Ценности рода и семьи.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Семья является основным элементом общества и хранительницей человеческих ценностей. Семья во все времена служила фактором стабильности и развития. Она помогает укреплять государство и повышать благосостояние народа. По отношению государства к семье можно даже судить о его развитии.
В семье происходит процесс формирования человека как личности и как гражданина. Благополучие семьи можно назвать мерилом развития и прогресса государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семья глазами детей | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4-й класс. Открытый урок для родителей
Урок 9. Ценности рода и семьи.
Учитель: Шилова Г.А.
Цели урока:
Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения: духовность, культура, ценности, добро и зло, семейные и народные традиции.
Знакомить с основными нормами морали, показывать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
Формировать умение ориентироваться в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций, делать свой выбор и отвечать за него.
Оборудование: проектор, доска украшена ромашками.
Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема). 2. Строить речевое высказывание в устной форме. 3. Делать выводы на основе анализа объектов. 4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. 5. Определять ключевые слова текста. | Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. | Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. |
Этапы урока | Ход урока |
I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. | - В конвертах рассыпанные пословицы, работая в группе, соберите их и объясните смысл. Пословицы для 1 группы На что клад, когда над ней крыша одна. Человек без семьи, коли в семье лад Семья сильна, что дерево без плодов. Пословицы для 2 группы Когда семья вместе, и каша гуще В родной семье еда вкуснее. За общим семейным столом то и душа на месте. Пословицы для 3 группы Дом согревает не печь что цветок без запаха Дерево держится корнями, а любовь и согласие Семья без детей, а человек семьёй - Что объединяет пословицы в одну группу? - О чём мы будем говорить на уроке? - Откройте учебник на с. 42 и прочитайте тему урока. - Ключевыми словами урока будут слова: семья, род, традиции. Работа с толковым словарём. - Как вы понимаете слово ценность? -Что такое род? Существует ли сегодня понятие рода? - Какую ценность унаследовали люди из родов? Ученики: От древних родов люди унаследовали главную ценность любого человеческого общества-готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких - Что такое семья? – Почему семья - это ценность, как вы думаете? - Значит мы можем говорить не только о ценности рода, но и семьи Проблемные вопросы: - Что такое для человека семья? - Какой вы хотите видеть свою семью? - Что делать для того, чтобы семья была дружной и крепкой? |
II. Решение проблемы, открытие новых знаний. | Послушайте притчу Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: - Как вы думаете, что же объединяло семью и прочему она жила дружно? (дети предлагают варианты) Учитель зачитывает: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ». -И все? -Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И подумав, добавил: и мира тоже". - Как вы понимаете эти слова?
Рассматривая картину, попробуйте ответить на следующие вопросы: • Какие эмоции вызывает у вас эта картина? • В чем вы видите главный смысл картины? • Счастливая ли это семья? • Как бы вы озаглавили картину?
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу: – Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо. Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?», – думает сосед. Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу: – Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила. – Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья. …Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему: – Ну что ты так долго? Посмотрел? – Да! – Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
- Я думаю, что у каждого в жизни были такие ситуации: - когда дети считают, что родители их не поняли в какой-то момент, - неправильно оценили их действия, - «ни за что» наказали и многое другое Так вот сегодня у вас ребята есть возможность встать на место своих родителей. Мы начинаем диспут «Родители глазами детей» (Работа в группах) - У меня в руках 4 конверта, в которых по 1 ситуации. Каждая группа будет представлять себя на месте своих родителей. Вы коллективно прочитаете ситуацию, обсудите её и постараетесь дать ответ, обыгрывая свою ситуацию. От команды может выступать один или два участника, можете представить два ответа на вопрос. Но должны всё это обыграть мимикой, может быть даже жестами, так, как вы будете разговаривать со своим ребёнком. Все вместе обсудим: правильный ли выход из данной ситуации нашли вы -наши «родители». Задания для детей:
Учитель: Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны родителей, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть и свое поведение. Я думаю, что каждый теперь может лучше понять поведение своих родителей. Постарайтесь никогда не огорчать своих родителей, а чаще их радовать, проявлять заботу и уважение к старшим, помогать им. - Именно в семье ребенок растет, превращается в настоящего человека,в личность. Семья передает человеку все духовные ценности. - Но как, с помощью чего?
