Конспект урока по ОРКСЭ " Пасха".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Модуль «Основы православной культуры»
Учитель: Бухарова Т. А.
Тема урока: Православный календарь . Пасха.
Цель урока:- сформировать понимание что такое – Пасха.
-развить интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи
- воспитать уважительное отношение к русской культуре.
Задачи урока: -познакомить учащихся с историей празднования Светлого Христова Воскресенья
- познакомить с пасхальными традициями , обычаями , играми.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор.
- Организационный момент.
-Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.
Колокольный нежный звон
Льется из окна
С высоты взирает Он,
На дворе весна.
Радость в сердце - Сын воскрес,
Мы Иисуса славим
И тебя под звон с небес
С праздником поздравим.
- Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»
( ответы детей)
- Верно – это Пасха. (слайд 2)
2.Подготовка к новой теме.
- А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)
3. Работа над новой темой.
- Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.
В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать « прехождение от смерти к жизни».
- воскресение - день возобновления жизни;
- Пасха - « переход», « избавление», «освобождение»;
- Иисус - «Бог спасает», «Спаситель»
- А кто знает, когда празднуется Пасха?
Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа , который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.
- А что же предшествует празднику Пасхи? ( возможные ответы детей)
- За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.
-А что такое пост? ( ответы детей)
Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
-За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы.
В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей , пасхи и яиц. Люди идут в храм , чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.
Ежегодно накануне Пасхи все спешат к «Храму Гроба Господня — единственное место во Вселенной, — история земли и неба в их взаимном соотношении».Действительно, другого такого храма на Земле нет. Храм Гроба Господня сооружен на месте, где завершился земной путь Христа и где разыгрались события, связанные с его распятием, погребением ивоскресение . В состав храма включена гора Голгофа, на которой был распят Иисус, и пещера Гроба Господня. Под зданием храма имеются подземные ходы, тайны которых известны лишь «малому числу избранных».
Каждый год на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах в разные страны и города.
Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире.
Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье
Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь ,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы , которые первыми узнали о Воскресении Христа. Главный пасхальный гимн звучит так. (дети) А теперь представьте себе , когда этот гимн поют много людей. Как это красиво и торжественно.
Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом . Звучат молитвы, зажигаются свечи . Можно есть любую пищу. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.
А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости ,а так же, в большей степени , занимаются благотворительностью.
У Пасхи есть свои символы:
- Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.
- Правильно – пасхальное яйцо
Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.
Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом , оставляя пред ним часть хлеба они верили , что сам Господь невидимо присутствует среди них.
Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово.
- Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные ответы детей)
- Красный цвет – цвет крови , пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.
На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»
В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.
С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – «писанки» и «крашенки».
«Крашенки» - это яйца , которые окрашивались при помощи природных красителей ( луковой шелухой , листьями березы, дуба, крапивы , еловых шишек)
« Писанки» - яйца , которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков , узоров ,орнаментов
Любимые игры –игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, крутись яйцо и другие)
Были и другие забавы - подвижные игры ( эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях.
На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона.
4. Творческая работа учащихся.
Спектакль.
СКАЗОЧНИЦА: Воскресение Христа? Сказки просятся сюда. Погостить хотят немножко, пригласить их можно? (Да) Мало только пригласить, надо громко повторить:
Сказка, сказка, расскажись, и пред нами появись.
ТЕРЕМОК:
...Добрая девочка Настя уходит в пасхальную ночь в храм, а за это время к ней в теремок один за другим приходят звери и приносят подарки...
Действующие лица: Настенька, Дружок, Петушок , Мышка , Кошечка, Бабочка, Белочка, Медведь, Ангел .
Сказочница: Давным-давно это было. На опушке леса в маленьком домике жила-была девочка Настенька. Никого из родных у нее не осталось на белом свете. Но она жила - не тужила, в огороде работала, да в лес по грибы-ягоды ходила. И был у нее верный друг - пес Дружок.
Дружок: Гав-гав!
Сказочница: И вот однажды под самую Пасху собралась Настенька в село, на праздничную службу.
Настенька: В домике я прибрала, чисто окна вымыла. Горит в лампадке огонек... Хорошо у нас, Дружок?
