Конспект урока ОРКСЭ по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Конспект урока по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_29_zhizn_cheloveka_-_vysshaya_nravstvennaya_tsennost.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»
Цель: познакомить учащихся с основными ценностями, правами и свободами человека, учить анализировать их и применять в жизни, выбирать нравственные формы поведения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Оборудование: «Конвенция о правах ребёнка»; на доске вывешиваются плакаты с надписями прав ребёнка; выставка книг.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы будем говорить о ценностях, узнаем, что же является высшей ценностью и как эту высшую ценность защитить и сохранить.
II. Подготовка к восприятию.
- Что такое «ценность»? (Ценность – это все, что имеет большое значение для человека; все, что ценит человек.)
- А что для нас является ценным? (Мы ценим наши отношения с родителями и друзьями, свой дом, одежду, игрушки и многое другое.)
- То есть наши ценности духовны и материальны.
- А что же является самой главной ценностью? (Это его жизнь!)
- Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Особенно ценна жизнь в мире, когда нет войны, и благополучии, когда есть близкие и родные люди, человек здоров, успешен, у него есть интересные и важные дела. Сделать жизнь такой – основная задача государства, общества и каждого человека.
- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас? Пытается уберечь от неприятностей и невзгод, создать все необходимые условия для вашего развития, защитить ваши интересы и права? (Конечно, наши родители, наша семья.)
- Но о детях заботятся и многочисленные общественные государственные организации, главной задачей которых является защита детей.
Наиболее значимой среди таких организаций является Организация Объединённых Наций, которая была создана для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Создана она была сразу по окончании Второй мировой войны. Эту войну развязала фашистская Германия. В ней погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Тогда то люди всего мира и осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, и что война – это самый худший способ решения споров и проблем.
Сегодня же человечество вообще обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем уничтожит всё человечество и нашу прекрасную планету. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы и нации объединились во всемирную организацию – Организацию Объединённых Наций (сокращенно ООН), которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире, а также поддержание и укрепление мира и безопасности. Устав ее (то есть основной документ с программой работы) был утверждён на конференции в Сан-Франциско и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. А в 1948 году ООН издала документ, который называется «Всеобщая декларация прав человека». В ее тридцати статьях перечислены все основные права и свободы человека, живущего в обществе.
Однако и по сей день в мире происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления против человека, аварии. В ниx, а также от стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают не только взрослые, но и дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Все эти обстоятельства были учтены. И 20 ноября 1989 года на генеральной ассамблее Организацией Объединённых Наций была принята Конвенция прав ребёнка, в которой говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
III. Беседа.
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право иметь имущество.
- Право выражать свои взгляды и мысли.
- Право на свободное перемещение.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
- Право защиту своих прав и законных интересов родителями.
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища,
тайну переписки, - Право на пользование достижениями научно-техническою прогресса.
- Право на отдых и досуг.
(В ходе беседы учитель выясняет, как учащиеся понимают каждое названное право.)
IV. Игра «Массаж чувствами».
Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.
Дети становятся «цепочкой» (в затылок друг другу), положив подушечки пальцев на спину впереди стоящего ребенка. По сигналу ведущего они изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и так далее.
V. Игра «Герои книг имеют право».
(Учитель показывает книгу, а учащиеся называют права, которые были нарушены у героя книги или которыми он пользовался.)
Комплект книг:
- Андерсен Х.К. «Дюймовочка».
- Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».
- Гаршин В. М. «Лягушка-путешественница».
- Крылов И.А. «Мартышка и очки», «Квартет».
- Мамин-Сибиряк Д.Н. «Серая шейка».
- Маршак С.Я. «Багаж».
- Михалков С.В. «Три поросёнка».
- Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
- Перро Ш. «Красная Шапочка», «Золушка».
- Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Руслан и Людмила».
- Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович».
12. Распэ Р.Э. «Приключения барона Мюнхаузена».
13. РНС «Ледяная избушка», «Репка», «Колобок».
14.Твен М. «Приключения Тома Сойера».
- Толстой А.Н. «Золотой ключик, или приключения Буратино».
- Чуковский К. «Айболит».
VI. Викторина «Права литературных героев».
(Учитель зачитывает вопрос, а учащиеся называют книгу, герой которой сталкивается с данной проблемой.)
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Колобок», «Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», «Ледяная избушка»).
- Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? («Руслан и Людмила»).
- Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка-путешественница»).
- В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»).
- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или приключения Буратино»).
7. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Квартет», «Белоснежка и семь гномов»).
8. Какие известные литературные герои воспользовались своим правом на труд, и при этом обеспечили себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? («Том Сойер», «Королевство кривых зеркал»).
9. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Сказка о попе и его работнике Балде»).
10. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг? («Золушка»).
VII. Итог.
Вот наш урок и подошёл к концу.
- Вам понравился урок?
- Что было особенно интересным?
- Что вызвало затруднения?
- Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым?
- Что является высшей ценностью для человека?
- Кто обеспечивает ее защиту и сохранение?
- С каким важным документом вы познакомились?
- Какой организацией он был принят?
- Когда отмечается «Всемирный день прав ребёнка»?
- Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребёнка?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Именно это право - право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
VIII. Домашнее задание.
У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Написать мини-сочинение на тему «Мои обязанности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"
Цель: Способствовать формированию уважительного отношения детей друг к другу; влиять на формирование нравственных ценностей.Задачи:Дать понятие: ценность, высшая ценность, воспитывать толе...
урок ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"
Цель: формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценностиЗадачи:личностные- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах...
Технологическая карта и презентация урока по ОРКСЭ на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"
Урок был разработан в форме "Суда". Все было по-настоящему: судья, прокурор, адвокат, свидетели со стороны защиты и со стороны обвинения, присяжные заседатели, зрители. Судили, как ни странно, саму ЖИ...
ОРКСЭ «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»
ПРЕДМЕТ«Основы религиозных культур и светской этики» МОДУЛЬ«Основы светской этики» 4 класс УРОК № 29 + презентация«Жизнь человека – высшая нравственная ценность»...
«ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА – ВЫСШАЯ НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ»
....."ЭТО ИМЕЕТ СМЫСЛ ДЛЯ ТЕХ, КОГО Я УЖЕ СПАСЛА". А ПОТОМ С ТАКИМ ЖЕ УСЕРДИЕМ ПРОДОЛЖИЛА СВОЕ ДЕЛО........
Презентация по ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"
Презентация по ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"...
Урок ОРКСЭ (основы светской этики) 4 класс для дистанционного обучения Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Цель урока: Формировать понятие у обучающихся , что жизнь – это высшая нравственная ценность.Задачи:Обучающая - познакомить с поня...