Конспект конкурсного урока окружающего мира
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок окружающего мира с использованием ИКТ был представлен на городской конкурс методических разработок и занял 2 место
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Огонь.Вода.Газ.doc | 62.5 КБ |
prezentaciya_k_uroku.ppt | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: узнать, как выглядит опасность и как она возникает
Задачи урока:
1. выяснить причины возникновения опасности при обращении с огнём, водой и газом;
2. развивать кругозор детей;
3. воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, сообразительность
Оборудование: ИКТ, телефон, таблицы и плакаты на тему урока, знаки безопасности для каждого ученик, листы ватмана, маркеры.
Ход урока.
І. Оргмомент.
ІІ. Актуализация знаний.
а)Отгадывание загадок:
- Ребята, сегодняшний урок мы начинаем с загадок. Послушайте их внимательно. Отгадайте. А потом мы подумаем, как они связаны с уроком.
1. Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. ( огонь)
(Появляется первое слово 1 слайда – «Огонь»)
2.Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ..(воды)
(появляется второе слово – «Вода»)
- Посмотрите на экран. Часто ли в жизни вы встречаетесь с этими явлениями? Зачем они нужны человеку? А ещё без какого вещества мы не представляем свою жизнь на кухне? (Газа).
( появлется третье слово –«Газ»)
ІІ. Сообщение темы и целей урока
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке?
1 слайд – Тема урока: «Наша безопасность. Огонь. Вода. Газ.»
- Как часто в повседневной жизни вы встречаетесь с этими веществами и явлениями? Зачем они нужны человеку? Что мы должны помнить при контакте с огнём, водой и газом? (Правила безопасности)
2 слайд – Цели урока
- Правильно, сегодня мы постараемся выяснить, как выглядит опасность, сформулируем правила безопасного поведения при обращении с огнём, водой и газом, используя наши знания, полученные на предыдущих уроках и узнав ещё много нового и интересного.
ІІІ. Работа над новой темой
а) Огонь. Безопасность при использовании огня.
- Огонь верно служит человеку. С его помощью люди делают много полезных дел. Но он становится смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Скажите пожалуйста, что происходит, когда мы забываем о правилах обращения с огнем? ( пожары)
3 слайд «Запомнить твёрдо нужно нам –
Пожар не возникает сам!» В. Маяковский
- Ребята, почему случаются пожары? Назовите причины. (Ответы детей)
- Молодцы! А теперь посмотрим на экран и прочитаем об этих причинах.
4 слайд «Причины пожара»
1) неисправность электрических приборов (Рисунок)
2) забывчивость (рисунок)
3) искра (печь, камин) – (рисунок)
4) легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда)
5) спички (игры со спичками)
6) керосин, бензин, газ
- Но даже по перечисленным причинам, может ли пожар возникнуть сам? (нет)
- Кто является главным виновником пожаров? (человек)
- Правильно, самые главные виновники пожаров – люди. Несоблюдение правил пожарной безопасности. Давайте подробнее остановимся на причинах возникновения пожаров. А именно, когда виновники – дети. Какая шалость детей больше всего является причиной пожаров? (Игра со спичками)
5 слайд – «Шалость детей с огнём - причина пожаров»
1 уч - Дремлют спички, словно птички, в коробочке до поры.
Только маленькие спички не годятся для игры.
Если искорка случайно попадёт на ворс ковра –
Может кончиться печально интересная игра:
Загорятся, как солома, мебель, стены и полы
И останется от дома только горсточка золы
- Какие правила надо соблюдать, чтобы такого несчастья не произошло? ( не трогать спички)
- Но всё таки, в повседневной жизни мы не можем обходиться без спичек, а как с ними правильно обращаться мы сейчас узнаем
Гиперссылка к 5 слайду - «спички»
- Если даже при соблюдении этих правил пожар всё-таки возник, и вы оказались внутри горящей квартиры, необходимо взять себя в руки и сделать следующее:
6 слайд – «Не прячьтесь при пожаре»
2 уч.- если спичек коробок ты не взять никак не мог
И совсем-совсем случайно что-то в комнате поджёг,
То нельзя паниковать, лезть под папину кровать
И туда. Откуда взрослым нелегко тебя достать:
В холодильник, шкаф, буфет, целлофановый пакет,
Печь, кастрюлю, чемодан, вазу, валенок, стакан:
Не укроет от огня ни кастрюля, ни броня,
Так что спрятаться попытки бесполезная возня.
