программа по ОРКиСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
программа по ОРКиСЭ модуль "Светская этика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkise.doc | 49 КБ |
svetskoy_etike_v_4_klasse.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ Воробейнская СОШ, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом школы, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего
поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах
религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,
религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и
основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними идругими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
- ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы
межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы
религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом
многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
На реализацию данной программы из учебного плана отводится 1 ч в неделю, 34 учебные недели (34 часа)
Ценностные ориентиры содержания курса
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И
СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой
единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:
«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх
основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Учебный модуль «Основы светской этики».
Основное содержание курса (34 часа)
Введение. Этика-наука о нравственной жизни человека.
Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех.
От добрых правил-добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Премудрости и красота этикета
Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи.
В развитии добрых чувств-творение души. Природа-волшебные двери к добру и доверию
Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня
Мой класс-мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Жизнь священна. Человек рожден для добра.
Милосердие-закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей.
Умеют понять и простить. Простая этика поступков
Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой «со».
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек-чело века.
Слово обращенное к себе
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по ОРСКиСЭ. 4 класс (1ч в неделю, всего 34 часа)
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Введение. | Комментируют прочитанное, составляют устный рассказ на тему, работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации. | |||
2 | Этика-наука о нравственной жизни человека. | ||||
3 | Добрым жить на белом свете веселей. | Составляют устный творческий рассказ на тему, подготавливают творческие беседы для членов семьи. | |||
4 | Правила общения для всех. | Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации. | |||
5 | От добрых правил - добрые слова и поступки. | Подготавливают вопросы по содержанию текста, самостоятельно работают с источниками информации. | |||
6 | Каждый интересен. | Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации. | |||
7 | Премудрости и красота этикета | Комментируют прочитанное, беседуют по содержанию. | |||
8 | Простые школьные и домашние правила этикета. | Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему. | |||
9 | Чистый ручеек нашей речи. | Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации. | |||
10 11 | В развитии добрых чувств - творение души. Природа - волшебные двери к добру и доверию | Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации. | |||
12 | Чувство Родины. | Слушают собеседника, ведут диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого имеют свою собственную. | |||
13 | Жизнь протекает среди людей. | Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации. | |||
14 | Чтобы быть коллективом. | Ведут диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого имеют свою собственную. | |||
15 | Коллектив начинается с меня | Составляют устный творческий рассказ на тему, подготавливают творческие беседы для членов семьи. | |||
16 | Мой класс - мои друзья. | Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации. | |||
17 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему. | |||
18 | Жизнь священна. | Составляют устный творческий рассказ на тему, подготавливают творческие беседы для членов семьи. | |||
19 | Человек рожден для добра. | Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему. | |||
20 | Милосердие-закон жизни. | Комментируют прочитанное, беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему. | |||
21 | Жить во благо себе и другим. | Составляют устный творческий рассказ на тему, подготавливают творческие беседы для членов семьи. | |||
22 | Следовать нравственной установке. | Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему. | |||
23 | Достойно жить среди людей. | Ведут диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого имеют свою собственную. | |||
24 | Умеют понять и простить. | Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации. | |||
25 | Простая этика поступков | Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему. | |||
26 | Общение и источники преодоления обид. | Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации. | |||
27 | Ростки нравственного опыта поведения. | Комментируют прочитанное, беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему. | |||
28 | Доброте сопутствует терпение. | Составляют устный творческий рассказ на тему, подготавливают творческие беседы для членов семьи. | |||
29 | Действия с приставкой «со». | Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему. | |||
30 | С чего начинается Родина. | Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему. | |||
31 | В тебе рождается патриот и гражданин. | Ведут диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого имеют свою собственную. | |||
32 | Человек-чело века. | Работают с иллюстративным материалом, самостоятельно работают с источниками информации. | |||
33 | Слово обращенное к себе. | Беседуют по содержанию, составляют устный рассказ на тему. | |||
34 | Итоговый урок | Подводят итоги года |
Материально – техническое обеспечение
Учебная программа | Учебники, учебные пособия | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2010. | Основы светской этики, автор А.И.Шемшурина М. «Просвещение» 2014 год | Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. | Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011. | Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Содержит краткую характеристику,тематическое планирование,список литературы ко всем 6-и модулям....
Рабочая программа по ОРКиСЭ ОПК 4 класс А.В. Кураев
Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихсяТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...
рабочая программа по ОРКиСЭ
Рабочие программы по трем модулям учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...
рабочая программа по ОРКиСЭ
Татар телендә укытучы хезмәттәшләрем өчен Россия халыкларының дини мәдәнияте фәненнән эшче программамны куям....
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Рабочая программа по ОРКиСЭ для 4 класса по учебникам А.Н.Сахарова и К.А.Кочегарова "Основы религиозных культур народов России" 4 класс, 5 класс....
Рабочая программа по ОРКиСЭ
Мною была разработана и послана на областной конкурс рабочая программа по ОРКиСЭ. Модуль "Мировые религиозные культуры" преподаётся в 4 - 5 классах по выбору учащихся и их родителей. Может пригодиться...
Рабочая программа по ОРКиСЭ "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс
Данный материал будет полезен учителям четвертых классов при составлении программы по предмету ОРКиСЭ....