Урок по ОРКСЭ «Семья – малая Церковь»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Тема урока: «Семья-малая Церковь»
Цели урока: Показать значение семьи в жизни каждого гражданина,
выяснить, как традиционные религии относятся к семье.
Доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое
близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент
благополучия.
Задачи урока:
Обучающие
– Раскрыть понятие «семья», «члены семьи», «домочадцы»,
«старшее поколение», «младшее поколение», «дружная семья»,
«культура общения семьи». Выявить особенности семьи, обратить
внимание на характерные особенности этого института
Развивающие
– Развивать речь, внимание, мышление, память,
формировать уважительное отношение к родителям, окружающим,
способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Воспитательные
– Воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к
окружающему миру. Формирование у учащихся стремления
помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства
ответственности и заботы за семью.
Тип урока: урок новых знаний.
Оборудование:
персональный компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по ОРКСЭ «Семья – малая Церковь» | 36.33 КБ |
Презентация к уроку ОРКСЭ «Семья – малая Церковь» | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Информационно-технологический лицей №24
Г.Нерюнгри
Конспект урока
По ОРКСЭ
На тему: «Семья – малая Церковь»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Второй категории
Криничная Анжела Викторовна
Сентябрь, 2015год
Тема урока: «Семья-малая Церковь»
Цели урока: Показать значение семьи в жизни каждого гражданина,
выяснить, как традиционные религии относятся к семье.
Доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое
близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент
благополучия.
Задачи урока:
Обучающие
– Раскрыть понятие «семья», «члены семьи», «домочадцы»,
«старшее поколение», «младшее поколение», «дружная семья»,
«культура общения семьи». Выявить особенности семьи, обратить
внимание на характерные особенности этого института
Развивающие
– Развивать речь, внимание, мышление, память,
формировать уважительное отношение к родителям, окружающим,
способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Воспитательные
– Воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к
окружающему миру. Формирование у учащихся стремления
помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства
ответственности и заботы за семью.
Тип урока: урок новых знаний.
Оборудование:
персональный компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник.
Ход урока
I. Психологический настрой
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с таких строк (1слайд).
II. Подготовка к изучению нового материала
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна… (Семья!)
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей?
(слайд2 Как появилось слово «Семья»?)
IV. Решение учебной задачи
Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).
Давайте обратимся к словарям. Прочитайте значение слова «семья» в словарях:
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Итак, семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
(слайд3 «Что такое семья?»)
А для чего человеку семья? (Ответы детей)
В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.
Скажите, дети, какая семья называется дружной?
(Дети называют признаки дружной семьи). О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?
Ответ: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.
Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?
У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.
Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
V. Изучение нового материала
- Какую роль играет семья в вашей жизни?
Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже - Церковью. Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания.
В семье неизбежно реализуется закон, который по самому строю семейной жизни является законом и для Церкви и который зиждется на словах Христа Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» и на дополняющих их словах апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. То есть в основе семейных отношений – жертва одного ради другого. Такая любовь, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю. И это добровольное удаление себя из центра Вселенной есть непременное условие для полноценной жизни христианской семьи.
Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, – это и есть малая Церковь.
– Как традиционные религии относятся к семье.
VI. Работа с учебником - чтение текста.
– Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей? (Ответы детей).
(слайд4)
VIII.Физкультминутка
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
IX.Закрепление и контроль
Тренажёр – Выберите верный вариант
1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью»
2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым
3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать»
4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь
Контроль - Укажите правильный ответ
1.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств
2.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адамом и Евой
3.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом
4.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.
X. Самостоятельная работа
(Трое детей подготовили доклад)
- Хорошая семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.
- 2008 год. Указом Президента России объявлен Годом Семьи. Владимир Путин подчеркнул, что проведение Года Семьи «позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей»
- В этот же год в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником - Днем семьи, любви и верности. В российских городах началась кампания по установке памятников Петру и Февронии.
XI. Итог урока.
– Почему в православии семью называют малой Церковью?
– Как должны жить люди в христианском браке?
– Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе?
– В чём состоит значение брака в буддизме?
XII. Рефлексия.
– Что самое интересное было в уроке?
– О чём вам хочется рассказать друзьям?
Напоследок, я хочу, прочитать вам стихотворение.
