Урок по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры». Урок по теме : « Чудо в жизни христианина»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 »
г . Железногорск
Курская обл.
Урок по ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры».
Урок по теме : « Чудо в жизни христианина»
Учитель: Максимова Елена Александровна
2015г.
Урок №22
« Чудо в жизни христианина»
Цель урока: сформировать первичные представления о Святой Троице и чёткие представления о соотношении чуда и добродетелях в понимании православных христиан.
Задачи урока:
1. Познакомить детей с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина.
2.Развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения, умения высказывать свои мысли, вести диалог.
3.Создать условия для нравственного развития личности (обсудить с детьми знакомых сказочных и литературных героев, поговорить о людях, в которых дети могут отметить добродетели )
Планируемые результаты урока :
∙ личностные: - понимание необходимости для каждого гражданина Российского государства знать и уважать традиции и ценности православной отечественной культуры;
∙ предметные: - формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России. Усвоить основные понятия: чудо, добродетель, Святая Троица, Любовь, Вера, Надежда
. ∙ метапредметные:
∙ познавательные УУД : самостоятельный поиск и получение информации; аналитические навыки (анализ информации, сравнение и обобщение, умение работать в группе; умение высказать свое предположение на основе работы текстом ;
∙ регулятивные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
∙ коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог
Ключевые понятия: чудо, добродетель, Святая Троица, Любовь, Вера, Надежда
Оборудование урока: Компьютер, проектор, презентация, репродукции картин по усмотрению учителя. учебник Кураева А.В. Основы православной культуры, лист формата А 4, фломастеры, столы расставлены в классе для групповой работы на уроке.
Ход урока:
Этап работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. 2. Введение в тему урока (метод эмоционального погружения ) | Взаимное приветствие учителя и учащихся. Обращаю ваше внимание на эпиграф к уроку. Слайд 1: Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать. - Ребята, как вы думаете, можно ли согласиться с этим утверждением? - А вы верите в чудеса? - Попробуйте дать определение слову чудо . - Давайте посмотрим на выписку из словарей ,объясняющую значение данного слова (слайд2) - Сопоставим ваше определение с определениями из словарей. - Итак, кто уже догадался, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке? - И не просто о чудесах, а о чудесах в жизни христианина. | Читает ученик или сам учитель. Варианты ответов (и да и нет) -Что-то необычное, волшебное… Оценка совпадений учащимися - - Сегодня на нашем уроке речь пойдёт о чудесах. |
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 4. Изучение нового материала а) создание проблемной ситуации | -Для начала обратимся к рубрике «Вы узнаете» - Давайте попытаемся связать тему урока с тем, что нам предстоит узнать. Предлагаю обсудить это в парах -Почему возникла сложность в этом задании? - Давайте с этим разберёмся. - Итак , какую цель мы поставим на первом этапе урока? | Дети читают: - О Святой Троице, - О христианских добродетелях Варианты ответов (могут быть Н-р,Святая Троица – есть чудо. , а могут и не быть ) - Не хватает знаний по определению понятий, таких как: Святая Троица, добродетели -Что следует понимать под этими понятиями. |
б) работа по учебнику над первым понятием в ) закрепление и включение нового в систему знаний с проговариванием во внешней речи | - Найдите 3 абзац статьи учебника на с. 70 -Что христиане считают чудом в своей жизни? - Объяснить это невозможно, но это так ( слайд 3) - В библии содержится множество историй о чудесах, которые сотворил Иисус. О некоторых мы уже говорили раньше. (слайд4) - Какова главная черта этих чудес? -Такие чудеса, ребята, относят к сверхъестественным - Но кроме этих чудес есть и другие - естественные - Как вы думаете, что это за чудеса? - Их может сотворить сам человек? - Естественные чудеса окружают нас каждый день, мы даже не задумываемся об этом и не замечаем их. А ведь солнце, рассвет, северное сияние, радуга на небе. Это тоже ведь чудо?(слайд 9 ,10) Нельзя не согласиться с тем, что , то чудо, которое объяснено, перестаёт быть чудом, а становится чем-то обыденным. | Читает хорошо читающий ученик - То, что в одном Боге совместимы единственность и троичность, чего быть не может, т.к 1 не может быть равна 3 По слайдам дети проговаривают известные им чудеса. - Невозможность объяснить эти чудеса и совершить что-то подобное обычному христианину. Предположения детей -Да, чудеса, но их можно объяснить с научной точки зрения. Хотя совершить такие чудеса христианин не сможет |
