Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»
план-конспект урока (4 класс) по теме

Лобова Елена Вячеславовна

Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_uroka_po_svetskoy_etike.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по светской этике

«Добродетель и порок.

Жизнь дана на добрые дела»

Подготовила

учитель начальных классов

Лобова Е.В.

Жизнь дана на добрые дела.

Цели и задачи

  • научить учащихся задуматься над тем, как они поступают в разных ситуациях;
  • учить давать оценку своим поступкам и действиям;
  • формировать общечеловеческие ценности у детей.

Оборудование

Слова-таблички: терпимость, лживость, умение дружить, жадность, честность, сообразительность, смелость. Портреты героев сказок: Буратино, старуха Шапокляк, Карлсон, Золушка, Красная Шапочка, Змей Горыныч. На доске записаны пословицы.

Условия проведения

Можно попросить учеников еще  раз перечитать стихотворение В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Ход урока

Объявление цели и темы урока

- Каждый из вас помнит стихотворение Владимира Маяковского, которое начинается словами «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха...» Сегодня я вам предлагаю вспомнить, с каким вопросом обратился сын к папе. (Что такое хорошо и что такое плохо?) Вот на эту тему я предлагаю вам поговорить на нашем уроке. Он называется «Жизнь дана на добрые дела».

Вступительное слово

  • Как вы понимаете эту русскую поговорку? (Детские ответы)

Прежде чем говорить о поступках, которые совершаем мы с вами, давайте посмотрим на героев сказок, которых вы видите на доске, и попробуем их разделить на две группы. В первую отнесем тех, кто совершал поступки, за которые вы их полюбили или стали уважать. А в другую группу — тех, чьи поступки вызвали у вас непонимание  или даже отвращение. (Детские рассуждения, возможны споры и разногласия. Учитель ведет разговор, направляет его в нужное русло, перевешивает и группирует соответствующим образом портреты героев)

Работа над рассказами Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского

Совершать добрые дела нас учат не только сказки, но и другие сочинения. Я прочитаю вам несколько произведений Льва Николаевича Толстого и Константина Дмитриевича Ушинского. Слушая их, постарайтесь понять, о каких хороших или плохих качествах человека идет речь. Чтобы вам помочь, я вывесила на доске перечень некоторых распространенных человеческих качеств.

1) «Правда всего дороже» Л.Н.Толстой

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел.

Отец пришел и спросил:

– Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

– Я.

Отец сказал:

– Спасибо, что правду сказал.

(Честность)

2) Л.Н.Толстой

Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька

пошёл взять грибы.

Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:

—Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?

Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слезу и сам смеялся.

(Жадность)

3) «Лгун» Л.Н.Толстой

Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:

- Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

- Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

(Лживость)

4) «Галка и кувшин» Л.Н.Толстой

Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

(Сообразительность)

5) «Отец и сыновья» (Л.Н.Толстой)

Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья -вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:

- Сломайте его!

Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:

- Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой победить и обидеть сможет.

(Умение дружить)

6)"Играющие собаки" К.Д. Ушинский

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

Видишь ли, - сказал Володе отец, - Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

(Терпимость)

Посмотрите, все ли качества, написанные на доске, были нами разобраны?

Да, о смелости мы не говорили. Постарайтесь вспомнить из прочитанных вами книг те эпизоды, которые рассказывали бы о смелых поступках героев. (Детские ответы)

Никогда не путайте смелость с глупостью. Например, когда вам предлагают покататься на сцепке трамвая — это глупый поступок. В жизни бывает, что некоторые ребята пробуют вас на «Слабо», и вы можете им сказать: «Мне не «слабо», это глупо!».

Работа с пословицами

- То, какие люди совершают поступки, всегда волновало народ. И он придумал пословицы об этом. Прослушайте их и расскажите, как вы их понимаете:

  • В тихом омуте черти водятся.
  • Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь уметь.
  • У него зимой снега не выпросишь.
  • Мал золотник, да дорог.
  • Храбр после рати, как залез на полати.
  • Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
  • В чужом глазу сучок видит, а в своем и бревна не замечает.
  • Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает.

Подведение итогов

- Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно. Начался наш урок со слов:

Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

- Что такое хорошо

И что такое плохо?

Завершить нашу беседу я хочу отрывком их этого же стихотворения:

Мальчик радостный пошел.

И решила кроха:

Буду делать хорошо,

И не буду — плохо.

Мне бы очень хотелось, чтобы именно такой вывод сделал каждый из вас после нашего сегодняшнего разговора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»

Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....

Урок по светской этике "Добродетель и порок".

Предметные умения:                          Описывать различные явления ...

Конспект классного часа. Тема: "Жизнь дана на добрые дела"

Предоставляю вашему вниманию технологическую карту классного часа....

Конспект урока по литературе "Жизнь дана на добрые дела" 2 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Жизнь дана на добрые дела»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с новым разделом; введение нравственных понятий раздела; создание усло...

Конспект классного часа в 3 классе на тему «Жизнь дана на добрые дела»

Конспект классного часа на тему: «Жизнь дана на добрые дела»...

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»

Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введ...

Конспекты 6 занятий к программе "Жизнь дана на добрые дела"

Конспекты 6 занятий к программе  волонтерской деятельности "Жизнь дана на добрые дела"...