Конспект урока по теме "Справедливость" модуль "Светская этика" курс ОРКСЭ
план-конспект урока (4 класс) по теме
На основе литературных произведений и жизненных ситуаций дети знакомятся с понятиями: справедливость, справедливый поступок. Сделана попытка применить на уроке метод "Таба". В процессе урока дети работают с дополнительной литературой. Формируется умение работать группами. Каждая группа получает то задание, которое может выполнить успешно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_spravedlivost.doc | 534 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Справедливость.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными понятиями: справедливость, справедливый поступок. Апробировать «метод Таба»
- Развивать кругозор учащихся, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.
- Совершенствовать и обогащать словарный запас.
- Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами.
- Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.
Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики.»
Форма урока: комбинированный
Использованные программы для подготовки к уроку:
- Power point (для создания презентации)
- Adobe Photoshop СS (для редактирования изображений)
- Picture Manager (для редактирования изображений)
Ход урока.
I Операционно-познавательный этап урока. Повторение.
1.Вот для нас звенит звонок, начинается урок. Слайд 1
2.- О чем мы с вами говорили на предыдущем уроке? ( О моральном долге)
3. - Ребята, внимательно прослушайте рассказ , и подумайте , о каком моральном долге нам напоминает В.Сухомлинский ?
СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
-Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочь.
-Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды,- проговорила вторая.
-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, -сказала третья.
-Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, -щебетала четвёртая.
-Ты снилась мне, как розе снится капля росы, -промолвила пятая.
-Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.
( Ответ: о помощи родителям, о долге детей перед родителями.)
- Как вы думаете, что труднее говорить красиво или красиво поступать? Почему? Слайд 2(Ответ: красиво поступать труднее, потому что человек при выборе прилагает усилие , обдумывает свой поступок и оценивает его с точки зрения нравственности и морали.)
- Какие моральные обязанности вы записали в тетрадь при выполнении домашнего задания, прочитайте.
II Вводно-мотивационный этап. ( дети разделены на 3 группы)
Каждый урок мы учимся с вами тому главному, чем должен обладать каждый человек. Разгадайте кроссворд. Слайд 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Мы вспомним то,
что поможет нам сегодня, и узнаем тему нашего урока. (Если у какой-либо группы затруднения, даем им ребусы или кроссворд с подсказками.)
- Какое слово у нас получилось, какова тема нашего урока? ( Ответ: справедливость) Слайд 4
– На рабочем листе ПРИЛОЖЕНИЕ 1 напишите , что вы представляете, когда слышите слово «Справедливость».
( честность, правда, добродетель, понимание, долг, доброта и т.д.)
-Сформулируйте понятие, что такое справедливость. Запишите : «Справедливость –это……»
Дети зачитывают ассоциации и понятия.
III Операционно-познавательный: изучение нового материала.
1.
- Что такое справедливость? Слайд 5
- По каким признакам можно судить о справедливости?
- Какие моральные правила нужно соблюдать, что быть справедливым?
-На эти вопросы нам предстоит ответить.
Первая группа с помощью толкового словаря даст нам понятие слова «Справедливость».
( СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.)
- Какие ключевые слова вы услышали? ( Ответ: мораль, право, понятия о должном, обязанности, деяния и воздаяния, преступление и наказание).
- Прочитайте на стр.28 понятие, которое нам предлагают авторы учебника.
-Запишите в рабочий лист.
Вторая группа попробует определить, откуда к нам пришло это слово, пользуясь этимологическим словарем.
(Справедливость образовано от старославянского слова праведный, правда. Синонимы - правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон.
-Запишите теперь в рабочий лист ваши ассоциации и сравните с предыдущими.
Третья группа попробует сделать вывод о справедливости , изучив мудрые мысли.
- Если сила соединится со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза? ( Эсхил.)
- Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот , что трудно.(В.Гюго.)
- Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней.
(Ж.Ж. Руссо.)
- Что же такое справедливость? ( Справедливость- это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.д. Слайд 6
- По каким же признакам можно судить о справедливости? Слайд 7
ФИЗМИНУТКА.
