Рабочая программа по ОРКСЭ ( модуль «Основы православной культуры») для 4 класса на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИРЬЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 От 29 августа 2016 г. | Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29 августа 2016г. | Утверждена приказом № 204 от31 августа 2016 г. Директор школы __________ Денисова Л.И. |
Рабочая программа
по ОРКСЭ ( модуль «Основы православной культуры»)
для 4 класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Старых Людмила Сергеевна,
I квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОРКСЭ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры»
Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4-5 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору его родителей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи:
- Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современнойжизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов | В том числе на контрольные работы |
1 | I четверть | 7 | |
2 | II четверть | 9 | |
3 | III четверть | 10 | |
4 | IV четверть | 8 | |
Итого | 34 |
Наименование разделов
Урок №1. Россия – наша Родина
Урок №2. Культура и религия
Урок №3. Бог и человек в православии
Урок №4. Православная молитва
Урок №5. Библия и Евангелие
Урок №6. Проповедь Христа
Урок №7. Христос и Его Крест
Урок №8. Пасха
Урок №9. Православное учение о человеке
Урок №10. Совесть и раскаяние
Урок №11. Заповеди
Урок №12. Милосердие и сострадание
Урок №13. Золотое правило этики
Урок №14. Храм
Урок №15. Икона
Урок №16. Творческие работы учащихся
Урок №17. Подведение итогов
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Оборудование | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Россия – наша Родина | 2 | Карта России | Написать сочинение «С чего начинается Родина?» | ||
2 | Культура и религия | 2 | Иллюстрации | Подготовить рассказ Что такое культура? Что такое религия? | ||
3 | Человек и Бог в православии | 2 | Презентация «Бог – Творец» | Подготовить ответ «Что значит быть православным человеком?» | ||
4 | Православная молитва | 2 | Настольные книги | Подготовить рассказ Что такое молитва | ||
5 | Библия и Евангелие | 2 | Настольные книги | Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?» | ||
6 | Проповедь Христа | 2 | Иллюстрации | Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции». | ||
7 | Христос и Его крест | 2 | Иллюстрации | Нарисовать православный крест. | ||
8 | Пасха | 2 | Презентация «Празднование Пасхи» | Нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху» | ||
9 | Православное учение о человеке | 2 | Настольные книги | Написать мини-сочинение на «Когда на душе светло и радостно» | ||
10 | Совесть и раскаяние | 2 | Иллюстрации | Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Спешить делать добро» | ||
11 | Заповеди | 2 | Презентация «Заповеди Блаженств» | Обсудить с родителями, почему нельзя лгать. | ||
12 | Милосердие и сострадание | 2 | Иллюстрации, настольные книги | Мини-сочинение «Ближний для меня – это…» | ||
13 | Золотое правило этики | 2 | Настольные книги | Составить свои правила этики | ||
14 | Храм | 2 | Презентации | Повторить как устроен православный храм | ||
15 | Икона | 2 | Виды икон, презентации, иллюстрации | Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом. | ||
16 | Творческие работы учащихся | 2 | Презентации, иллюстрации, проектные работы | Подобрать иллюстративный материала к творческим работам. | ||
17 | Подведение итогов | 2 | Презентации |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для реализации программного содержания используется :
Для учеников:
1.Учебник для учащихся «Основы православной культуры» 4 класс. Просвещение. Москва. 2010г
2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
Для родителей:
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
Для учителя:
1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2010
2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4.
4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
5. Энциклопедическая и справочная литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» 4 класс
Авторская переработка программы общеобразовательных учреждений "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики". Содержит календарно-тематическое план...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")
Рабочая программа по ОРКСЭ ( модуль"Основы православной культуры") для 4 класса на 2012-13 уч.год...
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры"
Рабочая программа курса ОРКСЭ по учебному модулю «Основы православной культуры» для IV класса разработана на основе:Ø Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"
Матераила содержит рабочую программу, тематическое и календарно - тематическое планирование уроков модуля "Основы православной культуры" курса ОРКСЭ....

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль"Основы православной культуры" 4 класс
В программе содержатся личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты, содержательные линиии программы и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")
Рабочая общеобразовательная программа по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») для 4 класса составлена на основе Федерального г...