Урок по курсу «Основы православной культуры» в рамках темы «Чудо в жизни христианина»: Житие Павла Таганрогского
методическая разработка (4 класс) по теме
Урок по основам православной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по курсу "Основы православной религии" | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу «Основы православной культуры» в рамках темы «Чудо в жизни христианина»:
Житие Павла Таганрогского
разработан коллективом учителей МОБУСОШ № 35 Дегтяренко Е. Н. , Тютюник И. В., Поночевная О. С.
Мы выбрали эту тему урока для мастер-класса, т. к. убеждены в необходимости создания условий для формирования у обучающихся понимания основ православной культуры на историческом примере жизни старца Павла Таганрогского, воплотившего в своём образе нравственный идеал духовного подвижничества. Его жизненный путь и можно смело сказать – гражданский подвиг, являются уникальными.
Цель:
Создать условия для формирования представлений о добродетели на примере российской духовной традиции .
Задачи:
- мотивировать учащихся к диалогу о смысле добродетели православных христиан;
- учить детей осмысленной работе с текстом учебника;
- обогащение словарного запаса.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационный момент.
- Постановка учебной задачи учащимся ( понимание значения слова «добродетель»).
А). Чтение «Притчи об отце и сыне» с заданием:
- Что такое добродетель?
Притча об отце и сыне
У доброго, всеми уважаемого отца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие несправедливые поступки совершал.
Совсем опечалился отец, подумал и сделал вот что. Взял большую гладкую доску и стал в нее гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, и так каждый раз по гвоздю.
Не успел оглянуться – как вся доска гвоздями утыкана стала. Призвал тогда отец сына и сказал: «Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?»
Стыдно стало сыну, и он отвечает: «Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить». Так и повелось. Совершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, совершит другое – второй гвоздь долой, за ним третий и т.д. Быстро пролетело время. На доске не осталось ни одного гвоздя.
Гордый и довольный сын пришел к отцу и говорит: «Ну вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и доска осталась без единого гвоздя». На это отец с грустью ответил: «Это так, сынок. Гвоздей в доске не осталось ни одного, но посмотри на нее. Она вся испещрена зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно».
Б). Организация работы со словарями, определяющими значение слова «добродетель»:
- Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова:
«ДОБРОДЕТЕЛЬ, добродетели, ж. (книжн.). Положительное нравственное качество человека. Украшают тебя добродетели, до которых другим далеко. Некрасов.
- Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля: «ДОБРОДЕТЕЛЬ –доблесть, всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла, отвлечённо: добро, доблесть».
- Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова:
«ДОБРОДЕТЕЛЬ, -и, ж. (книжн.). Положительное нравственное качество, высокая нравственность. Полон добродетелей кто-н.
ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна (книжн.). Высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели. Д. поступок. || сущ. добродетельность, -к, ж».
3.Работа по учебнику.
Осмысление понятий с опорой на текст учебника А. Кураева «Основы православной культуры» страница 71:
- что такое христианские добродетели?
- три главные христианские добродетели: вера, надежда, любовь.
- Групповая работа.
Выполнение задания № 3 на стр. 71 учебника из рубрики «Вопросы и задания».
-Запишите на шаблонах листиков, являющихся символом распускающегося дерева, примеры различных добродетелей окружающих вас людей.
Результаты групповой работы демонстрируются на доске. (На доске приготовлен рисунок дерева, детям выданы шаблоны листиков).
Учащиеся демонстрируют и обосновывают выбор качеств, которыми обладает добродетельный человек.
- Ознакомление учащихся с информацией о жизни и добродетелях старца Павла Таганрогского.
- Сочетание всех этих добродетелей, которые вы записали на листиках, характерно для людей, причисленных к лику святых. Одним из них является покровитель нашего города святой Павел Таганрогский.
Рассказ учителя о жизни старца Павла с использованием слайдов ( Информация о жизни Павла Таганрогского в приложении).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу" Основы православной культуры" на тему " Пасха"
Конспект открытого урока по курсу "Основы православной культуры" на тему " Пасха"...
Урок по курсу «Основы православной культуры»
Урок в 4 классе...
Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Тема: «ЗАПОВЕДИ»
Конспект пригодится учителям, которые ведут уроки православной культуры. Тема "Заповеди" - непростая тема. но тема вечная. Как подать материал по этому вопросу, чтобы он был понятен и инте...
урок по курсу"Основы православной культуры " по теме- Милосердие и сострадание
Разработка урока по Основам Духовно-нравственного культуры народов России , блок Основы православной культуры, урок № 12....
Проект урока по курсу "Основы православной культуры" по теме "Икона"
Тема урока: Икона Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: ...
Урок 9 курса «Основы Православной культуры».
Конспект урока "Православное учение о человеке"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...