Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 классы)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_orkse_2014.doc | 568 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам православной культуры составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089; учебника «Основы православной культуры» 4-5 кл.( автор А.В. Кураев. М. :Просвещение, 2011 ), входящий в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, утверждаемый приказом министерства образования и науки Российской Федерации.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Литература, использованная при составлении пояснительной записки и программы курса «Основы православной культуры»:
- ФГОС А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендованно Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2011г.
-ФГОС начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011г./ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Основы православия для начальной школы. Е.А.Елицкая. Ростов- на- Дону.: «Феникс», 2011.
- Электронный материал к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы.
Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14, которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграции личности. Не случайно интеграция личности в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.
Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует, чтобы основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования обеспечивали реализацию федерального государственного федерального стандарта, «с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников». А рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные программы» Закона РФ « Об образовании»). Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей ( законных представителей ), а также выбора ими учебного предмета « Основы православной культуры» - одного из модулей комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики».
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, — это проблема духовно-нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
«Основы православной культуры» – это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Цель учебного предмета «Основы православной культуры»:
- помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Основными задачами являются:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.
Основные задачи учебного предмета осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
- усвоение ими понятий «священный», «святой», «заветный» (« Россия-священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
- привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну );
- ознакомление с важнейшими священными страницами родной истории - Великими Днями Побед, принёсшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов и другие);
- привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
- ознакомление с именами и подвигами выдающихся правителей Руси ( святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской ), национальных героев ( Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов , Ушаков ), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
- ознакомления со всемирными памятниками православной культуры России: иконами ( Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва ), храмами ( Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра );
- усвоения основных духовно нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
- усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это - социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, Честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
- формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
- воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
- формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.
Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры».
В учебно-методический комплект входят:
Учебное пособие для учащихся
Книга для учителя
Книга для родителей
Книга для семейного чтения
Общая характеристика учебного предмета
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» ( 1997 г.) подчёркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ православной культуры в 4-5 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества вглубь времён. Учащиеся начальной школы, прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы в последствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Принципы построения учебного предмета
«Основы православной культуры»
Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может выражена словами замечательного русского писателя В.А.Жуковского: «Образование - это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.
При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.
- Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
- Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4 -5 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы известны из других учебных предметов.
- Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип признан способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но составители настоящей программы и учебного пособия для учащихся 4 класса по основам православной культуры не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, - говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. <...> Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте - тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к осознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока. Период обучения ребёнка в школе - это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение е старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и др. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытия мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.
В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе
Место комплексного учебного курса в учебном плане
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч. в неделю в III – IV четверти в 4 классе и 1 ч. в неделю в I – II четверти в 5 классе. Учебный курс будет изучаться в объеме 34 часов на протяжении всего учебного года.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы по основам православной культуры.
Личностные результаты изучения учебного предмета
"Основы православной культуры" 4 – 5 класса:
-осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
-развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
-знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
-осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба. Ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
-умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы.
Метапредметные результаты изучения основ православной
культуры учащимися 4-5 класса:
- Развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- Любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
- Умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
- Умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи;
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории( к примеру, Александр Невский - Ледовое побоище);
- умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
-умение соотносить старый и новый стили ( даты юлианского и григорианского календарей ), знание причины расхождения этих календарей;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культуры России, имеющей особое значение в истории России в становлении её духовности и культуры;
- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро-зло, правда-ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
-формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Основные содержательные линии учебного предмета
«Основы православной культуры»
Изучение основ православной культуры учащимися 4класса реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям:
- Понятие «Священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине.
- Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.
- Всемирно известные памятники православной культуры России - храмы, иконы, книги, монастыри.
- Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.
- Православные традиции патриотического социального служения в современной России.
- Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.
- Возрождение православной культуры России в конце XX - начале XXI века.
- Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.
- Азбука духовно-нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.
Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении этих качеств надо, прежде всего, заботиться как родителям, так и школьным педагогам.
Содержание программы (34 ч.)
« Основы православной культуры»
- Россия - наша Родина
- Культура и религия
- Человек Бог в православии
- Православная молитва
- Библия и Евангелие
- Проповедь Христа
- Христос и Его крест
- Пасха
- Православное учение о человеке
- Совесть и раскаяние
- Заповеди
- Милосердие и сострадание
- Золотое правило этики
- Храм
- Икона
- Творческие работы учащихся
- Подведение итогов
- Как христианство пришло на Русь
- Подвиг
- Заповеди блаженств
- Зачем творить добро?
- Чудо в жизни христианина
- Православие о Божием суде
- Таинство причастия
- Монастырь
- Отношение христианина к природе
- Христианская семья
- Защита Отечества
- Христианин в труде
- Любовь и уважение к Отечеству
Тематическое планирование
по основам православной культуры
предмет
Класс __4- 5_______
Учитель Драенкова Ольга Анатольевна
Количество часов:
Всего 34 час.; в неделю __1__ час.
