Конспект урока и презентация по ОРКСЭ на тему "Следовать нравственной установке"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Следовать нравственной установке" 4 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Номер урока: 21
Дата проведения урока: 09.02.2021г.
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4-Б
ФИО учителя: Якубова З.Ю.
Тема урока: Следовать нравственной установке
Цель: Развивать чувство нравственной ответственности за свои поступки перед собой и другими людьми, способствовать к объективной самооценке.
Планируемые результаты урока, УУД:
Предметные: формирование ценности «нравственность» через знакомство обучающихся с фольклором, пословицами и поговорками, заповедями о нравственной установке
Метапредметные:
П.- способствовать развитию умений осознать, что различить добро и зло человеку помогает совесть; умение анализировать и делать выводы;
Р.- умение определять цели и задачи урока;
К.- умение работать в коллективе, слушать друг друга;
Личностные: содействовать воспитанию правил духовности; положительное отношение к нравственным ценностям человека,
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование, информационное обеспечение: компьютер, учебник, телевизор, Интернет-ресурсы, тетрадь, толковые словари, портрет Л.Н.Толстого, Д.С.Лихачева, заповеди, пословицы и поговорки, Древо мудрости, рисунок яблока для каждого обучающего, презентация.
Ход урока
I. Организационный этап
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
Проверим готовность к уроку.
II. Актуализация опорных знаний
У Л.Н. Толстого есть такое выражение «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки». Как вы его понимаете?
III. Целеполагание (определение темы урока, постановка целей и задач урока)
– Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке основ светской этики?
Прочитайте тему урока. Тема: Следовать нравственной установке
Мы познакомимся с нравственной установкой.
Мы узнаем, что такое нравственная установка.
Мы вспомним о нравственной установке.
Мы будем уметь следовать нравственной установке.
Мы сможем поразмышлять о нравственной установке.
Что для вас значит следовать нравственной установке?
Какую учебную задачу поставим на уроке?
IV. Мотивация учебной деятельности.
-Узнаем, что такое нравственность.
-Для этого нам нужны будут толковые словари и Интернет ресурсы.
Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное – то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое.
Работа в паре
-Проанализируем пословицы и поговорки разных народов.
-Добро по миру не речкой течет, а семьей живет.
-Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
-Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоценность.
-Чему научили вас эти пословицы?
V. Первичное усвоение новых знаний
Вы становитесь лучше и мудрее, потому что стараетесь заглянуть в себя и понять, что каждый человек может совершенствоваться.
Работа в паре
- Прочитайте духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачева
- Люби людей и ближних, и дальних.
-Твори добро, не видя в том заслуги.
-Люби мир в себе. А не себя в мире.
-Будь искренним: вводя в заблуждения других, обманываешься сам.
-Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение- путь к житейской мудрости, не гнушайся им.
-Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух.
-Будь совестлив: вся мораль в совести.
-Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.
Чему вы научились, читая эти заповеди?
Ваши успехи можно изобразить на Древе мудрости. Посмотрите внимательно на рисунок.
Как вы думаете, что должно появиться на этом красивом дереве в процессе наших занятий?
- Плоды, символизирующие ваши успехи в мыслях и поступках, достойных золотого правила этики. Эти плоды - золотые яблоки. Мы будем рисовать их по мере усвоения нравственных истин.
Чему бы вы хотели научиться? Чему учит выражение Л.Н.Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки»
-Значит очень важно думать и поступать с позицией добра.
-Думать о проблемах и решать ее с позиции добра.
- Откройте учебник на с.100 Самостоятельно прочитайте с.100-102.
Физкульминутка
VII. Первичная проверка понимания нового материала.
-Какое яблоко вы могли бы нарисовать на Древе мудрости сегодня?
- Нарисуйте.
-Вы поняли необходимость нравственной установки в жизни человека.
-Творить добро, любить людей, родителей, уважать старших, помогать родителям, читать, быть верующим, совестливым, не лениться, быть трудолюбивым.
-Какие отрицательные черты характера мешают человеку?
VIII. Первичное закрепление нового материала
-Что значит думать и поступать с позиции добра?
Послушайте стихи о нравственных ценностях, которые подготовили ваши одноклассники
«Что на земле имеет ценность?» Автор: Татьяна Игоревна Черненко
Что на земле имеет ценность?
Конечно, это жизнь, любовь,
Здоровье, мама, дети, верность,
Семья и защищённый кров,
Надежда в сердце, вера в Бога,
Души безгрешность, красота,
Любимый труд, домой дорога,
Мир на земле и доброта!
* * *
Родных и близких берегите,
Храня их счастье и покой,
Минуту каждую цените,
Что вам дарована судьбой.
«Добро» Автор: Фаина Ивановна Соколова
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
Такая истина бытует:
Добра не делай – зла не будет,
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.