г) работа с текстом | - Обратимся ещё раз к учебнику и прочитаем статью, в которой рассказывается о чуде, которое случилось в семье Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - Что с вашей точки зрения было чудесного в данной истории? - А как вы думаете, почему чудо свершилось в этой семье? -Найдите подтверждение этого в данной истории. - А что такого делал в своей жизни дед Кирилла, что Бог послал его семье такое чудо? | Читают ученики про себя. - Неожиданное появление мешка с мукой. - Т.к дед Кирилла надеялся, что Бог не оставит его семью в беде. …Волос не упадёт с вашей головы… - Боролся за сохранение православной веры. |
д) работа в группе | Итак, какой человек может рассчитывать на чудо от Бога? - Действительно ли это так, я предлагаю выяснить, проведя небольшое исследование . Для этого мы разобьёмся на группы. Каждая группа получит индивидуальное задание и по результатам проделанного задания ответят на вопрос. Каким нужно быть человеком, чтобы надеяться на чудо в своей жизни ? Задание 1-й группе: Из предложенного списка сказок «Золушка», «Аленький цветочек», перечислить чудеса, которые произошли с героями ,охарактеризовать этих героев и после проделанной работы предложить свой вариант ответа на поставленный вопрос. Задание 2 группе: в историях, описанных на с. учебника с. 44,с. 63,с.66 ,с. 70 назвать то, что стало для героев сюжета чудом и найти описание того, за что герои данных сюжетов могли получить награду от Бога. Задание 3 группе: из списка заповедей выбрать те, которые вы никогда не нарушали . Какой вывод нужно сделать, чтобы ответить на общий для всех вопрос. | - Глубоко верующий человек. - Золушка превратилась в принцессу, т.к была трудолюбива, терпелива, добра; Настенька была доброй. терпеливой, почитала своего отца ; Для юноши – прохожий (щедрый) Для всей семьи- соседка (благодарность) для Смоктуновского - принятое решение(честность) - За то, что творят добро. - Соблюдать заповеди, чтобы надеяться на чудо. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Работа с текстом учебника над 2-ым понятием 6. Включение в систему знаний с опорой на жизненный опыт . Работа с текстом учебника | Общий вывод - Добрые дела формируют характер человека. Если человек в своей жизни всегда творит добро, христиане говорят, что он приобрёл добродетель. Прочитаем определение данного слова в учебнике. И рассмотрим примеры добродетели обычных людей.(слайд 13-15) У христиан главными добродетелями являются вера, надежда любовь (слайд 13) Попробуем объяснить значение данных понятий | Нужно быть добрым, отзывчивым, милосердным, трудолюбивым, соблюдать все заповеди божьи Дети читают Видимое проявление добрых свойств человека. Проговаривание в речи. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | А сейчас попробуйте вспомнить все добродетели, которые присутствовали или присутствуют в вашей семье или у вас лично. Запишите на отдельных листочках ,напоминающих лучики солнышка и наклейте их к центру жёлтого диска, который есть у вас в тетрадях. - Чем больше лучиков, тем теплее, тем ярче, тем больше возможностей получить награду - помощь от ангела, которым может стать каждый из вас по отношению к друг другу. | Дети выполняют небольшую практическую работу |
8 . Рефлексия учебной деятельности | - Какие выводы для себя можно сделать? - Вернёмся к эпиграфу урока: Чудеса иногда случаются, но над этим приходится очень много работать. Можно ли теперь согласиться с этим утверждением? -О какой работе здесь идёт речь? -Подумайте, что из сегодняшнего урока вы рассказали бы своим родителям. | Варианты ответов |
9. Домашнее задание. |
|
Список литературы
1. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
2. Интернет ресурсы.
3. Электронное приложение к учебному пособию ОАО «Издательство «Просвещение», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу «Основы православной культуры» в рамках темы «Чудо в жизни христианина»: Житие Павла Таганрогского
Урок по основам православной культуры...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ модуль Основы православной культуры с презентацией.Тема "Заповеди"
Данный урок был мной проведен на районном семенаре по ОРКСЭ и заслужил высокую оценку присутствующих на нем гостей....

Презентация к уроку по ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры». Урок по теме : « Чудо в жизни христианина»
Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ...
Курс ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры. Урок "Храм".
Цель урока: создать представление о назначении православного храма и его устройстве....
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры" Урок 24. Тема: "Таинство причастия"
ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры"Урок 24. Тема: "Таинство причастия"Цель урока: дать детям представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христ...