Рабочая программа и календарно - тематическое планирование кружка в 1-2 классе по ОПК "Светлый образ"
план-конспект занятия по орксэ (1 класс) на тему
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование кружка в 1-2 классе по ОПК "Светлый образ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 15 города Ейска
муниципального образования Ейский район
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 1
от «30» августа 2012 года
Председатель педсовета
________________ Г.А. Дорохов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
духовно-нравственного направления
программа, ориентированная на достижение результатов определенного уровня
по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок по основам православной культуры «Светлый образ»
ступень обучения (класс):
начальное общее образование (1класс, 2 класс)
возраст обучающихся 6,5-8 лет
Количество часов: (1 кл.-33 часа; 2 кл.-34 часа)
Составитель: учитель начальных классов Кирилюк Светлана Михайловна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Светлый образ» - программа духовно нравственных бесед c чтением поучительных рассказов и сказок для младших школьников. В основе программы лежит авторская программа учителя начальных классов Фадеевой Е.А., опубликованная 29.08.2012 на сайте http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-kruzhka-dlya-vneurochnoi-deyatelnosti-dukhovno-nra. Программа «Светлый образ» разработана на основе книг Б.А. Ганаго:
- «Навстречу детским сердцам (первые беседы для малышей).
- «Искра Божия» Сборник рассказов и стихотворений для девочек,
- «Искра Божия» Сборник рассказов и стихотворений для мальчиков, юношей и мужей
Издания допущены Издательским Советом Белорусской православной Церкви (решение №5 от 22.10.2010). Минск. Братство в честь святого Архистратига Михаила.2010.
Актуальность разработки программы обусловлена целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.
Программа «Светлый образ» - программа о Добре, Любви, Вере, о нас, о Вечности, для которой мы созданы. Формирование этих ценностей позволяет создать светлый образ духовных качеств подрастающего человека. Это живые беседы, чтение и обсуждение рассказов, сказок, стихов, пословиц, инсценирование произведений. Они помогут учителям, родителям распахнуть детские сердца для мира Любви. Богомудрый святитель Феофан Затворник советовал: «Не оставляй мысль в голом виде, но обязательно облеки её в образ и доведи до чувства». Поэтому надо стремиться заселить детскую душу светлыми, добрыми образами. И очень хорошо, что художественная литература для детей полна ими!
В последние годы в программы обучения младших школьников все увереннее входит литература как предмет духовно-нравственного цикла. Но читательская деятельность не исчерпывается только школьным литературным образованием. На формирование читательских умений, навыков, интересов влияет семья, межличностное общение. Эта точка зрения приуменьшает природный детский дар непосредственного восприятия произведения, понимания его сердцем, чувствами. Эмоциональная реакция вызывает у ребенка напряженную работу мысли, соучастие, отзывчивость. Эти особенности позволили определить
цель программы: как формирование у младших школьников интереса к чтению, желание читать литературные произведения и общаться по поводу прочитанного.
Задачи программы:
- сформировать у детей правильную самооценку, основанную на христианских ценностях;
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;
- ввести детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.
- выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
- развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
- раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
- воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развивать чувство ритма и координацию движения;
Замысел программы реализуется через духовно-нравственный подход.
На первом году обучения ребенок познает себя и мир вокруг, людей, их взаимоотношения, природу, усваивает нормы отношения к этому миру и поведения в нем через стихи, маленькие рассказы и сказки детских писателей.
Дети читают произведения о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Программа призвана приобщить детей к работе с книгой, помочь им овладеть умением понимать содержание прочитанного.
Дети получают представление о художественной литературе, узнают автора и название произведения, называют персонажей, учатся передавать сюжет литературного произведения, давать характеристику героям и событиям; овладевают интонацией, передающей содержание читаемого и настроение читающего.
А самое главное – дети получают духовно-нравственное воспитание через образы героев, события, описанные в рассказах и сказках.
В течение года занятий читающий ребенок с его малым жизненным опытом открывает для себя новый мир законов бытия, сути человеческих характеров, взаимоотношений, поведения людей, познает себя в сравнении с себе подобными.
Особое значение в методике проведения занятий придается искусству постановки вопросов. Это связано с тем, что объяснить свои чувства, свое интуитивное понимание сердцем того, что открыто внутреннему взору, ребенок самостоятельно не способен, поэтому программа «Светлый образ» стремится с помощью системы вопросов продвинуть ребенка от подсознательного понимания к осознанному открытию смысла произведения. Система вопросов органично вырастает из текста и помогает последовательно выделять в тесте ключевые фрагменты, образы, слова, в которых выражены главные мотивы, проблемы, идеи произведения.
Таким образом, успех духовно-нравственного развития зависит от умения вести диалог. Очень важно дать возможность на занятии высказаться всем, важно услышать даже зерно мысли в отдельных словах учеников, увидеть даже приближение к интересному ответу. С детьми говорить просто и ясно, не опускаясь до примитива, находить точные слова для комментирования ответов учеников. В ходе занятий недопустимы авторитарность и нетерпимость к иным суждениям.
Режим занятий
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Занятия по программе «Светлый образ» проводятся 1 раз в неделю
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей. Количество аудиторных занятий не превышает 50% от общего количества занятий. В каникулярное время проводятся по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, экскурсии, поездки. Место проведения занятий - учебный кабинет, храм, воскресная школа, сцена актового зала школы.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы. Возраст 6,5-8 лет.
Тематическое распределение часов в 1 классе
№ п/п | Наименование разделов, темы (Номер занятия) | Все-го ча-сов | Аудиторные | Внеаудиторные | Характеристика деятельности |
1 | Доброта и любовь (1,2,3,4) Загадки. Рассказ «Печенье». Сказка «Непослушные дети». Притча «Мальчик и морские звёзды». «Сказка про ящерку». Рассказ «Кому сделать добро?»«Толик, хочешь яблоко?» Сказка «Солнце и ветер». | 4 | 2 | 2 | Беседа о прочитанном и обсуждение. Научатся пересказывать текст подробно. Игровые виды деятельности. Интеллектуально-познавательные игры. |
2 | Бог-Творец Беседа «Кто это устроил?» Рассказ «Сашенька». Рассказ «Лягушонок». Рассказ «Тоненький ледок». Рассказ «Только призови» | 3 | 1 | 3 | Элементы инсценирования и театрализации. Научатся пересказывать текст от лица героя. Просмотр видеоматериала. |
3 | Об Ангелах Рассказ «Страшный выбор», Рассказ «Мне было очень стыдно!» | 2 | 1 | 1 | Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её. Конкурс поделок. |
4 | Об образе и подобии Божием в человеке Стихотворение «Девочка и луч». Сказка «Волшебные спички», Сказка про принца Фредерика» | 3 | 2 | 1 | Беседа о прочитанном и обсуждение. Научаться определять последовательность событий, составлять план. Выступление на классном празднике. Выставка поделок. |
5 | Об имени и именинах Рассказ «Какое прекрасное имя!». Житие Св. Екатерины. Имена наших святых. | 2 | 1 | 1 | Совершенствование умения делить текст на части, умение характеризовать героев рассказа. Выставка рисунков. |
6 | Компас в душе Рассказ «Прощай, велосипед!» Рассказ «Зёрнышки в сердечке» Рассказ «Пробуждение совести | 3 | 1 | 2 | Совершенствование умения различать жанры устного народного творчества. Беседа о прочитанном и обсуждение. Обыгрывание проблемных ситуаций. |
7 | Добрые дела Беседа «Для чего добрые дела?» «Сказание о трёх деревьях». Сказка «Рождественский гость». «Сказка про ослика». Рассказ «Чайка». | 4 | 1 | 2 | Научатся размышлять о смысле жизни в свете добрых дел. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Игровые виды деятельности. Тренинг « Добрым быть совсем легко». |
8 | О послушании Рассказ «Лисёнок» Стихотворение «Про девочку ДА имальчика НЕТ». Рассказ «Вкусный крыжовник» Рассказ «Заноза» | 3 | 2 | 1 | Научатся видеть скрытый смысл, характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. Игровые виды деятельности. Викторина. |
9 | О милосердии Рассказ «Случай с дворнягой» Рассказ «Дружная семья». Рассказ «Бездомные дети» Рассказ «Когда болит сердце» | 3 | 3 | 1 | Научаться выразительно читать рассказы о животных. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Акция благотворительности, милосердия. |
10 | О вечности Сказка «История водяного жука» | 1 | 1 | Научаться преобразовывать словесные образы в зрительные. Элементы инсценирования и театрализации. | |
11 | О честности и лжи «Мальчик с пустым цветочным горшком» | 1 | 1 | Научатся прогнозировать содержание раздела. Творческие задания литературного и изобразительного характера. | |
12 | О родителях и детях Быль «Любящая дочь». Пословицы о семье | 1 | 1 | Научатся определять в тексте красочные яркие определения. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. | |
13 | О прощении Рассказ «Семьдесят раз по семь» | 1 | 1 | Научатся проводить сравнение между авторской и народной сказкой. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. | |
14 | О грехе Рассказ «Убитая птичка» О неосуждении Сказка «Волшебные очки» | 1 | 1 | Научатся проводить сравнение между авторской и народной сказкой, определять сходство и различие между ними. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. | |
15 | Заключительное занятие. Праздник «Светлый образ» | 1 | 1 | Научатся определять духовно-нравственные качества героев. Праздник. Выставка рисунков. | |
33 |
Тематическое распределение часов 2 класс
№ п/п | Наименование разделов, темы (Номер занятия) | Все-го ча-сов | Аудиторные | Внеаудиторные | Характеристика деятельности |