Мне послана судьбой моя семья.
Она дает мне теплоту, участье.
В ней сын и дочка, мама, брат и я,
И внучка милая – мой лучик счастья.
Без них мне просто невозможно жить!
Они со мной – дом радостью сверкает.
Я буду жизнь всегда за то любить,
Что мне награда – их любовь большая!
Дополнительная информация к уроку.(если время еще осталось, можно дать детям для самостоятельного чтения в виде карточки)
Характеристика семьи
«Семья и её функции» - Функции семьи. Какие функции выполняет семья. Семья – это группа людей. Главный закон семейной экономики. Семья – ячейка общества. Назовите главный закон семейной экономики. Наука о повседневной жизни семьи. Какую функцию мы не назвали. Что такое семья. Задачи семейной экономики. Составные части экономической функции.
«Род, семья, человек» - Старинные фотографии. Продолжите предложение. Значения имён. Гербы русских князей. Восстанови высказывания известных людей о семье. Семья – с древнерусского языка «домочадцы, семья; муж, жена». Обязанности детей. Появление прозвищ. Старинные вещи. Семь + я = семья. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова.
«Типология семей» - Типы семей. Социальный педагог. Основные государственные гарантии. Внебрачная семья. Исторически определенная малая социальная группа. Семья среднего супружеского возраста. Смешанная семья. Пожилая семья. Основные социальные функции семьи. Функция первичной социализации детей. Хозяйственно-бытовая функция.
«Формирование семейных ценностей» - Малая социальная группа. Для чего человеку нужна семья. Помните ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые. Семейные ценности. Личностные качества. Распределите обязанности. Что такое семья. Психологический климат в семье. Желаем всем взаимоуважения и согласия. Притча о копейке. Трудовой коллектив.
«Христианская семья» - Венчание. Есть ли у каждого человека своя половина. Мозаики собора в Монреале. Что означает обручальное кольцо в христианском браке. Осень прародителей. Лишенные рая. Иоганн Генрих Фюсли, Сотворение Евы. Христианская любовь. Адам и Ева. Вместе до гроба. Первое признание в любви. Адам впервые видит Еву.
«Идеальная семья» - Подлинность. Модель хорошо функционирующего родителя. Человек обладает в самом себе огромными ресурсами. Открытое выражение чувств. Климат, обеспечивающий рост и развитие. Построение отношений. Клиенты. Эмпатическое понимание. Роджерс. Люди сталкиваются с мнениями и оценками окружающих. Мнения и оценки окружающих.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос подруга моя..? – «Я, я, я» – Ева молвила – «Я». Сказала она знаменитых семь «Я». И так на земле появилась семья.
С емья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
Иудаизм В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.
Христианство Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению. Буддизм В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах. Ислам Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».
Мне послана судьбой моя семья. Она дает мне теплоту, участье. В ней сын и дочка, мама, брат и я, И внучка милая – мой лучик счастья. Без них мне просто невозможно жить! Они со мной – дом радостью сверкает. Я буду жизнь всегда за то любить, Что мне награда – их любовь большая!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема "Христианская церковь"
Данный урок является 3 по счету в разделе «Христианство» и дает знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, о церковной организации. Урок является культурологическ...
Методическая разработка урока "Семья -малая церковь" в рамках курса "Основы православной культуры"
Церковь Христова состоит из Малых Церквей- которые есть не что иное, как православные семьи. Значение семьи трудно переоценить. Все наше общество семьей, семейными ценностями. До тех пор пока су...
Методическая разработка урока ОРКСЭ "Семья-малая церковь".
Методическая разработка выполнена в соответствии с программой к учебнику под редакцией Т.Д.Шапошниковой....
Урок ОПК по теме "Семья - малая Церковь", 4 класс, УМК "Школа России"
Семья - малая Церковь....
Презентация к уроку ОПК по теме "Семья - малая Церковь".
Презентация к открытому уроку ОПК....
Семья - малая церковь
Урок по ОРКСЭ...
Технологическая карта урока: "Православные традиции и семейные ценности. Семья-малая церковь"
Цель этого урока: показать значимость семьи в жизни человека., углубить представление учащихся о традициях и семейных ценностях православной семьи.На этом уроке учитель формирует осознанное отношение ...