-Не только спички и все ранее перечисленное может стать причиной пожара
- Часто даже праздники могут закончиться бедой. На праздниках люди всё чаще стали использовать различные салюты, фейерверки, петарды и свечи. И порой даже самые весёлые и долгожданные праздники могут завершиться большим несчастьем, если мы не будем помнить о чём? ( О правилах поведения на праздниках и правилах обращения с фейерверками) Скажите пожалуйста, какие правила нужно помнить и соблюдать на таких праздниках? ( ответы детей)
- Совсем недавно мы отпраздновали весёлый, шумный, яркий, любимый всеми детьми и взрослыми праздник. Какой? (Новй год). Что произошло на одном из праздников нам расскажет Данил.
7 слайд «Будьте осторожны на ёлках»
3уч: Сегодня нам ёлочку папа принёс, а в гости явился живой Дед Мороз.
И все удивлялись и думали: «вот, как весело встретим сейчас Новый Год!»
А Саша от радости даже зажёг бенгальский огонь…не огонь огонёк;
И бегал по комнате, как ураган, и искорка Деду попала в карман.
Сейчас же карман загорелся, и вмиг без шубы остался несчастный старик.
Забившись под ёлку, рыдал до утра… С огнём, как известно, опасна игра.
- О чём ещё надо помнить на различных праздниках, утренниках и вечерах мы сейчас узнаем. Эта информация будет полезна и интересна и для наших гостей – учителей.
Гиперссылка к слайду7 «На праздниках»
- Шалость детей, невнимательность, порой даже халатность взрослых часто приводят к пожарам. Но на пожарах люди гибнут не от огня, а от дыма и горячего воздуха. По данным ГУ МЧС РФ по Чувашии за новогодние каникулы в период с1 по 10января в нашей республике произошло 32 пожара. В огне погибли 10 человек, в том числе один ребенок. . Материальный ущерб от них составил около1,5 млн рублей. Травмы различной степени тяжести на пожарах получили три жителя республики. Кто приходит на помощь при таком несчастье? (пожарные). Недавно мы с вами побывали в гостях в пожарной части № 5 г.Чебоксары. Чем вам запомнилась эта экскурсия?(Ответы детй)
8 слайд « Экскурсия в пожарную часть»
8 слайд «Сводка МЧС по Чувашской республике»
- С начала года в Чувашской Республике зарегистрировано 95 пожаров. В огне погибли 15 человек, в том числе один ребенок (в прошлом году – 13 человек). Травмы различной степени тяжести получили 8 человек (в прошлом году – 18). Спасено 65 человек.
-Что делать, чтобы не допустить возникновение пожара в доме? (ответы детей) Гиперссылка к 8 слайду «Внимание!» (пожарная машина)
- Но если вдруг всё- таки вы оказались в эпицентре огня, ни в коем случае нельзя терять самообладание и постараться вспомнить инструкцию о правилах поведения во время пожара.
9 слайд «Что делать, если пожар?»,
гиперссылка к слайду (инструкции)
-Что надо делать в первую очередь при возникновении пожара?
(Звонить по 01)
- Что необходимо сообщить по телефону нам расскажет Настя
10 слайд « О пожаре сообщите по 01»
4 уч. Если в комнате у вас слёзы катятся из глаз,
так как дым клубами вьётся, и огонь жуёт палас.
Нужно мужество найти, к телефону подойти,
Постараться вспомнить цифры от нуля до девяти;
Смело трубку в руки взять, «01» суметь набрать
И назвать ещё потом город, улицу и дом
И квартиру, где живёте, и с каким она замком.
И ещё сказать: «Даю вам фамилию свою;
Так же номер телефона у которого стою.
- Ребята, по «01» можно позвонить не только в пожарную часть, 01 – единая служба спасения, которая сможет нам помочь при любых опасностях. Звонки со всех операторов мобильной связи осуществляются бесплатно по номеру «112», в том числе и при отрицательном балансе.
б) Закрепление темы «Огонь».
- А сейчас мы поиграем в игру и проверим, как вы запомнили правила вызова пожарной службы. Нужно подойти к телефону, набрать нужный номер, рассказать о случившемся. Но сделать это надо правильно.