1 | Доброта и любовь (1,2,3,4) Загадки. Рассказ «Печенье». Сказка «Непослушные дети». Притча «Мальчик и морские звёзды». «Сказка про ящерку». Рассказ «Кому сделать добро?» «Толик, хочешь яблоко?» Сказка «Солнце и ветер». | 4 | 2 | 2 | Научатся видеть скрытый смысл притчи, характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. Беседа о прочитанном и обсуждение. Игровые виды деятельности. Интеллектуально-познавательные игры. |
2 | Бог-Творец Беседа «Кто это устроил?» Рассказ «Сашенька». Рассказ «Лягушонок». Рассказ «Тоненький ледок». Рассказ «Только призови» | 3 | 1 | 3 | Научатся пересказывать текст от лица героя, переводить словесные образы в зрительные. Элементы инсценирования и театрализации. Просмотр видео материалов. |
3 | Об Ангелах Рассказ «Страшный выбор», Рассказ «Мне было очень стыдно!» | 2 | 1 | 1 | Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её. Научатся находить слова, которые помогают представить героя произведения. Конкурс поделок. |
4 | Об образе и подобии Божием в человеке Стихотворение «Девочка и луч». Сказка «Волшебные спички», Сказка про принца Фредерика» | 3 | 2 | 1 | Научаться определять последовательность событий, составлять план Научаться выделять слова, которые помогут представить героя произведения. Беседа о прочитанном и обсуждение. Выступление на классном празднике. Выставка поделок. |
5 | Об имени и именинах Рассказ «Какое прекрасное имя!» Житие Св. Екатерины. | 2 | 1 | 1 | Совершенствование умения делить текст на части, умение характеризовать героев рассказа Научатся различать автора и героя произведения, вести пересказ от лица автора или героя. Выставка рисунков. |
6 | Компас в душе Рассказ «Прощай, велосипед!» Рассказ «Зёрнышки в сердечке» Рассказ «Пробуждение совести | 3 | 1 | 2 | Совершенствование умения различать жанры устного народного творчества, характери-зовать героев сказки, используя слова из текста. Совершенствование умения составлять план и рассказывать текст по серии иллюстраций и плану. Беседа о прочитан-ном и обсуждение. Обыгрывание проблемных ситуаций. |
7 | Праздник «Рождество». | 1 | 1 | Научатся читать выразительно стихи, посмотрят и сравнят 2 мультфильма, один из которых озвучат. | |
8 | «Рождественский гость». Рассказ «Пробуждение совести» Т. Соловей Сказание о трёх деревьях». | 4 | 1 | 2 | Научатся размышлять о смысле жизни в свете добрых дел. Попробуют проявить свои знания, и творческие способности в инсценировке сказок и озвучивании роли сказочных персонажей. Викторина. |
9 | Добрые дела Беседа «Для чего добрые дела?» Сказка «Сказка про ослика». Рассказ «Чайка» | Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Игровые виды деятельности. Тренинг « Добрым быть совсем легко». | |||
10 | О послушании Рассказ «Лисёнок» Стихотворение «Про девочку ДА имальчика НЕТ». Рассказ «Вкусный крыжовник» Рассказ «Заноза» | 3 | 2 | 1 | Научатся видеть скрытый смысл, характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. Научаться понимать особую роль слов в поэтическом тексте. Игровые виды деятельности. Викторина. |
11 | О милосердии Рассказ «Случай с дворнягой» Рассказ «Дружная семья». Рассказ «Бездомные дети» Рассказ «Когда болит сердце» | 3 | 3 | 1 | Научаться выразительно читать рассказы о животных Научатся определять настроение автора, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Акция благотворительности, милосердия. |
12 | О вечности Сказка «История водяного жука» | 1 | 1 | Научаться преобразовывать словесные образы в зрительные. Элементы инсценирования и театрализации. | |
13 | О честности и лжи «Мальчик с пустым цветочным горшком» | 1 | 1 | Научатся прогнозировать содержание раздела, выделять и называть волшебные события, читать выразительно. Творческие задания литературного и изобразительного характера. | |
14 | О родителях и детях Быль «Любящая дочь». Пословицы о семье | 1 | 1 | Научатся определять в тексте красочные яркие определения, определять действия, которые помогают представить неживые предметы. Конкурс пословиц. | |
15 | О прощении Рассказ «Семьдесят раз по семь» | 1 | 1 | Научатся проводить сравнение между авторской и народной сказкой, определять сходство и различие между ними. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. | |
16 | О грехе Рассказ «Убитая птичка» О неосуждении Сказка «Волшебные очки» | 1 | 1 | Научатся проводить сравнение между авторской и народной сказкой, определять сходство и различие между ними. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. | |
17 | Заключительное занятие. Праздник «Светлый образ» | 1 | 1 | Научатся определять духовно-нравственные качества героев, находить их в себе. Создавать и ощущать настроение праздника. Праздник. Выставка рисунков. | |
34 |
Содержание
Доброта и любовь (4ч.)Рассказ «Печенье» В. Осеева. Сказка «Непослушные дети» Д. Каралийчев. Притча «Мальчик и морские звезды». «Сказка про ящерку» А. Пешкур. Рассказ «Кому сделать добро?» Я. Бекиш. Рассказ «Толик, хочешь яблоко?» Г. Куделич. Сказка «Солнце и ветер» К. Ушинский.
