Уроки светской этики в 4 классе
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Резук Татьяна Ивановна

Учебник знакомит учащихся с основами светской этики.

Что значит добро и зло, добродетель и порок,альтуризм и эгоизм?

Что значит быть моральным? В этих и других вопросах  школьникам поможет  

разобраться светская этика.

Учащиеся узнают о том, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыди совесть, этикет, и о многом другом.

По учебнику учащиеся не только получают необходимые знания, но и выполняют разнообразные творческие задания,

ищут ответы на вопросы, обращаясь к опыту собственной жизни и жизни своей семьи.

Предусмотрена также подготовка и презентация творческих проектов, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

К учебнику есть тетрадь, которая поможет ученикам развить творческое мышление, даст представление о нравственном поведении, а также о правилах и нормах, в соответствии с 

которыми должны строиться взаимоотношения между людьми.

Тетрадь можно использовать как на уроке, так и во время самостоятельных занятий детей дома в кругу семьи. 

В основе урока- диалог.

Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершить моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и другихлюдей лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа 4 класс116 КБ

Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     БРАХЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено»                              «Согласовано»                                 «Утверждаю»  

 руководитель ШМО                    зам. по УВР                                      директор  школы  

______ /Резук Т. И./                      _______/Медведева Н. В./              ________/Медведев Н. И./

Протокол от 27.08.14г.№1                                   дата                            Приказ от29.08.14г.№58                      

______/______________/              _______/____________/                   ________/___________/

Протокол от_____№                                   дата                                     Приказ от____№____                      

______/______________/              _______/____________/                   ________/___________/

Протокол от_____№                                   дата                                     Приказ от____№____                      

______/______________/              _______/____________/                   ________/___________/

Рабочая программа

  по ОРКСЭ

для  обучающихся  IV  класса

на 2015/2016 учебный год

                                                                                      Учитель: РЕЗУК Татьяна Ивановна

                                                                                             

Пояснительная записка

  Рабочая программа по  курсу  «ОРКСЭ»  для  IV класса составлена на основе:

-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

- Базисного  учебного   плана     общеобразовательных  учреждений Брянской области  на 2012-2013 учебный год (приказ  департамента  общего и профессионального образования  Брянской  области  от 23 марта 2012 г   552);

-  Учебного   плана  и годового календарного учебного графика     МБОУ Брахловской  СОШ  на 2012-2013 учебный год (приказ  от 29.08.2012 г   68);

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. 

Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:

  • социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;
  • к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;
  • в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.

В 2012-2013 году рекомендуется  для использования только комплект учебников издательства «Просвещение», так как остальные учебники по модулям ещё не получили одобрения соответствующих религиозных конфессий и могут содержать недостоверную информацию по религиозным культурам. 

Место учебного предмета в учебном плане

    На изучение курса  ОРКСЭ  в 4  классе    отводится  34  часа: 1 ч в  неделю (34  учебные  недели).

Изучить  содержание  Рабочей  программы  планируется  за  33 часа, так как  в соответствии с  расписанием  1 урок совпадает  с  праздничной  датой (8 марта).   Корректировка  Рабочей  программы  проведена  за  счёт  объединения  изучаемых  тем, что  отражено   в  календарно-тематическом планировании.

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих

результатов освоения содержания.

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе 'оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание  программы

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества  (1  час)

Россия — наша Родина.

Основы светской этики  (28  часов)

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Духовные традиции многонационального народа России  (5  часов)

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

                                    Учебно –тематический план

Раздел

      Количество  часов

Авторская  программа

Рабочая  программа

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

2

Основы светской этики

28

28

3

Духовные традиции многонационального народа России

5

5

Итого:

34

34

Календарно-тематическое  планирование  

№п/п

Дата

Тема урока

Способы деятельности обучающихся, формы текущего контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

По плану

Факти

чески

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1ч)

1

Россия- наша Родина

 Работа с учебником, иллюстрациями, дополнительной литературой. Задания  на усвоение понятий. Устный опрос

                              Основы светской этики (28ч)

2

Что такое светская этика?

Вводный контроль

Осуществлять поиск информации из различных источников, делать выводы и аргументировать их фактами, решать проблемные задачи. Выступление с сообщением

3

Мораль и культура

4

Особенности  морали

5

Добро и зло

Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опрос

6

Добро и зло

7

Добродетели и пороки

8

Добродетели и пороки

Уметь сопоставлять знакомые факты, рассуждать и делать выводы.

Фронтальный опрос

9

Свобода и моральный выбор человека

Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опрос

10

Свобода и ответственность

Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с  текстом. Фронтальный опрос

11

Свобода и ответственность

Уметь работать с текстом, обобщать, выбирать главное, анализировать и делать выводы. Фронтальный, индивидуальный опрос.

12

Свобода и ответственность

13

Свобода и ответственность

Уметь работать с текстом учебника,  аргументировать свою точку зрения

14

Моральный долг

Уметь работать с текстом учебника,  аргументировать свою точку зрения.

Фронтальный опрос. Промежуточный контроль

15

Справедливость

 Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опроc

16

Альтуризм и эгоизм

17

Дружба

18

Что значит быть моральным?

Уметь работать с текстом, обобщать, выбирать главное, анализировать и делать выводы. Фронтальный, индивидуальный опрос

19

Род и семья- исток нравственных отношений в истории человечества

20

Нравственный поступок

21

Золотое правило нравственности

Уметь работать с текстом учебника,  аргументировать свою точку зрения

22

Стыд, вина и извинение

23

Честь и достоинство

Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение.

24

Совесть

Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой. Фронтальный опрос.

Итоговый контроль

26

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

 Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой

26

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение

27

Джентельмен и леди

Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение

28

Джентельмен и леди

Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение

29

Этикет

Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой

                                    Духовные традиции многонационального народа России(5ч)

30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой

31

Подготовка творческих проектов

Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой

32

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Что такое этика?»

Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой

33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мой дедушка-защитник Родины»

Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой

 

Перечень учебного и компьютерного оборудования для   оснащения   учебного  процесса  по   курсу  ОРКСЭ  в  4  классе

(в  соответствии с  письмом Рособразования от 01.04.2005 N 03-417 "О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений")

        Для отражения количественных показателей    используется следующая система символических обозначений:

 Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),

 К - полный комплект (наполняемость  класса  2 человека)

N

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Учебник:

Данилюк А.Я.«Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России.  Основы  религиозных  культур  и    светской  этики.   Основы  светской  этики.  4-5  классы»  М.  :  Просвещение,  2012.

К

1.2.

Тишков  В.А.,  Шапошникова  Т.Д.  «Книга  для  учителя.  4-5  классы»

 М. : Просвещение,  2012.

Д

2. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

(в том числе в электронном (цифровом) виде)

2.1.

Электронное  приложение  к  учебнику  «Основы  светской  этики.  4-5  классы»  М.  просвещение  2012.

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Конспект урока по модулю Основы светской этики .4 класс. Тема "Что такое светская этика" Рахимова Фарзана Фаритовна, МБОУ СОШ №4

Тема Что такое светская этикаЦель  урока:  Формирование  представления с общественными нормами нравственности и морали.Задачи урока: 1.Продолжить формировать  общее пре...

Добро и зло.Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»4 класс Рахимова Фарзана Фаритовна МБОУ СОШ №4

Цель урока Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло» .Задачи урока 1.      Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенно...

Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...

Курс "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Светская этика" 4 класс.

Рабочая программа и поурочное планирование составлено на основе программы "Основы религиозных культур и светской этики" 4-5 классы /автор А.Я.Данилюк/ и учебника "Основы светской этики 4-5 класс"....