«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
рабочая программа (4 класс) по теме

Рабочая программа для 4 класса по     «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_relegii_4kl_rab.prog_.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный стандарт начального общего образования,

среди прочего, направлен на обеспечение:

• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее

принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных

ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание

их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная цель изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника, предусматривающее принятие ими моральных

норм, нравственных установок, национальных ценностей;

укрепление духовного здоровья обучающихся.

Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:

• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;

• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий представлений о добре и зле;

• показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;

• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

 

Особенности курса Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные

традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии»1.

Таким образом, для реализации целей и задач Стандарта начального общего образования в части духовно-нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции духовно нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности.

Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы Духовно-нравственного развития (и соответствующей предметной области стандарта) невозможна. Поэтому курс под обобщенным названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» может и должен быть включен в вариативную часть Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную

программу начального общего образования.

Представляемый издательством «Русское слово» учебник «Основы религиозных культур народов России» предназначен для 4 класса начальной школы и рассчитан на 17 часов учебного времени (0,5 часа в неделю). К изучению курса можно приступать после того, как обучающиеся уже овладели (либо овладевают параллельно с изучением данного курса) основными разделами программы «Окружающий мир» и обладают основами знаний о природе, человеке и обществе, пространстве и историческом времени.

Концепция учебника базируется на следующих принципах:

• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;

1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. С. 18—19.

• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;

• общеобразовательный, светский характер курса.

             В методическом плане при создании учебника основополагающими

были следующие положения:

• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через конкретно-исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных

святых);

• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;

• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;

• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.

          Данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

 формирование ценностей многонационального российского общества;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,

народов, культур и религий;

• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

• осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,

культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и оценку событий.


Тема

Количество час.

Тип урока

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дом. задание

Дата план

Дата факт

Примечание

Кереш

2

Вводный

Возникновение первобытных религий.

Представления древних людей о  загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение

Монотеистических религий – выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие

монотеизма от язычества

Понимать причины возникновения религиозных верований. Уметь характеризовать понятие «душа

».Объяснять

смысл

возникновения монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития

Текущий

Укырга 3-9 бит

Христианнарның борыңгы риваятьләре

2

Комбинированный

Ветхий Завет – часть Библии. Сотворение

Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный Понятие греха. Дьявол (сатана). выбора человека. Все мирный потоп. Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные

с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской

башней, дарованием Моисею

Десяти заповедей на горе Иметь представления о христианских

воззрениях на суть и зла в мире. Понимать смысл грехопадения людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека

Текущий

Проект

Христиан дине барлыкка килү

1

Комбинированный

Новый завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему – основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса

Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа

Знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную

суть христианства, выраженную

в заповедях Христа. Объяснять

смысл искупительной жертвы Христа

Текущий

Укырга 17-26 бит

Христиан чиркәве

1

Комбинированный

Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение

и утверждение христианства

в Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин. Складывание церковной организации: священник, епископ,

митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские единой христианской Церкви на Католическую и Православную

Знать основные события, связанные

с жизнью и деятельностью первых

христиан и распространением христианства. Иметь представления об устройстве

Церкви. Характеризовать основные между православием и католичеством

Текущий

Чиркәүләр турында мәгълүмат.

Русьта һәм Россиядә христиан дине

1

Комбинированный

Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси, его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление

иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества

при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России

Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси. Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении

и развитии русской государственности.

Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков

Текущий

Укырга 35-44 бит

Рус чиркәве изгеләре һәм изге дип танылган нәрсәләр

1

Комбинированный

Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых.

Первые русские святые Борис и

Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Покрова Пресвятой Устройство храма. Божией Матери. в храме

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного

Серафима Саровского, благоверных

Бориса и Глеба. Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма. Осознавать важную роль в жизни христианина. Уметь правильно вести храме

Текущий

Укырга 43 -53 бит

Христиан бәйрәмнәре һәм махсус йолалар

2

Комбинированный

Церковное богослужение, его распорядок

и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные

праздники. Рождество

Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства.

Понимать суть церковного богослужения.