Бог-Творец (3ч.)Беседа «Кто это устроил?». Рассказ «Сашенька» Н. Гурко. Рассказ «Лягушонок» Б. Ганаго. Рассказ «Тоненький ледок» Рассказ «Только призови»
Об Ангелах (2ч.)Рассказ «Страшный выбор». Рассказ «Мне было очень стыдно!»
Об образе и подобии Божием в человеке (3 ч)Сказка «Волшебные спички». Стихотворение «Девочка и луч» И Токмакова. «Сказка про принца Фредерика»
Об имени и именинах (2ч )Рассказ «Какое прекрасное имя!» Н. Прохорова. Житие Св. Екатерины
Компас в душе (4ч.)Рассказ «Прощай велосипед!» А. Вагурин. Рассказ «Зернышки в сердечке» А Серафимович. Рассказ «Пробуждение совести» Т. Соловей. «Сказание о трех деревьях»
Добрые дела (3ч.)Беседа «Для чего добрые дела?» Сказка «Рождественский гость» Патриция Ст.Джон «Сказка про ослика». Рассказ «Чайка» Н. Прохорова
О послушании (3ч.)Рассказ «Лисёнок» Т. Романчук. Рассказ «Вкусный крыжовник» А.Тумас. Стихотворение «Про девочку ДА и мальчика НЕТ» З. Александрова. Рассказ «Заноза» Л.Головко
О милосердии (3ч.)Рассказ «Случай с дворнягой» О. Голубев. Рассказ «Дружная семья» Рассказ «Бездомные дети» М. Люферчик. Рассказ «Когда болит сердце»
О вечности (1ч.)Сказка «История водяного жука» Д. Стинки
О честности и лжи (1ч.)«Десять чайников …», «Мальчик с пустым цветочным горшком»
О родителях и детях(1ч.)Быль «Любящая дочь»
О прощении (1ч.)Рассказ «Семьдесят раз по семь» Ч.Диккенс
О грехе. О неосуждении (2ч.) Рассказ «Убитая птичка» «Волшебные очки». Заключительное занятие Праздник «Светлый образ»
Средства достижения цели:
- Аудиовизуальные
- Электронные образовательные ресурсы
- Наглядные
- Демонстрационные
Формы организации внеурочной деятельности:
Аудиторные занятия
- беседа о прочитанном и обсуждение;
- творческие задания литературного и изобразительного характера;
- беседа;
- игровые виды деятельности;
- выразительное чтение;
- просмотр и обсуждение видеоматериалов;
- элементы инсценирования и театрализации;
Внеаудиторные занятия
- экскурсии;
- выставки декоративно-прикладного искусства
- праздники
- викторины
- интеллектуально-познавательные игры
- тренинги
- наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- акции благотворительности, милосердия
Формы контроля
- выступление на классных праздниках
- выставки декоративно-прикладного искусства
- праздники
- выставка рисунков
Ожидаемые результаты:
- расширение кругозора ребенка;
- формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. Понятия доброты и любви
- развитие этических чувств: стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения
- формирование основ моральных норм и ориентация на их выполнение
- формирование картины мира, как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности человека
- формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- грамотное построение своих высказываний; умение поддерживать беседу по заданной теме
Результаты развития универсальных учебных действий
Познавательные УУД:
Строить речевое высказывание в устной форме, передача содержания прочитанного или прослушанного, находить нужную информацию в библиотеке, передача содержания прочитанного или прослушанного, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение метода информационного поиска
Регулятивные УУД:
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, прогнозировать результат и планировать работу с текстом, Умение сохранять заданную цель, Умение действовать по образцу и заданному правилу, констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней, Умение контролировать свою деятельность по результату, адекватность принятия задачи как цели, данной в определённых условиях, сохранение задачи и отношение к ней, умение обнаруживать ошибки и отклонения и вносить соответствующие исправления
КоммуникативныеУУД:
Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра понимание возможности различных позиций и точек зрения, представлять книгу и её героев, работа с тематическим каталогом в библиотеке, понимание возможности различных позиций и точек зрения людей о главном смысле произведения ,умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, владение вербальными и невербальными средствами общения, эмоционально -позитивное отношение к процессу сотрудничества
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в коллективе, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей
Описание материально-технического оснащения
№ | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения. | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
«Навстречу детским сердцам» Сборник бесед для малышей. Минск. Издательство Белорусского экзархата. 2003. «Искра Божия» Сборник рассказов и стихотворений для девочек. М. Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. 2007. «Искра Божия» Сборник рассказов и стихотворений для мальчиков, юношей и мужей. М. Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. 2011. | 1 | |
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000. | 1 | |
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994. | 1 | |
Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993 | 1 | |
Технические средства обучения | ||
Компьютер | 1 | |
Мультимедийный проектор | 1 | |
Экран | 1 | |
Экранно – звуковые пособия | ||
Диски с записью сказок и постановок | 3 | |
Диски с записью музыки | 5 | |
Мультимедийные презентации на электронных носителях | 7 | |
Игры и игрушки | ||
Мягкие игрушки | 6 | |
Куклы | 5 | |
Оборудование класса | ||
Столы ученические | 10 | |
Стулья | 20 | |
Доска | 1 |
Список используемой литературы:
- Азбука христианства: Словарь-справочник. - М.: Наука, 1997.
- Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди: В 2 т. - М.:
- Хронос-Пресс, 2001.
- Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. - М., 1999.
- Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. - М., 1891.
- Бородина Д. В. История религиозной культуры: Животрепещущая тема // Сто Бородина Д. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебник. - М.: Покров, 2002.
- Бородина Д. В. О возвращении к истокам духовности / Вторые Арзамасские Соборные встречи. - Арзамас, 2004.
- «Навстречу детским сердцам» Сборник бесед для малышей. Минск. Издательство Белорусского экзархата. 2003.
- «Искра Божия» Сборник рассказов и стихотворений для девочек.
- М. Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. 2007.
- «Искра Божия» Сборник рассказов и стихотворений для мальчиков, юношей и мужей.
- М. Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. 2011.
- Понкин И. В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в вопросах и ответах. - М., 2003.
- Христианство. Энциклопедический словарь. - М.: Большая энциклопедия, 1993.
- Энциклопедия для детей. Т. 6. «Религии мира», ч. 2. - М.: Аванта +, 1999.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения учителей _____________
начальных классов _____________2012 года
от ______2012 года № ___
__________________
Предварительный просмотр:
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________
«30» августа 2102 года
Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 15 города Ейска
муниципального образования Ейский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу внеурочной деятельности
кружка « СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ»
1 а, 1 б класс
Руководитель кружка: Кирилюк Светлана Михайловна
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности кружка «Светлый образ»
Учителем начальных классов Кирилюк Светланой Михайловной, утвержденной решением педсовета от «30»августа 2012 года (протокол № 1)
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п класс | Дата план факт | Тема занятия | Решаемые проблемы | Планируемые результаты | ||||||
Понятия | Характеристика деятельности | УУД | Личностные результаты | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
Доброта и любовь | ||||||||||
1. 1а 1б | Рассказ «Печенье» В.Осеева Сказка «Непослушные дети» Каралийчев | «Сказка - ложь, да в ней намёк…» стремление заботиться об окружающих | лексическая работа средства художественной выразительности, эпитет, сравнение. | Научатся пересказывать текст подробно и выборочно, характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. Игровые виды деятельности. | Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. Понятия доброты и любви. | ||||
2. 1а 1б | Притча «Мальчик и морские звезды» «Сказка про ящерку» А.Пешкур | Какое различие между сказкой и притчей? | Слова, несущие основное содержание и смысл произведения лексическая работа. | Научатся видеть скрытый смысл притчи, характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. Интеллектуально-познавательные игры | Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве П: передача содержания прочитанного или прослушанного К: понимание возможности различных позиций и точек зрения | Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. Понятия доброты и любви. | ||||
3. 1а 1б | Рассказ «Кому сделать добро?» Я.Бекиш | Что можно узнать из названия произведения? | Последовательность событий, план, опорные слова лексическая работа. | Научатся пересказывать текст подробно и выборочно, характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. | Р: Умение сохранять заданную цель П: прогнозировать результат и планировать работу с текстом К: представлять книгу и её героев | Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | ||||
4. 1а 1б | Рассказ «Толик, хочешь яблоко?» Г.Куделич Сказка «Солнце и ветер» К.Ушинский | Для чего люди сочиняют сказки? | лексическая работа, главная мысль текста, цитаты, авторское отношение | Попробуют проявить свои знания, и творческие способности в инсценировке сказок и озвучивании роли сказочных персонажей | Р: Умение действовать по образцу и заданному правилу П: находить нужную информацию в библиотеке К: работа с тематическим каталогом в библиотеке | Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. Понятия доброты и любви | ||||
Бог-Творец | ||||||||||
5. 1а 1б | Беседа «Кто это устроил?» Рассказ «Сашенька» Н.Гурко | Как авторы передают настроение используя словесные образы? | лексическая работа, план рассказа, подробный выборочный пересказ, пересказ от первого лица. | Научатся пересказывать текст от лица героя, а не автора, изменять последовательность пунктов плана для правильного пересказа текста Элементы инсценирования и театрализации. | Р: констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней П: передача содержания прочитанного или прослушанного К: понимание возможности различных позиций и точек зрениялюдей о главном смысле произведения | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости | ||||
6. 1а 1б | Рассказ «Лягушонок» Б.Ганаго Рассказ «Тоненький ледок» | Почему рассказы считаются поучительными? | Лексическая работа. | Научаться пересказывать текст по плану, переводить словесные образы в зрительные. Элементы инсценирования и театрализации. | Р: Умение контролировать свою деятельность по результату П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание | Формирование основ моральных норм и ориентация на их выполнение | ||||
