Конспект урока по теме: этика.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цель урока: Осмысление детьми места этикета в духовно-нравственном развитии человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_etika.docx | 33.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №368
учитель начальных классов Запорожец Светлана Алексеевна
Предмет « Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль « Основы светской этики»
Тема урока: Этикет.
Цель урока: Осмысление детьми места этикета в духовно-нравственном развитии человека.
Задачи:
- Познакомить с понятием «этикет», с некоторыми правилами этикета и его значением в жизни человека.
-Учить применять знания в повседневной жизни.
- Учить понимать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета, используя случаи из личного опыта.
Формы и виды деятельности урока: беседа с элементами дискуссии, комментированное чтение, устное высказывание на тему, участие в учебном диалоге, работа в группе.
Ход урока:
1.Оргмомент (эмоциональный настрой на урок)
Учитель читает стихотворение «Что такое этикет?»
Что такое этикет?
Кто-то знает, кто-то нет!
Это правила такие
Поведения, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил этикет
И дурных привычек нет!
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет)
Учитель: А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.
2. Беседа по теме.
Учитель: Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово Этикет.
В России первые письменные правила были даны в « Поручениях» Владимира Мономаха. Некоторые отрывки из этого сочинения: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте своим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях. Чтите гостя, откуда бы к вам не пришёл,- угостите пищей или питьём. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…»
В 1717 г. при Петре I для молодых дворян была издана переводная книга “Юности честное зерцало”. В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: “в платок громко не сморкаться и не чихать”, “перстом носа не чистить”, “не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало” и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.
Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
Правила этикета складывались столетиями, выбирались как наиболее полезные и удобные в общении. Они позволяют отличить хорошее от дурного, красивое от некрасивого, приличное от неприличного. Правила этикета необходимо знать каждому человеку независимо от возраста, профессии и места жительства.
Какие виды этикета встречаются в нашей жизни? (ответы детей)
Учитель: Особую роль в этикете играет одежда. Этот выбор зависит от времени года, вкусов, финансовых возможностей человека и моды. Но с точки зрения этикета главное – уместность одежды. Для работы необходим деловой костюм, для занятий физической культурой – спортивный костюм. Дискотеки и театры предполагают нарядную одежду, но тоже разную.
- Так какую роль одежда играет в этикете? (ответы детей)
Учитель: Огромное значение в этике придается речи.
Откройте учебники стр. 56-57 прочитайте самостоятельно и ответьте на вопрос: Какую роль речь играет в этикете? (ответы детей)
Учитель: Ребята мы с вами посещаем театр. А кто мне сможет рассказать как правильно вести себя в театре? (ответы детей)
Вывод:
Воспитанным детям пора это знать:
Во время спектакля не нужно жевать!
Во время спектакля другим не мешай.
И громко с соседкой своей не болтай!
Учитель: Как вы думаете, правила повеления за столом будут относиться к этикету? Почему? (ответы детей)
Учитель: да действительно, правила поведения за столом являются частью этикета.
Послушайте несколько правил о поведении за столом:
3.Работа в группах.
Учитель: Правил поведения очень много. Как вы считаете, может ли человек сказать о себе, что он знает все эти правила? (ответы детей)
Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах и обсудить жизненные ситуации, прочитав которые, вы должны предложить свою версию выхода из ситуации, инсценировать сценку.
Ситуации для первой группы:
1. Ты вошел в раздевалку, там много ребят толпится. Рядом с тобой девочка и ее все толкают. Как ты поступишь?
2.Утро, ты входишь в свой класс. В классе уже несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс?
Ситуации для второй группы:
1.На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как поступишь в этой ситуации?
2.Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?
Ситуации для третьей группы:
1.Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься?
2. Девочка обозвала тебя на перемене, что ты сделаешь?
Представление группами сценок и обсуждение результатов работы.
4. Закрепление новых знаний.
Выбрать пословицы и поговорки, в которых нашли отражения различные правила этикета. Объяснить, как вы понимаете их смысл (3-4 примера)
1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай
2. Терпение и труд всё перетрут.
3. У Сидора обычай, у Карпа свой.
4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
5. Ученье –свет, а не ученье –тьма.
6. Мил тот гость, что недолго гостит.
7. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
8 .Своя земля и в горсти мила.
9. У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
10. Не дорог подарок – дорога любовь.
11. О пустяках спорить – дело упустить
12.Скучен день до вечера ,коли делать нечего.
. 13. Слово – серебро, молчание – золото.
14.Без труда не вынешь рыбку из пруда.
15.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
16. Хоть не богат, а гостям рад.
17. От слова спасенье, и от слова погибель.
18. На незваного гостя не припасена и ложка.
19. От одного слова, да навек ссора.
5. Подведение итогов.
Что такое этикет?
Какие правила этикета запомнили?
Нужны ли сейчас знания этих правил?
6. Домашнее задание.
Учебник с.56-57 читать, задания учебника с. 57
7. Рефлексия.
Высказывания ребят (по желанию)
Я научилась ….
Мне стало ясно….
Я поняла…
Теперь я знаю…
Я буду стараться…
Я узнала…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Справедливость" модуль "Светская этика" курс ОРКСЭ
На основе литературных произведений и жизненных ситуаций дети знакомятся с понятиями: справедливость, справедливый поступок. Сделана попытка применить на уроке метод "Таба". В процессе урока дет...
Конспект урока по Светской этике 4 класс по теме "Моральный долг"
Урок к презентации по теме "Моральный долг" 4 класс...
План - конспект урока по теме:"Совесть" 4 класс (курс ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики")
Методическая разработка урока, цель которого: способствовать формированию понятия совести у учащихся. В плане-конспекте есть задачи, ход урока с различными формами и видами работы в соответствии с тре...
Конспект урока по теме «Совесть» (модуль Основы светской этики) 4 класс
Данный урок помогает учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе....
Конспект урока «Основы светской этики» по теме « Дружба» в 4 классе.Рахимова Фарзана фаритовна МБОУ СОШ №4
Цель: 1. Расширение знаний детей о дружбе.2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения..Развивать речевые умения.3.Воспитывать дружеские в...
Конспект урока на тему "Альтруизм и эгоизм"; Светская этика - 4 класс.
Цель урока: формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.Задачи:· Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм...
Конспект урока на тему: «Основы религиозных культур и светской этики».
Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых поступках.2. Развивающая: развитие коммуникативных способностей обучающихся; накопление социокультурного оп...