2. - Прочитайте текст на стр. 28-29 и выполните задания.
Первая группа даст понятие соразмерности.( Оценка КАЖДОГО поступка по заслугам)
Вторая группа даст понятие уравнивания. ( Равенство труда и оплаты, ценность вещи и ее цена, вред и его возмещение)
Третья группа познакомит нас с моральными правилами.
- Избегать в своих действиях зла.
- Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми , у которых они есть.
- Признавать правоту других и сомневаться в своей.
- Быть готовым пойти навстречу человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
- Находить решение, которое устраивает всех.
- Закройте учебник и запишите в рабочий листок, те правила, которые вы для себя считаете необходимыми.
3. - Большое внимание изучению справедливости уделяли древние философы: Аристотель, Цицерон, Демокрит. Слайды 8,9,10.
- А кто же в нашем государстве определяет степень справедливости? Чем они руководствуются? ( Конституция, закон, правосудие) Богиня правосудия Фемида. Слайд 11.
-Что означает каждый элемент, расскажут ребята.
Повязка на глазах - символ беспристрастия, показывает ,что закон для всех людей один.
Весы в руках- древний символ веры и справедливости. На весах правосудия взвешивается добро и зло, совершенные поступки. Решение зависит от того, какая чаша перевесит.
Меч- символ возмездия, он обоюдоострый, что означает, что закон не только карает, но и предупреждает .
А знаете ли вы, что справедливость бывает разной. Об этом вам расскажет притча. ( Читают подготовленные дети) ПРИЛОЖЕНИЕ 3
3. - Какой же бывает справедливость? (человеческая и божественная)Слайд 12
IV Закрепление и обобщение пройденного материала на уроке.
-Умеем ли быть справедливыми и видеть справедливость или несправедливость в поступках других людей?
Рассмотрим ситуации. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Слайды 13,14,15
Дети дают оценку поступкам персонажей, предлагают варианты восстановления справедливости.
V Домашнее задание. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Ответить на вопросы, данные в задании и составить рассказ.
VI Рефлексия.
- Что вы запомнили, и будете использовать в жизни?
- Где мы можем узнать и поучиться справедливости?
- Что важное вы узнали на уроке?
- Что сегодня на уроке вы хотели бы изменить? Слайд 16
Молодцы , ребята! За плодотворную работу посмотрите мультфильм, где справедливость восторжествовала. ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Приложение 1
Рабочий лист
- Ассоциации «справедливость»
А)_______________________ Б)_________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ __________________________
- Сформулировать понятие «справедливость»
А)_______________________ Б)_________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ __________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ __________________________
- Записать моральные правила .
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
ПРИТЧА О СПРАВЕДЛИВОСТИ
Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!
И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать.
СЕРДЦЕ ПОДСКАЖЕТ.
Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, уже собирался в рот поскорее запихнуть. Заметила это мама и строго сказала Саше, что он очень некрасиво поступает.
– Я же поделился и дал Жене его половину.
– Ты поделился, но поделился нечестно, несправедливо.
– Я же не виноват, что шоколадка поровну не сломалась.
– Ты о себе думал, о своем удовольствии, вот и поступил несправедливо.
– А как же тогда справедливо поступить, если кусочки шоколадки неровные?
– А ты сам подумай и спроси у сердца своего, как правильно поступить, – ответила мама, – оно всегда подскажет честное и справедливое решение...
УЖАСНАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Аня была в гостях у Даши. Девочки долго играли в дочки-матери, а когда Аня ушла, то Даша обнаружила, что у нее пропало два платьица ее любимой куклы. Всю квартиру Даша осмотрела, а нарядов так и не нашла.
– Это уж точно Аня в карман себе положила и унесла, – заподозрила она. – Ну, я ей покажу.
Она выбежала во двор и, подойдя к Ане, громко сказала:
– Ты нечестная. Ты тихонько взяла и унесла платья моей куклы. Отдавай немедленно их назад!
– Я не брала у тебя ничего. Вот, можешь проверить, – сказала Аня и показала свои карманы.
– Ты уже успела где-нибудь их спрятать, – сказала Даша. – Я с тобой больше не дружу. Я всем расскажу, какая ты. С тобой никто играть не будет.
С того дня про Аню по двору поползли всякие слухи и сплетни. Девочки во дворе прятали от нее своих кукол и не хотели с ней играть.
Через месяц, убирая квартиру, Дашина мама нашла за диваном два платьица, те самые, которые Даша считала украденными. Стыдно стало Даше за свои несправедливые подозрения и обвинения в воровстве, но извиняться она не стала, побоялась сознаться и сказать всем девочкам, что ошиблась. Вот и получалось, что платья давно уже найдены, а с Аней по-прежнему никто не играл. Сначала Даша трусливо молчала, видя несправедливое отношение к Ане, а потом не выдержала. Она вынесла из дому свою любимую куклу со всеми нарядами и, протянув ее Ане, сказала:
– На, возьми, она твоя. Прости, я была неправа и несправедлива к тебе.
Приложение 3
ПРИТЧА О ТОМ, КАКАЯ БЫВАЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил:
— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.
— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его.
Тогда старец приводил такой пример.
— Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?
Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо!
Отец Паисий продолжал:
— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?
— Да, справедливо! — сказали все.
Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал:
— Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну.
— Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец.
Приложение 4
Задание №1
Сказки: «Золушка», «Кот в сапогах», «Снежная королева».
Выпиши героев, которые несправедливо относились друг к другу?
Как бы ты изменил сюжет сказки, чтобы все было по справедливости.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2
Вопросы:
1.Почему люди совершают плохие поступки?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Как вы понимаете высказывание: «Поступок должен быть оценен по заслугам?»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.С какими моральными правилами тебе пришлось столкнуться в жизни, и какой вывод ты сделал?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как ты думаешь, быть справедливым сложно? Обоснуй свой ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание №3
Прочти книгу А. Гайдара «Тимур и его команда». Расскажи о героях книги, которые поступили справедливо по отношению к другим
Приложение 5
Кроссворд .
1.Одна из видов этики.
2. Одно из значений слова «мораль».
3. Философ, основатель этики, как науки.
4.Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
5. Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества.
6.Середина между трусостью и безрассудством.
7. Стремление человека к добру.
8.Антоним слова «добро».
9. Антоним слова «добродетель».
10.Черта характера человека, которая говорит о том, что он отвечает за собственный свободный выбор.
11.Синоним слова «зло».
12.Середина между расточительностью и скупостью.
13. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
14. Включает в себя предметы человеческого труда, а также идеи, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы и правила.
Кроссворд .
1.Одна из видов этики. (С……)
2. Одно из значений слова «мораль». ( П…..)
3. Философ, основатель этики, как науки. ( А….)
4.Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. (М…..)
5. Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества. ( С….)
6.Середина между трусостью и безрассудством. ( М…..)
7. Стремление человека к добру. (Д…..)
8.Антоним слова «добро». (З…)
9. Антоним слова «добродетель». ( П….)
10.Черта характера человека, которая говорит о том, что он отвечает за собственный свободный выбор. ( О…..)
11.Синоним слова «зло». (Д…)
12.Середина между расточительностью и скупостью. Щ….)
13. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. ( Э….)
14. Включает в себя предметы человеческого труда, а также идеи, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы и правила. (К….)
КЛЮЧ: Герб, гимн, Россия ,честь, Родина, Москва, победа.
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по курсу ОРКСЭ и презентация
Модуль " Основы буддийской культуры". Конспект урока №13 " Отношение к природе". Презентация к уроку....
конспект урокапо математике в 1 классе
Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...
конспект урокапо математике в 1 классе
Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...
Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри".
Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри"...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)
Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Семья" (4 класс)...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Дружба". Модуль "Светская этика"
Разработка урока поможет развить представление у учащихся о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества....
конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
на уроке даётся представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...