Дружок: Хорошо у нас, хозяйка, только как не поворчать – ни яйца, ни кулича. Как же праздник нам встречать?
Настенька: Праздник мы встречаем в храме, а не дома за столом. Нас с тобой Бог не оставит, не грусти, Дружок, о том.
Сцена 2.(К домику подходит Петушок и звонит в колокольчик.)
Петушок: Кукареку.
Дружок :(выходя из домика): В доме Настенька живет, утром лишь она придет. А ты кто?
Петушок: А я – Петушок-Золотой Гребешок. Из деревни, принес яичек я десяток, Настеньку поздравить, да песнями сиротку позабавить.
(Входит с Дружком в дом)
Сказочница: Вот и яичек Господь на Пасху Настеньке послал. Это из соседней деревни ее не забыли .
(К домику подходит Мышка и звонит в колокольчик.)
Мышка:
Настенька!
Дружок: В доме Настенька живет, в храм она ушла молиться. Утром лишь она придет, а почему тебе не спится?
Мышка: А я – Мышка-Норушка. Я для милой Настеньки принесла муки, будут у нее теперь куличи. В зимушку голодную она меня спасла – крошек хлебных, семечек для Мышки припасла.
Сказочница: Вот и мука теперь у Настеньки есть – Мышка Настеньку отблагодарила.
(К домику подходит Кошечка и звонит в колокольчик)
Кошечка: Настенька.
Мышка: (выглядывая из домика): Ой, спасите, кошка, кошка!
Кошечка: Не пугайся, меня, крошка! Не обидит тебя кошка. В гости к Насте я пришла и сметанки принесла. Я с этой доброй девочкой уже давно дружу, но в гости к ней впервые я в домик прихожу. Помогала мне она. От беды меня спасла.
Сказочница: Посмотрите – Кошечка Мышку не стала обижать! Ради такого праздника свою любимую сметанку для Насти отдала.
(К домику подлетает Бабочка и звонит в колокольчик)
Бабочка: Настенька.
Дружок: (выходя из домика): В доме Настенька живет, утром лишь она придет, в храме молится она. Ты же ночью спать должна!
Бабочка: Я к Насте с благодарностью нектара принесла. Она из паутины сейчас меня спасла. И дальше по дорожке пошла в красивый храм, а я взяла нектара и прилетела к вам!
Сказочница: Сколько уже продуктов набралось – и яйца, и мука, и сметана, и сахар. По-моему, уже можно что-то испечь. Как вы думаете, что можно из этих продуктов испечь? Правильно, кулич!
Сцена 3. ( Появляется Настя )
Настя: Здравствуй, Котик мой лохматый ! Зажила больная лапа? Будем Пасху мы встречать. Только нечем угощать …
(Из домика выходит Кошечка)
Кошечка: Как это нечем? Угощенье на столе!
(Из домика выходят все Настины гости и Дружок)
Хором: Христос воскресе!
Настя: Воистину воскресе!
(Настя заходит в домик. Появляется Ангел.)
Ангел: Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна – пора чудес,
Журчит родник – Христос воскрес!
Светлее в мире нет словес –
Воистину Христос воскрес!
5.Подведение итога урока.
Продолжите фразу :
-на уроке я узнал
-больше всего мне запомнилось
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе "Пасха"
План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе "Пасха"...
Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Пасха"
Оборудование урока: Учебник «Основы православной культуры» 4-5 классы, автор А.В. Кураев, проектор, ноутбук учительский, ноутбуки ученические, аудиозаписи, система контроля и мониторинга PROClass для ...
Конспект урока по ОРКСЭ " Пасха"
Конспект урока по ОРКСЭ " Пасха" 4 класс модуль ОПК...
Конспект урока по ОРКСЭ Тема"Пасха"
Тема "Пасха"Цель урока: способствовать формированию у школьников представлений о воскресении Христа как возобновлении жизни; Задачи: Образовательные: объяснить детям, что воскресенье в ...
конспект урока по ОРКСЭ "История появления православного праздника Пасха"
Педагогические задачи: развитие духовных качеств личности учащегося, прививать интерес к изучению истории православной культуры, приобщать младших школьников к истокам русской культуры....
Конспект к уроку по ОРКСЭ " Пасха"
Конспект к уроку...