Уроки светской этики в 4 классе
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Учебник знакомит учащихся с основами светской этики.
Что значит добро и зло, добродетель и порок,альтуризм и эгоизм?
Что значит быть моральным? В этих и других вопросах школьникам поможет
разобраться светская этика.
Учащиеся узнают о том, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыди совесть, этикет, и о многом другом.
По учебнику учащиеся не только получают необходимые знания, но и выполняют разнообразные творческие задания,
ищут ответы на вопросы, обращаясь к опыту собственной жизни и жизни своей семьи.
Предусмотрена также подготовка и презентация творческих проектов, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
К учебнику есть тетрадь, которая поможет ученикам развить творческое мышление, даст представление о нравственном поведении, а также о правилах и нормах, в соответствии с
которыми должны строиться взаимоотношения между людьми.
Тетрадь можно использовать как на уроке, так и во время самостоятельных занятий детей дома в кругу семьи.
В основе урока- диалог.
Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершить моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и другихлюдей лучше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа 4 класс | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БРАХЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
руководитель ШМО зам. по УВР директор школы
______ /Резук Т. И./ _______/Медведева Н. В./ ________/Медведев Н. И./
Протокол от 27.08.14г.№1 дата Приказ от29.08.14г.№58
______/______________/ _______/____________/ ________/___________/
Протокол от_____№ дата Приказ от____№____
______/______________/ _______/____________/ ________/___________/
Протокол от_____№ дата Приказ от____№____
______/______________/ _______/____________/ ________/___________/
Рабочая программа
по ОРКСЭ
для обучающихся IV класса
на 2015/2016 учебный год
Учитель: РЕЗУК Татьяна Ивановна
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «ОРКСЭ» для IV класса составлена на основе:
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области на 2012-2013 учебный год (приказ департамента общего и профессионального образования Брянской области от 23 марта 2012 г № 552);
- Учебного плана и годового календарного учебного графика МБОУ Брахловской СОШ на 2012-2013 учебный год (приказ от 29.08.2012 г № 68);
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:
- социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;
- к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;
- в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.
В 2012-2013 году рекомендуется для использования только комплект учебников издательства «Просвещение», так как остальные учебники по модулям ещё не получили одобрения соответствующих религиозных конфессий и могут содержать недостоверную информацию по религиозным культурам.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса ОРКСЭ в 4 классе отводится 34 часа: 1 ч в неделю (34 учебные недели).
Изучить содержание Рабочей программы планируется за 33 часа, так как в соответствии с расписанием 1 урок совпадает с праздничной датой (8 марта). Корректировка Рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем, что отражено в календарно-тематическом планировании.
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих
результатов освоения содержания.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе 'оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание программы
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Россия — наша Родина.
Основы светской этики (28 часов)
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебно –тематический план
№ | Раздел | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | 1 |
2 | Основы светской этики | 28 | 28 |
3 | Духовные традиции многонационального народа России | 5 | 5 |
Итого: | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема урока | Способы деятельности обучающихся, формы текущего контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся | |
По плану | Факти чески | |||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1ч) | ||||
1 | Россия- наша Родина | Работа с учебником, иллюстрациями, дополнительной литературой. Задания на усвоение понятий. Устный опрос | ||
Основы светской этики (28ч) | ||||
2 | Что такое светская этика? | Вводный контроль Осуществлять поиск информации из различных источников, делать выводы и аргументировать их фактами, решать проблемные задачи. Выступление с сообщением | ||
3 | Мораль и культура | |||
4 | Особенности морали | |||
5 | Добро и зло | Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опрос | ||
6 | Добро и зло | |||
7 | Добродетели и пороки | |||
8 | Добродетели и пороки | Уметь сопоставлять знакомые факты, рассуждать и делать выводы. Фронтальный опрос | ||
9 | Свобода и моральный выбор человека | Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опрос | ||
10 | Свобода и ответственность | Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опрос | ||
11 | Свобода и ответственность | Уметь работать с текстом, обобщать, выбирать главное, анализировать и делать выводы. Фронтальный, индивидуальный опрос. | ||
12 | Свобода и ответственность | |||
13 | Свобода и ответственность | Уметь работать с текстом учебника, аргументировать свою точку зрения | ||
14 | Моральный долг | Уметь работать с текстом учебника, аргументировать свою точку зрения. Фронтальный опрос. Промежуточный контроль | ||
15 | Справедливость | Уметь сопоставлять факты, анализировать и делать выводы; работать с текстом. Фронтальный опроc | ||
16 | Альтуризм и эгоизм | |||
17 | Дружба | |||
18 | Что значит быть моральным? | Уметь работать с текстом, обобщать, выбирать главное, анализировать и делать выводы. Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
19 | Род и семья- исток нравственных отношений в истории человечества | |||
20 | Нравственный поступок | |||
21 | Золотое правило нравственности | Уметь работать с текстом учебника, аргументировать свою точку зрения | ||
22 | Стыд, вина и извинение | |||
23 | Честь и достоинство | Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение. | ||
24 | Совесть | Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой. Фронтальный опрос. Итоговый контроль | ||
26 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы | Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой | ||
26 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы | Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение | ||
27 | Джентельмен и леди | Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение | ||
28 | Джентельмен и леди | Уметь осуществлять поиск информации из различных источников, представлять публично результаты. Сообщение | ||
29 | Этикет | Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой | ||
Духовные традиции многонационального народа России(5ч) | ||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой | ||
31 | Подготовка творческих проектов | Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой | ||
32 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Что такое этика?» | Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой | ||
33 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мой дедушка-защитник Родины» | Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой | ||
34 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.) | Уметь анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику личностям, самостоятельно работать с дополнительной литературой |
Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения учебного процесса по курсу ОРКСЭ в 4 классе
(в соответствии с письмом Рособразования от 01.04.2005 N 03-417 "О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений")
Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),
К - полный комплект (наполняемость класса 2 человека)
N | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
1.1. | Учебник: Данилюк А.Я.«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы» М. : Просвещение, 2012. | К |
1.2. | Тишков В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя. 4-5 классы» М. : Просвещение, 2012. | Д |
2. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (в том числе в электронном (цифровом) виде) | ||
2.1. | Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики. 4-5 классы» М. просвещение 2012. | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Конспект урока по модулю Основы светской этики .4 класс. Тема "Что такое светская этика" Рахимова Фарзана Фаритовна, МБОУ СОШ №4
Тема Что такое светская этикаЦель урока: Формирование представления с общественными нормами нравственности и морали.Задачи урока: 1.Продолжить формировать общее пре...
Добро и зло.Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»4 класс Рахимова Фарзана Фаритовна МБОУ СОШ №4
Цель урока Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло» .Задачи урока 1. Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенно...
Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс
Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...
Курс "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Светская этика" 4 класс.
Рабочая программа и поурочное планирование составлено на основе программы "Основы религиозных культур и светской этики" 4-5 классы /автор А.Я.Данилюк/ и учебника "Основы светской этики 4-5 класс"....
Рабочая программа учителя начальных классов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс «__»
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе, тематическое планирование по блокам...