Конспект урока "Добродетель и порок"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Перегудова Наталья Анатольевна

Данный конспект могут использовать учителя по основам светской этики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx43.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Предмет: модуль «Основы светской этики»    Класс:4

Тема: Добродетель и порок.

Автор разработки: Перегудова Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов, 2012г.

        Задачи:

Образовательная:

  • Направить детей к определению понятий  «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
  • Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.

Развивающая:

  • Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
  • Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
  • Развивать умение аргументировано  отвечать на поставленный вопрос.
  • Использовать  иллюстративный  материал  для развития художественного восприятия.
  • Развитие воображения, мышления, внимания.

Воспитательная:

  • Воспитывать  толерантное отношение к другим  людям.
  • Воспитывать положительные  качества человека  на  примере  положительных героев из сказок и известных людей современности.

                                                             Компетенции:

  • КОММУНИКАТИВНАЯ
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ

 (через иллюстративный материал, материал пособия)

  • САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)
  • САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)

        Оборудование:

  • Интерактивное оборудование.
  • Оформление доски:

- выставка детских фотографий « Мы - помощники»,

- вернисаж детских рисунков «Добро и зло в сказках».

  • Магнитофон, песня Леопольда « Если добрый ты…»
  • Презентация к уроку.
  • Для групповой работы

- списки афоризмов о добродетели и пороках (4 штук),

- материал для игры «Гадаем на ромашке» найдите противоположности» (6 штук),

- части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы».

        Предварительная подготовка:

Учитель:

  • Сбор необходимого материала для презентации.
  • Расстановка парт для групповой работы.
  • Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой.

Ученики:

  • Выполняют творческие задания:

- Фотографии на тему «Мы – помощники»,

- Рисунок на тему «Добро и зло в сказках»,

- Интервью с членами семьи о добре и зле.

_- Подборка материала для книги «Наши герои»

Ключевые слова: добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек.

План урока:

  1. Организационный момент.
  • Песенка Леопольда «Если добрый ты …»
  1. Обсуждение результатов выполненного домашнего задания.
  • Рассказы  учащихся о добре и зле по рисункам  из сказок
  • Игра «Собери  пословицы» о добре и зле.
  1. Тема урока: «Добродетель и порок».
  • Обсуждение, что такое добродетель и  порок.
  1. Работа в группах.
  • Составление из слов пословиц
  • Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».
  1. Составление коллективного кластера положительных качеств добродетели и отрицательных качеств  порока.
  2. Работа с текстом.
  • Обсуждение «Что значит быть добродетельным человеком».
  • Рассматривание фото-выставки «Мы – помощники».
  • Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание иллюстраций в пособии.
  1. Этап рефлексии. Работа в группах.
  • творческая работа с афоризмами.
  • игра «Найдите  противоположности».
  • игра «Гадаем  на  ромашке»
  1. Итог урока.
  • Ответы на основные  вопросы урока.
  1.  Домашние творческие задания.
  • Продолжение работы над проектом «Наша гордость».
  • Мини-сочинение: «Как я помогаю людям».
  • Рассказ семье о добродетели и пороке.
  • Интервью с членами семьи по вопросам из пособия.

Продолжительность работы: 40 минут.

Место проведения: учебный кабинет с интерактивным оборудованием.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.

Цель урока:  создание представлений у детей о понятиях добродетель и порок. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи:

1) познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком;

2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;

3) создать условия  для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;

УУД        

Познавательные:  - направить детей к определению понятий «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.

- научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.

Личностные:

- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной  отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право  каждого иметь свою собственную;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.

Регулятивные: принимать  и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.

        

Ход урока:

  1. Организационный момент.

И так, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее -

Начнём скорей урок.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Звучит песенка Леопольда

 «Если добрый ты это хорошо,

 а когда наоборот -  плохо…»

а)- А кому из членов семьи вы рассказывали о добре и зле, как этических категориях?

- Согласились ли они с вами?

- Все ли им было понятно в вашем рассказе?

б)- Кого вы изобразили на своих рисунках и почему?

в) Домашним заданием у вас было написать по 4 пословицы о добре и зле.

Мы с вами поиграем в игру « Собери пословицу». Каждая группа получает конверт,  в котором лежат слова, из этих слов вы должны составить пословицу.