7. 1а 1б | Рассказ «Только призови» | Какие существуют жанры в литературе | лексическая работа средства художественной выразительности, эпитет, сравнение. | Научатся пересказывать текст подробно и выборочно, характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. Просмотр видеоматериала. | Р: Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника П: поиск и выделение необходимой информации К: потребность в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми | Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. Понятия доброты и любви | ||||
Об Ангелах | ||||||||||
8. 1а 1б | Рассказ «Страшный выбор» | Почему лучше учиться на чужих ошибках? | лексическая работа, план рассказа, подробный выборочный пересказ, пересказ от первого лица.. | Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её | Р: адекватность принятия задачи как цели, данной в определённых условиях, сохранение задачи и отношение к ней П: применение метода информационного поиска К: владение вербальными и невербальными средствами общения | Формирование Развитие этических чувств –стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения | ||||
9. 1а 1б | Рассказ «Мне было очень стыдно!» | Стыд – это плохо или хорошо? | лексическая работа, главная мысль текста, цитаты, авторское отношение. | Научатся находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения Конкурс поделок. | Р: умение обнаруживать ошибки и отклонения и вносить соответствующие исправления П: выбор наиболее эффективного способа решения задач К: эмоционально -позитивное отношение к процессу сотрудничества | Формирование Развитие этических чувств –стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения | ||||
Об образе и подобии Божием в человеке | ||||||||||
10. 1а 1б | Сказка «Волшебные спички» Стихотворение «Девочка и луч» И Токмакова | «Сказка - ложь, да в ней намёк…» | лексическая работа, интонации, поэтические произведения, настроение автора. | Научаться определять последовательность событий, составлять план. Выступление на классном празднике. Выставка поделок. | Р: Изменение характера сотрудничества от тесно совместного к самостоятельному выполнению действий П: сравнение и сопоставление различных текстов К: соотносить тексты с содержанием книг и жизненным опытом | Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её. Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков | ||||
11. 1а 1б | «Сказка про принца Фредерика» | Для чего люди сочиняют сказки? | Авторская сказка, главная мысль сказки, виды сказок: волшебные, бытовые, о животных лексическая работа. | Научаться выделять слова, которые помогут представить героя произведения | Р: контроль и коррекция направленные на сопоставление плана и реального процесса П: распознавание особенностей построения фольклорных форм К: ориентация на партнёра по общению | Грамотное построение своих высказываний; умение поддерживать беседу по заданной теме | ||||
12. 1а 1б | «Сказка про принца Фредерика» (продолжение) | «Сказка - ложь, да в ней намёк…» стремление заботиться об окружающих | Слова, несущие основное содержание и смысл произведения лексическая работа | Научаться определять последовательность событий, составлять план | Р: ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса П: чтение по ролям текстов К: умение слушать собеседника | Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей | ||||
Об имени и именинах | ||||||||||
13. 1а 1б | Рассказ «Какое прекрасное имя!» Н,Прохорова | Зачем человеку имя? | Последовательность событий, план, опорные слова лексическая работа | Совершенствование умения делить текст на части, умение характеризовать героев рассказа. Выставка рисунков. | Р: констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней П: передача содержания прочитанного или прослушанного К: понимание возможности различных позиций и точек зрения | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости | ||||
14. 1а 1б | Житие Св.Екатерины | Об имени и именинах | лексическая работа, выразительное чтение, пересказ по ролям, диалог. | Научатся различать автора и героя произведения, вести пересказ от лица автора или героя. | Р: выявление причин неудач и формирование правильного отношения к успеху и неудаче П: устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую К: ориентация на позицию других людей, отличную от собственной | Формирование основ моральных норм и ориентация на их выполнение | ||||
Компас в душе | ||||||||||
15. 1а 1б | Рассказ «Прощай велосипед!» А. Вагурин | Что такое компас в душе? | Лексическая работа выразительное чтение, пересказ по ролям, диалог. | Совершенствование умения различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки, используя слова из текста. Беседа о прочитанном и обсуждение | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности П: контроль и оценка процесса и результата деятельности К: соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя | Формирование мотивов достижения и социального признания | ||||
16. 1а 1б | Рассказ «Зернышки в сердечке» А Серафимович | «Сказка -ложь, да в ней намёк…» | лексическая работа, выразительное чтение, пересказ по ролям, диалог. | Совершенствование умения составлять план и рассказывать текст по серии иллюстраций и плану. Обыгрывание проблемных ситуаций. | Р: преодоление импульсивности и непроизвольности П: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи К: координация разных точек зрения | Формирование картины мира, как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности человека | ||||
