конспект урока ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Данный урок является уроком повторения, обобщения. Учебный материал мы отбирали в соответствии с программными требованиями, при этом учитывали особенности восприятия материала учеников 4 класса.
Урок проводился в форме урока–путешествия в историю нашей страны в Машине времени. Использовали такие методы обучения, как игровая ситуация. Причиной выбора этого метода является то, что он повышает интерес к занятиям, облегчает восприятие, снимает нервное напряжение и повышает эффективность урока. Все этапы урока соблюдены и, благодаря форме урока, имеют плавный переход от одного к другому.
Сочетание различных форм работы (индивидуальная, фронтальная) позволило вовлечь учащихся в активный процесс общения. Фронтальная работа предусматривала совместную деятельность учителя и учеников. Для стимулирования мыслительной деятельности учащихся мы использовали объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод, а также такой прием, как просмотр учебного материала с использованием мультимедиа.
Зрительному восприятию способствовала подобранная наглядность.
На уроке использовали принцип от простого к сложному, принцип доступности. Так, от разговора про высшую нравственную ценность – здоровье переходим к здоровью нравственному, а именно: терпению к другим людям, к любви к своему Отечеству.
Считаем, что цель урока достигнута. Выводы, сделанные учащимися отражают их понимание темы.
Данная форма проведения урока, использованные методы и приемы способствовали развитию мышления, творчества, умению обобщать, а также формированию интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_orkse.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Работу выполнили: Прохорова Г.С., учитель начальных классов,
Кукарина Т. В., учитель начальных классов,
Жамина М.А., учитель начальных классов
Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству
Цель: создание условий для доброжелательного отношения к действительности.
Задачи:
пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в РФ;
воспитание учащихся в духе толерантности, с опорой на героическую историю прошлого и общечеловеческие ценности;
развитие доброжелательного отношения к действительности.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации, проводимый в форме урока – путешествия в историю нашей страны.
Организационные формы общения:
индивидуальная;
коллективная.
Структура урока:
Мотивационная беседа, с последующей постановкой цели урока.
Актуализация опорных знаний.
Действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Оборудование: иллюстрации событий 1612 года, 1941 – 1945гг,
на доске - эпиграф
«Для всех, кто носит имя человека,
Вопрос решён от века и на век –
Нет иудея, финна, негра, грека,
Есть только человек».
Б.Окуджава.
Мультимедиа «Дети войны», «Трагедия Беслана», опера М.И. Глинки «Жизнь за царя»
Ход урока
Мотивационная беседа.
- Как вы считаете, что является высшей нравственной ценностью? (жизнь человека)
- Сегодня мы продолжим разговор на эту тему, только углубляя и расширяя её. Мы отправимся в историю нашей страны на машине времени.
Проверка домашнего задания.
-Как понимаете высказывание «Моё здоровье – богатство нации, здоровье нации – сила государства» ?
-Что значит здоровый человек?
- Как сохранить свое здоровье?
Изучение нового. Машина времени переносит нас в 1612 год.
А) Введение праздника Дня народного единства.
16 декабря 2004 Госдума РФ приняла поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одна из поправок – введение праздника Дня народного единства.
В пояснительной записке отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством К. Минина и Д. Пожарского освободили Москву от польских интервентов, «продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Несколько лет продолжалась смута, поляки и шведы разоряли страну. Только созданное всем миром народное ополчение сумело изгнать захватчиков.
Ученик:
Ужели враг непобедим?
Ужели землю отдадим?
Нет! За собой народ ведя,
Пойдём мы, жизни не щадя!
Не пощадим домов, клетей,
Ни золота, ни серебра!
…И понесли ему добро:
И жемчуга и серебро,
Иконы, ризы и меха,
Одежды, платья вороха.
Кто приводил гнедых коней,
Коров, баранов и свиней.
Кто приносил мешки зерна,
Тюки овечьего руна, -
Ну, словом, всё, что
несть могли,
На площадь Минину несли.
Тащили и везли.
