Конспект урока на тему "Альтруизм и эгоизм"; Светская этика - 4 класс.
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Назаренко Татьяна Владиславовна

Цель урока: формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

·         Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий

·         Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас

·         Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами

·         Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урока: формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий
  • Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас
  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами
  • Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе

предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм».

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Участники: учащиеся 4 класса.

Тип урока: урок открытия нового знания

Использованные программы для подготовки к уроку:

  • Power point (для создания презентации)

Этапы  урока.

Деятельность  учителя.

Деятельность учащихся.

Настрой  на  урок.

Операционно-познавательный: Повторение.

Вводно-мотивационный этап.

Определение темы урока  и  постановка  учебной  задачи.

Операционно-познавательный:

Открытие  нового  знания.

Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала.

Домашнее  задание.

Рефлексия

.

В жизни  по-разному можно жить -

Можно  в беде, а можно в радости.

Вовремя  есть, вовремя пить,

Вовремя делать  шалости.

А  можно  так:  на рассвете  встать -и,  помышляя  о чуде,

Рукой  обожженною  солнце достать

И  подарить  его  людям.

Р-та, давайте  подарим  себе   и  друг  другу  наш  сегодняшний  урок.

- Каким  бы  вы хотели  его  видеть?  (интересным, увлекательным, добрым...)

- Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир этики.

-  В начале урока вспомним с какими же нравственными понятиями  познакомились на прошлых занятиях.

 Соотнесите  понятие с его определением (работа в парах по опорным карточкам)

1.     Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п. … (справедливость)

2.  Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними…(добро)

3.     То, что мораль стремиться устранить и исправить … (зло)

4.   Черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор … (ответственность)

5   Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом … (добродетель)

6.    Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется … (порок)

- К какой категории относятся эти понятия? (нравственные)

- Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Чтобы узнать о каких, нужно расшифровать слова:

ЗМИУРТЬЛА (альтруизм)  ЗМИОГЭ (эгоизм)

-И так какая тема нашего урока?

- Кто сможет сформулировать  цели урока? (познакомимся  с  такими  понятиями, как  альтруизм  и  эгоизм. узнаем  как  эти  понятия  связаны  между  собой, как  проявляются  в жизни)

- В конце урока посмотрим  достигнем ли данных целей.

Предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. (Повторяются правила работы в группе).

Я предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение  понятий "альтруизм и эгоизм" (ответы детей записываются на доске).

-  Теперь нам предстоит доказать, правы ли мы в наших суждениях.

Катаев  "Цветик - семицветик" (отрывок из м/ф)

- Из какой сказки отрывок?

- Кто автор?

- Вспомните какие  желания были у девочки вначале?

- Исполнение этих желаний принесло ей удовлетворение? Как вы думаете почему?

- Как поступила  девочка в конце сказки?

- Какие человеческие  качества она проявила? Почему ей было так радостно на душе?

- Какой вывод  мы можем сделать? (Как здорово помогать другим)

- Работа с  притчей "Морские  звезды" (можно включить песню  Копыловой)

-  Ваша задача -  внимательно  прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика из притчи и сравнить его с поступком девочки Жени.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и 
бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка 
морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы 
морских звезд, берег был буквально усеян ими намного километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских
звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

- Чем занимался мальчик?

- Почему прохожий посчитал мальчика глупым?

- Как вы думаете, что понял прохожий после разговора с мальчиком?

-Как по вашему мнению  закончится притча?

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. 

- Какие черты характера проявляются в поступке мальчика? (доброта, сострадание, желание помочь другим людям)

-Что общего в поступках мальчика  из притчи и девочки из сказки «Цветик – семицветик»? ( Они совершили поступки не для себя, а во благо других).

  - Как вы думаете о каком нравственном понятии шла речь в этой притче  и в сказке?   (об альтруизме).

-Так  что же такое альтруизм?

Работа со словарями.

-  Где мы можем посмотреть определение этого понятия? ( спросить, найти в интернете, прочитать в словарях, в учебнике)

1  гр.- найдет определение в толковом  словаре Ожегова

2  гр.- в словаре инос -  х  слов

3  гр.-в учебнике  

Зачитывают.    