17. 1а 1б | Рассказ «Пробуждение совести» Т.Соловей | Совесть – голос Бога в душе человека | Лексическая работа, план рассказа, подробный выборочный пересказ, пересказ от первого лица | Научатся видеть скрытый смысл , характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. Обыгрывание проблемных ситуаций. | Р: формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении цели П: произвольное и осознанное владение приёмами деления текста на части К: Использовать речь для регуляции своего действия | Развитие этических чувств –стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения | ||||
18. 1а 1б | «Сказание о трех деревьях» | Быль. Отличие были от рассказа. | Лексическая работа. | Научатся выделять главные признаки были, попробуют разыграть текст, используя кукол. Просмотр видеоматериала. Игровые виды деятельности. | Р: готовность к преодолению трудностей и поиск способов преодоление трудностей П: умение структурировать знания К: составлять по рисунку диалог и монолог | Развитие этических чувств –стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения | ||||
Добрые дела | ||||||||||
19. 1а 1б | Беседа «Для чего добрые дела?» | Смысл жизни человека. | лексическая работа. | Научатся размышлять о смысле жизни в свете добрых дел Тренинг « Добрым быть совсем легко». | Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве П: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи К: Формулировать собственное мнение и позицию | Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с литературой | ||||
20. 1а 1б | Сказка «Рождественский гость» Патриция Ст.Джон | Хорошо ли я знаю сказки? | лексическая работа, использование ранее изученных терминов. | Попробуют проявить свои знания, и творческие способности в инсценировке сказок и озвучивании роли сказочных персонажей Просмотри видеоматериала. Викторина. | Р: формирование основ оптимистического восприятия мира П: осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков К. Использовать речь для регуляции своего действия | Формирование ответственности человека за свои поступки. Формирование основ моральных норм и ориентация на их выполнение | ||||
21. 1а 1б | «Сказка про ослика» Рассказ «Чайка» Н.Прохорова | Зачем помогать ближним? | лексическая работа, интонации настроение автора. | Научатся видеть скрытый смысл , характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. | Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию | Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. Понятия доброты и любви | ||||
О послушании | ||||||||||
22. 1а 1б | Рассказ «Лисёнок» Т.Романчук | Что такое послушание | Главная мысль текста, цитаты, авторское отношение лексическая работа. | Научатся видеть скрытый смысл , характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. Игровые виды деятельности. | П. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Р. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи К.: Строить понятные для партнёров различные по цели высказывания | Формирование чувства сострадания, умения исправлять свои ошибки. | ||||
23. 1а 1б | Рассказ «Вкусный крыжовник» А.Туманова Стихотворение «Про девочку ДА и мальчика НЕТ» З.Александрова | Как разные авторы представляют проблему непослушания старшим | Лексическая работа олицетворение, метафора, эпитет. | Научаться понимать особую роль слов в поэтическом тексте. Викторина. | Р: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве П: Проводить сравнения и классификацию по заданным критериям К: Строить понятное для партнёра высказывание | Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. Понятие послушания старшим. | ||||
24. 1а 1б | Рассказ «Заноза» Л.Головко | Как разные авторы представляют проблему непослушания старшим | Лексическая работа, звукопись, олицетворение. | Научаться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в тексте | Р. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение П. Контроль и оценка процесса и результата деятельности К. Адекватно оценивать собственное поведение | Формирование основы гражданской идентичности личности | ||||
О милосердии | ||||||||||
25. 1а 1б | Рассказ «Случай с дворнягой» О.Голубев | Образ животных в произведениях о милосердии | Лексическая работа, интонация, настроение. | Научаться выразительно читать рассказы о животных Просмотр и обсуждение видеоматериалов | Р: Контроль по результату и способу действий П: Осуществлять синтез, как составление целого из частей К: соблюдение в устной речи логического (смыслового) ударения и интонации конца предложения | Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику Воспитание чувства милосердия и жалости к животным | ||||
26. 1а 1б | Рассказ «Дружная семья» Рассказ «Бездомные дети» М. Люферчик | Семья – это семь я. | лексическая работа, работа с ранее изученными терминами | Научатся определять настроение автора, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Акция благотворительности, милосердия. | Р. Составление плана и последовательности действий П.осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков К. Использовать речь для регуляции своего действия | Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику Воспитание чувства милосердия и жалости к людям | ||||
