Конкурсный урок по теме: "Совесть" ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Звягинцева Татьяна Борисовна

Этот урок представлен в виде ролевой игры. Это детективное агенство, в котором дети расследуют дело. Маленькому муравью , который не понимает, что такое совесть дети помогают с помощью улик, которые они добывают сами, понять что же такое совесть и где её искать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnyy_urok_sovest.docx44.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                           Учитель начальных классов

                                                                                                                                         Звягинцева Татьяна Борисовна

                                                                                                                                   МОАУ СОШ №200, г. Белогорска Амурской области

Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:

помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе.

Предметные результаты :  усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние.

Познавательные УУД:

понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами  родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление  в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение  поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты : развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, проблемно-поисковый, самостоятельная работа,

Оборудование: (мультимедийная презентация) ноутбук, интерактивная доска, учебник, блокнот детектива, лупа, компас  (картинка на ней буквы)

Ход занятия.

  1. Орг. Момент.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Борисовна. Сегодня у нас с вами пройдёт необычное занятие.  Я про вас много узнавала и мне сказали, что вы очень любознательные и сообразительные дети. Вы не возражаете, если я это проверю? Посмотрите на предметы, которые лежат у вас на столе. Скажите, чем мы сегодня будем заниматься?  (расследовать)

-Молодцы, правильно. Интересно?

- Сегодня мы будем настоящими детективами.

 А кто такой детектив?

А что он должен уметь детектив?

Поднимите руку у кого есть такие качества?

И если мы с вами детективы, то наш класс будет называться детективным агентством. СЛАЙД 1

 А если вы позволите, то вас я буду называть коллеги. А все записи мы будем делать в блокноте.

  1. Постановка проблемы Слайд 2

(*звенит звонок) Коллеги, а кто не выключил телефон?

А, это звонят к нам в агентство. (беру телефон) (щелчок)

Для того, чтобы все слышали, поставлю на громкую связь.

(идёт звукозапись)

Для того, чтобы Пиня слышал всё о чём мы будем говорить я оставлю телефон на громкой связи.

Какой возраст муравья?

А как вы узнали?

Что не знает муравейка?

Коллеги давайте представить, что будет, если мы не сможем ему помочь?

Ну, что берёмся за это дело?

  1. Актуализация знаний.

Итак, мы открываем дело.

Как оно будет называться? (совесть) Слайд 3

Запишите на блокноте.

Предлагаю составить план нашего расследования.

Что мы должны сделать, чтобы найти совесть?

(ответы детей) (если дети отвечают правильно, то делаю щелчки Слайд 4)

Итак, из всего, что вы уже сказали, можно составить  план.

  1. Сбор информации (улик)
  2. Анализ и вывод.
  3. Составление фоторобота

Но прежде чем приступить к расследованию, давайте выясним, а что мы уже знаем о совести. Заполним протокол. (Слайд 5) Откройте вторую страницу блокнота, прочитайте вопросы. Если вы знаете ответ на вопрос, то поставьте знак «+», если нет, то «-«.

На какие вопросы вы не знаете ответы? (дети озвучивают)

Нам есть, над чем поработать, надеюсь, к концу занятия у вас не останется вопросов, на которые вы не будете знать ответа.

Протокол заполнили, а теперь приступаем к сбору информации. Слайд 6

Коллеги , а где можно найти информацию о совести?(ответы детей)

У кого ещё можно спросить о совести? ( у взрослых)

  1. Работа в группах

Наше агентство большое и мы будем распределять обязанности.

Те детективы, у которых на парте лежит учебник, будут искать информацию в учебнике. Можете приступать. Выписываем только главные слова и записи делаем в блокнот.

Те детективы, у которых на парте лежит диктофон опрашивают взрослых. В нашем классе, есть взрослые? (да) Всё, что узнаете о совести записываете в блокнот. (объяснить, как работать с диктофоном, вопросы на столе:  1. Есть ли у вас совесть.

               2. Где она у вас находится?

               3. Нужна ли вам совесть?  )

Те детективы, у которых ноутбук, ищут информацию о совести в интернете. Всё важное записываете в блокнот.

А все остальные, работают со мной. У нас, есть ещё письменные показания свидетелей.

Давайте прочитаем показания первого свидетеля «Улитки» Слайд 7(дети читают)

Есть, ли в этих показаниях информация о совести? (дети говорят и записывают в блокнот, я подчёркиваю)

А теперь, прочитаем показания свидетеля «Червяка», ему досталось больше всех. Слайд 8

Есть ли, в этих показаниях, информация о совести? ( да) Какая?