  Если  альтруизм - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами  (Ожегов), то  кто такой  альтруист?

Альтруист-человек, любящий других больше СЕБЯ, хочет, чтобы всем было хорошо.

Подбор синонимов.

.-На ваших партах имеются карточки с написанными на них словами. Выберите  из них синонимы к слову альтруизм и подчеркните их красным цветом. Один ребенок выбирает карточки с синонимами за доской.

- Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами.

Среди ваших слов прозвучало слово -  МИЛОСЕРДИЕ. Рассказ учителя.

Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.

А ведь движение милосердия имеет целую историю.    Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем.  Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых  свои личные средства вкладывали в благотворительность. Меценатами так же были Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Павел Третьяков и др.   В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль- выдающийся педиатор и хирург, спасающий детей во всех точках земного шара  во время войн, землятресений, бедствий. Именно этот врач вел переговоры с террористами в Беслане.

-Нужно ли милосердие сегодня?  (Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям)

-А вы  кому можете помочь? (близким людям...) Как?

-Нужно ли проявлять милосердие к людям, оставшимся без крова и вынужденных скитаться по улицам в поисках пищи? В чем оно будет заключаться?

- Получается альтруизм это добродетель?

  Посмотрите на картинку на стр.30 учебника. Что за история произошла?

- На рисунке человек отдает все, что купил, людям. Оцените его поступок (работа в группах)

Если дети не догадаются, то в помощь можно задать вопросы:

- А в итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку!

- Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям? (нет, они хорошо одеты) Зачем тогда он с ними делился?

- Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям…)

При всей своей привлекательности альтруизм  не свободен от недостатков. Так , больше ценятся  альтруистические поступки, направленные  на благо "дальнего", на помощь случайным людям. При этом  о ближних, о родных людях забываем. А этого, ребята, не должно быть.

Но существует еще такое понятие как волонтерство.  Во всем мире развито волонтерское движение.

-Кто такой волонтер?

Волонтер – человек, добровольно занимающийся общественно полезной деятельностью  (примеры).

- Можно ли  волонтера  назвать  альтруистом? 

Волонтер, как и альтруист, тоже делает  добро для других и не ждет  взамен благодарности.

-Как вы думаете,если человек сегодня сделал доброе дело. А следующее  доброе дело решит сделать через месяц, два, год. Можно его назвать альтруистом? Почему?

- Добрые дела нужно делать осознанно, а не от случая к случаю...

Физминутка  Игра "Альтруизм или эгоизм"

Включается отрывок из м/ф о попугае Кеше.

- Какое качество проявилось в характере Кеши? (эгоизм) Почему вы так считаете?

-Так что же такое эгоизм?  Найдите определение в учебнике.

Эгоизм  от латинского ego - я

Один ребенок  работает со словарем.

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

(Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка).

 Эгоизм есть чрезмерная любовь к себе. (Аристотель)          

- Подберем синонимы к слову эгоизм. Подвиньте опорные карточки и подчеркните слова-синонимы черным цветом.

-Прочитаем их, не повторяясь, по цепочке.

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите  это слово?

(Приведите примеры проявления эгоизма в жизни  (не поделился конфетами, не передал домашнее задание...) Примеры крайнего эгоизма.

-Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?

-А сейчас я предлагаю вам изобразить отрезок, крайними точками которого будут понятия «альтруизм» и «эгоизм»

- Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке там, где вы считаете нужным.

-Я предлагаю вам послушать ещё одну притчу.

 Собрались как-то раз мудрецы и стали спорить, какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово - «мера».

-Какой вывод  мы можем сделать?

(Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим близким).

-Ребята, есть такое понятие - разумный эгоист.

-Как вы думаете, кто такой разумный эгоист? Зачитайте в учебнике.

-Как вы думаете быть разумным  эгоистом, это хорошо?

-Где на нашем отрезке находится разумный эгоист?

-Для закрепления изученного я предлагаю каждой группе выбрать конверт с заданием.

1 группа.

Работа с пословицами.  Восстановите пословицы.

Объясните  их смысл. Распределите на 2 группы.