27. 1а 1б | Рассказ «Когда болит сердце» | Что значит быть милосердным? | лексическая работа, работа с ранее изученными терминами | Научатся, определять настроение автора, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. | Р: способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий П: правильность построения предложений К: определять общую цель и пути её достижения во взаимодействии с коллективом | Формирование чувства милосердия, жалости, любви к людям | ||||
О вечности | ||||||||||
28. 1а 1б | Сказка «История водяного жука» Д. Стинки | Как художники слова показывают прелесть и образность художественных описаний вечности. | лексическая работа, работа с ранее изученными терминами | Научаться преобразовывать словесные образы в зрительные. Элементы инсценирования и театрализации. | Р: оценивать правильность выполненных действий и вносить необходимые коррективы П: контроль и оценка процесса и результата деятельности К: формулировать собственное мнение и позицию | Формирование правильного осознания вечности души человека | ||||
О честности и лжи | ||||||||||
29. 1а 1б | «Десять чайников …», «Мальчик с пустым цветочным горшком» | О честности и лжи. | лексическая работа, сказочные чудеса | Научатся прогнозировать содержание раздела, выделять и называть волшебные события, читать выразительно Элементы инсценирования и театрализации. | Р: адекватность принятия задачи, как цели, данной в определённых условиях П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К: адекватное отражение в речи цели усвоения, исходных данных и вопросов задания | Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её. Формирование понятий о честности и порядочности. Принятие этих качеств в основу жизни. | ||||
О родителях и детях | ||||||||||
30. 1а 1б | Быль «Любящая дочь» | «Сказка -ложь, да в ней намёк…» | лексическая работа, лирические стихотворения, картины природы, средства художественной вырази-тельности, эпитет, сравнение | Научатся определять в тексте красочные яркие определения, определять действия, которые помогают представить неживые предметы Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. | Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности П: поиск и выделение необходимой информации К: выполнение в речи всех функций регуляции совместной деятельности | Грамотное построение своих высказываний; умение поддерживать беседу по заданной теме Формирование нравственной позиции на основе честного отношения к поступкам. | ||||
О прощении | ||||||||||
31. 1а 1б | Рассказ «Семьдесят раз по семь» Ч.Диккенс | О прощении. | лексическая работа, средства художественнойвырази-тельности, эпитет, сравнение | Научатся проводить сравнение между авторской и народной сказкой, определять сходство и различие между ними. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. | Р: способность принимать, сохранять цели, следовать им в учебной деятельности П: применение методов информационного поиска К: потребность в общении | Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей | ||||
О грехе. О неосуждении | ||||||||||
32. 1а 1б | Рассказ «Убитая птичка» «Волшебные очки» | Понятие греха «Сказка -ложь, да в ней намёк…» | лексическая работа средства художественнойвырази-тельности, эпитет, сравнение | Научатся проводить сравнение между авторской и народной сказкой, определять сходство и различие между ними. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. | Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность П: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание К: внешне речевое планирование действий партнёра по решению учебной задачи | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости | ||||
33. 1а 1б | Заключительное занятие Праздник «Светлый образ» | лексическая работа средства художественной вырази-тельности | Научатся определять духовно-нравственные качества героев., находить их в себе. Создавать и ощущать настроение праздника Выставка рисунков. | Р: преодоление импульсивности, непроизвольности П: выбор наиболее эффективных способов решения задач К: ориентирование регулирующих высказываний на партнёра и представление их в форме контекстной речи | Формирование ориентации на нравственное содержание и смысл поступков как собственных, так и окружающих людей. Понятия доброты и любви |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование кружка "Своими руками"
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитани...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Занимательная математика"
Данная рабочая программа разработана мною с учётом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, посещающих кружок...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления
В рабочей программе прописано содержание курса кружка с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии, календарно - тематическое планирование с теоретически...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления. 2 класс
В рабочей программе прописано содержание курса кружка с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии, календарно - тематическое планирование с теоретически...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления. 3 класс
В рабочей программе прописано содержание курса кружка с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии, календарно - тематическое планирование с теоретически...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Почитай-ка" духовно-нравственного направления .4 класс
В рабочей программе прописано содержание курса кружка с указанием форм организации и видов деятельности на каждом занятии, календарно - тематическое планирование с теоретически...