«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа для 4 класса по «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_relegii_4kl_rab.prog_.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный стандарт начального общего образования,
среди прочего, направлен на обеспечение:
• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных
ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание
их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основная цель изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника, предусматривающее принятие ими моральных
норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление духовного здоровья обучающихся.
Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:
• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;
• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий представлений о добре и зле;
• показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
Особенности курса Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные
традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии»1.
Таким образом, для реализации целей и задач Стандарта начального общего образования в части духовно-нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции духовно нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности.
Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы Духовно-нравственного развития (и соответствующей предметной области стандарта) невозможна. Поэтому курс под обобщенным названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» может и должен быть включен в вариативную часть Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования.
Представляемый издательством «Русское слово» учебник «Основы религиозных культур народов России» предназначен для 4 класса начальной школы и рассчитан на 17 часов учебного времени (0,5 часа в неделю). К изучению курса можно приступать после того, как обучающиеся уже овладели (либо овладевают параллельно с изучением данного курса) основными разделами программы «Окружающий мир» и обладают основами знаний о природе, человеке и обществе, пространстве и историческом времени.
Концепция учебника базируется на следующих принципах:
• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;
1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. С. 18—19.
• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;
• общеобразовательный, светский характер курса.
В методическом плане при создании учебника основополагающими
были следующие положения:
• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через конкретно-исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных
святых);
• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;
• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;
• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.
Данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и оценку событий.
№ | Тема | Количество час. | Тип урока | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дом. задание | Дата план | Дата факт | Примечание |
Кереш | 2 | Вводный | Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение Монотеистических религий – выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества | Понимать причины возникновения религиозных верований. Уметь характеризовать понятие «душа ».Объяснять смысл возникновения монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития | Текущий | Укырга 3-9 бит | ||||
| Христианнарның борыңгы риваятьләре | 2 | Комбинированный | Ветхий Завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный Понятие греха. Дьявол (сатана). выбора человека. Все мирный потоп. Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею Десяти заповедей на горе Иметь представления о христианских воззрениях на суть и зла в мире. Понимать смысл грехопадения людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека | Текущий | Проект | |||
Христиан дине барлыкка килү | 1 | Комбинированный | Новый завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему – основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа | Знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа. Объяснять смысл искупительной жертвы Христа | Текущий | Укырга 17-26 бит | ||||
Христиан чиркәве | 1 | Комбинированный | Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин. Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские единой христианской Церкви на Католическую и Православную | Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства. Иметь представления об устройстве Церкви. Характеризовать основные между православием и католичеством | Текущий | Чиркәүләр турында мәгълүмат. | ||||
Русьта һәм Россиядә христиан дине | 1 | Комбинированный | Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси, его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России | Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси. Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности. Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков | Текущий | Укырга 35-44 бит | ||||
Рус чиркәве изгеләре һәм изге дип танылган нәрсәләр | 1 | Комбинированный | Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Покрова Пресвятой Устройство храма. Божией Матери. в храме | Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба. Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма. Осознавать важную роль в жизни христианина. Уметь правильно вести храме | Текущий | Укырга 43 -53 бит | ||||
| Христиан бәйрәмнәре һәм махсус йолалар | 2 | Комбинированный | Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства. | Понимать суть церковного богослужения. Знать основные праздники и особенности церковного календаря. Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина | Текущий | Бәйрәмнәр турында мәгълүмат | |||
Католиклар һәм протестантлар | 1 | Комбинированный | Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа – глава Католической церкви. Кардиналы. Понятие «чистилище».Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь. протестантизма и реформации. Лютер. Основные Положения протестантского Борьба между католикам и протестантами. Распространение протестантизма В Европе и Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма | Иметь представление об устройстве Католической церкви и ее распространении в мире, унии и униатской церкви. Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия. Характеризовать суть понятия ».Понимать причины и осознавать протестантов Католической церковью. Характеризовать основные особенности протестантского вероучения. Знать имена крупнейших протестантских лидеров | Текущий | Мәгълүмат тупларга | ||||
| Мөхәммәт пәйгамбәр һәм ислам диненең таралуы | 2 | Комбинированный | Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, Ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада. | Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Осознавать значение Хиджры И важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат». | Текущий | Реферат,Проект | |||
| Мөселманнарның изге китабы | 1 | Комбинированный | Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки – посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж. | Знать содержание основных норм шариата. Иметь представление о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман . | Текущий | Информация | |||
| Мөселман тормышының биш кагыйдәсе | 2 | Комбинированный | Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки – посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж. | Знать содержание основных норм шариата. Иметь представление о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман . | Текущий | Информация | |||
Мөселманнар нәрсәгә инаналар | 1 | Комбинированный | Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки – посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж. | Знать содержание основных норм шариата. Иметь представление о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман . | Текущий | Информация | ||||
| Мөселман бәйрәмнәре һәм истәлекле көннәр | 2 | Комбинированный | Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества, Праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан- байрам). Пятница – самый почитаемый день недели у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет. | Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. Знать основные мусульманские праздники. Иметь представление об устройстве мечети . | Текущий | Проект | |||
| Проектларны яклау | 2 | Закрепление | Защита проекта | Проектны яклау | |||||
| Иудаизм-яһүдләрнең борыңгы дине | 2 | Комбинированный | Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Порабощение евреев египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей еврейского народа в Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев. Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселение евреев по разным странам. | Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осознавать значение десяти как нравственной основы иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире. Знать основную причину появления еврейского населения в России. | Текущий | Информация | |||
Яһүдиләрнең инанулары | 1 | Комбинированный | Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и Талмуд . | Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения. Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа | Текущий | Укырга | ||||
| Яһүдиләрнең йолалары һәм гореф-гадәтләре | 2 | Комбинированный, проект | Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных Синагога – место собрания членов иудейской общины | Знать основные иудейские праздники. Характеризовать Особенности иудейского календаря. Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина, о синагоге. | Защита проекта | Башка диннәр белән чагыштырырга | |||
Кем ул Будда? | 1 | Комбинированный | Древняя Индия – родина буддизма. Сиддхартха – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма. | Знать основные этапы деятельности Будды. Иметь представление о медитации. Понимать значение просветления Будды в истории буддизма. | Текущий | Проект | ||||
Буддачыларның инанулары | 1 | Комбинированный | Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды | Объяснять суть четырех благородных истин буддизма. Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения. Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения. Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма | Текущий | Информация | ||||
| Будда диненең юнәлешләре һәм йолалары | 2 | Комбинированный | Основные направления буддизма махаяна, хинаяна и ваджраяна. и шесть качеств в Монастыри и монашество Буддийский календарь. праздники: Новый Будды, Уход Будды на небеса и др. | Знать основные праздники и обряды буддизма. Характеризовать основные буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв буддистами шестью качествами в махаяне. Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме | Текущий | Информация | |||
| Үткәнне ныгыту | 2 | Закрепление | Проект | Проектны яклау | |||||
| Йомгаклау эше | 2 | Проверка и оценка знаний | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...
Программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс
Предлагаемый материал нацелен на формирование у учущихся представления о культурном наследии народов нашей страны, о общечеловеческих ценностях предшествующих поколений (религиозное верование, фолькле...
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». "Праздники мусульман"
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы исламской культуры»....
Урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры"
Методическая разработка по ОРКСЭ на тему: Итоговый урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры".Защита проектов "Основы православн...
Программа Основы Духовно-нравственной культуры народов России Основы православной культуры. Автор учебника Людмила Леонидовна Шевченко. 4 класс
Программа соответсвует ФГОС...
Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга
Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры ...