Конспект урока по ОРКСЭ модуль ОСЭ: "Добродетель и порок"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Учащиеся знакомятся с такими понятиями как "добродетель" и "порок", также знакомятся с "Притчей двух волках"; делают анализ, проводится работа в группах, где каждая группа выполняет определенную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: ОРКСЭ Модуль«Основы светской этики» 4 класс
Тема: «Добродетель и порок»
Цель урока: создание представлений у детей о понятиях добродетель и порок. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Задачи:
1) познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком;
2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
3) создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;
УУД
Познавательные: умение находить середину между расточительностью и скупостью, вредностью и угодничеством, безрассудной отвагой и трусостью..
Личностные:
- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.
Оборудование:
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ.материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.
3. Диск по курсу ОРКСЭ
4. Проектор.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- АКТУАЛИЗАЦИЯ.
Слайд 1.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
(М.Ю.Лермонтов, «Нищий», отрывок)
Учитель:
- Можно ли применить понятия «добро» и «зло» к данному отрывку? (Обсуждая, дети приходят к выводу, что о добре в стихотворении не идет речи. А вот злой поступок все заметят и дадут характеристику человеку его совершившего. )
- объясните, на какие человеческие качества обращает наше внимание М.Ю.Лермонтов? (Милосердие, жестокость, жадность, скромность)
- Вы назвали качества личности, которые можно разделить на хорошие –добродетель и плохие – пороки. Итак, тема этого урока «Добродетель и порок»
Слайд 2.
ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ.
Слайд 3.
Добродетель и порок – это две противоположные характеристики личности, по которым её оценивают другие люди.
Слайд 4. (Работы с текстом на стр. 17 учебника)
Слайд 5.
- О добродетели и пороке размышляли в разные времена. Как вы думаете, почему эти понятия так важны для людей на протяжении стольких веков?
(В процессе дискуссии нужно подвести детей к выводу о том, что человеку очень сложно быть всегда добродетельным)
- Да, человек всегда стоит перед выбором, как поступить, чтобы не допустить ошибки, не навредить другим людям. Что же нужно делать, чтобы стать добродетельным?
Прежде всего, необходимо уважать других людей и правильно оценивать свои поступки. Послушайте притчу:
Слайд 6.
Притча о двух волках
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Что же имел в виду мудрый индеец? (Высказывания детей)
Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств трудолюбие является одним из главных условий. Доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека.
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Задание 1 группе учащихся:
- В электронном пособии в разделе Хрестоматия найдите материал «Виды добродетели» и выпишите слова, которые характеризуют добродетель.
Задание 2 группе учащихся:
- Прочитайте сказку, заполните таблицу (Приложение 2).
Задание 3 группе учащихся:
- Прочитайте сказку, ответьте на вопросы (Приложение 3).
Подводятся итоги работы групп.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Выполните задание по выбору на стр. 19.
VI. ИТОГ УРОКА: обобщает то, что узнали нового, интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/06/picture-30464.jpg)
конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-153091-1354027815.jpg)
Паломничество в Мекку. План - конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы исламской культуры"
Вербицкая Татьяна Сергеевна ГБОУ СОШ №1236 г.Москва творческая группа соавторов предлагают вам план - конспект урока по курсу ОРКСЭ. Надеемся, что вам разработка поможет!...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/23/picture-232339-1600875093.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"
Методическая разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-209536-1366028455.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс
Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/18/picture-281776-1376814720.jpg)
конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"
Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-530467-1416416465.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-366400-1386856541.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...