Конспект урока математики во 2 классе. Тема урока: "Метр"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Математика.
Урок 19.
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Метр».
Основные цели:
1) Сформировать представление о новой единице измерения длины – метре, умение сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах; записывать и сравнивать длины отрезков, если они заданы в различных единицах измерения.
2) Тренировать умение сравнивать, складывать и вычитать круглые сотни.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) изображение сотни в виде человечка
2) изображение трёх лягушат:( презентация)
3) карточки с числами: 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900;
4) алгоритм измерения отрезков:
5) карточка
6) алгоритм построения отрезка заданной длины:
7) карточка
8) карточка с соотношениями единиц длины:
Раздаточный материал:
1) модели клубочков – полоска бумаги длиной 1,5 м, свёрнутая как серпантин;
2) карточки с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см:
3) модель дециметра: .
Оборудование: ПК, ИД, СК, Д, МФУ
Символы:
Н
П
М
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность; 2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; 3)установить тематические рамки урока: единицы измерения длины. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель: 1) повторить запись, сравнение, сложение и вычитание круглых сотен, приёмы измерения и построения отрезков; 2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; 3) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; 4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; 5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия. 3. Выявление места и причины затруднения. Цель: 1) создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий; 2) организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения: неудобство использования известных единиц измерения длины для измерения длинных отрезков. | Организация учебного процесса на этапе 1: -С какой новой счетной единицей мы познакомились на прошлом уроке?( с сотней) -Что вы можете сказать о сотне?( (Это укрупнённая счётная единица, состоит из 10 десятков или 100 единиц.) - Какие действия вы научились выполнять с круглыми сотнями? (Складывать и вычитать их.) Вывесить изображение сотенки: – Я не просто так начала урок с сотни. Она поможет вам в изучении новой темы. А как надо действовать, чтобы научиться чему-то? (Надо попробовать сделать то, чего никогда не делал, скорее всего, не получится. Потом надо понять причину трудности, поставить цель и самому построить способ…) – А чему вы будете учиться на уроке, подскажут вам эти три весёлых лягушонка. Открыть на доске изображение трёх лягушат: – Они очень любят соревноваться по прыжкам в длину. А что такое длина? (Величина, свойство предмета, которое характеризует его протяжённость и т.д.) – Какие единицы измерения длины вам известны? (Дециметр и сантиметр.) – Единицам измерения длины и будет посвящён сегодняшний урок. Организация учебного процесса на этапе 2: 1) Тренинг вычислительных навыков. – Начнём работу мы всё-таки с чисел, тем более что это вам поможет на уроке. Сосчитаем хором круглыми сотнями от 100 до 900. (100, 200, 300, …) – Далее будем выбирать правильные ответы. (Используется оборудование Система контроля и мониторинга знаний) Н 1)Назовите число, в котором 4 сотни. (400.) 2)Назовите число, в котором 30 десятков (300.) 3) На сколько 900 больше, чем 300? (На 600.) 4) Уменьшите 600 на 500. (100.) 5) Увеличьте 100 на 800. (900.) 2) Измерение, построение и сравнение длин отрезков. а) – Что-то лягушата наши заскучали… Вы знаете, когда они были маленькими и учились прыгать, мама-лягушка измерила и отметила на листе отрезками длину их первых прыжков. Раздать листы с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см. – Измерьте длину отрезков и узнайте, на какую длину прыгнул каждый лягушонок. – Отрезки, какой длины у вас получились? (15 см и 10 см.) – Запишите их длину в тетрадь. Учитель пишет на доске: 15 см 10 см. – Как вы измеряли длину отрезков? (Приложили линейку делением с отметкой 0 к краю отрезка и посмотрели, сколько мерок-сантиметров уложилось в отрезок.) Вывесить на доску алгоритм измерения отрезков: – Какую ещё общепринятую единицу измерения длины вы знаете? (Дециметр.) – Что вы о ней знаете? (В 1 дециметре 10 сантиметров.) Вывесить на доску карточку: – Который из лягушат прыгнул на эту длину? (Второй.) б) – А вот длину прыжка третьего лягушонка мама не отметила на листе. Запишите в тетрадь длину его прыжка – 1 дм 2 см. Учитель дописывает «столбик» на доске, дети – в тетрадях: 15 см 10 см 1 дм 2 см. – Начертите на листе отрезок длиной 1 дм 2 см. Один с места комментирует. (Прикладываю линейку к листу, от деления 0 провожу