Поволжье Минин призывал,
Он ополченье собирал…
Объединились все. Все внесли свою лепту. В ополчение вошли и купцы, и князья, и горожане, и мелкие торговцы, и крестьяне. И помощь была разной: кто личным участием, кто денежными средствами.
И свершилось. Осенью 1612 года войска ополчения освободили Москву от интервентов. Россия праздновала победу. (Звучит хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».)
Такие трудные минуты история преподносила нам не раз, и единение народа проявлялось вновь. Независимо от национальности, религии, социального положения.
- Как Вы думаете, актуальна ли проблема единения для современной России?
(ученики указывают на многонациональный состав населения России.)
Действительно, в России, кроме русских, проживают. представители других национальностей. Немало семей, где отец одной национальности, а мать другой. Не трудно объяснить, о чём свидетельствует этот факт.
Б). Машина времени переносит нас в годы Великой Отечественной войны.
Нападая на СССР, фашисты намеревались добиться успеха, прежде всего, разделив по национальному признаку нашу страну. Но не удалось, не получилось. На фронтах, в тылу плечом к плечу сражались и трудились все народы Советского Союза. Побеждали общечеловеческие ценности. Независимо от национальности они считали СССР своей общей Родиной, которая нуждается в защите.
Особенно жуткая ситуация складывалась на оккупированной территории, где фашисты начали чудовищный геноцид против евреев и цыган, настраивая против них местное население. Но, к счастью, не все оказались столь податливы националистической пропаганде.
Из воспоминаний Праведника народов мира Изабеллы Николаевны Образцовой о спасении русской семьёй еврейской девочки: « …. Начало войны застало меня в Ленинграде. Позже, когда начиналась блокада, меня вывезли к отцу, в Курск. Туда меня привезли уже в конце сентября 1941 г. И почти сразу в Курск вошли немцы.
... Где-то в конце октября к нам пришла женщина-еврейка Лида. Она просила отца (он работал врачом) спасти свою племянницу Инку, маленькую дочку маминой подруги. Эта Лида обошла всех своих друзей, но никто не согласился им помочь. Потому что уже тогда по всему городу висели листовки: «Всякий, кто спасет жида или жидовку, и вся его семья будут выкорчеваны с корнем».
В тот момент, когда немцы пришли ее забирать, Инке удалось сбежать, а ее тетя, Лида, велела ей бежать в наш дом. И вот ночью она прибегает к нам, я ее быстро раздеваю, и она ложится со мной в постель. В ту ночь ее не нашли. На следующий день вызвали священника. Он окрестил Инну, и она получила имя Нина Васильевна Ларина.
Папе вписали ее в паспорт как племянницу. А мне отец сказал: «Вот тебе, доченька, сестренка, будь всегда с ней». И мы стали ходить вместе, никогда не разлучаясь. Все соседи нас ненавидели. Однажды меня булыжниками закидали, в двух местах позвоночник перебили. Но Инна все время была со мной. Дважды за ней приходили и забирали в гестапо. А я, естественно, брала ее за руку и шла вместе с ней. Немецкий я знала и всем говорила: «Это моя сестра». Поскольку я приставала к этим гестаповцам, как банный лист, они говорили: «Ладно-ладно, забирай ее, только уходи».
После войны в Курск приехал Инночкин папа искать могилу Инны и ее мамы. Когда ему сказали, что его дочь жива и находится у Николая Васильевича Дудина, он не мог поверить своему счастью...»
Просмотр презентации «Дети войны»
- Чем руководствовались люди, спасающие других, рискуя жизнью? (Это принципы гуманизма, не знающие национальных и религиозных границ).
В) Машина времени возвращает нас в наше время. Актуальность толерантного поведения в современном мире.
Но очень хочется, чтобы единение народа не взирая на национальности, религиозные верования, материальное благосостояние и иные различия проявлялись не только в годы войны и тяжёлых испытаний, но и в наше (относительно мирное) время.