а)Игра «Вызов по телефону пожарной команды»
Ученик звонит по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось, называет адрес, где горит, свой № телефона, фамилию, на каком этаже горит.
І V. 11 слайд – Физкультминутка (музыка)
в) Тест на знание инструкций и правила поведения во время пожаров
12Слайд - Тест «Отвечай, не зевай!»
1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?
а) “02”; б) “01”; в) “ОЗ”; г) “04”
2. Как называют людей, которые тушат пожары? а) пожарные; в) водоносы; б) погорельцы; г) тушильщики
3. Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться?
а) газовый баллон;в) бензин;б) огнетушитель;г) сухая трава.
4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре? а) от огня и дыма; в) от воды;
б) от яркого света; г) от потока свежего воздуха
5. Назовите поджигателей из стихотворения К. Чуковского“Путаница”:
а) крысы; в) лисички; б) волки; г) бараны
V. Вода. Безопасность при использовании воды
- Но кроме пожара в доме могут возникнуть другие опасности. Какие, кто может ответить?
13 слайд «Вода в доме»
- Какая опасность может возникнуть из-за воды? (Авария водопровода)
- Как действовать при аварии водопровода?
- Правила поведения при аварии водопровода посмотрим на слайдах
14 слайд « Что делать при аварии водопровода?»
- Рассмотрите рисунки, что они показывают?
- какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода?
(Вентиль, диспетчер)
VІ. Газ. Безопасность при использовании газа.
15 слайд «Газ рядом с нами»
а) Вводная беседа
-Ещё одна опасность в наших квартирах, которое вместе с пользой может принести нашей жизни большой вред- это газ.
- Какой вред может нанести нам газ? (Если утечка, можно отравиться газом, даже умереть)
- Газовой плитой надо уметь правильно пользоваться, а как сейчас узнаем.
16 слайд «Чтобы газ не принёс беду», (гиперссылка)
- Какая опасность может возникнуть при неправильном использовании газа?
- Что нужно сделать, если вдруг вы почувствовали в квартире запах газа?
- Что можно и чего нельзя делать , если почувствуете в квартире запах газа?
(Вызвать мастера, нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей, т.к. даже небольшая искра в телефоне может привести к взрыву газа)
- Что может быть причиной утечки газа?
VІІ. Закрепление изученного
а) Работа по учебнику (с.5) со схемами – рисунками.
- Рассмотрите рисунки- знаки. Что они означают? (открой окно, закрой кран газа, перекрой кран газа на трубе, звони в газовую службу по 04»
-Какие правила нужно соблюдать, при использовании газа?
5 уч:- При запахе газа ни в коем случае нельзя зажигать огонь и включать свет ( в выключателе может проскочить искра). Нужно немедленно перекрыть газовую трубу ( надо знать, где перекрывается газовый кран), проветрить квартиру, вызвать работника службы газа.
6 уч. –Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки. Специалисты проверяют утечку мыльной пеной.
7 уч. если запах идёт с лестничной площадки, надо узнать, откуда. И устранить утечку. От этого может зависеть здоровье и жизнь десятки человек
-Что может быть причиной утечки газа? (ответы детей). Проверим наши предположения.
16 слайд «Причины утечки газа»
-Я надеюсь, все эти правила вы сможете при необходимости применить в своей жизни при экстренных случаях.
VІІІ. Итог урока.
а)Групповая работа «Как выглядит опасность?»
- какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Как действовать при аварии водопровода?
- Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
- А сей час я проверю как вы поняли тему сегодняшнего урока. Мы разделимся на 3 группы по рядам. Вы должны на листках ватмана нарисовать 3 опасности, о которых мы сегодня говорили. Как вы их представляете, как они выглядят?
б) Проверка выполнения работы
- у доски по 2 человека с каждой группы рассказывают, что они нарисовали.
в) Чтение вывода в учебнике на с. 7
- Какие номера телефонов нужно запомнить для вызова помощи в экстренных случаях. (01,02, 03, 04)
- Какой номер телефона является общей для вызова спасателей при любых опасностях? (01), а с мобильного телефона 112
ІХ. Домашнее задание.