отрезок, равный 1 дм или 10 см и ещё 2 см. Ограничиваю отрезок с двух сторон.) Вывесить на доску алгоритм построения отрезка заданной длины: – Выясним, кто из лягушат прыгнул дальше. Что для этого надо сделать? (Надо сравнить длины отрезков.) – При каком условии возможно сравнение величин? (Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.) – В какие единицы измерения предлагаете перевести длины отрезков? (Или всё в сантиметры, или всё в дециметры и сантиметры.) – Выполним это задание. Один учащийся у доски, остальные – в тетрадях: 15 см 10 см 1 дм 2 см = 12 см. – Который из лягушат прыгнул дальше всех? (Первый.) – Ну что ж, это всё, что я выбрала для повторения. Что вы повторили? (Счёт сотнями, построение и измерение отрезков, единицы измерения длины.) –Что будете делать дальше? (Выполнять задание для пробного действия.) – Зачем? (Чтобы выяснить, чего мы не знаем.) 3) Задание для пробного действия. (Работа в парах). – Верно. Перед выполнением задания для пробного действия послушайте продолжение истории. Однажды мама-лягушка собралась связать лягушатам тёплые шарфы. Но сначала решила она померить длину ниток в своём клубке. Что ей для этого нужно сделать? (Выбрать мерку и измерить, можно с помощью линейки.) – Я вам приготовила для всех одинаковые модели клубочка мамы-лягушки и мерку, которая у неё была. Учитель раздаёт модели клубочков из бумаги и модели 1 дециметра. – Чему равна длина мерки? (1 дециметру.) – Слушайте задание для пробного действия: измерьте длину полоски меркой в 1 дм. Дети измеряют длину полоски, постепенно разворачивая её. Учитель ограничивает время. – Какова же длина полоски в дециметрах? (15 дм, 12 дм, не можем точно сказать, …) Выписать все варианты ответов детей на доску. – Что же получилось? (Модели у всех одинаковые, а при измерении длина полоски получилась почему-то разная, кто-то запутался при измерении, …) – Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли точно измерить длину полоски меркой в 1 дециметр.) – Вы поняли, что у вас есть трудность. Что делать? (Подумать, почему она возникла.) Организация учебного процесса на этапе 3: – Давайте думать. Чем это задание похоже на предыдущее? (В обоих заданиях надо было измерить отрезки.) – Чем отличаются эти задания? (В предыдущем задании мы измеряли короткие отрезки, а этот – длинный.) – Что же в задании было для вас новым? (Надо было измерить длинный отрезок.) – Расскажите, как вы измеряли отрезок, и когда почувствовали неудобство? (Мы прикладывали мерку и считали, сколько раз она уложится в отрезке…) – Какой единицей измерения длины вы пользовались? (Дециметром.) – То есть, единица измерения длины вам известна. Почему же длина отрезка, изображающего клубок, в дециметрах получилась разная? (Отрезок очень длинный, а модель дециметра короткая, поэтому мерить неудобно, долго, получается неточно…) – Как же быть? (Надо увеличить мерку, выбрать бóльшую единицу измерения длины.) – В чём же причина вашего затруднения? (Нам неизвестна бóльшая единица измерения длины.) | Познавательные УУД Развиваем умения 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; 4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. Коммуникативные Развиваем умения 1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); 2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; 4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; 5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре; 7. – ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; 8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; 9. – работать консультантом и помощником для других ребят; 10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе. Регулятивные Развиваем умения 1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; 2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); 3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; 4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; Личностные 1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; 2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; 3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) организовать формулирование учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения; 2) согласовать тему урока; 3) создать условия для выбора учащимися средств для построения нового знания. | Организация учебного процесса на этапе 4: – Кто знает, как называется следующая за дециметром единица измерения длины? (Метр.) – Это – тема нашего урока: «Метр». Открыть тему на доске. – Поставьте перед собой цель. (Узнать о новой единице измерения длины – метре, научиться измерять метром длины бóльших отрезков и т.д.) – Выберем средства для того, чтобы узнать о новой единице измерения длины – метре. Как вы считаете, какая известная вам единица измерения длины вам может понадобится? Почему? (Дециметр, так как …) – А знание, о какой единице счёта вам может помочь? (Знания о сотне.) |
