Конспект конкурсного урока окружающего мира
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме

 Урок окружающего мира с использованием ИКТ был  представлен на городской конкурс методических разработок и занял 2 место

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Огонь.Вода.Газ.doc62.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: узнать, как выглядит опасность и как она возникает

Задачи урока:

1. выяснить причины возникновения опасности при обращении с огнём, водой и газом;

2. развивать кругозор детей;

3. воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, сообразительность

Оборудование: ИКТ, телефон, таблицы и плакаты на тему урока, знаки безопасности для каждого ученик, листы ватмана, маркеры.

Ход урока.

І.  Оргмомент.

ІІ. Актуализация знаний.

а)Отгадывание загадок:

- Ребята, сегодняшний урок мы начинаем с загадок. Послушайте их внимательно. Отгадайте. А потом мы подумаем, как они связаны с уроком.

1.     Рыжий зверь в печи сидит,

        Рыжий зверь на всех сердит.

        Он от злости ест дрова

        Целый час, а может  - два.

        Ты его рукой не тронь,

        Искусает всю ладонь. ( огонь)

 (Появляется первое слово 1 слайда – «Огонь»)

2.Если руки наши в ваксе,                                    

   Если на нос сели кляксы,

   Кто тогда нам первый друг,

   Снимет грязь с лица и рук?

   Без чего не может мама

   Ни готовить, ни стирать,

   Без чего, мы скажем прямо,

   Человеку умирать?

   Чтобы лился дождик с неба,

   Чтоб росли колосья хлеба,

   Чтобы плыли корабли -

   Жить нельзя нам без ..(воды)

(появляется второе слово – «Вода») 

- Посмотрите на экран. Часто ли  в жизни вы встречаетесь с этими явлениями? Зачем они нужны человеку? А ещё без какого вещества мы не представляем свою жизнь на кухне? (Газа).

( появлется третье слово –«Газ»)

ІІ. Сообщение темы и целей урока

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке?

1 слайд –  Тема урока: «Наша безопасность. Огонь. Вода. Газ.»

- Как часто в повседневной жизни вы встречаетесь с этими веществами и явлениями? Зачем они нужны человеку? Что мы должны помнить при контакте с огнём, водой и газом? (Правила безопасности)

            2 слайд – Цели урока

- Правильно, сегодня мы постараемся выяснить, как выглядит опасность, сформулируем правила безопасного поведения при обращении с огнём, водой и газом, используя наши знания, полученные на предыдущих уроках и узнав ещё много нового и интересного.

ІІІ. Работа над новой темой

      а)  Огонь. Безопасность при использовании огня.

- Огонь верно служит человеку. С его помощью люди делают много полезных дел. Но он становится смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Скажите пожалуйста, что происходит, когда мы забываем о правилах обращения с огнем? ( пожары)

                   3 слайд «Запомнить твёрдо нужно нам –

 Пожар не возникает сам!»    В. Маяковский

- Ребята, почему случаются пожары? Назовите причины. (Ответы детей)

- Молодцы! А теперь посмотрим на экран и прочитаем об этих причинах.

                4 слайд «Причины пожара»

1) неисправность электрических приборов (Рисунок)

2) забывчивость (рисунок)

3) искра (печь, камин) – (рисунок)

4) легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда)

5) спички (игры со спичками)

6) керосин, бензин, газ

 - Но даже по перечисленным причинам, может ли пожар возникнуть сам? (нет)

- Кто является главным виновником пожаров? (человек)

- Правильно, самые главные виновники пожаров – люди. Несоблюдение правил пожарной безопасности. Давайте подробнее остановимся на причинах возникновения пожаров. А именно, когда виновники – дети. Какая  шалость детей больше всего является причиной пожаров? (Игра со спичками)

                 5 слайд – «Шалость детей с огнём - причина пожаров»

1 уч -  Дремлют спички, словно птички, в коробочке до поры.

           Только маленькие спички не годятся для игры.

          Если искорка случайно попадёт на ворс ковра –

          Может кончиться печально интересная игра:

          Загорятся, как солома, мебель, стены и полы

          И останется от дома только горсточка золы

- Какие правила надо соблюдать, чтобы такого несчастья не произошло? ( не трогать спички)

- Но всё таки, в повседневной жизни мы не можем обходиться без спичек, а как с ними правильно обращаться мы сейчас узнаем

                Гиперссылка к 5 слайду - «спички»

- Если даже при соблюдении этих правил пожар всё-таки возник, и вы оказались внутри горящей квартиры, необходимо взять себя в руки и сделать следующее:

                6 слайд – «Не прячьтесь при пожаре»

2 уч.- если спичек коробок ты не взять никак не мог

         И совсем-совсем случайно что-то в комнате поджёг,

         То нельзя паниковать, лезть под папину кровать

         И туда. Откуда взрослым нелегко тебя достать:

         В холодильник, шкаф, буфет, целлофановый пакет,

         Печь, кастрюлю, чемодан, вазу, валенок, стакан:

         Не укроет от огня ни кастрюля, ни броня,

         Так что спрятаться попытки бесполезная возня.