– А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст на с. 42. – Как вы думаете, Игорь понимает, что не уважать традиции – это плохо? – Какие слова показывают, что он чувствует, что поступает не так, как надо? («Расстроился», «буркнул», просит у Оли объяснения; как бы ищет себе оправдания и объяснения.) – Почему Оля не смогла убедить Игоря? (Не хватило умения; может быть, она не всё знает про семейные традиции, хотя твёрдо уверена, что их нельзя нарушать.) – А вы смогли бы в этот момент убедить Игоря? Вы-то как считаете: надо идти на матч или к бабушке? – Какой вопрос требует размышления? Давайте сформулируем проблемный вопрос. Учащиеся высказывают свои предположения, например: «Надо ли уважать семейные традиции?» или «Почему надо уважать семейные традиции?» - Почему надо уважать семейные традиции? – Нам нужна информация, которая помогла бы убедить Игоря. – А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них? Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» до чтения. – Рассмотрите рисунки на с. 44. – Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые нарисовал художник? – Прочитайте текст на с. 44. Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» после чтения. – В чём главная задача традиций? Найдите ответ в тексте. («Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребёнка, развиваются его лучшие человеческие качества».) - Расскажите, какие традиции есть в вашей семье. – А какими из них вы особенно дорожите? – Вы бы хотели, чтобы в семьях появились какие-то новые традиции? – А какие традиции будут в вашей семье, когда вы станете взрослыми? – Почему нужно уважать семейные традиции? (Благодаря семейным традициям воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др.) Работа со схемой «Что даёт человеку семья?». – По схеме на с. 45 расскажите, что даёт человеку семья. |
III. Выражение решения проблемы. | – Вспомните проблемный вопрос урока. - Что такое для человека семья?... Какой вывод вы можете сделать? – Прочтите вывод авторов и сравните его со своим. Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. |
IV. Выполнение продуктивных заданий по теме. | Работа в группах. - 8 июля отмечают День семьи, любви и верности. Этот день отмечается в России с 2008 года. - Знаете ли вы, что символом семьи считается ромашка? Задание для 1 и 2 группы. - Напишите на лепестках ромашки правила, которые необходимы для создания дружной, крепкой и счастливой семьи. Задание для 3 и 4 группы. - Какой вы хотите видеть свою семью? (Звучит песня «Гимн семьи» Дети работают на лепестках ромашки) |
V. Итог урока. Рефлексия. | – Ответили ли мы на главные вопросы урока? - Какой вы хотите видеть свою семью? - Что делать для того, чтобы семья была дружной и крепкой? - Мне хотелось бы закончить урок чтением ещё одной притчи. Один час твоего времени Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын. — Папа, можно у тебя кое-что спросить? — Конечно, что случилось? — Пап, а сколько ты получаешь? — Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе? — Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час? — Ну, вообще-то, 500. А что? — Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300? — Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь. Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели. — Ты не спишь, сынок? — спросил он. — Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик. — Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил. Мальчик сел в кровати и улыбнулся. — Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он. Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца. — Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот. — Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами. - Будьте щедрыми на внимание, любовь, время, общение. Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми. Оскар Уайльд |
VI. Домашнее задание. | В качестве домашнего задания можно выполнить один из проектов, предлагаемых в учебнике (с. 43), или другой, придуманный самостоятельно. Можно использовать для работы материалы приложений. |
Актуальность
Семья - не ячейка государства. Семья - это государство и есть.
Сергей Довлатов
Семья является одним из важнейших институтов общества и самой первой ступенью социализации человека. Ее развитие и преобразование происходит вместе с окружающим миром, в зависимости от требований времени и потребностей общества.
Семья является основным элементом общества и хранительницей человеческих ценностей. Семья во все времена служила фактором стабильности и развития. Она помогает укреплять государство и повышать благосостояние народа. По отношению государства к семье можно даже судить о его развитии.
В семье происходит процесс формирования человека как личности и как гражданина. Благополучие семьи можно назвать мерилом развития и прогресса государства.
Основным назначением семьи можно назвать рождение и воспитание детей. Очень важно, чтобы семья была прочной. В семье ребенок учиться постигать секреты общения между людьми, учиться любви и заботе. Через семью от одного поколения к другому передаются мудрость и знания. В современном мире родители вынуждены много работать и мало времени уделять своим детям. Дети лишены внимания родителей. Это связано ещё и с тем, что молодые люди, которые вступали в брак не осознавали всей ответственности, которая на них ляжет. Они не были готовы пожертвовать своими интересами ради интересов семьи. Дети, родители которых в силу своей занятости мало уделяют им времени, внимания, растут с горькими чувствами обиды в своих сердцах, чувствуют вину за свое существование. Очень много разводов. Каждый развод – это драма для ребёнка. На этом уроке мне очень хотелось, чтобы родители услышали своих детей, их размышления о семейном благополучии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация по уроку "Ценности рода и семьи" 4 класс (Модуль "Светская этика")
Данный урок является частью курса ОРКСЭ....
Урок "Ценность рода и семьи"
Урок по учебнику «Светская этика» авт. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва....
Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе " Ценность рода и семьи".
Открытый урок был разработан в рамках духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Цели и задачи: - сформировать представление о духовных ценностя...
Технологическая карта урока по теме "Ценность рода и семьи"
Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Ценность рода и семьи" в форме технологической карты....
конспект урока ОРКСЭ "Ценность рода и семьи"
Конспект урока по ОРКСЭ знакомит с основными нормами морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе....
Кейс – урок «Ценности рода и семьи»
Кейс – урок «Ценности рода и семьи». Курс"Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика". Программа " Школа 2100"Авторы...
Тема: Ценности рода и семьи.
Курс ОРКСЭ включен в основную образовательную программу школы для начальных классов и входит в учебный план 4 класса. Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики&r...