Открытое внеурочное занятие по ОПК
методическая разработка по орксэ (3 класс) на тему

Батюшева Ольга Александровна

Конспект занятия по ОПК по теме "Гостеприимство, как  православная традиция". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_20.docx1_.docx26.16 КБ
Office presentation icon 3_klass_20_urok.ppt696.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гостеприимство, как традиция русского народа.

Цель: Приобщение детей к традиции русского народа – гостеприимство.

Задачи: 

  • расширять кругозор знаний учащихся о традициях православной семьи; обогащать словарный запас
  • развивать интерес к истории России
  • прививать интерес и любовь к православным традициям
  • воспитывать в детях нравственные  качества: дружелюбие, уважение, любовь, благосклонность, милосердие, терпимость
  • формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей

Регулятивные УУД:

  • усвоить основные базовые знания по православию, её ключевые понятия
  • умение рассуждать о прочитанном
  • формировать творческое мышление

Познавательные УУД:

  • ознакомиться с событиями, описанными в тексте
  • устанавливать причинно - следственные связи
  • уметь выражать свое отношение к событиям, описанным в тексте
  • строить рассуждения

Коммуникативные УУД:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения,
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

Оборудование: учебник, демонстрационный материал, маски лисы и журавля, интерактивная доска, репродукция картины «Христос в доме Марфы и Марии», раздаточный материал.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Приветствие  учащимися гостей и друг друга улыбкой и хорошим настроением.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече и хочу пожелать вам с интересом провести наше совместное время. А что вы пожелаете мне и своим сверстникам? ( Интересных открытий, увлекательных заданий, хорошего настроения, здоровья, удачи…)

2. Актуализация знаний.

- Ребята, а вы любите ходить в гости? (Да, очень)

- А принимать гостей у себя дома вам нравится? (Нравится)

- Кого вы чаще приглашаете в гости? (Друзей, родственников)

- Ребята, хочу предложить вам посмотреть  инсценировку русской народной сказки «Лиса и Журавль»  (Трое ребят в масках инсценируют сказку).

- Понравилась вам сказка? (Да)

- Скажите, почему не получилось дружбы у Лисы с Журавлем? ( Они неправильно принимали друг друга в гостях, не были гостеприимными)

3. Объявление темы и работа по ней.

- Наше сегодняшнее занятие посвящено одной из давних русских традиций – гостеприимство. (слайд на доске с этим словом)

-  Из каких двух слов образовано это слово? (Гость, принимать)

- Что означает слово «гость»? (Тот, кто пришёл к вам в гости)

- В толковом словаре В.И. Даля дается такое толкование этого слова (слайд с толкованием: гость – тот, кто навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время)

- Получается, что гостеприимство -  готовность и желание принимать гостей, угощать их, общаться с ними. Во все времена на Руси любили ходить в гости, но еще больше любили принимать гостей. Хозяева по такому случаю одевали самую красивую одежду, чисто убирали свой дом, готовили вкусное угощенье, встречали гостей хлебом-солью и усаживали на самое лучшее место. (слайд –фото встреча хлебом-солью)

- Почему хлебом-солью встречали гостей? (Чтобы угостить)

- В стародавние времена соль была очень дорогим продуктом и её использовали только в особенных случаях. Встреча гостей хлебом-солью означает, что хозяин дома и гость вступили в дружеские отношения и готовы вместе съесть «пуд соли». Отказ от хлеба-соли расценивался как оскорбление.

4. Слушание евангельской и ветхозаветной истории « Авраам принимает трёх странников». Учебник с.124-125

- Как Авраам принимал гостей? (Велел гостям омыть ноги, подал хлеб, масло, молоко, лучшего жареного телёнка)

- Какие правила вы для себя можете выделить? (Гостей надо принимать с улыбкой, добротой, угощеньем)

- Кем оказался один из гостей? (Один из гостей оказался Господом)

- Понравился ли Господу приём Авраама? ( Да, понравился)

- Как вы это поняли? ( У Авраама с женой родился долгожданный ребенок, хотя они были уже старыми)

5. Рассматривание репродукции картины Семирадского  «Христос в доме Марфы и Марии»

- Но не только в гостях у Авраама побывал Христос. Был он в гостях у двух сестёр Марфы и Марии. Посмотрите внимательно на репродукцию. Что вы на ней видите? (Мария сидит у ног Иисуса, а Марфа хлопочет по дому)

- Хотите узнать, как всё произошло? (Да)

-Давайте прочитаем об этом в хрестоматии на с.248 (читают дети и учитель)

-Как встретили сестры Иисуса Христа? (Марфа стала готовить угощенье, а Мария стала слушать Христа)

- Что в поведении  Марии не понравилось Марфе? (То, что Мария не помогала Марфе готовить угощенье)

- О чем мог быть разговор между Марией и Христом? (О чем-то важном и нужном)

- Так что еще очень важное необходимо помнить  хозяевам, принимая гостей? (Что для гостей иногда важнее, чтобы с ними пообщались, выслушали и дали совет)

- Верно, ребята, в гости ходят не только ради вкусного угощения, но чаще  ради духовного общения друг с другом. Гостя важно уметь не только угостить, но и выслушать, если это необходимо.