Знать основные праздники и особенности

церковного календаря. Понимать

смысл основных

христианских

таинств и осознавать их важность в жизни христианина

Текущий

Бәйрәмнәр турында мәгълүмат

Католиклар һәм протестантлар

1

Комбинированный

Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа – глава Католической церкви. Кардиналы.

Понятие «чистилище».Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь. протестантизма и реформации. Лютер. Основные

Положения протестантского Борьба между католикам и протестантами. Распространение протестантизма

В Европе и Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма

Иметь представление об устройстве Католической церкви и ее распространении

в мире, унии и униатской

церкви. Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия. Характеризовать суть понятия ».Понимать причины и осознавать протестантов

Католической церковью. Характеризовать основные особенности протестантского вероучения. Знать имена  крупнейших протестантских

лидеров

Текущий

Мәгълүмат тупларга

Мөхәммәт пәйгамбәр һәм ислам диненең таралуы

2

Комбинированный

Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха,

Ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение

мусульманского государства.

Понятие шариата. Смерть Мухаммада.

Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Осознавать значение Хиджры

И важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат».

Текущий

Реферат,Проект

Мөселманнарның изге китабы

1

Комбинированный

Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки – посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж.

Знать содержание основных норм шариата. Иметь представление о воззрениях мусульман на  устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман .

Текущий

Информация

Мөселман тормышының биш кагыйдәсе

2

Комбинированный

Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки – посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж.

Знать содержание основных норм шариата. Иметь представление о воззрениях мусульман на  устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман .

Текущий

Информация

Мөселманнар нәрсәгә инаналар

1

Комбинированный

Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки – посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж.

Знать содержание основных норм шариата. Иметь представление о воззрениях мусульман на  устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман .

Текущий

Информация

Мөселман бәйрәмнәре һәм истәлекле көннәр

2

Комбинированный

Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества,

Праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан-

байрам). Пятница – самый почитаемый день недели у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет.

Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. Знать основные

мусульманские праздники. Иметь представление об устройстве мечети .

Текущий

Проект

Проектларны яклау

2

Закрепление

Защита проекта

Проектны яклау

Иудаизм-яһүдләрнең борыңгы дине

2

Комбинированный

Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского

народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Порабощение евреев

египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей еврейского народа в Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское

пленение евреев. Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселение евреев по разным странам.

Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осознавать значение десяти как

нравственной основы иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире. Знать основную причину появления еврейского населения в России.

Текущий

Информация

Яһүдиләрнең инанулары

1

Комбинированный

Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и Талмуд .

Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение

основных норм иудейского вероучения. Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа

Текущий

Укырга

Яһүдиләрнең йолалары һәм гореф-гадәтләре

2

Комбинированный,

проект

Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных Синагога – место собрания членов иудейской общины

Знать основные иудейские праздники. Характеризовать

Особенности иудейского календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге.

Защита проекта

Башка диннәр белән чагыштырырга

Кем ул Будда?

1

Комбинированный

Древняя Индия – родина буддизма.

Сиддхартха – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма.

Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма.

Текущий

Проект

Буддачыларның инанулары

1

Комбинированный

Четыре благородные истины

буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей

Будды

Объяснять суть четырех благородных истин буддизма. Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения. Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения. Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма

Текущий

Информация

Будда диненең юнәлешләре һәм йолалары

2

Комбинированный

Основные направления буддизма махаяна, хинаяна и ваджраяна. и шесть качеств в Монастыри и монашество Буддийский календарь. праздники: Новый Будды, Уход Будды на небеса и др.

Знать основные праздники и обряды буддизма. Характеризовать основные буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв буддистами шестью качествами в махаяне. Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме

Текущий

Информация

Үткәнне ныгыту

2

Закрепление

Проект

Проектны яклау

Йомгаклау эше

2

Проверка и оценка знаний

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа  «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...

Программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс

Предлагаемый материал нацелен на формирование у учущихся представления о культурном наследии народов нашей страны, о общечеловеческих ценностях предшествующих поколений (религиозное верование, фолькле...

Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». "Праздники мусульман"

Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы исламской культуры»....

Урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры"

Методическая  разработка по ОРКСЭ на тему: Итоговый урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры".Защита проектов "Основы православн...

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...