Конспект урока ОРКСЭ тема "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Cосницкая Надежда Николаевна

Технологическая карта урока ОРКиСЭ по теме "Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_orkse_druzhba_2015.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Cосницкая Надежда Николаевна

Класс: 4

Модуль: «Основы светской этики»

Тема урока: «Дружба»

Место урока в изучаемой теме: 14

Продолжительность урока: 45 мин

Тип урока: Усвоение новых знаний

Цель: Формирование  понятия  дружбы, как одной из нравственных ценностей

 Задачи урока:

  • выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
  • обогащать лексику; развивать умение обучающихся вести рассуждения;
  • воспитывать чувство сопричастности друг к другу;
  • активизировать самовоспитание

Технологии: 

  • проблемный диалог
  • здоровьесберегающие
  • модульное обучение (умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний)
  • игровые (игровые методы вовлечения в творческую деятельность)
  • проблемное обучение (постановка познавательных задач)
  • форма драматизации
  • групповая работа.

Методы обучения: 

  • проблемно-поисковые
  • практические
  • словесные (беседа)
  • метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций).

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к написанию рассказа.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная

индивидуальная

групповая

Ресурсы для проведения урока:

словарь Ожегова,  учебник «Основы светской этики» автор А. Я. Данилюк, аудиозаписи песен «Ты да я, да мы с тобой» слова М. Пляцковского, музыка В. Иванова; ансамбль «Барбарики» - «Песня о дружбе»; смайлики, «ладошки».

Основные понятия: «дружба», «друг», «избирательность», «бескорыстность»

Предполагаемый результат:

обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Примечание/

Планируемые результаты

1

Организационный момент.

Наш урок начнем с гимнастики мимики и жестов.

- Улыбнитесь друг другу.

- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

- Пожмите дружески руки друг другу.

Выполняют действия

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии.

2

Определение темы и цели урока.

- Чтобы определить тему урока, прослушайте песню («Ты да я, да мы с тобой» сл. М. Пляцковского, муз. В. Иванова)

- О чём эта песня?

- Предположите, что вы узнаете на уроке? Чему научитесь?

- Что такое дружба?

Слушают песню

О дружбе

Высказывания детей

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

3

Объяснение нового материала.

- Какое прекрасное слово « дружба».

Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом.

1)Работа со словарем:

Давайте узнаем, какое определение   дает толковый словарь Ожегова.

2) Работа по учебнику.

- А вот, что написано в учебнике на с. 32.                                                

- А почему вы не дружите с другим человеком?

- Значит, вы дружите с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно.  Вот  одна из черт дружбы – избирательность.

- А какая пользу вы имеете от своего друга?

- Другая черта дружбы – бескорыстность.                                            

 - Скажите, будет ли вам интересно с человеком, который не разделяет ваши взгляды?

- Третья черта – общность интересов.                                      

Работа со словарём:

« ДРУЖБА – межличностные отношения, основанные на взаимной привязанности и личных отношениях между людьми».

 

Чтение учебника с.32, с. 33.

Ответы детей.

Познавательные УУД: создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

4

Первичное закрепление материала.

- Посмотрите, что произошло в одном доме

- Что вы можете рассказать об этих друзьях?

- Какое правило дружбы нарушил Максим? - Максим дружил только с тем, от кого он получал пользу.

- Как это называется это качество? 

Группа учащихся показывает инсценировку:  Романюта В.Н. «Ты и твои друзья. Учим детей общаться»   (см. приложение)

Ответы детей

Дружить надо, не требуя ничего взамен

Корысть

Коммуникативные УУД: умение отвечать на поставленный вопрос аргументированно.

5

Динамическая пауза.

Встаньте дети, встаньте в круг, 
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.

Снятие   утомляемости учащихся, их релаксация

6

Создание проблемной ситуации.  

Проверка понимания учащимися нового материала.

Проблемная ситуация

– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?

– Каким не должен быть настоящий друг?

– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

- Что ему не хватало, чтобы стать настоящим другом?

-А теперь ещё одна история…

- Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

Стихотворение читает ученик: А. Барто «Друг напомнил мне вчера».

Стихотворение читает ученик: А. Л. Барто «Требуется друг»

Учащиеся слушают, отвечают на вопросы, доказывая свою точку зрения.

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные УУД : нравственно-этическое оценивание: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей.

7

Закрепление нового материала.

- Издавна люди свой жизненный опыт и мудрость передавали из уст в уста. Своим отношением к добру и злу народ отразил в поговорках и пословицах. А какие поговорки и пословицы о дружбе вы знаете?

Объясните пословицы:

Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Дружбой дорожи, забывать её не спеши. 

Сейчас мы  с вами и поиграем в пословицы. Вам нужно соединить карточки, на которых напечатаны части пословиц (см. приложение)

Ответы детей.

Работа в парах.

Проверка задания.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные УУД: управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8

Рефлексия.

- Что узнали?

- Какие новые слова узнали?

- Какого друга хотели бы видеть рядом с собой?

- Положите на стол смайлик, который бы обозначал ваше настроение в конце урока.

Отвечают на вопросы.

Обсуждают и высказывают свое мнение.

Подводят итог.

Регулятивные УУД: оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

9

Домашнее задание

Домашнее задание по выбору:

1) Напишите дома сочинение – миниатюру о своем друге.

2) Вырежьте из картона «ладошку» и запишите на ней те качества настоящего друга, которые можно отнести к вашему другу. Раскрасьте «ладошки» и подарите на уроке другу.

3) Рассмотрите внимательно рисунки на с. 32 в учебнике, составьте краткое описание и определите, где художник изобразил настоящих друзей.

Звучит «Песня о дружбе»

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ

Романюта В.Н. «Ты и твои друзья. Учим детей общаться»  М.: АРКТИ, 2002

Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”

– Давай, – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

– Я Сашин друг! Гордо сказал он. – Я один буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем играть вместе.

Но тут подошел Саша.

– И меня примите.

– Нет, не примем, – сказал Максим.

– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

– То вчера, – Объяснил Максим, – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы.Сегодня я с Денисом дружу.

Чтение художественной литературы

А. Л. Барто

«Друг напомнил мне вчера»

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка —

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счет.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу. Не влечёт.

А. Л. Барто

«Требуется друг»


Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: - Дружи со мной. .
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти:
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.


Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной -
Стану знаменита!


Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - Ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать.


А девчонки на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг.  
Напишу я объявление:
Срочно требуется друг!

ПОСЛОВИЦЫ

Нет друга – ищи, ... ... /а нашел – береги/.

Не имей сто рублей, ... ... /а имей сто друзей/.

Один за всех ...... /и все за одного/.

Человек без друзей ...... /что дерево без корней/.

Старый друг……/ лучше новых двух/.

Друзья познаются……/ в беде/.

Кто друга в беде покидает……/ тот сам в беду попадает/.

Дерево живет корнями……/ а человек – друзьями/.

Друга – ищи……/ а нашел – береги/.

Друг за друга держаться……/ ничего не бояться/.

Текст песни «Ты да я, да мы с тобой»

Слова М. Пляцковский Музыка: В. Иванов

Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть друзья!
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.

Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдем, потом махнем на Марс,
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Потому что слишком долго нету нас.

http://allforchildren.ru/friendsongs/friend7.php

Текст «Песня о дружбе»

Если друг не смеётся,
Ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды,
Это просто.
Ты исправь ошибку,
Превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы,
Это просто.

Воскресенье, суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.

Если свалится счастье,
Подели его на части
И раздай всем друзьям,
Это просто.
А когда будет надо,
Все друзья будут рядом,
Чтоб включить тебе солнце или звёзды.

http://allforchildren.ru/friendsongs/friend15.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

конспект урока ОРКСЭ

Тема урока  "Добро и зло" (1-й из 2-х)....

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...