Ну, а теперь послушаем, какую информацию собрали наши коллеги?

Детективы, которые работали с учебником, что вы нашли  о совести? (дети зачитывают, если надо выбираем ключевые слова) Запишите в блокнот.

Детективы, которые работали в интернете, что нашли вы? (дети отвечают, если надо выбираем только ключевые слова). Запишите в блокнот.

Но мы рассмотрели ещё не все улики. Посмотрите на стол, у вас лежит картинка. Какой предмет на ней нарисован? (компас)

А мог ли компас, случайно попасть,  к   нам на стол? (нет)

Возьмите лупы и внимательно рассмотрите его.

Что вы заметили?

А как называется такая информация? (скрытая)

А для чего там буквы?

Составьте слово.

Какое слово получилось? (Путеводитель) Слайд 8

Ну и что мы получили? Какая связь между компасом,  путеводителем и совестью. ( ответы детей)

Да , коллеги вы молодцы!

Щелчок. Компас нужен путешественникам, чтобы не заблудится и найти правильный путь. Также и совесть помогает человеку в жизни найти правильный путь и не попасть в беду.

 А о какой беде идёт речь?( ответы детей)

-Молодцы, коллеги мы с вами очень хорошо поработали и собрали много улик.

Но теперь их надо разложить по полочкам. Переходим к следующему  пункту нашего плана.

2. Анализ и вывод.

Откройте следующую страницу блокнота, посмотрите на те, улики, которые находятся на этой странице. (Открываю доску) 

Разделите их на две группы.

Одну группу соедините синим карандашом, а вторую- красным. (дети работают)

На какие группы,  вы разделили эти улики? (дети озвучивают, один у доски)

1 группа- Почему в эту группу объединили именно эти слова? Когда человек ощущает стыд, тяжесть в груди, грусть, слышит внутренний голос, что делает с ним совесть? (мучает его). Как можно назвать эти улики? (муки совести). Напишите.

2-группа- Почему в эту группу вы объединили эти слова? Когда человек ощущает лёгкость, спокойствие, он весёлый, уравновешенный, то, что можно сказать про его совесть? (чистая совесть). Напишите.

Коллеги все улики мы разобрали. Очень хорошо мы поработали.

5.Рефлексия

Давайте вернёмся к нашему протоколу, обсудим  вопросы, на которые мы не знали ответа.

(читаем вопрос, дети отвечают)

Какой совет мы можем дать муравейке, чтобы облегчить его боль? (дети отвечают, попросить прощение)

Можем мы закрыть это дело? (да)

Чтобы закрыть это дело напишите свою фамилию, поставьте подпись и число.

Скажите коллеги, а алгоритм наших действий может нам где- нибудь пригодится (да)

А где? (в жизни)

Где в жизни? (ответы детей)

(включаю запись про муравейку) Слайд 9

Молодцы, а теперь я попрошу вас нарисовать фоторобот своей совести. Откройте последнюю страницу. Подумайте и нарисуйте, а какая у вас совесть. (дети рисуют)

  Кто хочет показать какая у него совесть?

По итогам расследования, хочу наградить вас знаками отличия «Настоящий детектив» (вручаю)

Спасибо за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект конкурсного урока окружающего мира

 Урок окружающего мира с использованием ИКТ был  представлен на городской конкурс методических разработок и занял 2 место...

Конкурсный урок русского языка в 4 классе по теме: "Написание письма"..

С этим конспектом я участвовала в акции "Лучший урок написания письма"....

Конкурсный урок русского языка УМК "Перспектива" 2 класс "Состав слова"

Данный урок первый в изучении раздела "Состав слова" в УМК "перспектива" 2 класс. Тип урока - урок усвоения новых знаний....

Конкурсный урок по кубановедению для 2 класса . Номинация "История края" . Тема "Краснодар - столица Кубани" .

Урок по кубановедению для 2 класса. Тема урока "Краснодар - столица Кубани". Тип урока – комбинированныйВид урока – урок – путешествиеЦель: познакомить детей с историей развития города Краснодара...

Мастер-класс по теме: "Как подготовить конкурсный урок"

Данная презентация будет полезна для тех учителей, которые готовятся принять участие в конкурсах педагогического мастерства....

Конкурсный урок"Учитель года". Урок русского языка в 3 классе по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова»

Познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной...

конкурсный урок по ОРКСЭ по теме "Правда и ложь"

Урок по модулю "Основы светской этики" с технологической картой и презентацией...