Конспект внеклассного занятия "Русский дом" по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему
Материал может быть использован на уроках закрепления по предмету ОРКиСЭ, на классных часах по духовно-нравственному воспитанию, а также по региональному компоненту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_dom_dlya_orkse.docx | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия «Русский дом».
Цель: Воспитание духовно-нравственных качеств личности; привитие интереса
к русскому народному творчеству и обычаям;
Активизация познавательной деятельности школьников.
Оборудование: кубик с разноцветными сторонами, конверты с заданием,
записи русской народной музыки или фольклорные номера для пауз между конкурсами во время работы жюри, секундомер, конверты с правильными ответами на все вопросы для членов жюри.
Ход конкурсно-игровой программы.
Ведущий: Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и край, где живёшь. Что для вас значат слова «Русь», «Родина», «Россия». Должен ли человек любить свою родину? Знать её историю? Владеть родной речью? Хотим ли мы знать о своей стране все? Для этого надо обратиться к её истории, к давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа, старинным обычаям, играм, пословицам и песням.
Конкурс 1. «Пословицей – правда молвится».
Говорят, «живое слово дороже мёртвой буквы», а потому пословицы и поговорки – самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс «Пословицей – правда молвится».
Участникам предлагаются карточки с двумя рядами пословиц. Задача: выбрать из правого ряда пословицы, аналогичные по смыслу пословице левого ряда. (приложение1)
Конкурс 2. « Музыкальный»
Как и русская речь, столь же богат и разнообразен музыкальный мир наших предков. Ответы на вопросы команды дают по очереди. При неправильном ответе право голоса переходит другой команде.
- Назовите самый распространённый русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме (деревянные ложки).
- Каким музыкальным инструментом владел Садко? (гусли).
- Какую птицу называют «певцом русских полей»? (жаворонок).
- Как называли человека, звонящего в церковные колокола? (звонарь).
- Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (частушка).
- Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (балалайка).
Конкурс 3. « Логическая цепочка».
Команды получают конверты, в которых помещены карточки с фрагментами действий, которые были известны нашим предкам с раннего детства. Задача: быстро составить правильные логические цепочки этих действий. Время выполнения - 4 минуты, правильно выстроенная цепочка принесёт команде 3 балла.
Конверт 1: Каравай. Поставили хлеб в печь, вспахали землю сохой, смололи зерно на мельнице, поставили хлеб в печь, сжали пшеницу серпами, замесили тесто, заборонили пашню, посеяли зерно, обмолотили зерно цепами, поставили каравай на стол.
Конверт 2. Рубашка. Сшили рубашку, вытрепали лён, посеяли льняное зернышко, выбелили на солнце или морозе, отмочили в реке и высушили на лугу, выдернули лён с корнем, спряли витки, соткали холст, сшили рубашку.
Конкурс для болельщиков «Знатоки старинных слов».
Я называю слово - любой болельщик называет его современное значение и получает одно очко за верный ответ. Он имеет право передать очко или очки своей команде.
Чело - лоб;
кудесник - волшебник, колдун;
жребий - судьба, участь;
око - глаз;
недуг - болезнь;
веверица - белка;
курган - холм над могилой знатного воина.
Осенина – осеннее время года.
Конкурс 4. «Блиц – турнир».
Каждая команда должна ответить подряд на 8 вопросов. На размышление даётся не более 10 секунд. Обращаю внимание, что вопросы могут быть шуточные.
Вопросы для первой команды:
- Как славяне называли людей, способных предсказывать будущее? (ведун)
- Кто переезжал в новый дом в лапте? (домовой)
- Чего на свете нет жирнее? (земли)
- Без чего дом не построишь? (угла)
- Как назывался младший член дружины князя? (отрок).
- Кого считали хозяйкой входа в нижний мир? ( Бабу-Ягу).
- В образе какого дерева древние славяне представляли устройство мира? (береза)
- В чем не обнесёшь воду вокруг дома? (решете).
Вопросы для второй команды:
- Где был, по представлениям древних славян, вход в нижний мир? (В избушке на курьих ножках).
- По чему деревенские ребятишки бегали летом босиком? (по земле).
- На какой народный праздник сжигали чучело? (Масленница)
- Чего не устанешь всю жизнь делать? (дышать).
- Как звали бога весеннего солнца у славян? (Ярило).
- В какое дерево, по верованию славян, после смерти переселялась душа женщины? (в берёзу).
- Какой в воде камень? (мокрый).
- Чего в избе не увидишь, а почувствуешь? (тепло).
Конкурс 5. «Славянский месяц»
Славяне, как и многие народы, еще в глубокой древности научились измерять время и выработали свою систему счета. У них был календарный год, который делился на месяцы, у каждого месяца свое поэтическое название., и часто не одно. Я называю месяц по григорианскому календарю, а команды называют его так, как его называли наши предки. За каждый правильный ответ по одному баллу.
- Январь-просинец, зимец.
- Февраль-снежень, лютень, бокогрей.
- Март - свистун, протальник.
- Апрель-цветень.
- Май-травень, росенник.
- Июнь - липень.
- Июль - сеностав, страдник.
- Август-зорничек.
- Сентябрь-хмурень.
- Октябрь - грязник, листопадник.
- Ноябрь - полузимник.
- Декабрь - волчий, студень.
