Курс ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры. Урок "Храм".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цель урока: создать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_2.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль «Основы православной культуры»

Конспект урока на тему:

«Храм»

Выполнила

учитель ОРКСЭ

Сафронова В.И.

Тема: «Храм»

Цель: создать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

Познакомить с понятием «храм».

Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов. раздаточный материал

Основные термины и понятия: Храм, паперть, шатровый стиль, церковь, притвор, алтарь, иконостас, икона.

    Ход урока:

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры». Желаю нам плодотворно поработать!  

 - На прошлом занятии мы познакомились с золотым правилом человечества, все вместе вывели его на доске. Домашнее задание я соберу в конце урока. К  этой теме мы будем постоянно обращаться в течение года.
- Сейчас, вам надо назвать тему нашего занятия,   я произнесу загадочные имена, а вы определите, о чем мы начнем беседу.
- Перун, Мокошь, Стрибог, Лада, Даждьбог …(Это пантеон языческих славянских  богов)
- Где славяне поклонялись своим идолам? Были ли у наших предков помещения для ритуальных обрядов?
- Когда в 10 веке Владимир Красно Солнышко принял христианство, он первым делом занялся…..(строительством каменных храмов).
- Исходя из этого, как мы назовем тему нашего урока?  - Запишем « Храм».

-Вы  представляете себе  Санкт-Петербург без храмов? Издавна, где бы  ни селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое. Человек, переступая порог храма, попадает в другой мир. Это мир добра, истины, красоты.

   Актуализация знаний учащихся

- Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом. (Учебник определение с.48.) (Учащиеся дают определение слову «храм»)

Например — Храм — это здание или дом, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. В храме много икон.)

-Давайте прочитаем определение, что такое храм

Храм – здание для богослужения, церковь. (С.И. Ожегов)

Другими словами, храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».

По-другому храм ещё называют – церковь.

Церковь — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Для чего нужен храм человеку?   Выбери, что ты считаешь главным?                                                                                                                                                                                                

      1)   Храм - место, где все устроено для спасения человека

      2)   Храм-место, где происходит противостояние злу

      3)   Храм-место, куда люди приходят за помощью

      4)   Храм-место молитвы и духовного преобразования человека.

 Изучение нового материала. 

На уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».  

Беседа с учащимися.

   - На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. У нас в городе около 200 храмов всех вероисповеданий. Мы уважительно относимся к инославным и иноверческим храмам.

Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

   -Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Вопросы на внимательность: Есть ли в нашем районе храмы? Где они находятся? Можете ли вы вспомнить их название? Вы назвали Храм Сретения Господня. Кто вспомнит, какого цвета стены церкви и сколько куполов? Может кто-то может объяснить название храма? Как вы определили что перед вами храм?

- Давайте узнаем, каким образом храм отличается от всех остальных зданий.                                                                                                        П.Х. олицетворяет собой Вселенную, сотворенную Богом. Четыре стены-стороны света, купол - небо. Все в нем символично. Слайд

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу. (работа с раздаточным материалом – планы храмов сверху) Часто на храме строят не одну, а несколько глав. (Работа с раздаточным материалом - количество куполов)

Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? Учебник с.48,50

Предположения детей, и правильные ответы:

1 купол — символизирует Господа Иисуса Христа;

2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое);

3 купола — Святая Троица;

5 куполов — Христос и четыре евангелиста;

13 куполов — Христос и 12 апостолов.

33 купола — возраст Христа, в котором его распяли.

Сама форма купола тоже хранит в себе тайный смысл.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  (Храм Сретения Господня) Раздаточный материал – форма купола. Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.

Купол бывает только сферический? (Храм Сретения Господня)

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы. (Храм Воскресения Господня)

 -Купол может напоминать шатер

- Шатровый стиль – символ перехода из материального мира в божественный.

Изучение устройства храма.

- Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.

- Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм? (предположения детей)

- Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  (Слайд)

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

  -Раздать чертёж каждому ученику.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

Вот мы в самом храме (средняя часть). Вторая самая большая часть —  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С амвона произносят проповеди, причащают прихожан. Амвон- символ горы, с которой проповедовал Иисус.

С левой же стороны стоит панихидный столик – канун  Читаем учебник с. 48-49. Там обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения.    Мы подходим к священному месту в храме – алтарю. Целая стена из икон называется иконостас.

    -Иконы расположены в определенном порядке. Каждый святой занимает определенное место. Икона-библия в картинах и молитва в красках.  (   Учебник- иллюстрация  с.51 )                                                                             Икона – это изображение святого, причисленного к лику святых из Библии  и церковной истории, которое написано по определенным правилам ( Николай Чудотворец, Серафим Саровский) Икона- окно в божественный мир. Перед ней мы обращаемся с молитвой к нашим небесным защитникам. Следующий урок мы посвятим традициям в иконописи. Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Учебник: выборочный материал. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

  -Самое важное место в алтаре — престол — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

   - Часто ли вы бываете в храме? (Слайд) Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

Составьте памятку для мальчиков и девочек, посещающих храм :

Памятка мальчику:

 1 Отключить телефон

 2  Не шуметь

 3  Снять головной убор

 4 Не стоять спиной к алтарю

Памятка девочке:

  1 Отключить телефон     

  2  Не шуметь

  3 Не стоять спиной к алтарю

  4 Не надевать открытую одежду и брюки

  5 Голову покрыть платком.       

Рефлексия. Словарь  Заполняем новые слова- понятия

Домашнее задание.

-  сообщение о храме в вашем районе (Храм Сретения Господня, Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Храм Тихвинской иконы Божьей Матери

Рабочий материал

                 Тема урока:

Храм- это

…………………………………………………………………….…………………

Подчеркни, что ты считаешь самым главным: для чего люди приходят в храм?

  1. Храм-место, где все устроено для спасения человека
  2. Храм-место, где происходит противостояние злу
  3. Храм-место – место, куда люди приходят за помощью
  4. Храм-место молитвы, просвещения  и духовного преобразования человека

Архитектурное разнообразие православных храмов (рисунок сверху)

Разновидности куполов церквей в России (рисунок  сферического и купола - луковки, шатровый купол)

Внутреннее устройство и убранство православного храма( схема интерьера )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

Курс ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » Тема урока: « Икона»

Конспект урока Цели урока:  - дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,- познакомить  с  историей   развития   древнерусской  ико...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Тема «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством прав...