Основы религиозной культуры и светской этики 4 класс
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Козлова Наталья Михайловна

Основы светской этики. Тема урока "Дружба" Проект урока. Цель: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности,

Задачи:

•      Выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

•      формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;

•      формировать умение аргументировать свою точку зрения;

•      развивать у обучающихся умение  вести рассуждения;

•           воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_itogovaya_rabota_kozlova_n_m.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Козлова Наталья Михайловна

Район

Варнавинский

Место работы

МБОУ Горкинская  СШ

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы светской этики

УМК

Школа России

Тема урока

Дружба

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности,

•        Выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

•        формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;

•        формировать умение аргументировать свою точку зрения;

•        развивать у обучающихся умение  вести рассуждения;

•        воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, экран

Дидактическое обеспечение

Карточки со словами: приятель, товарищ, друг, карточки со стихотворением В. Лунина «Я и Вовка»

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • Формирование у учащихся ответственности за проявление дружбы, дружеских отношений. Роли доверия в укреплении дружбы, качеств настоящего друга.
  • предметные
  • Извлекать из учебника необходимую информацию.
  • Искать дополнительный  материал.
  • Работать со словарём.
  • Готовить рассказ по иллюстрациям.
  • Усвоение понятий: добродетельные отношения, дружба.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • П. Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Общий прием решение задач.

Способность к анализу и синтезу информации.

  • Р. Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.

Самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.

Контролировать и оценивать свои действия.

  • К. Умение работать в команде.

Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Оценочные карты

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ, 4 класс; пособие для учителей общеобразоват. организаций  /  А. Я  Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др., М.: Просвещение, 2014. – 153 с.
  • Основы светской этики : 4 класс  / А. Я  Данилюк, М. : Просвещение, 2011
  • •        Основы религиозных культур и светской этики. :4 класс: сборник для учителя  / Т. И. Тюляева. – М.:  Вентана-Граф, 2015. – 288 с

Дополнительная

  • словарь Ожегова;  притча о дружбе: "Два соседа и снег";  стихотворение В. Лунина "Я и Вовка"; рассказ Е. Пермяка "Самое страшное"; песня  "Настоящий друг"    сл.: Михаила Пляцковского,     муз.: Бориса Савельева;

Интернет-ресурсы

orkce.apkpro.ru

ЭОРы

http://nsportal.ru,, https://infourok.ru, http://www.zavuch.ru,


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Диагностика эмоционального состояния учащихся (с помощью смайликов). Коррекция эмоционального состояния.

Проверка готовности к уроку.

Ребята, я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

Дети в соответствии со своим настроением на работу во время урока,   выкладывают на парту смайлика

Р. Способность к осознанию ответственности за свою работоспособность на уроке.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Ребята, послушайте  притчу,  подумайте,  о чем она, почему я решила именно сегодня вам ее рассказать?

« Два соседа и снег»

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена. На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье! В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает: — Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся: — Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

И так о чем же эта притча?

Что мы сегодня узнаем нового?

Чем будем заниматься на уроке?

Дети слушают, анализируют, формулируют свои ответы.

Притча о дружбе, о друзьях.

Наверное,  мы сегодня будем изучать новую тему,  связанную с дружбой

П. Произвольное построение речевых высказываний в устной  форме.

Способность к анализу и синтезу информации.

Р. Самостоятельное разрешение проблемных вопросов

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

1)        Работа в группах

«Мозговой штурм»

«Дружба – это …»

Учитель записывает ответы детей на доске

2)        Беседа о том, как дети понимают слово «дружба».

 Примерные ответы детей: Дружба – это когда два мальчика хорошо общаются,

Дружба – это когда вместе интересно, занимаемся  вместе чем ни будь, гуляем, играем.

Друг никогда не обидит, защитит.

К. Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Работа с  учебником с 32

Давайте прочитаем,  а как в учебнике нам объясняют,  что такое ДРУЖБА.

Ребята, посмотрим,  а как  словари объясняют понятие «дружба»?

Работа в малых группах:

Одна группа работает со словарем Ожигова,  другая со словарем Даля.

На первое место знаменитый учёный и писатель  Даль ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

Еще поработаем со словарями в группах

•        Задание 1 группе. Найдите понятие друг

•        Задание 2 группе. Найдите понятие приятель

•        Задание 3 группе. Найдите понятие товарищ

Вывод: так в чем разница между этими понятиями?

