урок по ОПК
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Гусева Людмила Витальевна

Тема: «Христианская семья»

Цель: формирование осознанного отношения к семье, как к одной из важнейших ценностей в жизни человека.

Задачи:

1. Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;

2. Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;

3. Развивать коммуникативные способности; расширять кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hristianskaya_semya.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Христианская семья»

Цель: формирование осознанного отношения к семье, как к одной из важнейших ценностей в жизни человека.

Задачи:

1. Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;

2. Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;

3. Развивать коммуникативные способности; расширять кругозор.

Оборудование: учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», мультимедийный проектор,  толковые словари, сердечки разного цвета, карточки для работы с пословицами, ромашки, звукозапись песни «Гимн семье».

Ход урока

I.  Организационный момент.

Психологический настрой на урок, коррекция настроения.

-Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.

- И я хочу подарить вам частичку своего любящего сердца.

Снимают с доски по одному сердечку разных цветов и , в зависимости от цвета, занимают места в группах.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Загадка

Кто загадку отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестрёнку или брата,

А узнать вам деда с бабой -
Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живёте,

Даже дядя или тётя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы – одна … (семья)   Cлайд 3

III. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы расширим наши представления о  понятии «семья», узнаем, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Итак, тема нашего урока «Христианская семья».

IV. Актуализация имеющихся знаний по теме

- Мы улыбнулись друг другу, когда начали урок. А посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнёмся ему в ответ!

- Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

Работа в группах: дети пишут на лучиках солнышка свои высказывания.

Работа со словарём в группах. Работают со словарями: Ожегова С.И. и Ушакова Д.Н.

- Давайте обратимся к толковым словарям и найдём значение слова «семья» Слайд 4

- Давайте узнаем, а как появилось слово «семья».

Читает заранее подготовленный ученик:

Когда появилось слово семья?

Когда-то о нём не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам:

«Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я».

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева кротко ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: «Я».

- Кто платье сошьёт, постирает бельё?

Меня приласкает, украсит жильё?

Ответь на вопросы, подруга моя!

«Я, я – тихо молвила Ева – я, я…»

Вот так на Земле появилась семья.

- Скажите, а какая семья называется дружной?

- Послушайте легенду о дружной семье. Слайд 5

В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная – 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово – «понимание».

Слайд 6. Появляется изображение большого сердечка, в котором написано «Дружная семья».

- На своих сердечках напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой семьи.

Пишут и прикрепляют сердечки на доску.

V. Физкультминутка.  Слайд 7.

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы – счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

Игра «Передай сердечко» Передают мягкое сердечко, говоря при этом друг другу добрые слова или пожелания.

VI.  Изучение  нового материала.

- А сейчас мы узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия.

Исследовательская работа с текстом. Дети читают текст на стр.86.

- Итак, с чем сравнивает семью автор учебника? Почему он использует именно это сравнение?

Рассказ учителя.

- Семья – наш дом, наша защита, наша опора; семья убережёт от бед и невзгод. Главная ценность семьи – любовь. И даже в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья – это маленькое государство, и держится оно на любви». Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.

- В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». Слайд 8.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи?

- Рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью, смыслом.

VII. Первичное закрепление.

Работа с учебником. с.87 Слайд 9.

-Что такое венчание?

- Почему заключение брака в церкви называется «венчание»?

- Почему венец над молодожёнами?

- Что из прочитанного материала оказалось для вас новым?

- Что показалось удивительным?

Дополнительная информация. Слайд 10.

- Во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей. Для православных  христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

- Давайте посмотрим, как другие религии относятся к семье.

Ислам. Слайд 11.

Ислам рассматривает брак  как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословление всевышнего. Семейная жизнь у мусульман  ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине.

Иудаизм. Слайд 12.

В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей.

Буддизм. Слайд 13.

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи – это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

Работа с пословицами. Слайд 14.

- Сейчас мы обратимся к пословицам разных народов, посвящённых дому и семье.

- Соотнесите начало пословиц с продолжением и объясните их смысл.

Работа в группах.

Слайд 15. – Во все времена тема семьи была актуальна для всех народов. К ней обращались и художники.

VIII. Практическая работа.

- Нарисуйте эмблему своей семьи. Обоснуйте.

IX. Домашнее задание. Слайд 16.

1) заполните таблицу: какие качества способствуют укреплению семьи, а какие её разрушению;

2) придумайте и запишите несколько заповедей семьи;

3) напишите синквейн на тему: «Семья».

IX. Рефлексия и оценка деятельности. Слайд 17.

Техника «Продолжи высказывание».

- Я сегодня

Вспомнил…

Узнал…

Научился…

- Символом праздника «День семьи, любви и верности» является ромашка. Давайте мы с Вами составим букет из ромашек.

-Если урок вам понравился, было интересно, всё у вас получилось – ромашка с жёлтой серединкой.

- Если испытывали трудности, было скучно и неинтересно – ромашка с красной серединкой.

- А я хочу пожелать вам, чтобы в ваших семьях всегда царили любовь, добро, мир и счастье. Примите в подарок от меня песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...