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать выявление существенных свойств метра, установление аналогии между соотношением единиц длины и соотношением единиц счёта, познакомить с обозначением метра; 2) зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов; 3) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. | Организация учебного процесса на этапе 5: – Начинаем действовать. Как вы думаете, из скольких дециметров удобно образовать новую укрупнённую единицу измерения длины? (Из 10 дециметров.) – Почему? (10 единиц меньшего разряда при счёте и измерении обычно образуют единицу следующего разряда.) Учитель вывешивает на доску карточку: – А сколько в одном дециметре сантиметров? (1 дм = 10 см.) – Значит, сколько сантиметров в одном метре? (В одном метре 100 сантиметров.) Открыть всю карточку: – Что напоминает вам соотношение единиц измерения длины. (Соотношение единиц счёта.) Вывесить карточку с соотношением единиц счёта на доску над карточкой с соотношением единиц измерения длины: – Что же вы узнали о метре? (Это единица измерения длины, в 1 метре 10 дециметров и 100 сантиметров.) – Для чего нужен метр? (Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний, ...) – Что вы можете сказать о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины? (Соотношения между единицами длины такие же, как и между единицами счёта.) – Что ж, у нас в руках только модели дециметров. Как же с их помощью точнее измерить полоску бумаги, изображающую клубок? (Надо посчитать, сколько дециметров вместится в длинную полоску.) – Так и сделайте. Учитель прикрепляет магнитами одну из длинных полосок на доску за концы, дети по двое выходят к доске и прикрепляют магнитами модели дециметра «встык». – Какова же длина полоски? (15 дм.) – Выразите длину полоски в метрах и дециметрах. (…, 1 м 5 дм.) – Молодцы! Вот и нет больше затруднения. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение полученных знаний о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового знания; 2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки; 3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка. 8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: повторить решение составных задач на нахождение целого и на разностное сравнение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать в речи знания о метре и соотношении единиц измерения длины; 2) создать условия для фиксации учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности; 3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке. | Организация учебного процесса на этапе 6: – Чтобы ваши знания о метре стали более прочными, что надо сделать? (Надо потренироваться.) – Выполним несколько заданий. Сотенка поможет вам. По одному у доски с объяснением, остальные – в тетради. – Выразите в дециметрах и сантиметрах 2 метра. (1 м = 10 дм = 100 см, значит, 2 м = 20 дм = = 200 см.) – Выразите в десятках и единицах 2 сотни. (2 с = 20 д = 200.) Учитель прикрепляет на доске 2 больших треугольника – общее обозначение 2 сотен и 2 метров. – Выразите в единицах 4 сотни. (4 с = 400.) – Выразите в сантиметрах 4 метра. (4 м = 400 см.) На доске вывешиваются 4 больших треугольника. Вопросы к ученику (ученикам), выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить это задание? – Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты? – Ты решил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Молодцы! Как же Сотенка помогла вам? (Знания соотношений единиц счёта нам помогают помнить соотношение единиц длины.) № 4, 5 стр. 36. – Эти же знания вам помогут в выполнении следующего задания. Задание: Вырази в дециметрах: Вырази в метрах: 6 м 800 см 70 дм 200 см 9 м 400 см 50 дм 300 см Решение: Решение: 6 м = 60 дм 800 см = 80 дм 70 дм = 7 м 200 см = 2 м 9 м = 90 дм 400 см = 40 дм 50 дм = 5 м 300 см = 3 м – Откройте в учебнике № 4 на стр. 36. Прочитайте задание. – Выполним задания на первой строке. Один у доски с объяснением, остальные – в тетради. (1 м = 10 дм, значит 6 м = 60 дм; 100 см = 10 дм, значит 800 см = 80 дм.) Вопросы к ученику (ученикам), выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Ты с заданием справился? – Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты? – Ты решил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Первая строка № 5 на стр. 36 выполняется аналогично. № 6 (а, б первый столбик), стр. 37. – Какое задание предстоит выполнить? (Сравнить числа и единицы длины.) – Как будете сравнивать круглые сотни? (Как однозначные числа.) – Сравните числа в первой клетке. По одному с места с комментированием. – При каких условиях можно сравнивать величины? (Если они выражены в одинаковых единицах измерения.) – Что делать, если величины выражены в разных единицах измерения? (Перевести в одинаковые, пользуясь соотношением единиц измерения.) – Сравните величины в первом столбике По 1 с места с объяснением. (Первые две величины можно сравнить, не переводя в другие единицы длины, т.