Сколько ненависти вызывает порой наша неодинаковость у некоторых людей.
Последние события в Воронеже показали определённый весьма негативный настрой некоторых особенно молодых людей, которые говорят, что терпеть не могут «чёрных», «цветных»…в своей стране. Но ведь если человек учится в России, то он согражданин или гость, с которым просто неприлично обходиться недружественно. Не общайся, если антипатия сильна, но преследовать никто не имеет права.
Но разве только иностранцы подвергаются недружелюбным нападениям.
В последнее время стали активизироваться молодёжные экстремистские организации фашистского толка.
- Вероятно, Вы слышали о них?
- Чем они опасны для нашей страны?
Россия издавна существовала как многонациональное государство. Таким оно остаётся и сейчас. В России, как и в мире, народы «перемешаны». Миграции происходили столетиями. Повернуть историю вспять, создать однонациональные государства не представляется возможным. Да и нужно ли?
Все мы, такие разные – граждане одной страны, одного государства. У нас одна родина. И выжить народ может не враждуя, а сотрудничая, помогая друг другу.
В последнее время модным стало слово толерантность.
- Как его следует понимать?
Многие не любят термин «толерантность», так как традиционно его трактовали как терпимость. Но разве приятно, когда нас просто терпят с брезгливым выражением на лице.
Толерантность в признании, принятии и понимании человеком представителей иных культур.
- Как же понимать признание, понимание и принятие?
Принятие, т е. положительное отношение к личности человека. Признание – это осознание его права быть иным. Понимание – это способность взглянуть на мир его глазами.
Многим школьникам кажется, что они будут общаться со здоровыми людьми, как правило, - русскими, или уж во всяком случае – на русском языке, европейцами по мироощущению, а возможно и белого цвета кожи, православного вероисповедания.
Ожидания ожиданиями, но в реальной жизни всё складывается иначе. Нам могут встретиться «люди, приятные во всех отношениях», но часто больные – слабовидящие, слабослышащие, передвигающиеся с трудом. С ними надо найти контакт и возможность общения.
- А теперь подумаем, разве достаточно будет просто «терпеть» для обеспечения толерантности? Мы должны их понять, для начала – стараться понять, набирать опыт общения.
Хочу обратить ваше внимание на четверостишье Б. Окуджавы, написанное на доске:
Для всех, кто носит имя человека,
Вопрос решён от века и на век –
Нет иудея, финна, негра, грека,
Есть только человек.
Каждый день мы творим историю своими делами и поступками. Какой она будет, какой будет наша страна, каким назовут 21 век, в котором мы живём, зависит только от нас.
4. Просмотр мультимедиа «Трагедия Беслана»
5. Итог.
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы больше не произошло такой трагедии, как в Беслане?
- Каков смысл и значение нового государственного праздника 4 ноября «День народного единства»?
6. Домашнее задание – готовить свои презентации о Дне народного единства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Любовь и уважение к Отечеству"
Урок по куру ОРКСЕ...
«Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».
Урок по курсу "Основы светской этики" в 4 классе с презентацией....
фото для урока "Любовь и уважение к отечеству" (продолжение)
К разработке урока (раздаточный материал - "пазлы")...
конспект урока "Открытка к дню Защитника Отечества."
Предмет: ТехнологияКласс: 4Тема урока: Открытка к дню Защитника Отечества.Цели урока: познакомить учащихся с праздником «День защитника отечества», воспитывать аккуратность, интерес к изго...
конспект урока ОПК "Любовь и уважение к Отечеству" 4 класс
Конспект урока по ОРКиСЭ модуль Основы православной культуры на тему "Любовь и уважение к Отечеству" 4 класс по учубнику Кураевой....
Конспект урока по ОРКиСЭ Тема: «Защитники Отечества» 4 класс УМК "НИШ"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся о защитниках Отечества, об их роли в судьбе страны. Планируемые результаты:Предметные: - познакомить с понятиями «отечество»;- р...
Конспект открытого урока по ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"
Конспект открытого урока по ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"...