Собака на сене лежит - сама не ест и другим не дает.  

Люблю тебя, когда я у тебя; постыл ты мне, когда ты у меня.

После меня хоть трава не расти.

Жизнь дана на добрые дела.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

2  группа

Прочитайте рассказ. Определите его тему и  основную мысль.  Подберите название.

 В. Сухомлинский

Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.

- Ты у нас самый красивый! – говорит мама.

-Ты у нас самый умный! – говорит папа.

- Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.

- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.

Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг  - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.

И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.

- Будут ли довольны родители Андрейкой, когда состарятся? Почему?

3 группа. 

Найдите выход из ситуации.

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

Варианты ответов:

  1. Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.
  2. Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.
  3. Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.
  4. Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

- Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?

Тренажер (компьютер)-самопроверка. См. по времени.

1.Вставь пропущенное слово.

- Бескорыстные действия, направленные на благо  другого человека или общества, наз.....(альтруизм)

- Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в ущерб интересам общества или других людей, наз.... (эгоизм)

- Распредели высказывания на 2 группы: в одну перетащите те, в которых речь ведется об альтруизме, в другую, говорящие об эгоизме.

*одноклассник не передал домашнее задание

*человек бесплатно отремонтировал квартиру соседу

*человек исполнил просьбу незнакомого ребенка

*мальчик не поделился подаренными конфетами

Укажите высказывания, в которых говорится о проявлении крайнего эгоизма:

-удовлетворение своих интересов

-пренебрежение правами других людей

-неуважение к другим людям

-высокое самомнение

-проявление заботы о себе

Игра «Волшебный цветок добра».

Станьте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте, что в моих руках ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздаю по зёрнышку. Держите их очень бережно, чтобы они не упали.

               - А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышки, посадите его внутрь себя. Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит  в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастёт только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

        Нарисуйте в своём воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите своё добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко. (музыка)

                 А теперь откройте глаза. Сядьте на места.

Домашнее задание: Чтобы проросли ваши зёрнышки, необходимо дома записать добрые дела, которые вы совершите до следующего урока на лепестках цветика-семицветика.

Рассказать своим близким все, о чем говорили на уроке, а кто забудет, сможет прочитать в учебнике на с.30-31.

А те дети, кто захочет пофантазировать, могут сочинить сказочную историю  на тему «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей» (по желанию)

Чтобы проросли ваши зёрнышки, необходимо дома записать добрые дела, которые вы совершите до следующего урока на лепестках цветика-семицветика.

Рассказать своим близким все, о чем говорили на уроке, а кто забудет, сможет прочитать в учебнике на с.30-31.

А те дети, кто захочет пофантазировать, могут сочинить сказочную историю  на тему «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей» (по желанию)

Давайте подведем итог нашего урока.

-Раскрыли мы цели, поставленные в начале урока? Узнали, что такое альтруизм и эгоизм? Тогда закончите фразы:

- Теперь я знаю, что «альтруизм» - это  …

- Теперь я знаю, что «эгоизм» - это  …

Возвращаемся к высказываниям, записанным на доске. Определяем какие верные.

-Мне сегодня запомнилось  на уроке ..

- Самым сложным для меня было...

Была ли для вас полезна наша встреча? Если да, то прикрепите на доску стикер зелёного цвета, если нет,  то стикер красного цвета.

Работа с былью

Свой урок я хочу закончить одной былью . «Цепочка любви».

«Брайан ехал по пустынной дороге, когда увидел на обочине заглохший автомобиль. В нем сидела пожилая женщина, которая выглядела совершенно растерянной. Он остановился перед ее машиной, вышел из нее и направился к отчаявшейся женщине. Дама ощутила испуг. За все время, пока она сидела в машине, никто не остановился. А этот молодой человек, не причинит ли он зла? «Я вам помогу, мадам, - сказал он. – «Пересядьте в мою машину, там Вам будет немного теплее. Мое имя Брайан Андерсон». Он обнаружил, что у машины лопнуло колесо. Но в силу возраста женщина не могла справиться с этим сама. Брайан присел на корточки, посмотрел под машиной, чтобы определить, куда поставить домкрат, потер руки, чтобы согреть пальцы, и принялся за работу. Поменяв колесо, Брайан улыбнулся. Дама спросила, сколько она должна за работу, уточнив, что цена не имеет значения. Брайан ответил, что она ему ничего не должна. Он просто помог кому-то в трудную минуту. И только Бог знает, сколько раз люди помогали ему в прошлом. Он сказал, что если ей действительно хочется заплатить, то в следующий раз, когда она увидит кого-то в нужде, пусть вспомнит о нем и окажет помощь тому человеку.

