конспект урока и презентация урока по теме:"Сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок разработан по теме:"Сложное предложение" (4 класс, УМК "Школа21 века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.Тип урока- изучение нового. На уроке применяется групповая, фронтальная и парная работа. Ученики познакомятся с видами сложного предложения, научаться находить отличия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnoe_predlozhenie.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока русскому языку по теме: «Сложное предложение».

                                                                       Выполнил учитель начальных классов

                                                                                                          МБОУ «Гимназия № 136» Автозаводского района

                                                                         Зайцева Марина Евгеньевна              

                                                                     Квалификационная категория первая

                                                                                           Стаж работы учителем начальных классов 23 года

                                                                     

Н.Новгород

2018 год

Проект урока.

Учебный предмет – русский язык , 4 класс

Тип урока - изучение нового материала

Цель урока: познакомить с понятием «сложное предложение», учить находить сложные предложения в тексте.

Задачи урока:

  1. Развивать умение отличать простое предложение с однородными членами предложения от сложного предложения
  2. Знакомство с признаками сложного предложения
  3. Знакомство с видами сложного предложения

Ожидаемые результаты:

Предметные: в результате проведения урока учащиеся должны узнать о признаках сложного предложения.

Метапредметные:

  • Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно и предстоит освоить, умение сосредоточиться на выполнении действий, действия самоанализа.
  • Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выполнение анализа, синтеза, сравнения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
  • Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, умение слушать друг друга и вступать в диалог, оформление своих мыслей в виде устного ответа, взаимодействия  в группах.

Личностные: подвести детей к осознанию того, что мы в своей речи используем простые и сложные предложения.

Исходный уровень знаний и умений учащихся для изучения данной темы – знакомы с понятием «сложное предложение».

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Этапы урока и хронометраж

  1. Чистописание. (1 мин.)
  2. Словарная работа. (5 минут)
  3. Актуализация знаний. (3 мин.)
  4. Постановка учебной задачи. (3 мин.)
  5. Планирование деятельности. (1 мин.)
  6. Решение проблемы. (4 мин.)
  7. Физкультминутка. (2 мин)
  8. Закрепление. (15 мин)
  9. Самостоятельная работа (5 мин)
  10. Рефлексия. Итог урока. (3 мин.)
  11. Домашнее задание. (1 мин.)

Литература:

 Учебник «Русский язык», С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, 4 класс, Москва, «Вента-Графа», 2014 год.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

1.Чистописание.

- Посмотрите на доску. Что там написано?

Кто любит труд,того люди чтут.

- как вы ее понимаете?

-Давайте сделаем ее девизом нашего урока, т.е. мы должны много поработать, чтобы о нас помнили.

- Спишите ее в качестве минутки чистописания.

- Предложение. Пословица.

-Кто много работает, тот нравится людям.

Ученики списывают пословицу.

Познавательные УУД:

логические: анализ и синтез.

2. Словарная работа.

-Запишите слова под диктовку, объясните орфограммы.

весна, солнце, день, луч, снег, речка, ночь, аллея, аромат

-Что объединяет эти слова?

- Попробуйте из этих всех слов составить предложение. Невозможно. Почему?

Ученики записывают слова. объясняют орфограммы.

Имена существительные.

Слова стоят в форме именительного падежа, единственного числа.

Познавательные УУД:

логические: обобщение

3. Актуализация знаний

- Составьте в паре предложение из всех слов.

края, птицы, в, родные, возвращаются.

Запишите.

-Почему сейчас получилось предложение?

- Что такое предложение?

- Без чего не может существовать предложение?

- Найдите ее в предложении.

-Сколько грамматических основ в предложении?

Ученики составляют и записывают предложения.

В родные края возвращаются птицы.

Птицы возвращаются в родные края.

Ответы учеников.

Познавательные УУД:

логические: обобщение

4.Постановка учебной задачи.

- Посмотрите на доску.

Пришла весна, птицы вернулись в родные края.

Растаял снег, и побежали ручьи.

