Рабочая программа по учебному предмету ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры), 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры» для обучающихся 4а,б,в классов разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями), на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_predmeta_orkse_modul_opk_4_klass.docx | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
к ООП НОО МБОУ «СОШ №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.
Модуль ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
для 4 классов
Составитель: Каминская Т.Ю.,
учитель начальных классов
2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры» для обучающихся 4а,б,в классов разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями), на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Российская академия образования. М.: Просвещение, 2009, примерной программы к комплексному учебному курсу «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов. –М.: Издательство «Просвещение». - 2012; учебника «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 класс. А.В. Кураев, г.Москва, «Просвещение»,2013г., Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15), Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №6» на 2018-2022 годы, (с изменениями) утвержденной приказом директора от 31.08.2018 № 666-о.
На изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
1. Развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры.
2.Знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России.
3.Умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл.
4. Приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа.
5. Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры.
6. Приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг.
7. Формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Содержание учебного предмета, курса
4 класс (34 часа)
№ | Раздел/тема |
1 | Раздел I. Введение в православную духовную традицию. 1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. 2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. 3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Изучают основы духовной традиции православия. 4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. 5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Дают определения основных понятий православной культуры 6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. 7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. 8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. 9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. 10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. 11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. 12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры 13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение? 14.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. 15.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. 16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества |
2 | Раздел II. Православие в России. 17.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. 18.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. 19.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. 20.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. 21.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. 22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) 23.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. 24.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. 25.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. 26.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. 27.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. 28.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. 29.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. 30.Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. 31.Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Участвуют в диспутах: Учатся слушать собеседника, излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранной теме. 32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся. |
Тематическое планирование
по Основам религиозных культур и светской этики
модуль Основы православной культуры.
4 класс
2021-2022 учебный год
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
№ п/п | Тема урока | Запланировано | Проведено фактически | ||
Кол-во часов | Дата проведения | Кол-во часов | Дата проведения | ||
Раздел (тема) Введение в православную духовную традицию Количество часов на изучение раздела (темы) 16 | |||||
1 | Россия – наша Родина | 1 | 03.09 | 1 | |
2 | Культура и религия | 1 | 10.09 | 1 | |
3 | Человек и Бог в православии | 1 | 17.09 | 1 | |
4 | Православная молитва | 1 | 24.09 | 1 | |
5 | Библия и Евангелие | 1 | 01.10 | 1 | |
6 | Проповедь Христа | 1 | 08.10 | 1 | |
7 | Христос и Его крест | 1 | 15.10 | 1 | |
8 | Пасха | 1 | 22.10 | 1 | |
9 | Православное учение о человеке | 1 | 29.10 | 1 | |
10 | Совесть и раскаяние | 1 | 12.11 | 1 | |
11 | Заповеди | 1 | 19.11 | 1 | |
12 | Милосердие и сострадание | 1 | 26.11 | 1 | |
13 | Золотое правило этики | 1 | 03.12 | 1 | |
14 | Храм | 1 | 10.12 | 1 | |
15 | Икона | 1 | 17.12 | 1 | |
16 | Проектная работа по теме: «Храм» | 1 | 24.12 | 1 | |
Раздел (тема) Православие в России Количество часов на изучение раздела (темы) 18 | |||||
17 | Как христианство пришло на Русь | 1 | 14.01 | 1 | |
18 | Подвиг | 1 | 21.01 | 1 | |
19 | Заповеди блаженств | 1 | 28.01 | 1 | |
20 | Зачем творить добро? | 1 | 04.02 | 1 | |
21 | Зачем творить добро? | 1 | 11.02 | 1 | |
22 | Чудо в жизни христианина | 1 | 18.02 | 1 | |
23 | Православие о Божием суде | 1 | 25.02 | 1 | |
24 | Таинство Причастия | 1 | 04.03 | 1 | |
25 | Монастырь | 1 | 11.03 | 1 | |
26 | Монастырь | 1 | 18.03 | 1 | |
27 | Отношение христианина к природе | 1 | 01.04 | 1 | |
28 | Христианская семья | 1 | 08.04 | 1 | |
29 | Защита Отечества | 1 | 15.04 | 1 | |
30 | Защита Отечества | 1 | 22.04 | 1 | |
31 | Христианин в труде | 1 | 29.04 | 1 | |
32 | Проектная работа по теме: «Христианин в труде» | 1 | 06.05 | 1 | |
33 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | 13.05 | 1 | |
34 | Проектная работа по теме: «Любовь и уважение к Отечеству» | 1 | 06.05 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» 4 класс
Авторская переработка программы общеобразовательных учреждений "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики". Содержит календарно-тематическое план...
Рабочая программа учебного предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль"Основы православной культуры" 4 класс
В программе содержатся личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты, содержательные линиии программы и календарно-тематическое планирование...
Календарно- тематическое планирование уроков по предмету ОРКСЭ модуль" Основы православной культуры"
Календарно- тематическое планирование составлено по учебнику А.В.Кураева "Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры"4-5 классы.Москва ,"Просвещение" 2012 г....
Рабочая программа по ОРКСЭ ( модуль «Основы православной культуры») для 4 класса на 2016-2017 учебный год
Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающе...
Рабочая программа по учебному предмету "ОРКСЭ" модуль "ОПК"
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной тради...
Урок по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"
Методическая разработка по предмету "ОРКСЭ", модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"...