Конспект урока по Светской этике 4 класс по теме "Моральный долг"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Стародумова Эльза Викторовна

Урок к презентации по теме "Моральный долг" 4 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_11.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок 11 «Моральный долг».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Цели по содержанию

Образовательная цель: 

- способствовать формированию понятия моральный долг.

Развивающая цель:

- способствовать развитию умения высказывать свою точку зрения и уважения к другому мнению.

-способствовать развитию сознательного и добровольного выполнения моральных обязанностей.

Воспитательная цель:

- способствовать осознанию учащимися необходимости исполнения моральных норм.

- способствовать воспитанию патриотизма, уважения к родителям.

Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы :учебное пособие для общеобразовательных учреждений.  – М. Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справочные материалы для общеобразовательных учреждений.  – М. Просвещение, 2010. – 239 с.

3. Презентация к уроку «Моральный долг».

4. Раздаточный материал. Рассказ М. Скребцова «Сердце матери».

Ход урока:

1. -Организационный  момент.

Добро пожаловать, на урок этики! (Слайд №1)

2.Целеполагание и мотивация.

- Прочтите пословицы и постарайтесь вставить недостающее слово. (Слайд №2).

… платежом красен.

... невелик, да лежать не велит.

 Кто служит Родине, верно, тот … исполняет примерно.

-Верно, это слово долг (Слайд №3)

-Тема нашего урока будет связана с этим словом. Моральный долг. (Слайд №4).

-Какие цели поставим? (Слайд№5).

Узнать, что такое долг, моральный долг.

Учиться, на примерах других, исполнять моральный долг.

3.Актуализация знаний и умений.

-Объясните пословицу: «Долг платежом красен». (Платеж – плата, красен – хорош; за долги нужно платить, благодарить).

-Подумаем над пословицей: «Долг невелик, да лежать не велит». (Обещал, договаривался, выполняй, не медли).

-Перед кем мы всегда в долгу? (Мы в долгу перед людьми, которые дали нам  жизнь, мир и свободу.)

 -Как вы понимаете пословицу «Кто служит Родине, верно, тот долг исполняет примерно». ( Воины Отечественной войны 1812 года, защитники нашей Родины в годы В.О.войны, защитники Родины в мирное время, спортсмены, паралимпийцы, граждане, которые добросовестно трудятся на благо семьи, города и Родины).

-Вспомним, что такое моральный выбор? (Выбор между добром и злом, выбор пути добродетели или пути порока).

4.Первичное усвоение новых знаний.

Люди, о которых  я расскажу, сделали свой моральный выбор и пошли по пути добродетели. В городе Кирове существует областная молодежная поисковая организация «Долг». (Слайд№6) Главной задачей добровольцев является найти и предать земле останки погибших солдат со времен Великой Отечественной войны. Судьба этих солдат неизвестна родственникам. Поисковики сообщают родным, передают найденные предметы. Определить бойца, его имя, фамилию, город – тяжелая задача. Определяют поисковики по медальону, по другим вещам солдат. Например, найдены останки бойца, у которого за голенищем валенка находился магазин от пистолета и ложка с выцарапанной фамилией и домашним адресом. Информацию передали родственникам и торжественно похоронили солдата.

В ходе поисковых операций находят поисковики и немецких солдат. Их захоронением занимаются специальные службы Германии. Добровольцы 2 раза в год весной и осенью ездят на места сражений, живут в полевых условиях. Под руководством Юрия Семененко, на добровольной основе был создан музей на улице Маклина,59 (Т.579330) в нашем городе. Экспонаты музея – живые участники боевых сражений: оружие, медальоны, фляжки, ложки, кусочек знамени. Эти молодые люди бескорыстно помогают своим соотечественникам, выполняют свой моральный долг! (Слайд №7).

5 Осознание и осмысление нового учебного материала.

-Понять, что такое моральный долг нам поможет текст в учебнике на странице 26.

-Прочтем, что мы узнаем на уроке? (Читают первые 2 абзаца)

-Совершая добрые дела и поступки, ученик и любой человек, исполняет установленные в обществе моральные нормы. (Слайд №8)

-Прочтем еще об одной моральной обязанности.

-Уважение к другим людям, к их мнению записано в Декларации прав человека. (Слайд№9)

-Следующая моральная обязанность заставляет задуматься: Как я поступаю? Читаем.

-Что значит, бескорыстная помощь? (Слайд№10)

-Прочтем про благодарность. (Слайд№11)

-О каких моральных обязанностях идет речь дальше в нашем учебнике? (Слайд №12,13,14)

-Прочтем. –

-О какой моральной обязанности говорилось в учебнике, но нет слайда?

