Конспект урока по теме "Отношение к природе" в модуле " Основы буддийской культуры" по учебному курсу ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Моисеева Елена Александровна

Данный урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с позицией буддистов по отношению к природе, определить стоящие за этим отношением принципы, увидеть мотивацию поведения  буддистов, побудить детей к дальнейшему размышлению над своим  отношением к природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме "Отношение к природе"

в модуле " Основы буддийской культуры"

по учебному курсу ОРКСЭ

                                                                             

                                                                             Составила Моисеева Е.А.,

                                                                              учитель начальных классов

                                                        МБОУ СОШ №11 г.Ковров

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить с позицией буддистов по отношению к природе
  2. Определить стоящие за этим отношением принципы
  3. Увидеть мотивацию поведения  буддистов
  4. Побудить к дальнейшему размышлению над своим  отношением к природе

ЗАДАЧИ:

       1) Достижение личностного результата:

  • Формировать целостный взгляд на мир
  • Развивать этические чувства доброжелательности, отзывчивости,

понимания, сопереживания

2) Достижение метапредметных результатов:

  • Овладеть навыками смыслового чтения текстов различного стиля и жанров
  • Подготовить учащихся к умению слушать собеседника ,признавать возможность существования различных точек зрения
  • Развивать внутреннюю установку личности поступать по совести

3) Достижение личностных результатов

  • Познакомить учащихся с системой запретов в буддизме, которые охраняют природу
  • Познакомить с конкретными делами буддистов по охране природы

                       Х О Д         У Р О К А

  1. На экране появляется слайд с изображением сосны.

Учитель: Посмотрите на это дерево .Для лесника это дерево, которое следует охранять. Для лисы –это дом. Под корнями ее нора. Для короеда это дом и еда. А что это дерево для вас?

Уч-ся: Объект любования, наслаждения, символ стройности, дрова для костра ….

2)Учитель:А как вы думаете как к этой сосне относится буддийский монах?

Уч-ся : Как  к живому существу.

Уч-ль: Откуда мы можем  узнать об отношении буддистов к природе.

Давайте попробуем обратиться к основным положениям буддизма.

 (на экране слайд №2)

5 моральных заповедей буддизма

_______________________________

  • Отказ от убийства любого живого существа (ахимса)

  • Отказ от воровства

  • Отказ от лжи

  • Отказ от супружеской неверности

  • Отказ от употребления алкоголя

«Восьмеричный путь» (Срединный путь):

  • Праведное воззрение (следует понять, что мир наполнен страданиями и необходимо подавить в себе страсти);

  • Праведное стремление (надо решительно определить свой путь и ограничить стремления)

  • Праведная речь (правдивая, доброжелательная, не подталкивающая к совершению зла)

  • Праведное поведение (делать добрые дела и избегать дурных поступков)

  • Праведная жизнь (честно добывать средства и не причинять вреда живому); «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»;

  • Праведное усилие (следить за направлением своих мыслей и отгонять все дурное);

  • Правильное размышление (помнить, что жизненные страсти мешают достичь просветления)

  • Праведное созерцание (сосредоточение мысли на достижении внутреннего спокойствия

Уч-ль Внимательно прочитайте тексты и попробуйте найти положения по которым мы можем судить об отношении буддистов к природе. Обсудите этот ответ в паре, приведите доказательство. Договоритесь кто будет спикером.

Уч-ся находят ответы и приводят док-ва.

3) Уч-ль: На протяжении 45 лет Будда странствовал по Северной Индии и его постоянно окружали ученики. За это время он дал 84000 разнообразных поучений. Эти поучения стали нормой жизни буддистов. Некоторые стали догмами в отношении природа – человек. Сейчас вы поработаете с текстом учебника .Возьмите карандаш и  найдите  эти правила жизни, отметив их значком.

Уч-ся работают с текстом учебника

Уч-ль:Давайте сверим все ли правила вы нашли ( работа и интерактивной доской) Но все правила должны подтверждаться делами. Посмотрим презентацию подготовленную одним из учеников нашего класса.

В средневековой Японии существовал древний буддийский обычай освобождать животных. Рыб, птиц и зверей отпускали из неволи в дикую природу с обетом двухнедельного их неубийства.

Сейчас в Японии действует еще один симпатичный буддийский обычай: если кто-то увидит, что мирской человек убивает животное, то должен всеми надлежащими средствами постараться спасти и защитить его от бед и опасностей. Это потому, что живые существа низших царств являются нашими родителями и их убийство эквивалентно убийству родителей. Рассказывают, как Будда спас 10 тысяч рыб из пересыхающего водоема, позвав слонов долить туда воды. После этого он объявил праздник спасения рыб. А участок земли, где проводился этот ритуал, стал священным.

Примером буддийского экологизма является принятие монахами Таиланда ненасильственной стратегии ритуального освящения деревьев и облачение их в святые оранжевые одеяния, в которые обычно одеваются монахи. Для буддиста Таиланда убийство посвященного монаха непростительно. Святая одежда, которой оборачиваются деревья, должна сберечь их от рубки. Благодаря буддийским монахам, выжило дерево гинкго (настоящее живое ископаемое), которое они выращивают в своих храмах.

