Курс ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры. Урок "Храм".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цель урока: создать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_2.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль «Основы православной культуры»
Конспект урока на тему:
«Храм»
Выполнила
учитель ОРКСЭ
Сафронова В.И.
Тема: «Храм»
Цель: создать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
Познакомить с понятием «храм».
Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов. раздаточный материал
Основные термины и понятия: Храм, паперть, шатровый стиль, церковь, притвор, алтарь, иконостас, икона.
Ход урока:
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры». Желаю нам плодотворно поработать!
- На прошлом занятии мы познакомились с золотым правилом человечества, все вместе вывели его на доске. Домашнее задание я соберу в конце урока. К этой теме мы будем постоянно обращаться в течение года.
- Сейчас, вам надо назвать тему нашего занятия, я произнесу загадочные имена, а вы определите, о чем мы начнем беседу.
- Перун, Мокошь, Стрибог, Лада, Даждьбог …(Это пантеон языческих славянских богов)
- Где славяне поклонялись своим идолам? Были ли у наших предков помещения для ритуальных обрядов?
- Когда в 10 веке Владимир Красно Солнышко принял христианство, он первым делом занялся…..(строительством каменных храмов).
- Исходя из этого, как мы назовем тему нашего урока? - Запишем « Храм».
-Вы представляете себе Санкт-Петербург без храмов? Издавна, где бы ни селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое. Человек, переступая порог храма, попадает в другой мир. Это мир добра, истины, красоты.
Актуализация знаний учащихся
- Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом. (Учебник определение с.48.) (Учащиеся дают определение слову «храм»)
Например — Храм — это здание или дом, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. В храме много икон.)
-Давайте прочитаем определение, что такое храм
Храм – здание для богослужения, церковь. (С.И. Ожегов)
Другими словами, храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».
По-другому храм ещё называют – церковь.
Церковь — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Для чего нужен храм человеку? Выбери, что ты считаешь главным?
1) Храм - место, где все устроено для спасения человека
2) Храм-место, где происходит противостояние злу
3) Храм-место, куда люди приходят за помощью
4) Храм-место молитвы и духовного преобразования человека.
Изучение нового материала.
На уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».
Беседа с учащимися.
- На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. У нас в городе около 200 храмов всех вероисповеданий. Мы уважительно относимся к инославным и иноверческим храмам.
Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.
-Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
Вопросы на внимательность: Есть ли в нашем районе храмы? Где они находятся? Можете ли вы вспомнить их название? Вы назвали Храм Сретения Господня. Кто вспомнит, какого цвета стены церкви и сколько куполов? Может кто-то может объяснить название храма? Как вы определили что перед вами храм?
- Давайте узнаем, каким образом храм отличается от всех остальных зданий. П.Х. олицетворяет собой Вселенную, сотворенную Богом. Четыре стены-стороны света, купол - небо. Все в нем символично. Слайд
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу. (работа с раздаточным материалом – планы храмов сверху) Часто на храме строят не одну, а несколько глав. (Работа с раздаточным материалом - количество куполов)
Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов? Учебник с.48,50
Предположения детей, и правильные ответы:
1 купол — символизирует Господа Иисуса Христа;
2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое);
3 купола — Святая Троица;
5 куполов — Христос и четыре евангелиста;
13 куполов — Христос и 12 апостолов.
33 купола — возраст Христа, в котором его распяли.
Сама форма купола тоже хранит в себе тайный смысл.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. (Храм Сретения Господня) Раздаточный материал – форма купола. Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.
Купол бывает только сферический? (Храм Сретения Господня)
- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы. (Храм Воскресения Господня)
-Купол может напоминать шатер
- Шатровый стиль – символ перехода из материального мира в божественный.
Изучение устройства храма.
- Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.
- Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм? (предположения детей)
- Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. (Слайд)
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
-Раздать чертёж каждому ученику.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Вот мы в самом храме (средняя часть). Вторая самая большая часть — место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С амвона произносят проповеди, причащают прихожан. Амвон- символ горы, с которой проповедовал Иисус.
С левой же стороны стоит панихидный столик – канун Читаем учебник с. 48-49. Там обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. Мы подходим к священному месту в храме – алтарю. Целая стена из икон называется иконостас.
-Иконы расположены в определенном порядке. Каждый святой занимает определенное место. Икона-библия в картинах и молитва в красках. ( Учебник- иллюстрация с.51 ) Икона – это изображение святого, причисленного к лику святых из Библии и церковной истории, которое написано по определенным правилам ( Николай Чудотворец, Серафим Саровский) Икона- окно в божественный мир. Перед ней мы обращаемся с молитвой к нашим небесным защитникам. Следующий урок мы посвятим традициям в иконописи. Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Учебник: выборочный материал. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
-Самое важное место в алтаре — престол — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
- Часто ли вы бываете в храме? (Слайд) Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?
Составьте памятку для мальчиков и девочек, посещающих храм :
Памятка мальчику:
1 Отключить телефон
2 Не шуметь
3 Снять головной убор
4 Не стоять спиной к алтарю
Памятка девочке:
1 Отключить телефон
2 Не шуметь
3 Не стоять спиной к алтарю
4 Не надевать открытую одежду и брюки
5 Голову покрыть платком.
Рефлексия. Словарь Заполняем новые слова- понятия
Домашнее задание.
- сообщение о храме в вашем районе (Храм Сретения Господня, Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Храм Тихвинской иконы Божьей Матери
Рабочий материал
Тема урока:
…………………………………………………………………….…………………
Подчеркни, что ты считаешь самым главным: для чего люди приходят в храм?
- Храм-место, где все устроено для спасения человека
- Храм-место, где происходит противостояние злу
- Храм-место – место, куда люди приходят за помощью
- Храм-место молитвы, просвещения и духовного преобразования человека
Архитектурное разнообразие православных храмов (рисунок сверху)
Разновидности куполов церквей в России (рисунок сферического и купола - луковки, шатровый купол)
Внутреннее устройство и убранство православного храма( схема интерьера )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
Курс ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » Тема урока: « Икона»
Конспект урока Цели урока: - дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,- познакомить с историей развития древнерусской ико...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"
Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....
Курс ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Тема «Православный храм»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве. Задачи: Познакомить с понятием «православный храм».Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством прав...