6. Физ. минутка.

- Ребята, давайте мы с вами  сделаем физ. минутку, чтобы немного отдохнуть и поразмяться.

Прилетели ангелочки – 
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись 
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили – 
В стороны направили,
Наклонились до земли, 
Словно тяжести несли.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Поскакали в высоту, 
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули, 
Плечи развернули,
Повели руками, 
Чуть над головами.
А теперь им всем пора - 
Делать добрые дела!

7. Игра «Собери пословицы»

- О какой традиции мы с вами сегодня разговариваем, ребята? (О гостеприимстве)

- В те давние времена, когда начала существовать эта традиция, русский народ сложил очень много пословиц и поговорок о гостеприимстве. Чтобы познакомиться с ними, я предлагаю вам поиграть. Каждому из вас я дам часть пословицы. Ваша задача прочитать свою часть пословицы и на половинке своих друзей, а затем из двух половинок составить правильно пословицу или поговорку. Собрав правильно пословицу, вы накроете стол для гостей.

- Давайте посмотрим, что у нас получилось:

От хлеба и соли даже царь не отказывался.

Доброму гостю хозяин рад.

Не дорог обед – дорог привет.

Умел гостей позвать – умей угощать.

Что есть в печи – всё на стол мечи.

Без соли не вкусно – без хлеба не сытно.

8. Рефлексия.

- Сегодня мы с вами познакомились с православной традицией – гостеприимство.  Чем она хороша? (Люди обогащаются духовно)

- Что интересного вы сегодня узнали на занятии? (Познакомились с православной традицией; узнали, как на Руси принимали гостей и др.)

- С какой еще православной  традицией мы с вами уже знакомы? (Семейное чтение)

- Что общего у этих двух традиций? (Люди собираются вместе, общаются друг с другом, духовно обогащаются)

- Я желаю вам быть желанными гостями и гостеприимными хозяевами! Берегите эти православные традиции, придерживайтесь их и тогда в наших сердцах будет  больше тепла и доброты.

9.Советы для домашней работы.

- Ребята, в завершении нашей встречи, хочу посоветовать вам - записать в свою тетрадку, какие правила приёма гостей существуют у вас дома. Попробуйте найти еще пословицы и поговорки о встрече гостей.

- Спасибо за внимание и хорошую работу.

Областные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения

Разработка занятия внеурочной деятельности по Основам Православной культуры в 3 классе.

Гостеприимство, как традиция русского народа.

                                                 Автор разработки:

                                                                         Батюшева Ольга Александровна

                                                               учитель начальных классов

                                             ГБОУ ООШ № 6

                                                 г. Новокуйбышевск

Самара

2016


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гостеприимство как традиция народа

Слайд 2

Словарная работа Гость – тот, кто навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время Принимать гостей – встречать, привечать

Слайд 5

Христос в доме Марфы и Марии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеурочное занятие "Битва под Москвой".

Сегодня мы будем говорить о великой битве за Москву. Одно из решающих сражений Великой Отечественной войны, которое началось 72 года  назад 30 сентября 1941 года и закончилось победой 5 декабря 1...

Открытое внеурочное занятие по курсу "Занимательная математика"

Данное занятие проводилось в конце учебного года для 1 классах по курсу "Занимательная математика". Форма открытого занятия - соревнование между двумя косандами из двух классов....

Открытое внеурочное занятие по курсу "Занимательная математика"

Данное занятие проводилось в конце учебного года для 1 классах по курсу "Занимательная математика". Форма открытого занятия - соревнование между двумя косандами из двух классов....

Конспект открытого внеурочного занятия по математике по теме :"Математический калейдоскоп"

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3классе  Тема: «Математический калейдоскоп » Форма занятия: игра-соревнование Цели: Обучающая:       • систематиза...

Открытое внеурочное занятие по окружающему миру

Открытое внеурочное занятие по окружающему миру...

Самоанализ открытого внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» по теме: "Где хранится пресная вода?"в 3 классе

Материал  самоанализа   предназначен для педагогов начальных классов по "Перспективной начальной школе"  в помощь, при  анализе внеурочного занятия....