Конспект урока по ОРКСЭ модуль ОСЭ: "Добродетель и порок"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Кашетова Маргарита Темирбековна

Учащиеся знакомятся с такими понятиями как "добродетель" и "порок",  также знакомятся с "Притчей  двух волках"; делают анализ, проводится работа в группах, где каждая группа выполняет определенную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл добродетель и порок17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  ОРКСЭ  Модуль«Основы светской этики»   4 класс

Тема: «Добродетель и порок»

Цель урока:  создание представлений у детей о понятиях добродетель и порок. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи:

1) познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком;

2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;

3) создать условия  для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;

УУД

Познавательные:  умение находить середину между расточительностью и скупостью, вредностью и угодничеством, безрассудной отвагой и трусостью..

Личностные:

- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной  отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право  каждого иметь свою собственную;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.

Регулятивные: принимать  и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.

Оборудование:

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ.материалы для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

3. Диск по курсу ОРКСЭ

4. Проектор.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ.

Слайд 1.  

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

(М.Ю.Лермонтов, «Нищий», отрывок)

Учитель:

- Можно ли применить понятия «добро» и «зло» к данному отрывку? (Обсуждая, дети приходят к выводу, что о добре в стихотворении не идет речи.  А вот злой поступок все заметят и дадут характеристику человеку его совершившего. )

 -  объясните, на какие человеческие качества обращает наше внимание М.Ю.Лермонтов? (Милосердие,  жестокость, жадность, скромность)

- Вы назвали качества личности, которые можно разделить на хорошие –добродетель и плохие – пороки. Итак, тема этого урока «Добродетель и порок»

 Слайд 2.

 ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ.

Слайд 3.

    Добродетель и порок – это две противоположные характеристики личности, по которым её оценивают другие люди.

Слайд 4. (Работы с текстом на стр. 17 учебника)

Слайд 5.

- О добродетели и пороке размышляли в разные времена.   Как вы думаете, почему эти понятия так важны для людей на протяжении стольких веков?

(В процессе дискуссии нужно подвести детей к выводу о том, что человеку очень сложно быть всегда добродетельным)

- Да, человек всегда стоит перед выбором, как поступить, чтобы не допустить ошибки, не навредить другим людям. Что же нужно делать, чтобы стать добродетельным?  

   Прежде всего, необходимо уважать других людей и правильно оценивать свои поступки.  Послушайте притчу:

Слайд 6.

Притча о двух волках

    Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Что же имел в виду мудрый индеец?  (Высказывания детей)

     Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами. Поэтому для воспитания добрых качеств трудолюбие является одним из главных условий.  Доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека.

 ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Задание 1 группе учащихся:

  • В электронном пособии в разделе Хрестоматия найдите материал «Виды добродетели» и выпишите слова, которые характеризуют добродетель.

Задание 2 группе учащихся:

  • Прочитайте сказку, заполните таблицу (Приложение 2).

Задание 3 группе учащихся:

  • Прочитайте сказку, ответьте на вопросы (Приложение 3).

Подводятся итоги работы групп.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Выполните задание по выбору на стр. 19.
VI. ИТОГ УРОКА: обобщает то, что узнали нового, интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть,  как учитель формирует у учащихся УУД на различных  его этапах....

Паломничество в Мекку. План - конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы исламской культуры"

Вербицкая Татьяна Сергеевна ГБОУ СОШ №1236 г.Москва творческая группа соавторов предлагают вам план - конспект урока по курсу ОРКСЭ. Надеемся, что вам разработка поможет!...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"

      Методическая  разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....

Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс

Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...

конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"

Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...