-Верно, это профессиональный долг. Интересно узнать, а как понимают ваши родители профессиональный долг? Узнайте у родителей и поделитесь с нами.

-Я считаю, что к моральной обязанности относится и помощь своим братьям и сестрам и не только младшим, но и старшим.

-Какую помощь вы оказываете своим сестрам и братьям?

6 Первичное закрепление нового учебного материала.

-Что такое моральный долг? (Слайд №15)

-Перечислим основные моральные обязанности. (Слайд №16)

-Что значит исполнять моральные обязанности? (Слайд№17)

Заканчивая разговор о моральном долге нельзя не рассказать о движении, которое существует в мире. Это «Волонтерство». (Слайд№18 №19) Волонтёрская, или добровольческая, деятельность осуществляется на основе привлечения людей разных возрастов для оказания помощи без расчёта на денежное или иное вознаграждение.

Вот пример волонтерского движения в нашем городе: (Слайд№20)

С 6 по 17 июля 2013 года в городе Казань пройдет Всемирная летняя Универсиада. В организации этого масштабного мероприятия примут участие 20 тысяч волонтеров. 14 тысяч из Казани, 5 тысяч – из регионов и одна тысяча приедет из зарубежья.

Универсиада является вторым по значимости спортивным событием после Олимпийских Игр.

Как уже известно, 100 студентов из Кирова также отправятся летом в Казань.

Кировчане начали отправлять заявки для участия в отборе волонтеров 50 кировских студентов от ВятГУ и ВятГГУ отправятся на мероприятие вместе с воспитанниками еще 42 вузов страны

Из всех желающих кировчан  будут отобраны 100 человек. Сейчас полным ходом идет прием заявок. Везунчики поедут на спортивное событие в июле следующего года, где им будет выдана вся необходимая экипировка, также бесплатным будет проживание и питание во время Универсиады. В свободное время для приезжих групп будут организованы экскурсии по Казани.

Знание иностранного языка, физическое здоровье, коммуникабельность и трудолюбие – такими качествами должен обладать волонтер Всемирного праздника спорта, именно это будет учитываться при отборе.

-Какие примеры волонтерства вы знаете? Волонтеры из нашего города помогали в Крымск летом 2012 года.

-Помощь наших земляков для пострадавших в Крымске, наши люди откликнулись на беду. (Слайд №21)

-Вы знаете, что в городе Кирово-Чепецке построены детские площадки для детей на средства известной модели Натальи Водяновой. И ее доброе сердце не осталось равнодушным к событию в Крымске, она считала своим моральным долгом оказать помощь детям разрушенного Крымска. Волонтеры помогли ей осуществить эти планы.(Слайд №22)

7 Домашнее задание. Страница 18 - 19 вопросы и задания. (Слайд №23)

Прочти рассказ М. Скребцовой «Сердце матери» для всех членов семьи.(Смотри рассказ в приложении к уроку)

Узнайте у родителей, что для них профессиональный долг и расскажи на уроке.

8 Подведение итогов и рефлексия.

-Вопросы (Слайд №24,25.26)

-Спасибо за урок. (Слайд № 27)

Приложение к уроку.

М. Скребцова «Сердце матери»

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками – тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза  мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом - от палящего солнца. Березки быстро подросли и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я- самое высокое дерево в лесу.» Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола.

Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла. Ни на минуту Береза не забывала о свои  детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол  Березы покачнулся. Падая она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при  падении ни одной из трех тонкоствольных дочек. С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол.

Если вы  набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы – он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…

х.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по светской этике

урок дан в курсе ОРКСЭ...

Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»

Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....

Конспект урока «Основы светской этики» по теме « Дружба» в 4 классе.Рахимова Фарзана фаритовна МБОУ СОШ №4

Цель: 1. Расширение знаний детей о дружбе.2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения..Развивать речевые умения.3.Воспитывать дружеские в...

конспект урока по светской этике в 4 классе "Стыд.Вина.Извинение"

4 класс Урок № 21 Модуль «Основы светской этики»Тема: «Стыд, вина и извинение»Цель:        Создать условия для формирования этических норм по...

Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область

Тема урока: «Жизнь человека священна.» Разговор пойдет о таком важно понятии, как жизнь человека. О том как к ней надо относится....

Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область Учитель: Костенко Е.Н.

Тема: « Уметь понять и простить». Будем говорить как создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий и осознания своих поступков и поступков других людей, через поняти...