Организационный момент (1 мин.) Задачи для учителя: - создать положительный настрой на предстоящую совместную деятельность; - побудить учащихся включиться в деловой ритм. Метод: словесный | Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок! Я желаю всем успехов. Пожелайте и вы друг другу успехов. Постараемся работать в тесном сотрудничестве, наше совместное усердие поможет нам открыть новые знания. | Дети слушают учителя, настраиваются на работу, садятся за парты
|
Актуализация опорных знаний.(2 мин.) Задача для учителя: - выявить степень усвоения обучающимися предыдущего материала. Метод: словесный, практический.
Постановка учебной задачи. (4 мин.) Задача для учителя: - организовать деятельность обучающихся для определения темы урока. Задача для обучающихся: - осознать цель предстоящей работы; - сформулировать тему урока. Метод: словесный
| Работа по карточкам. (Установи соответствие) Христианство | Нравственное и религиозное наставление, призывающее к изменению жизни. | Крест Христов | Учение Иисуса Христа. | Проповедь | Казнь на перекладине с использованием гвоздей. | Распятие | Небольшая гора на окраине Иерусалима, на которой распинали преступников. | Голгофа | Знак любви Бога к людям |
Учитель: Ребята! Какие православные праздники вы знаете?
Учитель: Сегодня мы поговорим об одном из них. А о каком православном празднике пойдёт речь, вы мне скажете, прослушав отрывок из произведения Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне». (Слайд 2) …Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустальное-золотое, через него — все волшебное. Вот — с растягивающимся жирным червячком: у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное... И вот, фарфоровое — отца. Чудесная панорамка в нем... За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что, если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах — и чудится мне, в цветах, — живое, неизъяснимо-радостное, святое... Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко — и усыпляющий перезвон качает меня во сне. - Как называется этот праздник? - Почему вы так решили?
- Так о каком же православном празднике пойдёт речь на нашем уроке? | Дети выполняют задание в карточках.
Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Светлое Христово Воскресение (Пасха), Покров Пресвятой Богородицы
- Праздник называется Пасха. - Я так решил потому, что в произведении говорится про надаренные герою разноцветные яички, а яички дарят на Пасху. Яичко - один из символов Пасхи. - Мы будем говорить о Пасхе. |
Открытие новых знаний. Задачи для учителя: - обеспечить понимание значимости изучаемого материала; - расширять кругозор обучающихся. Задачи для обучающихся: - определять и формулировать цели деятельности на уроке; - учиться высказывать своё мнение; - делать выводы в результате совместной работы; - содействовать осознанию детьми своей учебной деятельности, самооценки результатов своей деятельности. Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Прослушивание аудиозаписи колокольного звона и обсуждение (4 мин.) | Учитель: Скажите мне, пожалуйста, дети, что вы представляете себе, когда слышите слово «Пасха»? (Слайд 3)
- Всё, что вы представили, описывает праздник «Пасха». Но я хочу остановиться на колокольном звоне. Россию нельзя представить без колокольного звона, как праздник без песен или тройку без бубенцов. Православный звон служит не только указанием времени богослужения, но и выражением радости, грусти, торжества. Каждый звон имеет своё название и значение. В православном звоне заложена дивная сила, проникающая глубоко в сердце человека. В пасхальный день принято звонить во все колокола. На Пасху разрешается всем желающим, в том числе и детям, звонить в церковные колокола. Давайте и мы послушаем пасхальный колокольный звон. Учитель: Каким у вас стало настроение после звучания колокольного звона? | - Я представляю раннее весеннее утро, поют птички, мы с младшей сестрёнкой празднично одетые отправляемся христосоваться. - А я вспоминаю, как мы всей семьёй сели за праздничный стол с куличами, яичками, пасхой. - Я ездил на Пасху к тёте в город и слышал колокольный звон!
- Настроение радостное, приподнятое, ликующее. |
Работа с информацией учебника (3 мин.)
Лексическая работа (3 мин.)
Работа с учебником (3 мин.)
Физкультминутка (2 мин.) (настрой на здоровый образ жизни) Продолжение работы по теме урока
Прослушивание Гимна (3 мин.)
Практическая работа (5 мин.)
| Чтение стихотворения А. Майкова «Повсюду благовест гудит…» подготовленным заранее учеником. Учитель: Почему на Пасху звонили во все колокола? (Слайд 4)
Работа в парах с источниками информации (словарь Ожегова, Ушакова, словарь Ефремовой)
- Попробуйте растолковать значение слова «благовест») (Слайд 5) - Запишите значение слова «благовест» в тетрадь. Учитель: Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной церкви. Именно в нём заключается основной смысл Православной веры – сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников. Древний славянский корень «крес» означает «жить», «сиять», «сверкать», Иисус – «Бог спасает», «Спаситель». Поэтому ВОСКРЕСЕНЬЕ – не только день недели, но и день возобновления жизни. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Так, из поколения в поколение, традиция празднования Пасхи дошла до нас и распространилась по всему миру. (Слайд 6) За семь недель до праздника христиане вступают пору Великого поста. Кто знает, что такое пост? (Слайд 7)
Учитель: Прочтите в учебнике на странице 31 второй абзац. Скажите мне, ребята, как вы можете проявить себя во время Великого поста в наше современное время?
