Карта урока "Икона" модуля ОПК
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Кондратьева Юлия Леонидовна

Представлена карта урока ОРКСЭ по теме "Икона".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikona.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Кондратьева Юлия Леонидовна

Район

г.Арзамас

Место работы

МБОУ СОШ №6 им. А.С.Макаренко

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

«Основы православной культуры»

УМК

«Просвещение»

Тема урока

«Икона»

Тип урока

Урок  открытия новых знаний

Цель, задачи

Цель: формирование у учащихся представления о православной иконе, ее значении и назначении у православных христиан.

Задачи

Обучающая: познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины, выяснить значение иконы для христианина.

Развивающая: развивать у учащихся способность к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов; создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры, расширять кругозор учащихся.

Необходимое оборудование

  • компьютер;
  • мультимедийная установка;
  • учебник – А. Кураев «Основы православной культуры», М:, «Просвещение», 2014г., урок № 15.

Дидактическое обеспечение

  • презентация  PowerPoint;
  • репродукции икон и картин;
  • карточки со стихами и доп. информацией по теме;
  • кроссворд.

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • формировать интерес к иконе, мотивацию к изучению православной культуры, уважение к традициям своего народа;
  • ориентироваться на успешную деятельность.
  • предметные
  • приобщать к духовно-нравственным ценностям народа;
  •  развивать  чувство прекрасного в процессе знакомства с памятниками культуры;
  • усваивать нравственные нормы и правила поведения;
  •  учиться   выделять существенную информацию из различных источников 
  • анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию;
  • воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
  • моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;  контролировать и оценивать учебные действия; усваивать  правила работы с учебником, с карточками, в парах.
  • Познавательные: учиться извлекать существенную информацию из различных источников; находить в тексте конкретные факты, сведения; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
  • Коммуникативные: уметь слушать собеседника, выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Фронтальный опрос, тестирование (вставьте пропущенные слова), работа по карточкам.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • учебник;
  • книга для учителя;
  • книга для родителей.

Дополнительная

Словарь русского языка С. И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова, подборка стихов.

Интернет-ресурсы

  • ЦОРы

ЭОРы

Диск-сопровождение


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, желает детям успешной работы.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, садятся на свои места.

Регулятивные УУД: соблюдение требований дисциплины, самодисциплины.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Проверяет домашнее задание по теме «Храм»: цифровой диктант, названия 10  храмов Арзамаса.

Просит распределить репродукции на 2 группы, дать название каждой из них (картины, иконы).

Спрашивает, что такое икона?

Обсуждает с учащимися тему урока.

Выполняют задания диктанта, зачитывают названия 10 арзамасских храмов.

Работают в группах, распределяя репродукции, определяют название каждой группы.

Работают с различными словарями, выводят определение.

Формулируют тему урока, записывают в тетради.

Фронтальное обсуждение. Работа в группах.

Частично-поисковая деятельность.

Предметные УУД: умение изложить  самостоятельно подобранный материал, воспроизвести ранее изученный.

Личностные УУД:       нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция.

ПознавательныеУУД:    извлечение информации из дополнительных источников, построение логической цепи суждений.

Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Постановка вопроса: Что вы хотели бы узнать более подробно об иконе? Какие у вас появились вопросы?

 После ответов на доске появляется таблица, которую надо заполнить по ходу урока

Вопросы

Отве-

ты

1. Где можно встретить иконы?

2. Что такое икона?

3. Когда появились первые иконы?

4. Может ли икона излучать свет?

4. Что такое нимб? Каково его значение?

5. Что самое поразительное есть в иконах?

6. Зачем нужны иконы?

Помогает выявить проблему: чем же икона отличается от картины?

Подводит к точной теме урока.

Отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог; под руководством учителя определяют, что нужно узнать об иконе.

Коллективная форма работы.

Предметные УУД:

использование в речи терминов и понятий (икона, нимб и т.д.