1.Прочитать текст «Огонь, вода и газ» - с.4-6
2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя»
3. Выполнить задания в рабочих тетрадях по денной теме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выяснить, как выглядит опасность, возникающая при неправильном обращении с огнём, водой и газом. Почему она возникает? Цели урока:
Огонь « Запомнить твёрдо нужно нам, Огонь не возникает сам!» Владимир Маяковский
Неисправность электрических приборов Забывчивость Игры со спичками Искра Легковоспламеняющиеся предметы Керосин, бензин, газ Причины пожара
Шалость детей с огнём - причина пожара Спички не игрушка для детей
Никогда не прячьтесь при пожаре
Будьте осторожны со свечками, бенгальскими огнями и фейерверками на праздниках.
Учим правила не на словах, а на деле! Экскурсия в пожарную часть № 5
По данным МЧС Чувашии, с начала года на территории республики произошло 113 пожаров, прямой материальный ущерб от них составил более 3,2 млн рублей. В огне погибли 14 человек. Травмы различной степени тяжести на пожарах получили 11 жителей республики. Пожарные спасли из огня 264 человека и материальных ценностей на сумму свыше 46 млн. рублей. Главное управление МЧС России по Чувашской Республике напоминает: единый телефон спасателей и пожарных – «01». Единая дежурно-диспетчерская служба «01» обеспечивает круглосуточный прием информации от населения при угрозе или возникновении пожаров, чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф. Звонки со всех операторов мобильной связи осуществляются бесплатно по номеру «112», в том числе и при отрицательном балансе. Внимание!
Что делать, если пожар?
Назвать свой адрес, телефон, фамилию, где возник пожар . 0 1 (112) Немедленно о пожаре сообщите
Физкультминутка
«Не зевай, думай и отвечай!» 1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре? а) “02”; б) “01”; в) “ОЗ”; г) “04”. 2. Как называют людей, которые тушат пожары? а) пожарные; в) водоносы; б) погорельцы; г) тушильщики 3. Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться? а) газовый баллон;в) бензин;б) огнетушитель;г) сухая трава. 4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре? а) от огня и дыма; в) от воды; б) от яркого света; г) от потока свежего воздуха 5. Назовите поджигателей из стихотворения К. Чуковского“Путаница”: а) крысы; в) лисички; б) волки; г) бараны Тест:
Вода в доме
Что делать при аварии водопровода? Вентиль - клапан, для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире Диспетчер - работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода.службы газа)
Газ рядом с нами
Чтобы газ не принёс беду…
Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь, слабый огонь был задут сквозняком, не до конца закрыт кран газовой плиты. 2. Неисправность газового оборудования: утечка в соединениях труб, неисправные газовые приборы Возможные причины утечки газа: Вызов газовой службы по телефону «04»
Домашнее задание 1.Прочитать текст «Огонь, вода и газ» - с.4-6 2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» 3. Выполнить задания в рабочих тетрадях по денной теме
Молодцы! Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Конкурсной программы, посвященной Международному дню 8 МАРТА "А ну-ка, девочки!"
Аннотация:Разработка внеклассного мероприятия А ну-ка, девочки! для 6-7 классов. В разработке указаны цели мероприятия, оборудование для учителя и учащихся, предварительные задания для...
Презентация и конспект "Конкурсная программа "А ну-ка, девочки!"
Презентация и конспект конкурсной программы к 8 Марта "А ну-ка, девочки"...
Конспект конкурсной программы "Мисс Олимпия"
Мероприятие было проведено во время летней лагерной смены. Прошло очень интересно:участницы и гости получили много положительных эмоций. Участницам была предоставлена возможность проявить фантазию, пу...
Конспект конкурсной программы "Мисс Вселенная"
Мероприятие было проведено в рамках летней лагерной смены.Ребятам было предложено совершить космический круиз на космолайнере "Мечта" на рейсе 2011 по маршруту: Земля – Космическое (Межпла...
Конспект конкурсного урока. Николай Сладков «Снег и Ветер».
Формировать более полное и глубокое восприятие художественных произведений, развитие творческого воображения, эстетической, эмоциональной отзывчивости к искусству....
Конспект конкурсного мероприятия "День космонавтики"
Конспект разработан для учеников начальной школы, с целью знакомства детей с российским праздником – Днем космонавтики, героями космоса и воспитания гордости к космонавтам и своей Родине....
Конспект конкурсного урока русского языка во 2 классе "Буквосочетания жи/ши, ча/ща, чу/щу"
В данном материале представлен конспект урока русского языка для 2 класса. Цель урока - закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями жи/ши, ча/ща, чу/щу....