конспект урока ОПК "Любовь и уважение к Отечеству" 4 класс
план-конспект урока (4 класс) на тему

Конспект урока по ОРКиСЭ модуль Основы православной культуры на тему "Любовь и уважение к Отечеству" 4 класс по учубнику Кураевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

конспект урока.

Тема: Любовь и уважение к Отечеству.

Подготовила: Ласькова Валентина Петровна

учитель ОРКСЭ МОУ ООШ № 31

Цель: формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству; уважительного отношения к представителям иных религиозных культур.

Задачи:

Продолжить формировать у учащихся понятия: Отечество, традиции,  семья, ценности.

Воспитание любви и уважения к своей Родине, вере, святыням.

Прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков, родному языку.

Прививать любовь к малой родине, к ее святым и героям.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, на доске: кроссворд, бумажное дерево без листьев, на партах вырезанные бумажные листочки дерева.

Новые понятия: Отечество, патриотизм, патриот.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2.  Чтобы узнать тему нашего урока, нам необходимо разгадать кроссворд.

Слайды 1-3. (Воины, военная техника, батальные композиции, портреты ветеранов В. О. войны)

- Велика и могуча наша страна. Но её защитники всегда на страже.

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?

И всё это наша доблестная…(дети отгадывают и записывают в кроссворд) АРМИЯ.

Слайды 4-5 (люди разных национальностей в национальных костюмах)

- Наша страна всегда была многонациональна. Более 150 наций и народностей проживает на её территории. И всё это наш многонациональный…(дети отгадывают и записывают в кроссворд) НАРОД

Слайды 6-9 ( виды природы)

- Как прекрасна наша земля. Её поля и реки, дубравы и степи, высокие горы и безбрежные морские просторы.

Широко ты, Русь,

По лицу земли,

В красе царственной

Развернулася!

-А всё это наша…(дети отгадывают и записывают в кроссворд) ПРИРОДА

Слайды 10-13 (Православный храм, сенагога, мечеть, буддийский храм)

- И на этих просторах живут люди разных национальностей. Кто-то исповедует иудаизм, пришедший к нам ещё в VII веке, в XVIII в нашей стране стал распространяться ислам, в 988 году на нашу землю пришло православие. В XVII веке в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой буддизм. А всё это люди нашей страны, хотя и исповедуют они разную…(дети отгадывают и записывают в кроссворд) РЕЛИГИЯ

Слайды 14-17 (портреты П. Н. Яблочкова, М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеев, Ю. А, Гагарина и т. д.)

- Прославил нашу страну наш земляк П. Н. Яблочков. Изобретя электрическую дугу, он заложил основы электричества. Многое сделали для всего мира наши выдающиеся учёные М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев  и многие другие. Ю. А. Гагарин стал первым человеком, покорившим космос. И всё это наша…(дети отгадывают и записывают в кроссворд) НАУКА

Слайды 18-22 (портреты деятелей культуры)

- А сколько у нас выдающихся писателей и художников, скульпторов и музыкантов, режиссеров и артистов. Они несут всему миру нашу…(дети отгадывают и записывают в кроссворд) КУЛЬТУРА

Дети читают ключевое слово: РОДИНА

-А как ещё мы называем свою Родину? (Россия, Российская Федерация, Отечество)

3. Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству.

4. Цель урока: Выявите ключевые слова сегодняшнего урока и сформулируйте тему.

(Ответы детей. Ключевые слова: любовь, уважение, Отечество)

-А почему мы Родину называем Отечество?

Откройте учебники на срт. 95, 7 абзац  прочтите что такое Отечество?

5.

- Родину или Отечество мы представим сегодня как могучее дерево. (На доске бумажное дерево без листьев). Но оно у нас пока не очень красивое. На дереве совсем нет листьев. Давайте украсим наше дерево. Что же для вас, ребята, значит «малая родина»? Напишите эти понятия на листочках, которые лежат на ваших партах. (Примерные ответы: семья, традиции, друзья, школа, поселок и т. д.) Давайте прикрепим наши листочки к дереву. Посмотрите, как оживилось наше дерево. На нём появились первые листочки.

Звучит песня «С чего начинается родина» сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера.

При изучении  курса  «Основы православной культуры». Вы многое узнали, познакомились с великим духовным наследием нашего народа. Теперь вы знаете, что такое религия, у каждого из  вас появились свои духовные идеалы, вы узнали,  как жили и во что верили наши предки.