Правительство Таиланда предполагало строить плотину, которая зальет единственный большой участок древнего леса. Дабы защитить его, там поселились монахи-буддисты. Они пошли на это зная, что затопление леса убьет и их, монахов, что по буддийским законам является наихудшим грехом буддиста. Таким религиозным способом они решили защитить дикий лес (Buddhism..., 1992).

Многие буддийские организации вносят конкретный вклад в дело охраны дикой природы. В 1979 г. трастовая компания английской Сангхи купила покрытую лесами территорию в Западном Сассексе, чтобы устроить там религиозный заповедник "Сангха". В 1991 г. тибетский центр Сэмье-Линг в Шотландии купил поблизости от острова Арран Святой остров, чтобы устроить там религиозный заповедник.

Буддизм против любительской охоты. В мифологии буддистов имеется специальное отделение Ада для охотников, где они вынуждены есть навоз, содержащий червей.

УЧ-ль: Почему буддисты так относятся к природе?

(Если дети не смогут ответить  то учитель помогает им.)

Двумя наиболее важными качествами, развиваемыми буддистами, являются доброта и сострадание. Доброта воспринимается как желание сделать других счастливыми, а сострадание должно распространяться на все: людей, животных, растений, саму землю. Буддийский поэт VIII века Шантидева сказал:

Точно также как руки и другие части

 Считаюся конечностями тела,

 Почему бы не считать живые существа

 Такими же конечностями жизни? (Buddhism..., 1992)

Буддисты говорят: "Дитя Будды должен из сострадания освобождать всех живых существ, так как все существа мужского или женского пола в то или иное время были нашими отцом или матерью, мы должны уважать их как своего отца или мать. В каждой жизни они были теми, кто давал нам жизнь. Поэтому, все живые существа во всех шести областях (согласно буддийской космологии, это области: богов, титанов, людей, животных, злых духов и ада), должны считаться нашими матерями и отцами. Следовательно, поедание любого живого существа приравнивается к убийству собственных родителей и поеданию собственного тела" (Buddhism..., 1992).

Уч-ль: Давайте посмотрим на действия людей не буддистов, но тоже заботящихся о природе.

Слайд 4.Фотографии и заголовки из газет о действии организации Гринпис

( Класс делится на 3 группы. Каждая получает вопросы на которые должна дать обоснованные ответы)

Задания:

Здесь приведены случайные заголовки из журналов. Работая в группе или в паре ответьте на следующие вопросы:

а) Какие причины привели к возникновению таких ситуаций, полных страдания? Можешь ли ты разделить эти причины на группы? Есть ли примеры, где тебе сложно сразу назвать причины сложившихся ситуаций?

б) Есть ли путь к тому, чтобы избежать или прекратить страдание? Укажи на возможности в нескольких ситуациях. Какие ситуации являются неизбежной частью человеческой жизни, которые нельзя предотвратить или избежать даже при всем желании? Как можно реагировать в таких случаях, чтобы не погрузиться в отчаяние?

в) Есть ли конец страданию, болезненных чувств и сложных ситуаций? Можешь ты представить себе окончание своего личного страдания? А страдание всех?

В своих ответах уч-ся должны вернуться  к основным положениям буддизма, которые рассматривали в начале урока.

Уч-ль : Подтверждением наших выводов послужит  буддийская причча.

 Читаем притчу из учебника, Как вы поняли смысл этой притчи?

Это произошло в местечке Кушинагара, неподалеку от места рождения Будды. Там Просветленный оставил тело — ушел в Паринирвану, а его последними словами стали: «Не верьте ничему, даже если это говорит Будда. Проверяйте все сами. Убедитесь, что поучения согласуются с вашим опытом. Будьте сами себе путеводным светом».

Уч-ль : А закончить урок я вам предлагаю изготовлением любимого и священного цветка буддистов  лотоса в технике оригами

Б Е Л О Й   В А М   Д О Р О Г И!

(Белый цвет – цвет чистоты, света, добра. Это пожелание пути без трудностей, легкой дороги)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ (модуль основы буддийской культуры)

Отношение к природе в буддийской культуре...

Конспект урока по теме «Проповедь Христа»модуля «Основы православной культуры»

Чему учил Христос  Что такое Нагорная проповедь  Какое скровище нельзя украсть...

Конспект урока по теме «Проповедь Христа»модуля «Основы православной культуры»

Чему учил Христос  Что такое Нагорная проповедь  Какое скровище нельзя украсть...

РАЗРАБОТКА УРОКА №3 ПО КУРСУ Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы буддийской культуры»)

РАЗРАБОТКА УРОКА №3ПО КУРСУОсновы религиозных культур и светской этики(модуль «Основы буддийской культуры»)...

Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»

Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный  модуль: «Основы б...