«Что такое "ВЕРНЫЙ ДРУГ"?» Автор: Татьяна Игоревна Черненко
Верный друг спешит помочь,
Даже если день иль ночь.
Друг поймет всё без обид,
Если нужно - защитит.
Никогда он не предаст,
Если надо, жизнь отдаст,
В неприятностях, в беде
Друг поблизости везде.
В душу нагло лезть не станет,
Никогда друг не обманет,
Даст последнюю рубаху,
Не сбежит в бою от страха,
И в печали, и в болезни
Постоянно с вами вместе.
В жизни ВЕРНЫЙ ДРУГ один,
Он всегда незаменим.
«Семья» Автор: Мария Александровна Лангер
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!!!
«Родной язык — народа достоянье»
Автор: Канта Хамзатович Ибрагимов
Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить
-Чему научили вас прослушанные стихи?
IX. Домашнее задание
Читать с. 100-102; подобрать пословицы и поговорки по теме, написать мини-сочинение на тему «Трудно ли быть человеком нравственным»
X. Рефлексия Подведение итогов урока.
-Чему учились сегодня на уроке?
-Как понимаете смысл понятия «нравственная установка»
- Какие нравственные правила поведения ты считаешь для себя обязательным и почему?
-Урок окончен. Спасибо за урок. Подготовьтесь к следующему уроку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок.
Лев Николаевич Толстой: «Думай хорошо , и мысли созреют в добрые поступки »
Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке основ светской этики? Мы познакомимся с нравственной установкой. Мы узнаем, что такое нравственная установка. Мы вспомним о нравственной установке. Мы будем уметь следовать нравственной установке. Мы сможем поразмышлять о нравственной установке. Что для вас значит следовать нравственной установке? Какую учебную задачу поставим на уроке?
Что такое нравственность? Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное – то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое.
Работа в паре 1. Добро по миру не речкой течет, а семьей живет . Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает . Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоценность .
Заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачева - Люби людей и ближних, и дальних. -Твори добро, не видя в том заслуги. -Люби мир в себе. А не себя в мире. -Будь искренним: вводя в заблуждения других, обманываешься сам. -Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение - путь к житейской мудрости, не гнушайся им. -Будь верующим - вера обогащает душу и укрепляет дух. -Будь совестлив: вся мораль в совести. -Чти прошлое , твори настоящее , верь в будущее.
Чему вы научились, читая эти заповеди ? Ваши успехи можно изобразить на Древе мудрости. Посмотрите внимательно на рисунок . Как вы думаете, что должно появиться на этом красивом дереве в процессе наших занятий ?
Чему учит выражение Льва Николаевича Толстого : « Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки »?
Самостоятельно: Прочитайте стр. 100-102
Какое яблоко вы могли бы нарисовать на Древе мудрости сегодня ? Нарисуйте . Вы поняли необходимость нравственной установки в жизни человека? Какие отрицательные черты характера мешают человеку ?
Послушайте стихи о нравственных ценностях, которые подготовили ваши одноклассники
Что на земле имеет ценность?
Добро
Верный друг
Семья
Родной язык
Домашнее задание Читать с. 100-102 П одобрать пословицы и поговорки по теме, написать мини-сочинение на тему «Трудно ли быть человеком нравственным»
Рефлексия Чему учились сегодня на уроке? Как понимаете смысл понятия «нравственная установка »? Какие нравственные правила поведения ты считаешь для себя обязательным и почему ?
Урок окончен. Спасибо за урок. Подготовьтесь к следующему уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс ОРКСЭ, модуль ОПК, тема «Пасха». Методическая разработка (конспект уроки и презентация).
Методическая разработка (конспект урока, презентация) по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» тема «Пасха»....
Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)
В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...
Конспект урока по светской этике.ОРКСЭ "Золотое правило нравственности."
Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности".Составила учитель лицея №1367 г. Москвы Гударева И.В.....
Конспект урока и презентация по ОРКСЭ. Тема урока " Монастырь"
Конспект и презентация урока 4 курса "Основы Православной культуры" Монастырь....
конспект урока и презентация ОРКСЭ "Человек рожден для добра"
Цели: дать понятие о «добре и зле»,активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями ...
Конспект урока и презентация к уроку по курсу "ОРКСЭ" на тему " Милосердие, сострадание и взаимопомощь в разных религиях мира". 4 класс
Этот материал можно использовать не только на уроках "ОРКСЭ", но и для проведения внеурочной деятельности, для проведения классных часов и родтельских собраний...
Конспект урока с презентацией по теме "Золотое правило нравственности"
Разработка урока содержит материал по теме "Золотое правило нравственности". На уроке ученики работают над текстом притчи: учатся анализировать и интерпретировать содержание текста; восстана...