- Кто добро творит, того бог отблагодарит.

- Доброе слово дом построит, а злое слово – дом разрушит.

- Злой не верит, что есть добрые люди.

- Не одежда красит человека, а добрые дела.

- Худо тому кто добра не творит никому.

- Объясните смысл пословицы.

Для того, чтобы определить тему нашего урока, мы обратимся к одной очень мудрой притчи « О двух волках».

- В чём состоит, ребята, смысл этой притчи.

(В том что в каждом человеке, есть 2 половины тёмная и светлая (добро и зло).

На уроке мы обратимся к более глубоким этическим понятиям.

3Тема урока: «Добродетель и порок».

  • Обсуждение, что такое добродетель.

а)- Как вы думаете, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»?

ДОБРОДЕТЕЛЬ

Молодцы , вы верно определили словообразование этого слова.

б) Для того чтобы определить значение слова, я попросила Петрову Соню провести небольшую исследовательскую работу с этим словом.

- Что за слово такое непонятное? В устной речи мы его почти не слышим. Интуитивно мы чувствуем, что слово «добродетель» означает, что-то хорошее и позитивное.

Добродетель (единственное число, женский род)- это не только привычка поступать хорошо, не просто качества личности. Добродетель - это внутренняя установка творить добро; это готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру. Добродетель - это внутренняя потребность самого человека, его нравственная сущность. (Из энциклопедии Кирилл и Мифодий).

в) Откройте, пожалуйста, учебник стр.16-17 найдите два определения добродетели и подготовьтесь к чтению вслух.

               Самостоятельное чтение статьи в пособии (стр.16-17)

Задание: найдите два определения добродетели, подчеркните их.

Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.

Добродетель – это отдельное положительное качество человека.

  • Обсуждение, что такое порок.

- Известно ли вам что такое  «порок»?

- Как вы думаете, что это такое?

                                                                      

ФИЗМИНУТКА

Мы с вами поиграем. Я буду называть персонажа, из какой-то сказки. Если этот персонаж совершает порочные поступки, вы закрываете лицо руками, а если поступки связаны с добродетельностью, то хлопаете в ладошки.

Кощей

Сестрица Алёнушка               Снежная Королева

Баба Яга               Герда       Карабас Баробас        Иван царевич   Змей Горыныч

  1. Работа в группах:

Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» по группам:

1 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «Морозко»,

2 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «12 месяцев»,

4 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «Морозко»,

5 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «Золушка»,

6 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «12 месяцев».

- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

(Обретают в жизни то, чего не имели( Счастье ,любовь, поддержку, материальное благополучие. Доброе  сердце - преодаливает все преграды.))

 Порок - остаются ни с чем.

Коллективно мы с вами составили кластер по теме: добродетель и порок. Кластер в переводе пучок, созвездие, когда графически показывают смысловые значения того или иного понятия ( назвали несколько слов и провели цепочки между словами)

  1. Составление коллективного кластера по теме 

                                   

        

  1. Работа с текстом.
  • Обсуждение «Что значит быть добродетельным человеком».

- Как писал Аристотель: « Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

- Какого человека можно считать добродетельным?

Обратитесь к тексту. (Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным.)

- Что нужно делать, чтобы стать добродетельным?  Подтвердите словами из текста.( Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность. Стараясь быть похожими на эти моральные образцы, человек учится быть добродетельным.)

- Что значит «признание ценности других людей»?

  • 7. Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание иллюстраций в пособии.

- Кто может стать образцом для подражания?

- Рассмотрите  фотографии в пособии (стр.16-17)  В нашей жизни встречаются  немало людей, которые служат для нас образцом для подражания. Это могут быть родители, учителя, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи( богатыри, мушкетёры, рыцари).

- Чем эти люди знамениты? (Они принесли славу нашей Родине

- Почему они могут служить примером для подражания? ( Они доказали своими делами, жизнью)

В связи с этим мы поставили перед собой цель - создать проект на тему «Наша гордость»

 Мы уже начали собирать материал для альбома «Наша гордость» Это олимпийские чемпионы Отар Султанов и Олег Соитов, Чулпан Хаматова-российская актриса театра и кино, которая известна своей общественной деятельностью, заключающейся в привлечении общества к проблемам  детей с онкологическими заболеваниями ,она стала соучредителем  благотворительного фонда  «Подари  жизнь», Иван Яковлевич Яковлев- хранитель сокровищ чувашского народа чувашский просветитель, Юрий Сергеевич Рытхэу- великий сын Чукотки, Константин Леванович Хетагуров-основоположник осетинского литературного языка , Вера Игнатьевна Мухина- советский скульптор, Расул Гамзатович Гамзатов- дагестанский поэт,

Мы с вами живём в огромной многонациональной стране, среди нас живут люди разных национальностей и вероисповедания и мы обязаны с уважением относится к ним и их традициям.

Почерпнуть знания о добродетели и пороках мы можем также в религиозных книгах (в библии, каране, трипитаке. торе), где добродетелью считаются выполнение заповедей, а нарушение - пороком т.е. грехом.

  1. Рассматривание фото-выставки «Мы – помощники».

Мы тоже стремимся к тому, чтобы совершать добрые поступки быть добродетельными. Насколько у нас это получается, мы представили это на нашей выставке.

 - Говорят, что труд облагораживает человека. Объясните, как вы это понимаете, опираясь на фотографии «Мы-помощники».

  1. Этап рефлексии. Работа в группах.
  • Игра «Гадаем  на  ромашке».         Работа в группах.руппы

На доске ромашка с 6 лепестками, на обратной стороне каждого  лепестка – написано слово вы, должны назвать противоположное друг другу качества:  Добродетель-порок

Герда

Добро-зло

Щедрость-жадность

Правда- ложь

 трудолюбие –лень

благодарность-неблагодарность

     Кай

  Ворон

 Тролль

Маленькая

разбойница

        

Снежная

королева

        

  1. Итог урока.

Видя  чужие…, умный избавляется от своих.

Публилий Сир I в.до н.э.-древнеримский поэт

-А  все становятся  полностью добродетельными людьми?

  1.  Домашние творческие задания.

 Продолжать работу над проектом «Наша гордость».

  • Написать мини-сочинение на тему: «Как я помогаю людям».
  • Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок.
  • Интервью: Задать вопросы из пособия членам своей  семьи.

 Если они затрудняются ответить, помочь им.

12 .Я благодарю вас за урок и хочу подарить вам этого добродушного приветливого смайлика, который вам будет напоминать о том, что вы должны дарить радость людям.

Дидактические средства достижения цели:

  • Использование афоризмов,
  • Иллюстративный материал пособия и презентации,
  • Создание альбома: «Ими гордится Россия» или «Наша гордость»,
  • Мини – сочинение: «Как я помогаю людям»,
  • Фото – выставка на тему: «Мы - помощники»,
  • Создание выставки рисунков на тему: «Добро и зло в сказках»,
  • Составление коллективного кластера положительных и отрицательных  качеств героев сказок: «Морозко», «Золушка», «12 месяцев», «Снежная королева», «Золушка»
  • Интервью с членами семьи.

Ресурсы:

Дополнительный материал.

творческая работа с афоризмами для каждой группы:

Задание: Найдите и подчеркните одной чертой - качества добродетели и двумя чертами – качества порока.

«Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер.

«Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон.

«Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон.

«Лживость - гнуснейший порок» Монтень

Заполните пропуски.

Побеждай гнев мягкостью,  

зло-_________________,

жадность-__________________,

ложь-_______________.

Директор школы                   Ануфриева В.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пресс-клуб "Все пороки от безделья"

Пресс-конференция  посвящена  проблемамм  борьбы  с   вредными  привычками....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Люблю, где случай есть, пороки посчипать"

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по творчеству И. А. Крылова....

Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»

Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....

Конспект урока по ОРКСЭ модуль ОСЭ: "Добродетель и порок"

Учащиеся знакомятся с такими понятиями как "добродетель" и "порок",  также знакомятся с "Притчей  двух волках"; делают анализ, проводится работа в группах, где каждая группа выполняет опреде...

Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок», 4 класс.

Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок»....

Конспект урока по педагогике. 3 класс. Верность не порок.

Тема урока: «Верность – не порок».  Цель: выяснить, что значит: «верность», и почему она важна;  уметь различать определения «порог» и «порок...

Конспект урока ОРКСЭ. Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа

ОРКСЭ. Модуль:Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа....


 

Комментарии

Перегудова Наталья Анатольевна

Урок с использованием УУД