Через несколько километров женщина увидела ресторан. Она вошла в него, чтобы обогреться и перекусить. Девушка, которая ее обслуживала, приветливо улыбнулась, несмотря на то, что целый день была на ногах. Дама видела, что ни работа, ни ее беременность, ни усилия не лишили эту девушку приветливости. Дама закончила свой ужин и заплатила за него банкнотой в сто долларов. Девушка пошла за сдачей, а женщина быстро вышла из ресторана. Вернувшись, девушка обнаружила только записку на столе. Слезы брызнули из ее глаз, когда она прочитала то, что написала ей дама: «Вы мне ничего не должны. Кто-то помог мне сегодня, как и я это делаю для вас. Я вас попрошу: не позвольте этой цепочке любви закончиться на вас». Под салфеткой на столе лежали еще четыре банкноты по сто долларов. Откуда дама могла знать о том, как нуждалась она и ее муж? Дома девушка, прижавшись к мужу, тихо сказала: «Все будет хорошо, Брайан Андерсон».

Твое добро вернется к тебе.  …А может, и не вернется. Иногда так бывает. Кто-то рвет цепочку любви. Но ты продолжай протягивать руку помощи.

-Как бы вы назвали эту быль? Какова ее основная мысль?

Пожелания учащимся.

-Я думаю, мы свами цепочку любви не прервем. И постараемся сделать как можно больше добрых дел!

Звучит песня   Мигули "Спешите делать добрые дела"

Слушают.

Работа обучающихся по карточкам.

Ответы  обучающихся, основанные  на  личных  знаниях.

Работа  в  группах.

Просмотр  отрывка  из мультфильма "Цветик-семицветик"

Обсуждение.

Работа  с  притчей  "Морские  звезды"

Дети высказывают  свое  мнение  об услышанном.

Сравнение  сказки  и  притчи.

Определение  понятие "альтруизм"

Работа со словарями.

Подбор синонимов к слову "альтруист" (работа с карточками).

Знакомство  с  понятием  "милосердие"

Работа  по учебнику.

Подведение  к выводу, что  альтруизм  не  лишен  недостатков.

Рассуждения детей.

Просмотр  отрывка  из м/ф  "О попугае кеше". Рассуждения детей о просмотренном.

Работа  с учебником.

Нахождение  определения понятию "эгоизм".

Работа  со словарями.

Подбор синонимов к  слову "эгоизм". Работа с карточками.

Примеры  детей  с опорой на  жизнен. опыт.

Рассуждения детей.

Выводы  обучающихся.

Восстановление пословиц, объяснения  смысла.

Анализ  рассказа, выводы.

Анализ ситуаций.

Работа  с тренажером (по компьютеру)

Тренинг.

Запись д/з.

Используемые ресурсы:

  1. Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010
  2. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Притчи . http://www.libo.ru/libo433.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по предмету "Светская этика". Тема - "Добро и зло". 4 класс.

Разработка урока по предмету "Светская этика" на тему "Добро и зло". К уроку подготовлена презентация....

Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...

ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

ОРКСЭ «Основы светской этики»    тема: «Добро и зло»...

Конспект урока 12 "Основы светской этики" 4 класс

Конспект урока №12 "Основы светской этики " по теме :"Справедливость"...

Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».

Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону,  как системе норм и правил поведения,  как порядке,...

Конспект урока по основам светской этики в 4 классе "Обычаи и обряды русского народа"

Урок по основам светской этики в 4 классе " Обычаи и обряды русского народа". Автор учебника М.Т.Студеникин. Урок   познакомит учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обы...

Конспект урока(модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

На уроке ученики учатся осознавать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе;  соотносить понятия «стыд» и «совесть»....