Конспект урока ОРКСЭ тема "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая карта урока ОРКиСЭ по теме "Дружба"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_uroka_orkse_druzhba_2015.docx | 34.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Cосницкая Надежда Николаевна
Класс: 4
Модуль: «Основы светской этики»
Тема урока: «Дружба»
Место урока в изучаемой теме: 14
Продолжительность урока: 45 мин
Тип урока: Усвоение новых знаний
Цель: Формирование понятия дружбы, как одной из нравственных ценностей
Задачи урока:
- выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
- обогащать лексику; развивать умение обучающихся вести рассуждения;
- воспитывать чувство сопричастности друг к другу;
- активизировать самовоспитание
Технологии:
- проблемный диалог
- здоровьесберегающие
- модульное обучение (умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний)
- игровые (игровые методы вовлечения в творческую деятельность)
- проблемное обучение (постановка познавательных задач)
- форма драматизации
- групповая работа.
Методы обучения:
- проблемно-поисковые
- практические
- словесные (беседа)
- метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций).
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к написанию рассказа.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная
индивидуальная
групповая
Ресурсы для проведения урока:
словарь Ожегова, учебник «Основы светской этики» автор А. Я. Данилюк, аудиозаписи песен «Ты да я, да мы с тобой» слова М. Пляцковского, музыка В. Иванова; ансамбль «Барбарики» - «Песня о дружбе»; смайлики, «ладошки».
Основные понятия: «дружба», «друг», «избирательность», «бескорыстность»
Предполагаемый результат:
обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание/ Планируемые результаты |
1 | Организационный момент. | Наш урок начнем с гимнастики мимики и жестов. - Улыбнитесь друг другу. - Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека. - Пожмите дружески руки друг другу. | Выполняют действия | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии. |
2 | Определение темы и цели урока. | - Чтобы определить тему урока, прослушайте песню («Ты да я, да мы с тобой» сл. М. Пляцковского, муз. В. Иванова) - О чём эта песня? - Предположите, что вы узнаете на уроке? Чему научитесь? - Что такое дружба? | Слушают песню О дружбе Высказывания детей | Познавательные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
3 | Объяснение нового материала. | - Какое прекрасное слово « дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом. 1)Работа со словарем: Давайте узнаем, какое определение дает толковый словарь Ожегова. 2) Работа по учебнику. - А вот, что написано в учебнике на с. 32. - А почему вы не дружите с другим человеком? - Значит, вы дружите с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно. Вот одна из черт дружбы – избирательность. - А какая пользу вы имеете от своего друга? - Другая черта дружбы – бескорыстность. - Скажите, будет ли вам интересно с человеком, который не разделяет ваши взгляды? - Третья черта – общность интересов. | Работа со словарём: « ДРУЖБА – межличностные отношения, основанные на взаимной привязанности и личных отношениях между людьми».
Чтение учебника с.32, с. 33. Ответы детей. | Познавательные УУД: создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
4 | Первичное закрепление материала. | - Посмотрите, что произошло в одном доме - Что вы можете рассказать об этих друзьях? - Какое правило дружбы нарушил Максим? - Максим дружил только с тем, от кого он получал пользу. - Как это называется это качество? | Группа учащихся показывает инсценировку: Романюта В.Н. «Ты и твои друзья. Учим детей общаться» (см. приложение) Ответы детей Дружить надо, не требуя ничего взамен Корысть | Коммуникативные УУД: умение отвечать на поставленный вопрос аргументированно. |
5 | Динамическая пауза. | Встаньте дети, встаньте в круг, | Снятие утомляемости учащихся, их релаксация | |
6 | Создание проблемной ситуации. Проверка понимания учащимися нового материала. | Проблемная ситуация – Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? – Каким не должен быть настоящий друг? – Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков? - Что ему не хватало, чтобы стать настоящим другом? -А теперь ещё одна история… - Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить? | Стихотворение читает ученик: А. Барто «Друг напомнил мне вчера». Стихотворение читает ученик: А. Л. Барто «Требуется друг» Учащиеся слушают, отвечают на вопросы, доказывая свою точку зрения. | Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные УУД : нравственно-этическое оценивание: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей. |
7 | Закрепление нового материала. | - Издавна люди свой жизненный опыт и мудрость передавали из уст в уста. Своим отношением к добру и злу народ отразил в поговорках и пословицах. А какие поговорки и пословицы о дружбе вы знаете? Объясните пословицы: Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Сейчас мы с вами и поиграем в пословицы. Вам нужно соединить карточки, на которых напечатаны части пословиц (см. приложение) | Ответы детей. Работа в парах. Проверка задания. | Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные УУД: управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
8 | Рефлексия. | - Что узнали? - Какие новые слова узнали? - Какого друга хотели бы видеть рядом с собой? - Положите на стол смайлик, который бы обозначал ваше настроение в конце урока. | Отвечают на вопросы. Обсуждают и высказывают свое мнение. Подводят итог. | Регулятивные УУД: оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
9 | Домашнее задание | Домашнее задание по выбору: 1) Напишите дома сочинение – миниатюру о своем друге. 2) Вырежьте из картона «ладошку» и запишите на ней те качества настоящего друга, которые можно отнести к вашему другу. Раскрасьте «ладошки» и подарите на уроке другу. 3) Рассмотрите внимательно рисунки на с. 32 в учебнике, составьте краткое описание и определите, где художник изобразил настоящих друзей. Звучит «Песня о дружбе» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ
Романюта В.Н. «Ты и твои друзья. Учим детей общаться» М.: АРКТИ, 2002
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”
– Давай, – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
– Я Сашин друг! Гордо сказал он. – Я один буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем играть вместе.
Но тут подошел Саша.
– И меня примите.
– Нет, не примем, – сказал Максим.
– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
– То вчера, – Объяснил Максим, – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы.Сегодня я с Денисом дружу.
Чтение художественной литературы
А. Л. Барто
«Друг напомнил мне вчера»
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка —
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу. Не влечёт.
А. Л. Барто
«Требуется друг»
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: - Дружи со мной. .
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти:
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной -
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - Ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг.
Напишу я объявление:
Срочно требуется друг!
ПОСЛОВИЦЫ
Нет друга – ищи, ... ... /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей, ... ... /а имей сто друзей/.
Один за всех ...... /и все за одного/.
Человек без друзей ...... /что дерево без корней/.
Старый друг……/ лучше новых двух/.
Друзья познаются……/ в беде/.
Кто друга в беде покидает……/ тот сам в беду попадает/.
Дерево живет корнями……/ а человек – друзьями/.
Друга – ищи……/ а нашел – береги/.
Друг за друга держаться……/ ничего не бояться/.
Текст песни «Ты да я, да мы с тобой»
Слова М. Пляцковский Музыка: В. Иванов
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть друзья!
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдем, потом махнем на Марс,
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Потому что слишком долго нету нас.
http://allforchildren.ru/friendsongs/friend7.php
Если друг не смеётся,
Ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды,
Это просто.
Ты исправь ошибку,
Превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы,
Это просто.
Воскресенье, суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Если свалится счастье,
Подели его на части
И раздай всем друзьям,
Это просто.
А когда будет надо,
Все друзья будут рядом,
Чтоб включить тебе солнце или звёзды.
http://allforchildren.ru/friendsongs/friend15.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
конспект урока ОРКСЭ
Тема урока "Добро и зло" (1-й из 2-х)....
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...
Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"
В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»
КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата: 9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...
Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку
Цели деятельности учителя: формирование понятий душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...