Рабочая программа по учебному предмету ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры), 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры»                                    для обучающихся 4а,б,в классов разработана в соответствии с Федеральным законом                       от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями                       и дополнениями), на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373                                (с изменениями и дополнениями), на основе концепции духовно-нравственного развития                      и воспитания личности гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_predmeta_orkse_modul_opk_4_klass.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

             Приложение 1

к ООП НОО МБОУ «СОШ №6»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.

Модуль ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

для 4 классов

  Составитель: Каминская Т.Ю.,

учитель начальных классов

2021 – 2022 учебный год

   Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры»                                    для обучающихся 4а,б,в классов разработана в соответствии с Федеральным законом                       от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями                       и дополнениями), на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373                                (с изменениями и дополнениями), на основе концепции духовно-нравственного развития                      и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,                      В. А. Тишков. Российская академия образования. М.: Просвещение, 2009, примерной программы к комплексному учебному курсу «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов. –М.: Издательство «Просвещение». - 2012; учебника «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 класс. А.В. Кураев, г.Москва, «Просвещение»,2013г., Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15), Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №6» на 2018-2022 годы, (с изменениями) утвержденной приказом директора от 31.08.2018 № 666-о.

На изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

- учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения                          к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного                   в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и               по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий                  с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций                             в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе   в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные                      от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров                        в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

1. Развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры.

2.Знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России.

3.Умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл.

4. Приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа. 

5. Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры.

6. Приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности               в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг.

7. Формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Содержание учебного предмета, курса

4 класс (34 часа)

Раздел/тема

1

 Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Изучают основы духовной традиции православия.

4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Дают определения основных понятий православной культуры

6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной  (православной) культурой и поведением людей.

8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое   неосуждение?

14.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

15.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов.    Выполнение праздничного проекта. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

2

Раздел II. Православие в России.

17.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

18.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

19.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

20.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

21.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

23.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

24.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

25.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

26.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

27.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

28.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

29.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учатся толерантному отношению            к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

30.Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

31.Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Участвуют в диспутах: Учатся слушать собеседника, излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранной теме.

32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Тематическое планирование

по Основам религиозных культур и светской этики

модуль Основы православной культуры.

4 класс

2021-2022 учебный год

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 34

п/п

Тема урока

Запланировано

Проведено фактически

Кол-во часов

Дата проведения

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел (тема) Введение в православную духовную традицию

Количество часов на изучение раздела (темы) 16

1

Россия – наша Родина

1

03.09

1

2

Культура и религия

1

10.09

1

3

Человек и Бог в православии

1

17.09

1

4

Православная молитва

1

24.09

1

5

Библия и Евангелие

1

01.10

1

6

Проповедь Христа

1

08.10

1

7

Христос и Его крест

1

15.10

1

8

Пасха 

1

22.10

1

9

Православное учение о человеке

1

29.10

1

10

Совесть и раскаяние

1

12.11

1

11

Заповеди

1

19.11

1

12

Милосердие и сострадание

1

26.11

1

13

Золотое правило этики

1

03.12

1

14

Храм

1

10.12

1

15

Икона 

1

17.12

1

16

Проектная работа по теме: «Храм»

1

24.12

1

Раздел (тема) Православие в России

Количество часов на изучение раздела (темы) 18

17

Как христианство пришло на Русь

1

14.01

1

18

Подвиг

1

21.01

1

19

Заповеди блаженств

1

28.01

1

20

Зачем творить добро? 

1

04.02

1

21

Зачем творить добро?

1

11.02

1

22

Чудо в жизни христианина

1

18.02

1

23

Православие о Божием суде

1

25.02

1

24

Таинство Причастия

1

04.03

1

25

Монастырь

1

11.03

1

26

Монастырь

1

18.03

1

27

Отношение христианина к природе

1

01.04

1

28

Христианская семья 

1

08.04

1

29

Защита Отечества

1

15.04

1

30

Защита Отечества

1

22.04

1

31

Христианин в труде

1

29.04

1

32

Проектная работа по теме: «Христианин в труде»

1

06.05

1

33

Любовь и уважение к Отечеству

1

13.05

1

34

Проектная работа по теме: «Любовь и уважение к Отечеству»

1

06.05

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» 4 класс

Авторская переработка программы общеобразовательных учреждений "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики". Содержит календарно-тематическое план...

Рабочая программа учебного предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль"Основы православной культуры" 4 класс

В программе содержатся личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты, содержательные линиии программы и календарно-тематическое планирование...

Календарно- тематическое планирование уроков по предмету ОРКСЭ модуль" Основы православной культуры"

Календарно- тематическое планирование составлено по учебнику А.В.Кураева "Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры"4-5 классы.Москва ,"Просвещение" 2012 г....

Рабочая программа по ОРКСЭ ( модуль «Основы православной культуры») для 4 класса на 2016-2017 учебный год

Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающе...

Рабочая программа по учебному предмету "ОРКСЭ" модуль "ОПК"

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной тради...

Урок по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"

Методическая разработка по предмету "ОРКСЭ", модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"...