-Не только спички и все ранее перечисленное может стать причиной пожара

- Часто даже праздники могут закончиться бедой. На праздниках люди  всё чаще стали использовать различные салюты, фейерверки, петарды и свечи. И порой даже самые весёлые и долгожданные праздники могут завершиться большим несчастьем, если мы не будем помнить о чём? ( О правилах поведения на праздниках и правилах обращения с фейерверками)  Скажите пожалуйста, какие правила нужно помнить и соблюдать на таких праздниках? ( ответы детей) 

- Совсем недавно мы отпраздновали весёлый, шумный, яркий, любимый всеми детьми и взрослыми праздник. Какой? (Новй год). Что произошло на одном из праздников нам расскажет Данил.

                               7 слайд «Будьте осторожны на ёлках»

3уч: Сегодня нам ёлочку папа принёс, а в гости явился живой Дед Мороз.

     И все удивлялись и думали: «вот, как весело встретим сейчас Новый Год!»

     А Саша от радости даже зажёг бенгальский огонь…не огонь огонёк;

     И бегал по комнате, как ураган, и искорка Деду попала в карман.

     Сейчас же карман загорелся, и  вмиг без шубы остался несчастный старик.

     Забившись под ёлку, рыдал до утра… С огнём, как известно, опасна игра.

- О чём ещё надо помнить на различных праздниках, утренниках и вечерах мы сейчас узнаем. Эта информация будет полезна и интересна и для наших гостей – учителей.

                                     Гиперссылка к слайду7 «На праздниках»

- Шалость детей, невнимательность, порой даже халатность взрослых часто приводят к пожарам. Но на пожарах люди гибнут не от огня, а от дыма и горячего воздуха. По данным ГУ МЧС РФ по Чувашии за новогодние каникулы в период с1 по 10января в нашей республике произошло 32 пожара. В огне погибли 10 человек, в том числе один ребенок. . Материальный ущерб от них составил около1,5 млн рублей.  Травмы различной степени тяжести на пожарах получили три жителя республики. Кто приходит на помощь при таком несчастье? (пожарные). Недавно мы с вами побывали в гостях  в пожарной части № 5 г.Чебоксары. Чем вам запомнилась эта экскурсия?(Ответы детй)

8 слайд « Экскурсия в пожарную часть»

8 слайд «Сводка МЧС по Чувашской республике»

- С начала года в Чувашской Республике зарегистрировано 95 пожаров.  В огне погибли 15 человек, в том числе  один ребенок (в прошлом году – 13 человек). Травмы различной степени тяжести получили 8 человек (в прошлом году – 18). Спасено 65 человек.

-Что делать,  чтобы не допустить возникновение пожара в доме? (ответы детей)                           Гиперссылка к 8 слайду «Внимание!» (пожарная машина)

- Но если вдруг  всё- таки вы оказались в эпицентре огня, ни в коем случае нельзя терять самообладание и постараться вспомнить инструкцию о правилах поведения во время пожара.

                         9 слайд «Что делать, если пожар?»,

гиперссылка к слайду (инструкции)

 -Что надо делать в первую очередь при возникновении пожара?

 (Звонить по 01)

- Что необходимо сообщить по телефону нам расскажет Настя

10 слайд « О пожаре сообщите по 01»

4 уч. Если в комнате у вас слёзы катятся из глаз,

          так как дым клубами вьётся, и огонь жуёт палас.

          Нужно мужество найти, к телефону подойти,

           Постараться вспомнить цифры от нуля до девяти;

           Смело трубку в руки взять, «01» суметь набрать

           И назвать ещё потом город, улицу и дом

           И квартиру, где живёте, и с каким она замком.

           И ещё сказать: «Даю вам фамилию свою;

           Так же номер телефона у которого стою.

- Ребята, по «01» можно позвонить не только в пожарную часть, 01 – единая служба спасения, которая сможет нам помочь при любых опасностях. Звонки со всех операторов мобильной связи осуществляются бесплатно по номеру «112», в том числе и при отрицательном балансе.    

б) Закрепление темы «Огонь».

- А сейчас мы поиграем в игру и проверим, как вы запомнили правила вызова пожарной службы. Нужно подойти к телефону, набрать нужный номер, рассказать о случившемся. Но сделать это надо правильно.