Регулятивные УУД: выделение и осознание противоречий, того, что было известно и что ещё нужно будет узнать.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективного способа решения задач.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Направляет учащихся на постановку цели и задач урока, выявляет направления в работе.

Формулируют цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке.

Предметные УУД:

использование в речи терминов и понятий.

Регулятивные УУД: прогнозирование результата

Познавательные УУД: определение цели и задач урока, направлений деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Учитель предлагает открыть новые знания.

Работа с материалом учебника (урок 15), электронной презентацией, анализ репродукций икон и картин.

Исследовательская работа на примере иконы Владимирской Богоматери и картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

 Эвристическая беседа, фиксация ответов на вопросы на доске

.

Работа с учебником. Коллективная форма.

Комментированное чтение статьи учебника, ответы на вопросы учителя.

Работа с иллюстративным материалом.

Коллективная и фронтальная формы.

Работа в тетрадях, запись ответов на вопросы.

Работа парами.

Предметные УУД: формирование терминологических знаний.

Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли.

РегулятивныеУУД: волевая саморегуляция, планирование.

Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-этическая оценка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Организует работу в группах по подготовке выступлений. Организует фронтальное обсуждение услышанного.

Готовят в группах выступления по темам: «Легенда о царе Авгаре», «Первые иконописцы», «Как писали иконы»,читают  стихи Елены Резник «Глаза Христа», Людмилы Щербаковой «Светлой  печали радость», Леонида Денисова «Моление о чаше», «Перед ликом Владимирской» монаха –святогорца.

Участвуют в обсуждении.

Личностные: осмысление морально-этического содержания событий и действий.

Регулятивные: оценка поведения, прогнозирование результата.

Коммуникативные: умение выражать собственные мысли, слушать собеседника.

Познавательные: умение добывать информацию.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Предлагает самостоятельно вставить подходящие по смыслу слова в предложения (на доске).

Организует работу в парах.

Определяют пропущенные слова, записывают их, комментируют свой выбор.

Разгадывают кроссворд, работая в парах.

Личностные УУД: осознание собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка.

Регулятивные УУД: умение оформлять записи.

ПознавательныеУУД: синтез (составление целого из частей).

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Руководит составлением 2 кластеров «Икона» и «Картина». Помогает сделать вывод о их различии.

Организует работу с рубрикой «Вопросы и задания». Задаёт домашнее задание (рассказ о иконе на выбор).

Составляют кластер, делают вывод о различии иконы и картины.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли.

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, обобщение знаний.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция.

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Задает вопросы: Что узнали? Что смогли понять? Что понравилось? Предлагает детям закончить фразы, которые они видят на экране: (познакомился,  было непросто, получилось, запомнилось, попробую…)

Отвечают на вопросы, самостоятельно заканчивают фразы, оценивают свою деятельность.

Предметные УУД:

повторное проговаривание терминов и понятий.

Регулятивные УУД: контроль с заданным эталоном.

Познавательные УУД: составление целого высказывания с восполнением недостающих компонентов.

Личностные УУД: знание моральных личностных норм.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении.

 

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

Карта индивидуальной коррекционной работы с обучающимися. Образцы карт.

Карта индивидуальной  коррекционной  работы с обучающимися. Образцы карт.Направление:  Работа с неуспевающими детьми  над повышением интенсивности  учебной деятельностиПояснен...

Викторина по окружающему миру "Знаешь ли ты карту?".Материки,океаны, моря, острова, полуострова на карте.

Викторина может быть предложена учащимся 2-4 классов при изучении географических объектов на карте.Викторина по окружающему миру  была создана для учащихся 2 класса, обучающихся по программе "Шко...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Открытый урок Природоведение 4 класс по теме Карта полушарий. Материки на карте и глобусе.

План-конспект урока природоведение (4 класс) по теме: "Карта полушарий. Материки на глобусе и карте "....

Конспект урока по Окружающему Миру "Карта" учимся читать карту

Конспект урока по ОМ. с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная Начальная Школа" 3 класс....