Используется видеоролик для проведения физкультминутки.
Учитель: Неделя перед Пасхой называется Страстной. Это время особого строгого поста. В это время верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Великий четверг напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте, его тело поместили в пещеру. В Великую субботу на Гроб Господень сошёл Благодатный Огонь, знаменующий Воскресение Христа. На третий день, ночью, Иисус Христос ожил. Ангел Господень повелел рассказать об этом всем ученикам. Страстная седмица продолжается до Великой субботы. (Слайд 8) В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освещение куличей, пасхи и яиц. Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» (Аудиозапись Пасхального Гимна), (Слайд 9) Совершается Крестный ход вокруг церкви. Священник несёт крест, а верующие иконы и свечи. Поют радостные Пасхальные гимны. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. (Слайд 10) Празднование Пасхи это, конечно же, не только посещение Богослужения. Этот праздник всегда был любим народом и с ним связано множество обычаев. Какие пасхальные обычаи знаете вы? (Слайды 11- 13)
Всё верно! Ещё на Пасху люди устраивают народные гулянья, игры, водят хороводы, совершают обход дворов. (Слайды 14-15) Знакомство с пасхальными играми Сейчас мы разделимся на три группы. Каждой группе ваши родители покажут пасхальную игру. 1 группа учится игре «Вертушка» 2 группа – «Чоканье яйцами»» 3 группа – «Каточки» Игры могут быть и другими, на усмотрение родителей. (Слайды 16-18) |
- Народ наполняла великая радость, счастье. Христос воскрес! И эту радость доносили до народа колокола. Дети работают с толковыми словарями, обмениваются мнениями, дают обобщённое значение слова. «Благовест» - колокольный звон перед началом церковной службы. Записывают.
- Я слышал от бабушки, что пост – это особое время в жизни верующих, человек старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений. Дети читают абзац текста.
- Можно собрать игрушки для детей из многодетных и малоимущих семей. - А я пойду с бабушкой в церковь на богослужение. - Я буду красить яйца. - Я прочитаю вместе с родителями главу «Пасха» из произведения И.С. Шмелёва «Лето Господне».
Дети выполняют движения вместе с героем видеоролика
.
-На Пасху люди при встрече приветствуют друг друга поцелуем в щёки. - Дарят пасхальные яйца. - Садятся за праздничный стол всей семьёй. - Готовят особые угощения.
Дети знакомятся с правилами и показывают игры друг другу под руководством родителей. |
Закрепление учебного материала (5 мин.) Задача для учителя: - обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые необходимы для работы по новому материалу. Задача для обучающихся: - уметь применять полученные знания на практике. Методы: практический, аналитический, обобщающий. Домашнее задание (2 мин.) Цель для учителя: - способствовать стимулированию развития творческих способностей обучающихся. Цель для обучающихся: - проявить творчество и усилия при выполнении домашней работы. Методы: - мотивации и стимулирования деятельности обучающихся, свобода выбора. Рефлексия (3 мин.) Цель для учителя: - способствовать формированию у обучающихся способности к рефлексии. Цель для обучающихся: - оценить результаты своей деятельности. Методы: практический, словесный. | Выполнение интерактивных тестов (PROCIass) Учитель: Подходит к завершению наш урок, на котором мы рассуждали, слушали, узнавали новое. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме. Теперь я попрошу вас ответить на вопросы теста. Презентация Тест по теме урока.
Задание на дом (на выбор) 1 группа – подготовить рассказ на тему «Как наша семья готовится к празднованию Пасхи» 2 группа – подготовить развёрнутый ответ на вопрос - Почему именно яйцо является одним из главных символов Пасхи? (Вопрос относится к категории объясняющих) 3 группа – составить «тонкие» и «толстые» вопросы к тексту учебника на страницах 28-31. (Слайд 19)
Закончи предложение! - Я (узнал, смог ответить, вообразить) и захотелось… - Мне удалось (осмыслить, понять, постигнуть, разобраться)…, и теперь я… - Самым интересным (удивительным, необыкновенным, познавательным, невероятным) сегодня было… (Слайд 20) |
Читают вопросы теста и отвечают.
.
Запись задания в тетрадь.
Дети выражают отношение к уроку. |