 а)Игра «Вызов по телефону пожарной команды»

Ученик звонит по телефону  в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось, называет адрес, где горит, свой № телефона, фамилию, на каком этаже горит.

І V.                      11 слайд – Физкультминутка (музыка)

в) Тест на знание инструкций и правила поведения во время пожаров

12Слайд - Тест «Отвечай, не зевай!»

1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?                       

 а) “02”;   б) “01”;    в) “ОЗ”;   г) “04”

2. Как называют людей, которые тушат пожары?                                            а) пожарные; в) водоносы; б) погорельцы; г) тушильщики

3. Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться?                                                                

 а) газовый баллон;в) бензин;б) огнетушитель;г) сухая трава.

4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре?                                                       а) от огня и дыма;    в) от воды;

  б) от яркого света; г) от потока свежего воздуха

5. Назовите поджигателей из стихотворения К. Чуковского“Путаница”:

        а) крысы; в) лисички; б) волки; г) бараны                

V. Вода. Безопасность при использовании воды

- Но кроме пожара в доме могут возникнуть другие опасности. Какие, кто может ответить?

                         13 слайд «Вода в доме»

- Какая опасность может возникнуть из-за воды? (Авария водопровода)

- Как действовать при аварии водопровода?

- Правила поведения при аварии водопровода посмотрим на слайдах

                     14 слайд « Что делать при аварии водопровода?»

- Рассмотрите рисунки, что они показывают?

- какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода?

(Вентиль, диспетчер)

VІ. Газ. Безопасность при использовании газа.

                      15 слайд «Газ рядом с нами»

а) Вводная беседа

-Ещё одна опасность в наших квартирах, которое вместе с пользой может принести нашей жизни большой вред- это газ.

- Какой вред может нанести нам газ? (Если утечка, можно отравиться газом, даже умереть)

- Газовой плитой надо уметь  правильно пользоваться, а как сейчас узнаем.

16 слайд «Чтобы газ не принёс беду», (гиперссылка)

- Какая опасность может возникнуть при неправильном использовании газа?

- Что нужно сделать, если вдруг вы почувствовали в квартире запах газа?

- Что можно и чего нельзя делать , если почувствуете в квартире запах газа?

(Вызвать мастера, нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей, т.к. даже небольшая искра в телефоне может привести к взрыву газа)

- Что может быть причиной утечки газа?

VІІ. Закрепление изученного

а)  Работа по учебнику (с.5) со схемами – рисунками.

- Рассмотрите рисунки- знаки. Что они означают? (открой окно, закрой кран газа, перекрой кран газа на трубе, звони в газовую службу по 04»

-Какие правила нужно соблюдать, при использовании газа?

5 уч:- При запахе газа ни в коем случае нельзя зажигать огонь и включать свет ( в выключателе может проскочить искра). Нужно немедленно перекрыть газовую трубу ( надо знать, где перекрывается газовый кран), проветрить квартиру, вызвать работника службы газа.

6 уч. –Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки. Специалисты проверяют утечку мыльной пеной.

7 уч. если запах идёт с лестничной площадки, надо узнать, откуда. И устранить утечку. От этого может зависеть здоровье и жизнь десятки человек

-Что может быть причиной утечки газа? (ответы детей). Проверим наши предположения.

16 слайд «Причины утечки газа»

-Я надеюсь, все эти правила вы сможете  при необходимости применить в своей жизни при экстренных случаях.

VІІІ. Итог урока.

а)Групповая работа «Как выглядит опасность?»

- какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

- Как действовать при аварии водопровода?

- Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

- А сей час я проверю как вы поняли тему сегодняшнего урока. Мы разделимся на 3 группы по рядам. Вы должны на листках ватмана нарисовать 3 опасности,  о которых мы сегодня говорили. Как вы их представляете, как они выглядят?

б) Проверка выполнения работы 

- у доски по 2 человека с каждой группы рассказывают, что они нарисовали.

в) Чтение вывода в учебнике на с. 7

- Какие номера телефонов нужно запомнить для вызова помощи в экстренных случаях. (01,02, 03, 04)

- Какой номер телефона является общей для вызова спасателей при любых опасностях? (01), а с мобильного телефона 112

ІХ. Домашнее задание.

1.Прочитать текст «Огонь, вода и газ» - с.4-6

2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя»

3. Выполнить задания в рабочих тетрадях по денной теме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наша безопасность. Огонь. Вода. Газ.