Плановых контрольных уроков 4
Табличное представление тематического планирования
№ п/п |
Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид занятий | Виды и формы учебной деятельности | Использо-вание лаборатор- ного оборудования | Контрольные работы (тема, кол- во) |
4 класс | ||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием. | 1 | Т | знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие; знакомство с основами религиозной морали; формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | + 1, 2 | |
2 | Россия – наша Родина | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
3 | Культура и религия | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
4 | Человек Бог в православии | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
5 | Православная молитва | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 10 | ||
6 | Библия и Евангелие | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
7 | Проповедь Христа | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
8 | Христос и Его крест | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
9 | Пасха | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
10 | Православное учение о человеке | 1 | Т+П | + 1, 2,3,4,5, 7 | + | |
11 | Совесть и раскаяние | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
12 | Заповеди | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
13 | Милосердие и сострадание | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
14 | Золотое правило этики | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
15 | Храм | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
16 | Икона | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
17 | Творческие работы учащихся Проект «Золотое правило этики» | 1 | П | 1, 2, 7,8,10 | + | |
5 класс | ||||||
18 | Как христианство пришло на Русь | 1 | Т | знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие; знакомство с основами религиозной морали; формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | + 1, 2,3,4,5, 7 | |
19 | Подвиг | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
20 | Заповеди блаженств | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
21 | Зачем творить добро? | 1 | Т+П | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
22 | Чудо в жизни христианина | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
23 | Православие о Божьем суде | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
24 | Таинство причастия | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
25 | Монастырь | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
26 | Отношение христианина к природе | 1 | Т+П | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
27 | Христианская семья | 1 | Т+П | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
28 | Защита Отечества | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
29 | Христианин в труде | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | Т | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
31 32 | Творческие работы учащихся | 2 | П | + 1, 2,3,4,5, 7.8 | + | |
33 | Обобщающий урок «Основы православной культуры» | 1 | П | + 1, 2,3,4,5, 7 | ||
34 | Итоговый урок | 1 | П | + 1, 2,3,4,5, 7,8 | + | |
Итого | 34 |
Требования к уровню подготовки оканчивающих курс ОРКСЭ.
В результате изучения ОРКСЭ ученик должен:
Знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Материально – техническое и учебно - методическое обеспечение рабочей программы.
1.ФГОС А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендованно Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2011г.
2.ФГОС начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011г./ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
3. Основы православия для начальной школы. Е.А.Елицкая. Ростов- на- Дону.: «Феникс», 2011.
4.Электронный материал к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы.
5.Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
Интернет - ресурсы
Аннотированный список сайтов по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы православной культуры»
конспект урока по теме «Россия - наша Родина». | |||
Методический материал к уроку «Россия – наша родина» | |||
Методическое обеспечение экспериментальных уроков | |||
Иконография восточно-христианского искусства
| |||
На данном сайте представлена базисная информация о православной вере. История, развитие, правила, посты т.д. | |||
Конкурсы, олимпиады по основам православной культуры. | |||
Список методических пособий по курсу православной культуры. | |||
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%FF%F9%E5%ED%ED%EE%E5_%CF%F0%E5%E4%E0%ED%E8%E5 |
| ||
Методическое обеспечение по курсу «Основы православной культуры». Представлены учебники по данному курсу и методический материал к урокам. | |||
http://www.pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-kultury-%E2%80%93-polnyj-tekst-uchebnika/ | Основы православной культуры – полный текст учебника для 4 класса |
Технические средства:
1.Классная магнитная доска .
2. Персональный компьютер с принтером.
3. Ксерокс.
Материально- техническое обеспечение
1.УМК ОРКСЭ
2.Словари
3.Ноутбук
4.Экран
5.Проектор
6.Печатные пособия (таблицы, плакаты, фотографии)
7. Презентации по темам для уроков ОРКСЭ
8.Раздаточный материал (тесты, карточки )
9. Интернет – ресурсы.
Список литературы для учащихся и родителей
- Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2003.
- Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании»// Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857-1861 гг. М. Л., 1948. С. 425-488.
- Ушинский К.Д. «Нравственное влияние как главная задача воспитания» // Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения»: В 2-х тт. Т.1. М., 1953. С. 327-332.
- «Молитвы русских поэтов». XI-XIX: Антология / Автор-составитель В.И.Калугин. М.: Издательский дом «Вече», [2010].
- «Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: Антология русской поэзии; В 4-х кН. Приложение: Методическое пособие по основам красноречия. М.: Храм Христа Спасителя, 2009.
Лист внесения изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс
Рабочая программа с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль 6 «Основы светской этики» 4 класс
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и историчес...
Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс
Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики "( модуль" Основы светской этики"). 4 класс.
Основы светской этики34 часа в год, при 1 часе в неделюА.И.Шемшурина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» Программа составлена в соответствии с ...