Конспект урока по Светской этике 4 класс по теме "Моральный долг"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 11 «Моральный долг».
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Цели по содержанию
Образовательная цель:
- способствовать формированию понятия моральный долг.
Развивающая цель:
- способствовать развитию умения высказывать свою точку зрения и уважения к другому мнению.
-способствовать развитию сознательного и добровольного выполнения моральных обязанностей.
Воспитательная цель:
- способствовать осознанию учащимися необходимости исполнения моральных норм.
- способствовать воспитанию патриотизма, уважения к родителям.
Оборудование к уроку:
Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы :учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2010. – 63 с.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2010. – 239 с.
3. Презентация к уроку «Моральный долг».
4. Раздаточный материал. Рассказ М. Скребцова «Сердце матери».
Ход урока:
1. -Организационный момент.
Добро пожаловать, на урок этики! (Слайд №1)
2.Целеполагание и мотивация.
- Прочтите пословицы и постарайтесь вставить недостающее слово. (Слайд №2).
… платежом красен.
... невелик, да лежать не велит.
Кто служит Родине, верно, тот … исполняет примерно.
-Верно, это слово долг (Слайд №3)
-Тема нашего урока будет связана с этим словом. Моральный долг. (Слайд №4).
-Какие цели поставим? (Слайд№5).
Узнать, что такое долг, моральный долг.
Учиться, на примерах других, исполнять моральный долг.
3.Актуализация знаний и умений.
-Объясните пословицу: «Долг платежом красен». (Платеж – плата, красен – хорош; за долги нужно платить, благодарить).
-Подумаем над пословицей: «Долг невелик, да лежать не велит». (Обещал, договаривался, выполняй, не медли).
-Перед кем мы всегда в долгу? (Мы в долгу перед людьми, которые дали нам жизнь, мир и свободу.)
-Как вы понимаете пословицу «Кто служит Родине, верно, тот долг исполняет примерно». ( Воины Отечественной войны 1812 года, защитники нашей Родины в годы В.О.войны, защитники Родины в мирное время, спортсмены, паралимпийцы, граждане, которые добросовестно трудятся на благо семьи, города и Родины).
-Вспомним, что такое моральный выбор? (Выбор между добром и злом, выбор пути добродетели или пути порока).
4.Первичное усвоение новых знаний.
Люди, о которых я расскажу, сделали свой моральный выбор и пошли по пути добродетели. В городе Кирове существует областная молодежная поисковая организация «Долг». (Слайд№6) Главной задачей добровольцев является найти и предать земле останки погибших солдат со времен Великой Отечественной войны. Судьба этих солдат неизвестна родственникам. Поисковики сообщают родным, передают найденные предметы. Определить бойца, его имя, фамилию, город – тяжелая задача. Определяют поисковики по медальону, по другим вещам солдат. Например, найдены останки бойца, у которого за голенищем валенка находился магазин от пистолета и ложка с выцарапанной фамилией и домашним адресом. Информацию передали родственникам и торжественно похоронили солдата.
В ходе поисковых операций находят поисковики и немецких солдат. Их захоронением занимаются специальные службы Германии. Добровольцы 2 раза в год весной и осенью ездят на места сражений, живут в полевых условиях. Под руководством Юрия Семененко, на добровольной основе был создан музей на улице Маклина,59 (Т.579330) в нашем городе. Экспонаты музея – живые участники боевых сражений: оружие, медальоны, фляжки, ложки, кусочек знамени. Эти молодые люди бескорыстно помогают своим соотечественникам, выполняют свой моральный долг! (Слайд №7).
5 Осознание и осмысление нового учебного материала.
-Понять, что такое моральный долг нам поможет текст в учебнике на странице 26.
-Прочтем, что мы узнаем на уроке? (Читают первые 2 абзаца)
-Совершая добрые дела и поступки, ученик и любой человек, исполняет установленные в обществе моральные нормы. (Слайд №8)
-Прочтем еще об одной моральной обязанности.
-Уважение к другим людям, к их мнению записано в Декларации прав человека. (Слайд№9)
-Следующая моральная обязанность заставляет задуматься: Как я поступаю? Читаем.
-Что значит, бескорыстная помощь? (Слайд№10)
-Прочтем про благодарность. (Слайд№11)
-О каких моральных обязанностях идет речь дальше в нашем учебнике? (Слайд №12,13,14)
-Прочтем. –
-О какой моральной обязанности говорилось в учебнике, но нет слайда?
