у вас возникли после знакомства с этой темой?
- Кто такая золовка? (учебник с.136)
- Что значит слово «ясочка»? (толковый словарь)
…
Рассматриваем в Презентации кадры масленичных гуляний и комментируем изображённые традиции (слайды №№4-5)
Работа по учебнику.
Традиции праздника Масленица описывается в учебнике (с.136-139)
Читаем самостоятельно текст, с целью поиска ответа на вопрос: Что нового вы узнали?
Закрепление знаний (Слайд №6)
6. Домашнее задание:
- Какое задание предложите выполнить дома?
Ученики:
- Подготовить рассказ об одном из праздников – Рождество, Крещение, Пасха, Благовещение, Рамадан-байрам, Курбан-байрам. Источники информации: учебник, родители, интернет, энциклопедии. (учитель предлагает план (Презентация слайд №7)
- Подготовить костюм ряженого к школьной «Масленице».
- Организовать одноклассников и выучить заклички к празднику.
Учитель:
- Узнать из учебника какие бывают виды праздников. Составить таблицу в тетради (слайд №8).
- Узнать как праздники связаны с религиями (слайд №9). Составить таблицу в тетради.
- Проинсценировать с друзьями один из дней Масленицы.
Приложение
САБАНТУЙ
Иногда при виде шумной веселой толпы люди говорят: «настоящий сабантуй»! Почему же они так говорят? И что такое сабантуй
Сабантуй - это действительно праздник, народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его еще иногда называют праздником плуга (сабан на татарском языке - плуг и туй - праздник).
Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание одних работ и начало других.
Подготовка сабантуя начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили.
Перед сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили красивые расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и, окруженная шумной веселой толпой, процессия с шутками и смехом обходила аул, создавая у всех праздничное настроение.
Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Для празднества выбирается широкий майдан, чаще всего это большое поле, где подготавливают площадки для соревнований. С утра со всей округи на майдан стекаются празднично одетые люди. Они несут и везут с собой вкусную еду, кумыс, медовку и рассаживаются группами в облюбованных местах: в тени деревьев или на солнечных полянках.
Торжество длится целый день, но главное в сабантуе - состязания.
Главное состязание - это, конечно же, национальная борьба"көрәш".Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу в этом состязании переставали выходить на полевые работы и ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меда, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни.
Для победы в "көрәш" требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель борьбы "көрәш" – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета. Правда, в последнее время барана часто заменяют каким-нибудь другим ценным призом – телевизором, холодильником, стиральной машиной, а то и автомобилем. Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе "көрәш".
И какой же праздник без угощения! Там и тут можно отведать шашлыка, плова домашней лапшы (лякшя) и традиционных татарских угощений:
"өчпочмак", "бишбармак", "чәк-чәк", "бәлеш", "пәрәмәч".
Значение русского слова “праздник” по Толковому словарю В. Даля
Это слово происходит от древнерусского порозденъ, то есть порожний. Получается, что праздник — это время пустое, незанятое, то есть свободное от труда и других обычных занятий. Конечно, так оно и есть — не зря же говорят: есть праздники, и есть будни, обыденные, обычные дни. Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». «Делу время – и потехе час.»
МАСЛЕНИЦА
Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост".
Самый веселый праздник русского народа – это Масленица. Длится праздник целую неделю. Масленица - это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», " объедуха», «ясочка».
Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года
Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».
В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.
К уроку русского языка.
Родственные однокоренные слова: масло, маслята, маслёнка, масляный, маслобойка, масличная (культура), умаслить, … Кашу маслом не испортишь. Значение масла в каше.
К уроку математики.
Для каши необходимо: 200г крупы, воды на 100 г больше, масла в 10 раз меньше, чем крупы; соли в 100 раз меньше, чем крупы; сахара – сколько душа пожелает. Д.З.: запиши в граммах, сколько сахара пожелала твоя душа. Обратись за помощью к родителям.
Для блинов… Сколько варенья или сгущёнки ты съедаешь с 1 блином?
К уроку физкультуры
Традиционные соревнования сабантуя:
- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».
- Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.
- Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера – и бегом к финишу!
- Поход за призом по наклонному качающемуся бревну.
- Выжимание двухпудовой гири.
- Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок.
- Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.
- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.
- Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет. Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним.
Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно!
- Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Сравнение и счет предметов" 1 класс (сентябрь). Разработала учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС № 624 Красник Светлана Анатольевна.
Урок математики "Сравнение и счет предметов" в первом классе (сентябрь). Прилагается презентация в PowerPoint. Цель урока - закрепить представление детей о форме, величине предмета; развивать умение с...
Урок – проект по литературному чтению для 4 класса, УМК «Школа России». Автор:Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт - Петербург
Урок - проект по литературному чтению для 4 класса, УМК "Школа России". Тема: "Том Сойер - положительный или отрицательный герой?". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт...
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"
Конспект урока по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"....
Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса. Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280.
Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса, УМК " Школа России". Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Пвловна, учитель НБОУ СОШ №280 г. Санкт Петербурга....
Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса. Тема: Родственные слова. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга
Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса, УМК "Школа России" по теме: "Родственные слова. Выделение корня в родственных словах". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №208 ...
Отчет об инновационной деятельности Бочковой Марины Николаевны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ» Верхнеуслонского района РТ за 2016 год
отчет об инновационной деятельности Бочковой Марины Николаевны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ " Татарско- Бурнашевская СОШ" Верхнеуслонского района РТ за 2016 год...
Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...