Слайд 2

Выяснить, как выглядит опасность, возникающая при неправильном обращении с огнём, водой и газом. Почему она возникает? Цели урока:

Слайд 3

Огонь « Запомнить твёрдо нужно нам, Огонь не возникает сам!» Владимир Маяковский

Слайд 4

Неисправность электрических приборов Забывчивость Игры со спичками Искра Легковоспламеняющиеся предметы Керосин, бензин, газ Причины пожара

Слайд 5

Шалость детей с огнём - причина пожара Спички не игрушка для детей

Слайд 6

Никогда не прячьтесь при пожаре

Слайд 7

Будьте осторожны со свечками, бенгальскими огнями и фейерверками на праздниках.

Слайд 8

Учим правила не на словах, а на деле! Экскурсия в пожарную часть № 5

Слайд 9

По данным МЧС Чувашии, с начала года на территории республики произошло 113 пожаров, прямой материальный ущерб от них составил более 3,2 млн рублей. В огне погибли 14 человек. Травмы различной степени тяжести на пожарах получили 11 жителей республики. Пожарные спасли из огня 264 человека и материальных ценностей на сумму свыше 46 млн. рублей. Главное управление МЧС России по Чувашской Республике напоминает: единый телефон спасателей и пожарных – «01». Единая дежурно-диспетчерская служба «01» обеспечивает круглосуточный прием информации от населения при угрозе или возникновении пожаров, чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф. Звонки со всех операторов мобильной связи осуществляются бесплатно по номеру «112», в том числе и при отрицательном балансе. Внимание!

Слайд 10

Что делать, если пожар?

Слайд 11

Назвать свой адрес, телефон, фамилию, где возник пожар . 0 1 (112) Немедленно о пожаре сообщите

Слайд 12

Физкультминутка

Слайд 13

«Не зевай, думай и отвечай!» 1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре? а) “02”; б) “01”; в) “ОЗ”; г) “04”. 2. Как называют людей, которые тушат пожары? а) пожарные; в) водоносы; б) погорельцы; г) тушильщики 3. Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться? а) газовый баллон;в) бензин;б) огнетушитель;г) сухая трава. 4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре? а) от огня и дыма; в) от воды; б) от яркого света; г) от потока свежего воздуха 5. Назовите поджигателей из стихотворения К. Чуковского“Путаница”: а) крысы; в) лисички; б) волки; г) бараны Тест:

Слайд 14

Вода в доме

Слайд 15

Что делать при аварии водопровода? Вентиль - клапан, для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире Диспетчер - работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода.службы газа)

Слайд 16

Газ рядом с нами

Слайд 17

Чтобы газ не принёс беду…

Слайд 18

Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь, слабый огонь был задут сквозняком, не до конца закрыт кран газовой плиты. 2. Неисправность газового оборудования: утечка в соединениях труб, неисправные газовые приборы Возможные причины утечки газа: Вызов газовой службы по телефону «04»

Слайд 19

Домашнее задание 1.Прочитать текст «Огонь, вода и газ» - с.4-6 2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» 3. Выполнить задания в рабочих тетрадях по денной теме

Слайд 20

Молодцы! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Конкурсной программы, посвященной Международному дню 8 МАРТА "А ну-ка, девочки!"

Аннотация:Разработка внеклассного мероприятия А ну-ка, девочки! для 6-7 классов. В разработке указаны цели мероприятия, оборудование для учителя и учащихся, предварительные задания для...

Презентация и конспект "Конкурсная программа "А ну-ка, девочки!"

Презентация и конспект  конкурсной программы к 8 Марта  "А ну-ка, девочки"...

Конспект конкурсной программы "Мисс Олимпия"

Мероприятие было проведено во время летней лагерной смены. Прошло очень интересно:участницы и гости получили много положительных эмоций. Участницам была предоставлена возможность проявить фантазию, пу...

Конспект конкурсной программы "Мисс Вселенная"

Мероприятие было проведено в рамках летней лагерной смены.Ребятам было предложено совершить космический круиз на космолайнере "Мечта"  на рейсе  2011 по маршруту: Земля – Космическое (Межпла...

Конспект конкурсного урока. Николай Сладков «Снег и Ветер».

Формировать более полное и глубокое восприятие художественных произведений, развитие творческого воображения, эстетической, эмоциональной отзывчивости к искусству....

Конспект конкурсного мероприятия "День космонавтики"

Конспект разработан для учеников начальной школы, с целью знакомства детей с российским праздником – Днем космонавтики, героями космоса и воспитания гордости к космонавтам и своей Родине....

Конспект конкурсного урока русского языка во 2 классе "Буквосочетания жи/ши, ча/ща, чу/щу"

В данном материале представлен конспект урока русского языка для 2 класса. Цель урока - закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями жи/ши, ча/ща, чу/щу....