Конспект урока и презентация по ОРКСЭ. Тема урока " Монастырь"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Конспект и презентация урока 4 курса "Основы Православной культуры" Монастырь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Монастырь" | 22.92 КБ |
sergiy_radonezhskiy_prezentatsiya.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
1. Тема урока: Урок 4 курса «Основы Православной культуры» Монастырь.
2. Цели урока: дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре, монахах, познакомить с понятием молитва, Святые старцы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: углубление знаний о православии.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развивать нравственные качества личности, развивать коммуникативные, информационные компетенции.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: эстетическое, нравственное, трудовое воспитание, любовь к изучению предмета. Сформировать навыки поведения в монастыре. Воспитывать уважение к Святым отцам. Воспитание любви к Родине на примере Преподобного Сергия Радонежского.
3. ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, наглядные пособия, видео экскурсия, проектор.
4. ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рассказ учителя, беседа, чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.
ХОД УРОКА
АКТУАЛИЗАЦИЯ (5-7 минут).
Учитель предлагает детям прослушать отрывок песни «Монастырь»
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?
(Ответы детей)
Учитель: А хотите, сегодня отправиться в виртуальное путешествие?
-Какие вопросы поставим перед собой?
Что такое монастырь, как живут в монастыре, что такое молитва, Святые старцы.
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:
Учитель показывает детям таблички «Монастырь», «Монахи», «Келья», «Молитва», «Жизнь в монастыре», «Святые старцы».
Нам сегодня предстоит ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой.
Учитель вывешивает первую карточку «Монастырь»
-Что такое монастырь? Кто был в монастыре?
Ответы детей.
Появляется первый слайд с фотографией монастыря.
Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь. Разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю. Святые Старцы.
Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.
- А кто и как живёт в монастыре?
-Почему люди идут в монахи?
-От чего отказываются монахи?
(Ответы детей).
Появляется Слайд 2 (Фото монахов)
Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился жить без семьи. Сам он считает, что не столько отказался, сколько согласился: согласился с неким зовом- зовом Бога, который указал на его призвание.
- Что такое призвание?
(Ответы учащихся).
- Призвание – это смысл жизни конкретного человека. Призвание - неповторимость в этом мире. Бог создает людей для какой-то задачи, а если мы отклоняемся, то это наша вина перед Богом. Каждый из нас должен понимать самого себя и свои обязанности.
- А как вы думаете, чем занимаются монахи? Появляется карточка на доске.
Монашество – это счастье, но это и крест. Да это часто можно сказать и о том, с чем имеешь дело, живя в миру: о работе, детях, семье. В жизни радости и горести всегда идут бок о бок. В жизни монаха бывают моменты, когда он с особой силой ощущает радость своего пребывания с Господом. А вот другая сторона медали. Господь не сразу «нагружает» монаха всеми теми скорбями, которые его ожидают, а с течением времени и по мере его духовного возрастания, крепчания. Чтобы монах мог их выдержать. А еще для того Господь так поступает, чтобы монах, почувствовав всю тяжесть монашеского креста, не ужаснулся, не впал в уныние и не пожалел о своем выборе. Потому что поначалу он действительно не готов понести скорби в «полном объеме».
- Порой кажется, что монах – это неудачник, который вместо того чтобы прилагать усилия и строить свою жизнь, уходит от проблем в монастырь…
Появляется на доске карточка «Келья».
-Кто из вас, сможет объяснить что это?
Келья-жилое помещение в монастыре.
- Ребята, обсудите в группах, всё что вы знаете о жизни монахов.
Прочитайте в учебнике рубрику «Это интересно». Подготовьте выступление «Монашеское облачение» (Клобук, мантия, чётки, пояс)
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который принимает монашеский постриг?
(Прослушиваем выступления каждой группы)
-А теперь, ответим на вопрос? Монах – это неудачник, который вместо того чтобы прилагать усилия и строить свою жизнь, уходит от проблем в монастырь…
Так может ответить нецерковный человек. А православный знает, главное правило в монашестве «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается очень рано, в 3 – 4 часа мы еще, а монахи уже совершают утреннюю молитву. Принимают пищу один раз в день, бывает два раза. Монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря и т.д. Все остальное время молятся.
-Что мы знаем о молитве? Появляется карточка «Молитва»
У православных людей есть три вида молитвы.
Самая распространенная молитва – это просьба. «Подай, Господи».
Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.
Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в отношениях людей с Богом.
Самая высокая молитва – славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»).
Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель?
Православный человек может молиться сам и вместе с другими людьми. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте .
Если человек молился искренне и правильно – он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать («благой, добрый дар»). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец и поступков струятся вера, надежда, любовь, называются святыми.
- Каких известных Святых Старцев вы знаете?
- Кого называют Святыми Старцами?
(Ответы учащихся).
- Каких известных Святых Старцев вы знаете?
- Кого называют Святыми Старцами?
(Ответы учащихся).
- Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь.
Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие в Сергиев Посад. Посетим Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя.
Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. С самого начала, еще до появления на свет было понятно, что родится необычный ребенок. За долгое время до появления на свет этого святого младенца дивный знак был подан со стороны Бога, который нес в себе такой смысл, что будет рожден великий избранник. Несколько раз младенец, будучи еще в материнском чреве, кричал во время церковной службы. И вот 3 мая 1314 года в доме боярина Кирилла была всеобщая радость и веселье. Марии и ее мужу Бог послал сына. В сороковой день после рождения Мария и Кирилл понесли своего младенца в церковь, чтобы совершить над ним святое крещение, и в то же время исполнить свое обещание представить дитя в непорочную жертву Богу, который дал его. Благоговейный иерей, по имени Михаил, нарек младенцу во святом крещении имя Варфоломей – СЫН РАДОСТИ. Между тем мать, а потом и другие стали примечать в младенце нечто необыкновенное: младенец всем на удивление не пил материнского молока по средам и пятницам, также он не брал грудь матери, если Мария съедала перед кормлением мясное блюдо. Время шло. На седьмом году жизни Варфоломея родители отдали учиться грамоте. Вместе с Варфоломеем учились и два брата. Братья обучались успешно, хотя Петру в то время не было и шести лет, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали ; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где – нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Богу и просил его : “дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня, просвети и вразуми!” Но грамота все же ему не давалась. Раз отец послал его в поле искать убежавших жеребят. Это поручение пришлось особенно по душе мальчику, любившему уединяться от людей. Идя по дороге мальчик увидел, что очень старый человек молится на коленях под дубом. Отрок тихо подошел к нему и стал терпеливо ждать окончания молитвы. После того, как старец поднялся с колен, он посмотрел на мальчика и спросил его , “что тебе надобно, чадо?” и с детской простотой поведал старцу свое сердечное горе. - “Меня отдали учиться грамоте”, сказал сквозь слезы Варфоломей : “ и больше всего желала бы душа моя научиться читать, но вот сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться; помолись за меня Богу, отче святой, - попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение”. Старец же вознес руки к небу, поднял свои глаза на небо, прочитал надлежащую молитву, а по окончании ее благословил Варфоломея и дал поцеловать свой крест. А затем произнес : “Веруешь ли, и больше сих узриш и о грамоте, чадо, не скорби; ведый буди известно, яко от сего дня дарует ти Господь грамоте”. Мальчик поклонился старцу и пригласил к своим родителям в дом отдохнуть, сказав, что в его доме таких людей почитают.А дальше произошло настоящее чудо. Когда они прибыли в боярский дом, их встретили благочестивые родители Варфоломея Кирилл и Мария. Но прежде чем сесть за стол, они прошли в моленный покой, и старец - инок повелел отроку Варфоломею взять Псалтирь и читать. Варфоломей моляще смотрел на инока, как бы взглядом прося отпустить его. Но инок ласково и строго сказал: "Читай”. И произошло чудо Божие. Как будто темная завеса спала с глаз Варфоломея, и он без запинки, бегло стал читать Псалтирь. Тишина царила в молельне, а он все читал псалом чисто, красиво. Голос его звучал как родник. Закончен псалом. Стало совсем тихо в молельне. Это воистину было чудо. Ликовало от радости сердце Варфоломея. Уходя, старец предсказал Варфоломею необычное будущее. С детских лет, когда у большинства подростков на уме игры и забавы, его сердце пламенело любовью к Богу. Давней мечтой Варфоломея было уединиться и молиться. Однако он был единственной опорой престарелых родителей. Когда Варфоломею исполнилось 18 лет , у него умирают родители. Он вместе со старшим братом решают стать монахами, пойти в лес, построить там монастырь и служить богу. Так и сделали. Облюбовали место на горе Маковец и построили там небольшой деревянный монастырь. Через некоторое время к нему пришёл инок Митрофан, от которого Варфоломей принял пострижение в монашество с именем Сергий, было ему 23 года. Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давались прозвища или по ремеслу, которым они занимались, или по характеру, или по месту жительства. И был Сергий первый постриженик своей уединенной обители, первый начинанием и последний мудрованием, первый по счету, и последний по тем смиренным трудам, которые сам на себя возлагал. О Сергии Радонежском узнали другие люди. Они приходили к монаху и оставались с ним жить, строить себе деревянные дома, церковь. Все работали сообща, вместе. Сергий Радонежский трудился вместе со всеми. Только своим личным примером учитель мог убедить учеников в том, что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени. Пройдя через тяжелый период одинокого подвижничества, Сергий хочет построить монастырь и руководить братией. За духовной жизнью братии наблюдал и был строг. Во всем остальном был смиренен. Был все так же прост, беден и равнодушен к мирским благам. Голос его был негромкий, лицо спокойное. За полгода до смерти Преподобный уже знал о ней, собрал всех учеников, отдал распоряжения, а сам начал безмолвствовать. Перед кончиной он оставил братьям такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие. Память преподобного Сергия Радонежского Православная Церковь чтит 8 октября. Это день смерти святого. Он умер 25 сентября ( 8 октября по новому стилю) 1392 года. В 1452 году преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику святых.