Дети работают с учебником с 32

Зачитывают определение понятия, сравнивают со своими ответами.

Словарь Ожигова: (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)

– Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь».

Дети работают со словарем, выписывают новые понятия  в тетрадь, затем читают  для всего класса.

П.         Извлекать из учебника необходимую информацию.

П. умение работать с дополнительной литературой

К. Умение работать в команде.

П. Работать со словарём.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Каждый ли человек может быть другом?

Послушайте рассказ Е. Пермяка «Самое страшное»

Подумайте,  почему автор так назвал рассказ?

Чтение рассказа

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил.

В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

Один-одинёшенек!

- Что бы, ребята,  посоветовали такому Вовке?

Дети,  обсудив этот вопрос  в парах, дают свои ответы.

Нет,  не каждого человека можно назвать другом? Друг не должен обижать , он может всегда помочь, он никогда не дерется, делится с о своим другом всем, ничего не жалеет.

Слушание, анализ.

Примерные ответы детей:

Автор назвал так рассказ потому, что Вовка остался один одинешенек., потому, что он всех обижал. Даже бабушка сидела,  плакала, ежик убежал в другой дом жить.

Вовка должен измениться, нельзя обижать девочек, родственников, животных. Нужно быть добрым, заботливым, уметь приходить на помощь, не требовать ничего взамен.

К. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л. Формирование у учащихся  качеств настоящего друга.

Р. Самостоятельное разрешение проблемных вопросов

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Сейчас мы с вами вспомним стихотворение В. Лунина «Я и Вовка»,.

Вы прочитаете его самостоятельно,

прочувствуете какие эмоции испытывали герои  этого стихотворения?

Беседа по содержанию стихотворения.

Кого из мальчиков можно назвать настоящим другом?

Кто вам понравился больше и почему?

Чтение по ролям.

Дети самостоятельно читают стихотворение

Хотели мы с Вовкой пойти в кино.

Мы это решили давным-давно.

Но тут Серёжка позвал его,

И Вовка бросил меня одного.

А как же я, а как же я?

Ведь он говорит, что мы – друзья!

Хотели мы с Вовкой в поход пойти,

Уже собрались мы с ним почти,

Но Петька его позвал гулять,

И Вовка бросил меня опять.

А как же я, а как же я?

Ведь он говорит, что мы – друзья!

Хотели мы с Вовкой пойти в музей.

Меня торопил он: «Скорей, скорей!»

Но тут Олег заглянул в наш класс,

И Вовка с ним убежал тотчас.

А как же я, а как же я?

Ведь он говорит, что мы – друзья!

Вчера я за партой один сидел,

Сидел и на Вовку с надеждой глядел.

Но Вовке всё было – трын-трава.

Взглянул на меня он едва-едва.

А как же я, а как же я?

Неужто мы больше с ним – не друзья?

А нынче я снова счастливым был.

Нет, нет! Мой Вовка меня не забыл!

Сказал он мне: «Витька! Ты бы не смог

Пойти сегодня со мной на каток?»

И сразу я, и сразу я

Воскликнул: «Конечно! Ведь мы – друзья!»

Ответы детей:

Настоящий друг Витька. Он не держит обиды на Вовку, простил его, готов прийти на помощь.

К. Понимание своих эмоциональных проявлений, умение ставить себя на место другого.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Рассмотрите серию картинок с. 32

 Составьте небольшие рассказы.

Индивидуальная работа,  рассказ мини историй.

П. Произвольное построение речевых высказываний в устной  форме.

Готовить рассказ по иллюстрациям.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Беседа с учащимися.

- Какой вы друг?

Итог урока.

Беседа об основных понятиях урока: дружба, добродетельные отношения.

Сейчас поиграем в игру «Знаете ли вы , что…»

Работаем в группах

Первая группа готовит вопросы по теме «Дружба», вторая группа на них отвечает.

Наше мнение едино: дружба нам необходима.

Звучит песня «Настоящий друг»

Примерные вопросы детей:

Что такое дружба?

Кого мы можем назвать настоящим другом?

В чем отличительные черты дружбы?

Усвоение понятий: добродетельные отношения, дружба.

П. Приём информации (осознанное построение речевых высказываний; высказывание собственного мнения)

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Подведение итогов в форме письменной рефлексии: «Что самое важное я сегодня унесу в своём сердце»

Ответы детей.

Коммуникативные УУД: форма речевой рефлексии

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"

       Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...