к. числа одинаковы, но слева метры, а справа сантиметры, метр больше сантиметра, значит, 3 м > 3 см. 4 дм и 40 см. Здесь можно дециметры перевести в сантиметры: 4 дм = 40 см, можно сантиметры перевести в дециметры: 40 см = 4 дм. Ставим знак «=».) – Ну что ж, я думаю, пора вам проверить свои силы в преобразовании и сравнении величин. Как это сделать? (Выполнить самостоятельную работу.) Организация учебного процесса на этапе 7: – Выполните № 6 (а, б второй столбик) на стр. 37. На выполнение задания даётся ≈ 1 минута. – Проверьте себя по эталону. Открыть на доске эталон для самопроверки: 1 с = 10 д = 100 40 < 400 900 > 9 1 м = 10 дм = 100 см 500 см = 50 дм 9 м = 900 см. – Какие возникли затруднения? (Запутались в соотношении единиц длины.) – Повторите его. (1 м = 10 дм = 100 см.) – У кого не было ошибок, поставьте себе «+». Организация учебного процесса на этапе 8: – Скажите, а где вам могут пригодиться знания о метре? (…, при решении задач.) – Решим задачу. № 2 (а), стр. 36. – Прочитайте задачу. – Проанализируйте и решите устно. (В задаче известно количество метров ткани, которое отрезали от куска и количество ткани, которое осталось. Нужно узнать, сколько ткани было в куске сначала. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо количество метров ткани, которое осталось сложить с количеством ткани, которое отрезали, т.к. ищем целое: 16 + 5 = 21 м.) – Запишите самостоятельно решение задачи. Организация учебного процесса на этапе 9: – Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.) – Достигли ли вы цели? Что вы узнали? (Мы достигли цели, т.к. познакомились с метром и узнали, что в одном метре 10 дециметров и 100 сантиметров.) – Чем помогла вам Сотенка на уроке? (Она помогла нам узнать, что соотношения единиц счёта такие же, как соотношения единиц длины.) – У кого остались вопросы, неясность? – У кого всё получилось? – Что понравилось, запомнилось на уроке? – Оцените свою работу. | ТОУУ ТОУУ |
1 дм = 10 см
1 м = 10 дм = 100 см
1 дм = 10 см
1 м = 10 дм = 100 см
1 м = 10 дм = 100 см
пока
закрыто
1 с = 10 д = 100
Задание:
Решение:
Задание:
а) После того, как от куска ткани отрезали 5 м, в нём осталось 16 м. Сколько метров ткани было в этом куске вначале?
Решение:
? м
отрез. осталось 16 + 5 = 21 (м)
5 м 16 м Ответ: 21 метр был в куске ткани
Домашнее задание:
№ 2 (в), 3, стр. 36; № 6 (3 столбик), № 8 (1 столбик), стр. 37;
☺ № 1, стр. 36; № 10, стр. 37.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/15/ecf1beb6168e487aa163c73621f04af6.ss_.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/15/321ccbce4dee4f489a764f1d4c836403.ss_.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/15/804c3b7eb3fd4a3495c2399379d9b5df.ss_.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1099852-1547226378.jpg)
Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"
Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...
Конспект урока математики 4 класс. Тема урока: "Деление с остатком на 10,100 и 1000"
Данный конспект может быть использован в работе на уроке математики, а также на внеурочной деятельности. Урок содержит материал по истории Санкт-Петербурга....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/28/picture-1211445-1580214080.jpg)
УМК "Перспектива" конспект урока математики 4 класс Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел
Цели деятельности учителя:- формирование умения складывать и вычитать смешанные числа; Планируемые результаты:Предметные:уметь складывать и вычитать смешанные числа;знать алгоритм выполнения дейс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/18/picture-867802-1482044342.jpg)
Конспект урока математики 2 класс Тема урока: Состав двузначных чисел 11, 12 из двух однозначных чисел с переходом через десяток.
Цель урока: Создание условий для закрепления знаний обучающихся по данной теме.Задачи урока:Образовательные:-развивать навыки устного счёта;-закрепить знания нумерации в пределах...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-1312722-1612708184.jpg)
Конспект урока математики 4 класс Тема «Координатный угол»(1-ый урок)
Конспект урока математики4 классТема «Координатный угол»(1-ый урок)Цель урока: формировать представление о координатной плоскости, координатах точки.Задачи, направленные на формированиепре...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/04/picture-1348551-1677926133.jpg)
План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока
План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока...