Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»
план-конспект урока (4 класс) по теме
Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspek_uroka_po_svetskoy_etike.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по светской этике
«Добродетель и порок.
Жизнь дана на добрые дела»
Подготовила
учитель начальных классов
Лобова Е.В.
Цели и задачи
- научить учащихся задуматься над тем, как они поступают в разных ситуациях;
- учить давать оценку своим поступкам и действиям;
- формировать общечеловеческие ценности у детей.
Оборудование
Слова-таблички: терпимость, лживость, умение дружить, жадность, честность, сообразительность, смелость. Портреты героев сказок: Буратино, старуха Шапокляк, Карлсон, Золушка, Красная Шапочка, Змей Горыныч. На доске записаны пословицы.
Условия проведения
Можно попросить учеников еще раз перечитать стихотворение В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Ход урока
Объявление цели и темы урока
- Каждый из вас помнит стихотворение Владимира Маяковского, которое начинается словами «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха...» Сегодня я вам предлагаю вспомнить, с каким вопросом обратился сын к папе. (Что такое хорошо и что такое плохо?) Вот на эту тему я предлагаю вам поговорить на нашем уроке. Он называется «Жизнь дана на добрые дела».
Вступительное слово
- Как вы понимаете эту русскую поговорку? (Детские ответы)
Прежде чем говорить о поступках, которые совершаем мы с вами, давайте посмотрим на героев сказок, которых вы видите на доске, и попробуем их разделить на две группы. В первую отнесем тех, кто совершал поступки, за которые вы их полюбили или стали уважать. А в другую группу — тех, чьи поступки вызвали у вас непонимание или даже отвращение. (Детские рассуждения, возможны споры и разногласия. Учитель ведет разговор, направляет его в нужное русло, перевешивает и группирует соответствующим образом портреты героев)
Работа над рассказами Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского
Совершать добрые дела нас учат не только сказки, но и другие сочинения. Я прочитаю вам несколько произведений Льва Николаевича Толстого и Константина Дмитриевича Ушинского. Слушая их, постарайтесь понять, о каких хороших или плохих качествах человека идет речь. Чтобы вам помочь, я вывесила на доске перечень некоторых распространенных человеческих качеств.
1) «Правда всего дороже» Л.Н.Толстой
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел.
Отец пришел и спросил:
– Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
– Я.
Отец сказал:
– Спасибо, что правду сказал.
(Честность)
2) Л.Н.Толстой
Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька
пошёл взять грибы.
Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:
—Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?
Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слезу и сам смеялся.
(Жадность)
3) «Лгун» Л.Н.Толстой
Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:
- Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:
- Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
(Лживость)
4) «Галка и кувшин» Л.Н.Толстой
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.
(Сообразительность)
5) «Отец и сыновья» (Л.Н.Толстой)
Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья -вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:
- Сломайте его!
Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:
- Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой победить и обидеть сможет.
(Умение дружить)
6)"Играющие собаки" К.Д. Ушинский
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
Видишь ли, - сказал Володе отец, - Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
(Терпимость)
Посмотрите, все ли качества, написанные на доске, были нами разобраны?
Да, о смелости мы не говорили. Постарайтесь вспомнить из прочитанных вами книг те эпизоды, которые рассказывали бы о смелых поступках героев. (Детские ответы)
Никогда не путайте смелость с глупостью. Например, когда вам предлагают покататься на сцепке трамвая — это глупый поступок. В жизни бывает, что некоторые ребята пробуют вас на «Слабо», и вы можете им сказать: «Мне не «слабо», это глупо!».
Работа с пословицами
- То, какие люди совершают поступки, всегда волновало народ. И он придумал пословицы об этом. Прослушайте их и расскажите, как вы их понимаете:
- В тихом омуте черти водятся.
- Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь уметь.
- У него зимой снега не выпросишь.
- Мал золотник, да дорог.
- Храбр после рати, как залез на полати.
- Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
- В чужом глазу сучок видит, а в своем и бревна не замечает.
- Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает.
Подведение итогов
- Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно. Начался наш урок со слов:
Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое плохо?
Завершить нашу беседу я хочу отрывком их этого же стихотворения:
Мальчик радостный пошел.
И решила кроха:
Буду делать хорошо,
И не буду — плохо.
Мне бы очень хотелось, чтобы именно такой вывод сделал каждый из вас после нашего сегодняшнего разговора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»
Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....
Урок по светской этике "Добродетель и порок".
Предметные умения: Описывать различные явления ...
Конспект классного часа. Тема: "Жизнь дана на добрые дела"
Предоставляю вашему вниманию технологическую карту классного часа....
Конспект урока по литературе "Жизнь дана на добрые дела" 2 класс , УМК "Перспектива"
Конспект урока по литературному чтениюТема: «Жизнь дана на добрые дела»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с новым разделом; введение нравственных понятий раздела; создание усло...
Конспект классного часа в 3 классе на тему «Жизнь дана на добрые дела»
Конспект классного часа на тему: «Жизнь дана на добрые дела»...
УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»
Тема: «Вводный урок раздела «Жизнь дана на добрые дела». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с новым разделом; введ...
Конспекты 6 занятий к программе "Жизнь дана на добрые дела"
Конспекты 6 занятий к программе волонтерской деятельности "Жизнь дана на добрые дела"...