Работа с учебником:

- Откройте 94 страницу учебника. Обратите внимание на отрывок из стихотворения  А.С. Пушкина:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

. Как вы их понимаете?

Учитель читает 94 страницу (слайд 5)

- Ребята, а с какими  традициями нашего народа вы уже знакомы?

(ответы детей, слайд 6 -9)  Традиции – это богатство нашего народа, нашей многонациональной страны.    

Ученик продолжает чтение стр. 95 учебника ( 6 абзацев ).

- Так что же есть любовь? Какой она может быть ( ответы детей)

- Посмотрите, как правильно дано определение слову любовь в учебнике

« Любовь – это служение. Служение проявляется прежде всего в делах на благо людей, на благо нашей Родины»

Я вам сейчас прочитаю отрывок из стихотворения Л. Глебова. А вы попробуйте ответить на вопрос , как этот человек относится к нашей Родине.

Отрывок из стихотворения «Мы не мыслим себя без России»:

Мы не мыслим себя без России.
Мы живём с ней судьбою одной.
И вдыхаем и веру, и силу,
От земли, нам навеки родной.
От земли, неподвластной забвенью,
В наших песнях - и радость, и грусть.
И обязаны мы вдохновеньем
Лишь тебе, наша матушка-Русь.

- Дети отвечают на поставленный вопрос.

Учитель читает 7-9 абзацы страницы 95.

-Ребята, а как вы понимаете слово патриот? (ответы детей)

- Всех нас объединяет любовь к родным и близким, к друзьям, к Родине.  Всё это и есть  патриотизм. Так уж повелось на Руси, что святым долгом для россиянина была  защита своего Отечества.

-Ребята, а вы любите своё Отечество? Что для вас значит любить? (ответы детей)

Дети зачитывают вслух

- От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Всё это мы называем ПАТРИОТИЗМ.

А всех людей, кто безгранично любит свою Родину мы называем? (дети отвечают) ПАТРИОТ

- Ребята, а вы себя считаете патриотами? Что же значит любить свою Родину, любить своё Отечество? Что же мы с вами должны делать, чтобы показать свою любовь к ближнему, семье, народу, России? Запишите на листочках эти глаголы ( дети записывают: защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться и т. д.) и прикрепляют и прикрепляют листочки на дерево.

- А теперь посмотрите,  какое у нас стало дерево, олицетворяющее наше Отечество. Оно вам нравится?

- Кто же его сделал таким прекрасным, ведь в начале урока оно было совсем некрасивым? (ответы детей)

- Так кто же делает нашу Родину такой сильной, прекрасной?

- Как мы это делаем? (своими делами)

- А какими делами? (Примерные ответы детей: развешиваем зимой кормушки и подкармливаем птиц, весной убираем территорию около школы и  дома, помогаем пожилым людям: приносим им воды, убираем территорию, ходим за продуктами, помогаем маме помыть посуду и т. д.)

10. Итог урока.

11. Дети оценивают сою работу на уроке и работу своих одноклассников, учитель обобщает и оценивает детей.

12.  Завершить сегодняшний урок мне бы хотелось стихотворением.

Россия! Родина! Отчизна!
Родного неба синева!
О, как возвышенно и чисто
Звенят во мне твои слова!

И вечно нежность согреты
Твои березы и ручьи,
Твои морозные рассветы
И ночи звездные твои.

Ведь каждый – это часть России.
И бесконечно дорог ей.
Мы набираем жизни силы
Под флагом родины своей!

Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.

Берегите Россию
Без нее нам не жить.
Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всей нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Любовь и уважение к Отечеству.

Слайд 8

Президент России Владимир Владимирович Путин

Слайд 9

Герб России Символы России

Слайд 10

Сколько цветов у нашего флага и что они означают? Государственный флаг

Слайд 11

Российский флаг! Дыхание весны! И отсветы далёкой ратной битвы. Три символа, три цвета сплетены И на века в едином стяге сшиты.

Слайд 12

Гимн России 1. Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! 2. От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля! Припев: 3. Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев: Символы России Музыка - Георгия Александрова, Слова - Сергея Михалкова.

Слайд 13

Отечество – это все МЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ВО 2-3 КЛАССЕ - КОМПЛЕКТЕ. (Система обучения «Школа России») Форма урока: урок – игра «В цирке».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ ВО 2-3 КЛАССЕ - КОМПЛЕКТЕ. (Система обучения «Школа России», авторы учебников: М. И. Моро, М. А. Бантова и др.  ...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...