Конкурс 6. «Разнобой».
Для проведения этого конкурса приготовлен кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочерёдно бросают кубик. Цвет верхней стороны определяет тему задания.
Темы: (красный цвет) Славянская мифология: «Чудо-зверь».
(зелёный цвет) Славянская мифология: «Жар-птица».
(желтый цвет) Народное декоративно-прикладное искусство.
(синий цвет) Русская кухня.
(белый цвет) Русские былины.
(оранжевый цвет) Русские народные праздники. (Приложение 2)
Каждая команда бросает кубик 7 раз. На обдумывание ответа даётся 30 секунд. Вопросы, оставшиеся без ответа, будут предложены соперникам или болельщикам. Очки, заработанные болельщиками, могут быть переданы любой команде.
Члены жюри подводит итоги и награждают команду-победительницу.
Приложение 1.
«Подбери пословицу».
Куй железо, пока горячо. | Большое дело не бывает без потерь. |
Одного поля ягоды. | |
За деревьями не видно леса. | |
Ржавое железо не блестит. | |
Делай все вовремя. |
Один в поле не воин | Трудно и дереву одному расти. |
Чистое золото ценится дорого. | |
Теперь и обувь шьют и без шила. | |
О книге не суди по переплёту. | |
Из угольного мешка не выходит белой пыли. |
Что посеешь, то и пожнёшь. | Не говори гоп, пока не перескочишь. |
Не дивись на человека, а дивись на его дело. | |
Что делаешь, то и имеешь. | |
Рука руку моет. | |
Как аукнется, так и откликнется. |
Приложение 2.
Народное декоративно-прикладное искусство.
- Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко…
Это… Русская…(матрёшка).
- Хитроумные мастера из села Богородское придумали забавных животных, которые двигаются благодаря ниточкам и палочкам: кони передвигают ноги, мужик и медведь пилят бревно. Из какого дерева сделаны эти игрушки? (липа).
- Как фамилия русского художника, придумавшего матрешку? (Малютин).
- Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (прялка).
- Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой).
- Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (браслеты, бусы - украшения).
Русская кухня.
- На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это значило? (приглашение на праздник)
- Какое блюдо солят трижды? (пельмени)
- Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица? (блины)
- Напиток из трав с мёдом, распространенный на Руси? (сбитень)
- Что такое кулебяка? (пирог с рыбой)
- Как называлось блюдо из кипятка, хлеба, лука и льняного масла? (тюря).
Русские былины.
- Сколько времени длится богатырский сон? (три дня и три ночи)
- Кому из богатырей смерть в бою не писана? (Илье Муромцу)
- Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
- Назовите столицу былинной Руси? (Киев-град)
- Сколько лет проспал на печи Илья Муромец? (тридцать лет и три года).
- Кто такой оратай? (пахарь).
Русские народные праздники.
- Какое время на селе считалось порою свадеб? (зима)
- Какой народный праздник символизируется с солнцем? (Масленица)
- Вокруг какого дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (вокруг дуба)
- На какие праздники любили гадать девушки? (Святки)
- Назовите самый короткий народный праздник? (ночь Ивана Купалы).
- Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник? (весна, зеленые святки)
Славянская мифология: «Чудо - зверь».
- По народным поверьям, он олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделён мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк)
- Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит её русский народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, загадок придумал. (Лиса)
- По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться один из главных славянских богов – Велес. (Медведь)
- Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет. Он одной породы с волком, но с давних пор, его лютый враг. (Пёс, собака)
- Это спутник колдунов, однако, любим народом. Это очень смышлёное животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот)
- В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое его название «крылья человека».
Славянская мифология: «Жар – птица».
- Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей (Кукушка)
- Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла принести живую и мертвую воду (Ворон)
- В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появится перед красной девицей (Сокол)
- С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в его обличии (Орел)
- Загадочная птица, любительница ночной жизни. Загадочная молва нарекла её сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц (Сова)
- В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и оберегом от него. Его изображение и сейчас встречается на крышах домов (Петух).
Литература
- Грузина И.В. Праздники в начальной школе-М. «Издат-школа2000»,1999-160с.
- Дик Н.Ф. Активизация познавательной деятельности обучаемых:Уч.пос. для преподавателей.- Азов: н/Д: Юг (РИО),1993
- Забылин М. Русский народ. Обряды. Обычаи. Предания. Суеверия. М., 1996.
- Коган М.С. Игровой методический календарь.-Новосибирск,2002.
- Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.
- Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, занимательные уроки в школе.- Ярославль, 2003.
- Панкеев И. Русские народные праздники и игры. М., 1999.
- Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М., 1997.
- Энциклопедия обрядов и обычаев/ Сост. Л.И.Брусная,-Спб.: РЕСПЕКТ, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа для 4 класса по «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...
Конспект урока модуль Основы духовно нравственной культуры народов России Светская этика
Данный конспект курса ОРКСЭ , тема: "Долг и совесть". 4 класс...
Конспект внеклассного мероприятия по основам духовно – нравственной культуры народов России в 4 классе «Дорогою добра»
Данный материал содержит конспект и презентацию внеклассного мероприятия по основам духовно – нравственной культуры народов России в 4 классе "Дорогою добра". Его можно использовать как для объяс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлению: духовно-нравственное «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса...
Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...