В наше время к Сергию Радонежскому обращаются с просьбой помочь в учебе. Вся земля русская наполнилась слухом о святом старце, и до сей поры тянутся к обители поломники. Никто не уходит в обратный путь неутешенным. Вместе с просфорой монастырской, водой из святого источника люди приносят к своим домашним очагам самое драгоценное – благословение.
V. Рефлексия.
-Что вы узнали сегодня на уроке? Учитель обращает внимание детей на карточки, которые находятся на доске.
-Какая информация оставила неизгладимые впечатления?
- За что вы могли бы себя похвалить?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать параграф в учебнике. Нарисовать монастырь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чудеса В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались ещё до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты службы вскрикивал в её чреве. С первых дней жизни ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням — средам и пятницам.
Учёба Варфоломея На седьмом году жизни Варфоломея родители отдали учиться грамоте. Варфоломей далеко отставал детей. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним. Варфоломей часто, укрывшись от взоров людских, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Богу и просил его : “дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня, просвети и вразуми!”
Просьба Варфоломея - “Меня отдали учиться грамоте”, сказал сквозь слезы Варфоломей : “ и больше всего желала бы душа моя научиться читать, но вот сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться; помолись за меня Богу, отче святой, - попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение”. Старец же вознес руки к небу, поднял свои глаза на небо, прочитал надлежащую молитву, а по окончании ее благословил Варфоломея и дал поцеловать свой крест.
Постриг Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Варфоломей и его брат решили уйти в монастырь. О ни поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако брату стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.
Дружба Медведь подружился с Сергием. Сергий его не прогонял, кормил, даже было такое, что отдавал медведю последнюю еду, а сам оставался голодным. Это говорит о том, что Сергий был действительно особенным человеком
Преподобный Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Преподобный с радостью принимал их. Так зачался Сергиев монастырь - нынешняя Троице-Сергиева лавра (по-гречески лаура - крупный, большой монастырь). "Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее". Из его поколения вышли основатели 150 новых монастырей .
Сергиев Посад Со временем места в монастыре для всех становилось всё меньше и меньше. И люди стали строить свои дома и селиться вокруг него. Вот так и появился город Сергиев Посад.
Сергий Радонежский Умер преподобный Сергий в 1392 году в возрасте 78 лет, и не было дня, когда к нему не приходили за помощью со своими заботами и скорбями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики во 2 классе. Тема урока: "Метр"
Урок составлен в соответствии с ФГОС...
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."
Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....
Конспект урока по математике. 4 класс. Тема урока: свойства диагоналей прямоугольника.
Тип урока: изучение нового материала. конспект урока разработан по учебнику "Математика", 4 класс, М.И. Моро....
конспект урока и презентация урока по теме:"Сложное предложение"
Урок разработан по теме:"Сложное предложение" (4 класс, УМК "Школа21 века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.Тип урока- изучение нового. На уроке применяется групповая, фронтальная и...
конспект урока с презентацией по математике. Тема: «Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом действия умножения»
конспект урока с презентацией по математике. Тема: «Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом действия умножения»...
Конспект урока и презентация по математике. Тема: "Решение задач с величинами "цена", "количество", "стоимость". 3 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «цена», «количество», «стоимость» , учить решать задачи с даннымивеличинами.Планируемые результаты:Предметные: зн...
Конспект урока и презентация по ОРКСЭ на тему "Следовать нравственной установке"
Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Следовать нравственной установке" 4 класс...