Добро и зло.Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»4 класс Рахимова Фарзана Фаритовна МБОУ СОШ №4
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цель урока
| Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло» . |
Задачи урока
| 1. Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. 2. Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию. 3. Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Учащиеся познакомятся с новыми понятиями морали «добро» и «зло», научиться различать морально добрые поступки от аморальных. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Рахимова Фарзана Фаритовна
Место работы: МБОУСОШ №4
Должность: учитель начальных классов
Дополнительные сведения: первая категория, стаж 28 лет
Подробный конспект урока.
Тема урока | |
Предмет | Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» |
Класс | 4 класс |
Федеральный округ России | Российская Федерация |
Республика/край | ХМАО-Югра |
Город/поселение | Пыть-Ях |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок получения новых знаний. |
Цель урока | Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло» . |
Задачи урока |
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Учащиеся познакомятся с новыми понятиями морали «добро» и «зло», научиться различать морально добрые поступки от аморальных. |
Необходимое оборудование и материалы |
|
Подробный конспект урока | |
Мотивация учащихся | 1.Организационный момент – важный структурный элемент урока, на котором происходит психологическая целевая установка: - Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень. - Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. А хотите начать работать прямо сейчас? (Да.) Садитесь, пожалуйста. У нас есть волшебные слова. Развернувшись к соседу по парте, ребята вслух повторяют правила работы на уроке: Понапрасну не болтай, Рассуждай и убеждай. Здесь не нужен шум и гам, Ты решай задачи сам. Если же не сможешь вдруг, Пусть придёт на помощь друг. - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны царицы поведения – Этики. Нашими помощниками будут: Слайд 3 Слайд 4 Обсудим проблему Большинство живущих на земле людей не задается мыслью определить «добро». В чем оно «добро»? Кому добро? От кого добро? Есть ли добро общее, применимое ко всем людям…? В. Гроссман Ответы детей на поставленные вопросы. Согласны ли вы с автором? Как бы вы смогли ответить на вопросы, которые Василий Гроссман задает сам себе и своим читателям? О том, как сам автор ответил на эти вопросы, вы узнаете, когда познакомитесь с одной из историй, рассказанных автором в романе «Жизнь и судьба». |
Ход и содержание урока | Прочтите историю, рассказанную В. Гроссманом в его романе «Жизнь и судьба». Пришли в деревню немцы, каратели. Накануне на дороге убили двух немецких солдат. С вечера согнали баб, велели рыть яму на опушке леса. На квартиру к одной пожилой женщине поставили несколько солдат. Её мужа вызвал полицай и повёл в контору, оказалось, туда согнали ещё двадцать крестьян. Она до утра не спала – немцы нашли в подполе лукошко с яйцами и склянку мёда, сами растопили печь, жарили яичницу, пили водку. Потом тот, что постарше играл на губной гармошке, остальные стучали ногами, подпевали. На хозяйку они не смотрели, словно она не человек, а кошка. Утром, когда рассвело, они стали проверять автоматы, один, тот, что постарше, неловко дёрнул за спусковой крючок и выстрелил себе в живот. Поднялся крик, суета. Кое-как немцы перевязали раненого, положили на кровать. Тут их всех позвали. Они знаками велели женщине смотреть за раненым. Женщина видит, - его придушить ничего не стоит: то бормочет, то закрывает глаза, плачет, плямкает губами. Потом вдруг открыл глаза и ясно так сказал: «Матка, воды». «Ох, ты, окаянный, - сказала женщина, - задушить бы тебя». И подала ему воды. (В. Гроссман из романа «Жизнь и судьба», Рига, 1990. Слайд 5. Что для автора значит делать добро? Как вы думаете, есть ли добро общее, применимое ко всем людям? В чем оно заключается? Работа в группах: каждая группа даёт свои ответы. Идет их обсуждение. - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с главными моральными понятиями. Думаю, что вы догадались с какими. (Это добро и зло) Работа со глоссарием (моё понятие – научное понятие) – слова «добро» и «зло». Зачитываются и разбираются несколько понятий. Работа с тренажёром № 3, 4. - По вашим работам видно, что вы понимаете, что есть добро, а что есть зло. Работа с учебником.
1-ая гр. – понятие добра; 2-ая гр. – понятие зла. Каждая группа готовит сообщение по памяткам: 1-ая группа. Для чего люди должны знать, что такое «добро» и «зло»? Что такое добро? Как должен делать человек добрые поступки? 2-ая группа. Нужно ли знать человеку, что такое зло? Что такое зло? Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла? Выступление учащихся. Физкультминутка.
- А теперь запишите в словарики научное понятие слов «добро» и «зло». Отличаются они от вашего понимания? |
Проверка и оценивание ЗУНов |
В кривом глазу и прямое криво. Взял с сердцем, так и ешь с перцем. Во зле жить - по миру ходить. Гнев - человеческое, а злопамятство - диавольское. Доброе дело и в воде не тает Доброму добрая память. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Злой не верит, что есть добрые люди. Ласково слово многих прельщает. А теперь давайте посмотрим очень добрый мультфильм «Просто так» |
Рефлексия деятельности на уроке | Для оценки урока предложила смайлики Настроение на уроке: а) отлично б) хорошо в) скучно |
Домашнее задание | Задание даётся на выбор.
|
Дополнительная необходимая информация | Методическая цель урока – это создание условий для проявления познавательной и творческой активности учеников. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Решению этой проблемы способствует проведение нетрадиционных уроков. На уроке используется кейс-технологии (работа в группах). Состав групп можно менять для различных заданий. Задания различного характера. |
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература (если имеются) | Уч.пособие «Основы светской этики», дидактический материал с Интернета. Музыка для проведения физкультминутки. |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Урок с мультимедийной поддержкой помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет не только расширить и закрепить полученные знания, умения и навыки, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал учеников. При разработке урока с использованием ИКТ особое внимание обращается на здоровье обучающихся, используются элементы здоровьесберегающих технологий. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | После этого урока необходимо провести урок закрепления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло»
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории....
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»
Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». «Добрым жить на свете веселей», 1 урок
Урок в 4 классе по теме «Добрым жить на свете веселей» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок, с использованием технологии системно-деятельностного подхо...
Предмет. Основы религиозных культур и светской этики.Модуль. Основы светской этики.Урок 5.Тема. Добро и зло.
Тема урока: Добро и зло.На уроке предусматривается работа с текстом учебника, работа с иллюстративным рядом, самостоятельная работа....
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...