-Верно, это профессиональный долг. Интересно узнать, а как понимают ваши родители профессиональный долг? Узнайте у родителей и поделитесь с нами.
-Я считаю, что к моральной обязанности относится и помощь своим братьям и сестрам и не только младшим, но и старшим.
-Какую помощь вы оказываете своим сестрам и братьям?
6 Первичное закрепление нового учебного материала.
-Что такое моральный долг? (Слайд №15)
-Перечислим основные моральные обязанности. (Слайд №16)
-Что значит исполнять моральные обязанности? (Слайд№17)
Заканчивая разговор о моральном долге нельзя не рассказать о движении, которое существует в мире. Это «Волонтерство». (Слайд№18 №19) Волонтёрская, или добровольческая, деятельность осуществляется на основе привлечения людей разных возрастов для оказания помощи без расчёта на денежное или иное вознаграждение.
Вот пример волонтерского движения в нашем городе: (Слайд№20)
С 6 по 17 июля 2013 года в городе Казань пройдет Всемирная летняя Универсиада. В организации этого масштабного мероприятия примут участие 20 тысяч волонтеров. 14 тысяч из Казани, 5 тысяч – из регионов и одна тысяча приедет из зарубежья.
Универсиада является вторым по значимости спортивным событием после Олимпийских Игр.
Как уже известно, 100 студентов из Кирова также отправятся летом в Казань.
Кировчане начали отправлять заявки для участия в отборе волонтеров 50 кировских студентов от ВятГУ и ВятГГУ отправятся на мероприятие вместе с воспитанниками еще 42 вузов страны
Из всех желающих кировчан будут отобраны 100 человек. Сейчас полным ходом идет прием заявок. Везунчики поедут на спортивное событие в июле следующего года, где им будет выдана вся необходимая экипировка, также бесплатным будет проживание и питание во время Универсиады. В свободное время для приезжих групп будут организованы экскурсии по Казани.
Знание иностранного языка, физическое здоровье, коммуникабельность и трудолюбие – такими качествами должен обладать волонтер Всемирного праздника спорта, именно это будет учитываться при отборе.
-Какие примеры волонтерства вы знаете? Волонтеры из нашего города помогали в Крымск летом 2012 года.
-Помощь наших земляков для пострадавших в Крымске, наши люди откликнулись на беду. (Слайд №21)
-Вы знаете, что в городе Кирово-Чепецке построены детские площадки для детей на средства известной модели Натальи Водяновой. И ее доброе сердце не осталось равнодушным к событию в Крымске, она считала своим моральным долгом оказать помощь детям разрушенного Крымска. Волонтеры помогли ей осуществить эти планы.(Слайд №22)
7 Домашнее задание. Страница 18 - 19 вопросы и задания. (Слайд №23)
Прочти рассказ М. Скребцовой «Сердце матери» для всех членов семьи.(Смотри рассказ в приложении к уроку)
Узнайте у родителей, что для них профессиональный долг и расскажи на уроке.
8 Подведение итогов и рефлексия.
-Вопросы (Слайд №24,25.26)
-Спасибо за урок. (Слайд № 27)
Приложение к уроку.
М. Скребцова «Сердце матери»
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками – тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом - от палящего солнца. Березки быстро подросли и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я- самое высокое дерево в лесу.» Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола.
Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла. Ни на минуту Береза не забывала о свои детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек. С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол.
Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы – он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…
х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по светской этике.
конспект урока...
конспект урока по светской этике
урок дан в курсе ОРКСЭ...
Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»
Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....
Конспект урока «Основы светской этики» по теме « Дружба» в 4 классе.Рахимова Фарзана фаритовна МБОУ СОШ №4
Цель: 1. Расширение знаний детей о дружбе.2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения..Развивать речевые умения.3.Воспитывать дружеские в...
конспект урока по светской этике в 4 классе "Стыд.Вина.Извинение"
4 класс Урок № 21 Модуль «Основы светской этики»Тема: «Стыд, вина и извинение»Цель: Создать условия для формирования этических норм по...
Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область
Тема урока: «Жизнь человека священна.» Разговор пойдет о таком важно понятии, как жизнь человека. О том как к ней надо относится....
Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область Учитель: Костенко Е.Н.
Тема: « Уметь понять и простить». Будем говорить как создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий и осознания своих поступков и поступков других людей, через поняти...