- Давайте поработаем с этими предложениями.

- Сколько грамматических основ в этих предложениях? Назовите их.

- Какой вывод можно сделать?

- Как называются эти предложения? Знаете?

Две грамматические основы.

В предложениях бывают две грамматические основы.

Регулятивные УУД: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

5.Планирование деятельности

- Кто может сформулировать тему урока?

- Цель урока.

- Что вы знаете о сложных предложениях?

- Сложные предложения.

- Познакомиться с понятием сложные предложения

Регулятивные УУД: планирование

6.Решение проблемы.

Работа с учебником. (стр.141).

- Ребята, откроем учебник. Прочитаем правило.

- Что такое сложное предложение?

- Что есть в каждой части сложного предложения?

- Как соединяются части сложного предложения?

-Зачем мы изучаем сложные предложения?

- Части сложного предложения соединяются по смыслу и с помощью интонации.

Познавательные УУД: общеучебные – работа с информацией

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество, умение строить речевые высказывания

7.Физультминутка

Ученики повторяют движения за учителем.

8.Закрепление.

1) Работа с правилом.

2) Фронтальная работа. (упр.2)

-Что вы еще заметили в сложных предложениях?

3) Работа в группе.

- На партах у вас лежат карточки. Разделите предложения на две группы.

Труд кормит, а лень портит.

Черная туча закрыла солнце, и проливной дождь застучал в окно.

Я заметил, что мои спутники устали.

Мы не знали, когда придут друзья.

- Что получилось? А почему?

- Можно задать вопрос от одной части к другой?

- Сложные предложения делятся: на сложносочиненные и сложноподчиненные.

4) Работа с правилом (стр.143)

- Какое предложение называется сложносочиненным?

- Какое предложение называется сложноподчиненным?

- Давайте составим схемы предложений к упражнению 2.

5) Работа с девизом урока.

- Напомните девиз урока.

- Можно ли это предложение считать сложным предложением?

- Какое это предложение: сложносочиненное или сложноподчиненное? Докажите?

- В сложных предложениях есть союзы и запятые.

Ответы детей.

Ответы детей.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество, умение строить речевые высказывания

Познавательные УУД: общеучебные – работа с информацией

9.Самостоятельная работа.

- Выпишите из текста одно сложносочиненное и одно сложноподчиненное предложение.

Ярко светит солнце, но снег еще не растаял.

Еще вчера ребята лепили снеговика, а сегодня журчат ручьи.

Прилетели грачи, чтобы вывести птенцов.

Но впереди у Весны еще много работы.

Разные краска понадобится ей, чтобы раскрасить сады и поля.

Работа ребят.

Регулятивные УУД:самоконтроль

10.Рефлексия деятельности.

Итог урока.

- Назовите тему урока?

- Цель урока?

Мы ее достигли?

-Кому сегодня было трудно на уроке?

-Что не получилось?

- Над чем предстоит поработать?

Ответы детей.

Регулятивные УУД:

оценка – осознание качества и уровня усвоения материала.

Личностные УУД: смыслообразование(мотивация)

11.Домашнее задание.

- Сегодня у вас необычное домашнее задание. Вы выполняете одно из упражнений стр.144 упр.3 или стр. 145 упр.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему "Сложное предложение"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4-ОМ КЛАССЕ                        ( по программе «Начальная шк...

Презентация к уроку по теме "Сложные предложения с союзами а, но, и"

Эта презентация поможет учителям закрепить знания детей по теме "Сложные предложения с союзами а, но, и" в игровой форме....

Урок по русскому языку по теме: «Сложные предложения, их роль в нашей речи» (4 класс)

Урокпо русскому языку по теме:«Сложные предложения, их роль в нашей речи»  (4 класс)...

Конспект урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?",4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  знакомство с отличительными признаками сложного предложения и предложения с однородными членами.Планируемые результатыПредметные знать: понятия «предложение...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Сложные предложения"

Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.Формируемые УУД: предметные ...