Конспект урока "Добродетель и порок"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Данный конспект могут использовать учителя по основам светской этики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 43.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Предмет: модуль «Основы светской этики» Класс:4
Тема: Добродетель и порок.
Автор разработки: Перегудова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов, 2012г.
Задачи:
Образовательная:
- Направить детей к определению понятий «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
- Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.
Развивающая:
- Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
- Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
- Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос.
- Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия.
- Развитие воображения, мышления, внимания.
Воспитательная:
- Воспитывать толерантное отношение к другим людям.
- Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок и известных людей современности.
Компетенции:
- КОММУНИКАТИВНАЯ
- ИНФОРМАЦИОННАЯ
(через иллюстративный материал, материал пособия)
- САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)
- САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)
Оборудование:
- Интерактивное оборудование.
- Оформление доски:
- выставка детских фотографий « Мы - помощники»,
- вернисаж детских рисунков «Добро и зло в сказках».
- Магнитофон, песня Леопольда « Если добрый ты…»
- Презентация к уроку.
- Для групповой работы
- списки афоризмов о добродетели и пороках (4 штук),
- материал для игры «Гадаем на ромашке» найдите противоположности» (6 штук),
- части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы».
Предварительная подготовка:
Учитель:
- Сбор необходимого материала для презентации.
- Расстановка парт для групповой работы.
- Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой.
Ученики:
- Выполняют творческие задания:
- Фотографии на тему «Мы – помощники»,
- Рисунок на тему «Добро и зло в сказках»,
- Интервью с членами семьи о добре и зле.
_- Подборка материала для книги «Наши герои»
Ключевые слова: добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек.
План урока:
- Организационный момент.
- Песенка Леопольда «Если добрый ты …»
- Обсуждение результатов выполненного домашнего задания.
- Рассказы учащихся о добре и зле по рисункам из сказок
- Игра «Собери пословицы» о добре и зле.
- Тема урока: «Добродетель и порок».
- Обсуждение, что такое добродетель и порок.
- Работа в группах.
- Составление из слов пословиц
- Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».
- Составление коллективного кластера положительных качеств добродетели и отрицательных качеств порока.
- Работа с текстом.
- Обсуждение «Что значит быть добродетельным человеком».
- Рассматривание фото-выставки «Мы – помощники».
- Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание иллюстраций в пособии.
- Этап рефлексии. Работа в группах.
- творческая работа с афоризмами.
- игра «Найдите противоположности».
- игра «Гадаем на ромашке»
- Итог урока.
- Ответы на основные вопросы урока.
- Домашние творческие задания.
- Продолжение работы над проектом «Наша гордость».
- Мини-сочинение: «Как я помогаю людям».
- Рассказ семье о добродетели и пороке.
- Интервью с членами семьи по вопросам из пособия.
Продолжительность работы: 40 минут.
Место проведения: учебный кабинет с интерактивным оборудованием.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Цель урока: создание представлений у детей о понятиях добродетель и порок. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Задачи:
1) познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком;
2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
3) создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;
УУД
Познавательные: - направить детей к определению понятий «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
- научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.
Личностные:
- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.
Ход урока:
- Организационный момент.
И так, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок.
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Звучит песенка Леопольда
«Если добрый ты это хорошо,
а когда наоборот - плохо…»
а)- А кому из членов семьи вы рассказывали о добре и зле, как этических категориях?
- Согласились ли они с вами?
- Все ли им было понятно в вашем рассказе?
б)- Кого вы изобразили на своих рисунках и почему?
в) Домашним заданием у вас было написать по 4 пословицы о добре и зле.
Мы с вами поиграем в игру « Собери пословицу». Каждая группа получает конверт, в котором лежат слова, из этих слов вы должны составить пословицу.
- Кто добро творит, того бог отблагодарит.
- Доброе слово дом построит, а злое слово – дом разрушит.
- Злой не верит, что есть добрые люди.
- Не одежда красит человека, а добрые дела.
- Худо тому кто добра не творит никому.
- Объясните смысл пословицы.
Для того, чтобы определить тему нашего урока, мы обратимся к одной очень мудрой притчи « О двух волках».
- В чём состоит, ребята, смысл этой притчи.
(В том что в каждом человеке, есть 2 половины тёмная и светлая (добро и зло).
На уроке мы обратимся к более глубоким этическим понятиям.
3Тема урока: «Добродетель и порок».
- Обсуждение, что такое добродетель.
а)- Как вы думаете, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»?
ДОБРОДЕТЕЛЬ
Молодцы , вы верно определили словообразование этого слова.
б) Для того чтобы определить значение слова, я попросила Петрову Соню провести небольшую исследовательскую работу с этим словом.
- Что за слово такое непонятное? В устной речи мы его почти не слышим. Интуитивно мы чувствуем, что слово «добродетель» означает, что-то хорошее и позитивное.
Добродетель (единственное число, женский род)- это не только привычка поступать хорошо, не просто качества личности. Добродетель - это внутренняя установка творить добро; это готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру. Добродетель - это внутренняя потребность самого человека, его нравственная сущность. (Из энциклопедии Кирилл и Мифодий).
в) Откройте, пожалуйста, учебник стр.16-17 найдите два определения добродетели и подготовьтесь к чтению вслух.
Самостоятельное чтение статьи в пособии (стр.16-17)
Задание: найдите два определения добродетели, подчеркните их.
Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.
Добродетель – это отдельное положительное качество человека.
- Обсуждение, что такое порок.
- Известно ли вам что такое «порок»?
- Как вы думаете, что это такое?
ФИЗМИНУТКА
Мы с вами поиграем. Я буду называть персонажа, из какой-то сказки. Если этот персонаж совершает порочные поступки, вы закрываете лицо руками, а если поступки связаны с добродетельностью, то хлопаете в ладошки.
Кощей
Сестрица Алёнушка Снежная Королева
Баба Яга Герда Карабас Баробас Иван царевич Змей Горыныч
- Работа в группах:
Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» по группам:
1 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «Морозко»,
2 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «12 месяцев»,
4 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «Морозко»,
5 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «Золушка»,
6 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «12 месяцев».
- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?
(Обретают в жизни то, чего не имели( Счастье ,любовь, поддержку, материальное благополучие. Доброе сердце - преодаливает все преграды.))
Порок - остаются ни с чем.
Коллективно мы с вами составили кластер по теме: добродетель и порок. Кластер в переводе пучок, созвездие, когда графически показывают смысловые значения того или иного понятия ( назвали несколько слов и провели цепочки между словами)
- Составление коллективного кластера по теме
- Работа с текстом.
- Обсуждение «Что значит быть добродетельным человеком».
- Как писал Аристотель: « Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
- Какого человека можно считать добродетельным?
Обратитесь к тексту. (Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным.)
- Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Подтвердите словами из текста.( Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность. Стараясь быть похожими на эти моральные образцы, человек учится быть добродетельным.)
- Что значит «признание ценности других людей»?
- 7. Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание иллюстраций в пособии.
- Кто может стать образцом для подражания?
- Рассмотрите фотографии в пособии (стр.16-17) В нашей жизни встречаются немало людей, которые служат для нас образцом для подражания. Это могут быть родители, учителя, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи( богатыри, мушкетёры, рыцари).
- Чем эти люди знамениты? (Они принесли славу нашей Родине
- Почему они могут служить примером для подражания? ( Они доказали своими делами, жизнью)
В связи с этим мы поставили перед собой цель - создать проект на тему «Наша гордость»
Мы уже начали собирать материал для альбома «Наша гордость» Это олимпийские чемпионы Отар Султанов и Олег Соитов, Чулпан Хаматова-российская актриса театра и кино, которая известна своей общественной деятельностью, заключающейся в привлечении общества к проблемам детей с онкологическими заболеваниями ,она стала соучредителем благотворительного фонда «Подари жизнь», Иван Яковлевич Яковлев- хранитель сокровищ чувашского народа чувашский просветитель, Юрий Сергеевич Рытхэу- великий сын Чукотки, Константин Леванович Хетагуров-основоположник осетинского литературного языка , Вера Игнатьевна Мухина- советский скульптор, Расул Гамзатович Гамзатов- дагестанский поэт,
Мы с вами живём в огромной многонациональной стране, среди нас живут люди разных национальностей и вероисповедания и мы обязаны с уважением относится к ним и их традициям.
Почерпнуть знания о добродетели и пороках мы можем также в религиозных книгах (в библии, каране, трипитаке. торе), где добродетелью считаются выполнение заповедей, а нарушение - пороком т.е. грехом.
- Рассматривание фото-выставки «Мы – помощники».
Мы тоже стремимся к тому, чтобы совершать добрые поступки быть добродетельными. Насколько у нас это получается, мы представили это на нашей выставке.
- Говорят, что труд облагораживает человека. Объясните, как вы это понимаете, опираясь на фотографии «Мы-помощники».
- Этап рефлексии. Работа в группах.
- Игра «Гадаем на ромашке». Работа в группах.руппы
На доске ромашка с 6 лепестками, на обратной стороне каждого лепестка – написано слово вы, должны назвать противоположное друг другу качества: Добродетель-порок
Герда
Добро-зло
Щедрость-жадность
Правда- ложь
трудолюбие –лень
благодарность-неблагодарность
Кай
Ворон
Тролль
Маленькая
разбойница
Снежная
королева
- Итог урока.
Видя чужие…, умный избавляется от своих.
Публилий Сир I в.до н.э.-древнеримский поэт
-А все становятся полностью добродетельными людьми?
- Домашние творческие задания.
Продолжать работу над проектом «Наша гордость».
- Написать мини-сочинение на тему: «Как я помогаю людям».
- Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок.
- Интервью: Задать вопросы из пособия членам своей семьи.
Если они затрудняются ответить, помочь им.
12 .Я благодарю вас за урок и хочу подарить вам этого добродушного приветливого смайлика, который вам будет напоминать о том, что вы должны дарить радость людям.
Дидактические средства достижения цели:
- Использование афоризмов,
- Иллюстративный материал пособия и презентации,
- Создание альбома: «Ими гордится Россия» или «Наша гордость»,
- Мини – сочинение: «Как я помогаю людям»,
- Фото – выставка на тему: «Мы - помощники»,
- Создание выставки рисунков на тему: «Добро и зло в сказках»,
- Составление коллективного кластера положительных и отрицательных качеств героев сказок: «Морозко», «Золушка», «12 месяцев», «Снежная королева», «Золушка»
- Интервью с членами семьи.
Ресурсы:
- http://nellyqaz.narod.ru/aforizmi_o_porokah_i_dobrodetelyah/
- http://delaroshfuko.ru/maks19.html
- http://tululu.ru/aforizmy/theme/28/
- http://www.libreria.ru/aphorismes/topics/671/1/
- http://www.collection-aforizmov.ru/aforizmi-cat357.html
Дополнительный материал.
творческая работа с афоризмами для каждой группы:
Задание: Найдите и подчеркните одной чертой - качества добродетели и двумя чертами – качества порока.
«Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер.
«Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон.
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон.
«Лживость - гнуснейший порок» Монтень
Заполните пропуски.
Побеждай гнев мягкостью,
зло-_________________,
жадность-__________________,
ложь-_______________.
Директор школы Ануфриева В.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пресс-клуб "Все пороки от безделья"
Пресс-конференция посвящена проблемамм борьбы с вредными привычками....
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Люблю, где случай есть, пороки посчипать"
Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по творчеству И. А. Крылова....
Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»
Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....
Конспект урока по ОРКСЭ модуль ОСЭ: "Добродетель и порок"
Учащиеся знакомятся с такими понятиями как "добродетель" и "порок", также знакомятся с "Притчей двух волках"; делают анализ, проводится работа в группах, где каждая группа выполняет опреде...
Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок», 4 класс.
Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок»....
Конспект урока по педагогике. 3 класс. Верность не порок.
Тема урока: «Верность – не порок». Цель: выяснить, что значит: «верность», и почему она важна; уметь различать определения «порог» и «порок...
Конспект урока ОРКСЭ. Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа
ОРКСЭ. Модуль:Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа....
Комментарии
Урок с использованием УУД
Урок с использованием УУД