План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся |
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, желает детям успешной работы. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, садятся на свои места. | Регулятивные УУД: соблюдение требований дисциплины, самодисциплины. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Проверяет домашнее задание по теме «Храм»: цифровой диктант, названия 10 храмов Арзамаса.
Просит распределить репродукции на 2 группы, дать название каждой из них (картины, иконы). Спрашивает, что такое икона?
Обсуждает с учащимися тему урока.
| Выполняют задания диктанта, зачитывают названия 10 арзамасских храмов.
Работают в группах, распределяя репродукции, определяют название каждой группы. Работают с различными словарями, выводят определение. Формулируют тему урока, записывают в тетради.
Фронтальное обсуждение. Работа в группах. Частично-поисковая деятельность.
| Предметные УУД: умение изложить самостоятельно подобранный материал, воспроизвести ранее изученный. Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция. ПознавательныеУУД: извлечение информации из дополнительных источников, построение логической цепи суждений. Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Постановка вопроса: Что вы хотели бы узнать более подробно об иконе? Какие у вас появились вопросы? После ответов на доске появляется таблица, которую надо заполнить по ходу урока Вопросы | Отве- ты | 1. Где можно встретить иконы? |
| 2. Что такое икона? |
| 3. Когда появились первые иконы? |
| 4. Может ли икона излучать свет? |
| 4. Что такое нимб? Каково его значение? |
| 5. Что самое поразительное есть в иконах? |
| 6. Зачем нужны иконы? |
|
Помогает выявить проблему: чем же икона отличается от картины? Подводит к точной теме урока.
| Отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог; под руководством учителя определяют, что нужно узнать об иконе. Коллективная форма работы.
| Предметные УУД: использование в речи терминов и понятий (икона, нимб и т.д. Регулятивные УУД: выделение и осознание противоречий, того, что было известно и что ещё нужно будет узнать. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация. Познавательные УУД: выбор наиболее эффективного способа решения задач. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Направляет учащихся на постановку цели и задач урока, выявляет направления в работе.
| Формулируют цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке. | Предметные УУД: использование в речи терминов и понятий. Регулятивные УУД: прогнозирование результата Познавательные УУД: определение цели и задач урока, направлений деятельности. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
|
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Учитель предлагает открыть новые знания. Работа с материалом учебника (урок 15), электронной презентацией, анализ репродукций икон и картин. Исследовательская работа на примере иконы Владимирской Богоматери и картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Эвристическая беседа, фиксация ответов на вопросы на доске . | Работа с учебником. Коллективная форма. Комментированное чтение статьи учебника, ответы на вопросы учителя. Работа с иллюстративным материалом. Коллективная и фронтальная формы. Работа в тетрадях, запись ответов на вопросы. Работа парами.
| Предметные УУД: формирование терминологических знаний. Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли. РегулятивныеУУД: волевая саморегуляция, планирование. Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-этическая оценка |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Организует работу в группах по подготовке выступлений. Организует фронтальное обсуждение услышанного. | Готовят в группах выступления по темам: «Легенда о царе Авгаре», «Первые иконописцы», «Как писали иконы»,читают стихи Елены Резник «Глаза Христа», Людмилы Щербаковой «Светлой печали радость», Леонида Денисова «Моление о чаше», «Перед ликом Владимирской» монаха –святогорца. Участвуют в обсуждении. | Личностные: осмысление морально-этического содержания событий и действий. Регулятивные: оценка поведения, прогнозирование результата. Коммуникативные: умение выражать собственные мысли, слушать собеседника. Познавательные: умение добывать информацию. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Предлагает самостоятельно вставить подходящие по смыслу слова в предложения (на доске).
Организует работу в парах.
| Определяют пропущенные слова, записывают их, комментируют свой выбор.
Разгадывают кроссворд, работая в парах. | Личностные УУД: осознание собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка. Регулятивные УУД: умение оформлять записи. ПознавательныеУУД: синтез (составление целого из частей). |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Руководит составлением 2 кластеров «Икона» и «Картина». Помогает сделать вывод о их различии. Организует работу с рубрикой «Вопросы и задания». Задаёт домашнее задание (рассказ о иконе на выбор). | Составляют кластер, делают вывод о различии иконы и картины. Записывают домашнее задание. | Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли. Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, обобщение знаний. Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Задает вопросы: Что узнали? Что смогли понять? Что понравилось? Предлагает детям закончить фразы, которые они видят на экране: (познакомился, было непросто, получилось, запомнилось, попробую…)
| Отвечают на вопросы, самостоятельно заканчивают фразы, оценивают свою деятельность. | Предметные УУД: повторное проговаривание терминов и понятий. Регулятивные УУД: контроль с заданным эталоном. Познавательные УУД: составление целого высказывания с восполнением недостающих компонентов. Личностные УУД: знание моральных личностных норм. Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении. |